Налогообложение в России в 2004 году
Материал из Documentation.
В 2004 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 18,8 % ВВП.[1]
Содержание |
[править] Хронология
С 1 января 2004 года был отменён налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социально значимых товаров.[2][3]
27 января 2004 г. Путин на встрече с пенсионерами в ходе рабочей поездки в Ленинградскую область заявил, что закон «Об унификации налогообложения в сельскохозяйственном производстве» снижает нагрузку на сельскохозяйственные предприятия, в целом снижает и упрощает расчеты по уплате налогов. Президент считает этот закон хорошим инструментом для оздоровления всего сельскохозяйственного сектора. Предпринимаются и другие шаги для поддержки сельского хозяйства, такие как предоставление кредитов «под урожай», передача сельскохозяйственной техники на условиях лизинга. В 2003 году проведены мероприятия по привлечению импорта продуктов сельскохозяйственного назначения. Все эти меры пошли на пользу внутренним товаропроизводителям, прежде всего в животноводстве.[4]
В марте 2004 года должность руководителя свежесозданной Федеральной налоговой службы получил бывший глава петербургского управления МНС Анатолий Сердюков.[5]
19 марта 2004 года Путин на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли заявил, что налоговая реформа — один из инструментов борьбы с бедностью. Именно через адекватную налоговую систему можно обеспечить повышение уровня оплаты труда, исключить «серые схемы» выплат денежного вознаграждения. Условия налогообложения должны быть равными для всех предприятий, работающих в одной сфере, а налоговая система в целом должна быть необременительной для бизнеса. После завершения реформы основные компоненты налоговой системы не должны пересматриваться много лет. Президент перечислил основные направления налоговой реформы:[6]
- снижение единого социального налога с одновременным укреплением доходной базы государственных внебюджетных фондов и обеспечением социальных гарантий граждан;
- реформирование налогообложения в сфере природных ресурсов; система платежей в этой области должна обеспечивать изъятие справедливого и экономически обоснованного объема природной ренты;
- перераспределение налоговых источников между уровнями власти в рамках реформы межбюджетных отношений.
Председателю Правительства поручено представить полный пакет предложений по изменениям в налоговой системе, а также по законодательным изменениям, связанным с принятием основополагающих актов по разграничению полномочий между уровнями власти.
В апреле 2004 года Алексей Кудрин заявил: «Если вы имеете в виду налоговую часть дела [ЮКОСа], то в отношении ЮКОСа мы всего лишь начали выдвигать претензии. Если вы хотите спросить, перестанут ли у нас в стране преследовать за неуплату налогов, то я заявляю, что в России, как и в других цивилизованных государствах, всегда будут преследовать тех, кто незаконно уклоняется от налоговых платежей».[7]
5 апреля 2004 года Путин подписал Федеральный закон № 16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О внесении изменений в главу 26-прим части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“». Федеральный закон направлен на дальнейшее совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и призван обеспечить соблюдение прав и интересов данной категории налогоплательщиков. Федеральный закон уточняет порядок отнесения принятых к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями сумм налога на добавленную стоимость при переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), а также порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость при возврате к общему режиму налогообложения. Вносимые федеральным законом изменения позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям избежать необоснованных расходов при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, федеральным законом до 1 июня 2004 года продлевается срок подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.[8]
26 мая 2004 года в послании Федеральному собранию Путин заявил, что налоговая система должна стать необременительной для бизнеса. Она должна быть более благоприятной для инвестирования, а условия налогообложения — равными для предприятий, работающих в одной сфере. Необходимо вывести из «тени» значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении. Наряду с изменением процедур взимания налога на добавленную стоимость надо пойти на дальнейшее снижение ставки НДС, решить вопрос о своевременном возмещении налога по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить налогообложение авансовых платежей.[9][10]
В июле 2004 года Путин высказался за разграничение «правомерной практики налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов».[11]
2 ноября 2004 года Путин подписал Федеральный закон № 127-ФЗ, который дополняет Налоговый кодекс новой главой 25.[12]
[править] Акцизы
С 1 января 2004 года был отменён акциз на природный газ.[13]
[править] Налоговые проверки
По итогам первых 8 месяцев 2004 года сумма, предъявляемая к уплате по итогам одной налоговой проверки, составляла в среднем 738 млн рублей.[14]
[править] Топливно-энергетический комплекс
Осенью 2004 года холдингу ТНК-ВР предъявили претензии за прошлую деятельность его российской составляющей — ТНК.[15]
[править] Прочее
На 2004 год в России действовала следующая законодательно закреплённая система налогов и сборов:
- Федеральные налоги и сборы:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина;
- налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налог на операции с ценными бумагами;
- плата за пользование водными объектами;
- сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
- сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
- сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Региональные налоги и сборы:
- налог на имущество организаций;
- лесной доход;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
- Местные налоги и сборы:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу.
В 2004 году в России действовало почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин.
[править] Примечания
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
- ↑ Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
- ↑ Источник в Минфине: введение налога с продаж может ударить по правительству Медведева
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
- ↑ 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
- ↑ 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
- ↑ [1][2]
- ↑ http://krasnoyarsk.biz/news/2005/06/01/zakon/
- ↑ [3]
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
- ↑ «НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ СТАЛИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ» — МИНФИН
- ↑ Проблемы налогообложения нефтяной отрасли России