Налогообложение в России в 2004 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2004 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 18,8 % ВВП.[1]

Содержание

[править] Хронология

С 1 января 2004 года был отменён налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке — 10 % для социально значимых товаров.[2][3]

27 января 2004 г. Путин на встрече с пенсионерами в ходе рабочей поездки в Ленинградскую область заявил, что закон «Об унификации налогообложения в сельскохозяйственном производстве» снижает нагрузку на сельскохозяйственные предприятия, в целом снижает и упрощает расчеты по уплате налогов. Президент считает этот закон хорошим инструментом для оздоровления всего сельскохозяйственного сектора. Предпринимаются и другие шаги для поддержки сельского хозяйства, такие как предоставление кредитов «под урожай», передача сельскохозяйственной техники на условиях лизинга. В 2003 году проведены мероприятия по привлечению импорта продуктов сельскохозяйственного назначения. Все эти меры пошли на пользу внутренним товаропроизводителям, прежде всего в животноводстве.[4]

В марте 2004 года должность руководителя свежесозданной Федеральной налоговой службы получил бывший глава петербургского управления МНС Анатолий Сердюков.[5]

19 марта 2004 года Путин на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли заявил, что налоговая реформа — один из инструментов борьбы с бедностью. Именно через адекватную налоговую систему можно обеспечить повышение уровня оплаты труда, исключить «серые схемы» выплат денежного вознаграждения. Условия налогообложения должны быть равными для всех предприятий, работающих в одной сфере, а налоговая система в целом должна быть необременительной для бизнеса. После завершения реформы основные компоненты налоговой системы не должны пересматриваться много лет. Президент перечислил основные направления налоговой реформы:[6]

  • снижение единого социального налога с одновременным укреплением доходной базы государственных внебюджетных фондов и обеспечением социальных гарантий граждан;
  • реформирование налогообложения в сфере природных ресурсов; система платежей в этой области должна обеспечивать изъятие справедливого и экономически обоснованного объема природной ренты;
  • перераспределение налоговых источников между уровнями власти в рамках реформы межбюджетных отношений.

Председателю Правительства поручено представить полный пакет предложений по изменениям в налоговой системе, а также по законодательным изменениям, связанным с принятием основополагающих актов по разграничению полномочий между уровнями власти.

В апреле 2004 года Алексей Кудрин заявил: «Если вы имеете в виду налоговую часть дела [ЮКОСа], то в отношении ЮКОСа мы всего лишь начали выдвигать претензии. Если вы хотите спросить, перестанут ли у нас в стране преследовать за неуплату налогов, то я заявляю, что в России, как и в других цивилизованных государствах, всегда будут преследовать тех, кто незаконно уклоняется от налоговых платежей».[7]

5 апреля 2004 года Путин подписал Федеральный закон № 16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон „О внесении изменений в главу 26-прим части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“». Федеральный закон направлен на дальнейшее совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и призван обеспечить соблюдение прав и интересов данной категории налогоплательщиков. Федеральный закон уточняет порядок отнесения принятых к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями сумм налога на добавленную стоимость при переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), а также порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость при возврате к общему режиму налогообложения. Вносимые федеральным законом изменения позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям избежать необоснованных расходов при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, федеральным законом до 1 июня 2004 года продлевается срок подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.[8]

26 мая 2004 года в послании Федеральному собранию Путин заявил, что налоговая система должна стать необременительной для бизнеса. Она должна быть более благоприятной для инвестирования, а условия налогообложения — равными для предприятий, работающих в одной сфере. Необходимо вывести из «тени» значительную часть оплаты труда, защитить социальные права работников и стимулировать заботу граждан о собственном пенсионном обеспечении. Наряду с изменением процедур взимания налога на добавленную стоимость надо пойти на дальнейшее снижение ставки НДС, решить вопрос о своевременном возмещении налога по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить налогообложение авансовых платежей.[9][10]

В июле 2004 года Путин высказался за разграничение «правомерной практики налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов».[11]

2 ноября 2004 года Путин подписал Федеральный закон № 127-ФЗ, который дополняет Налоговый кодекс новой главой 25.[12]

[править] Акцизы

С 1 января 2004 года был отменён акциз на природный газ.[13]

[править] Налоговые проверки

По итогам первых 8 месяцев 2004 года сумма, предъявляемая к уплате по итогам одной налоговой проверки, составляла в среднем 738 млн рублей.[14]

[править] Топливно-энергетический комплекс

Осенью 2004 года холдингу ТНК-ВР предъявили претензии за прошлую деятельность его российской составляющей — ТНК.[15]

[править] Прочее

На 2004 год в России действовала следующая законодательно закреплённая система налогов и сборов:

  1. Федеральные налоги и сборы:
    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на доходы физических лиц;
    • единый социальный налог;
    • государственная пошлина;
    • таможенная пошлина;
    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • платежи за пользование природными ресурсами;
    • налог на операции с ценными бумагами;
    • плата за пользование водными объектами;
    • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
    • сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
    • сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  2. Региональные налоги и сборы:
    • налог на имущество организаций;
    • лесной доход;
    • транспортный налог;
    • налог на игорный бизнес.
  3. Местные налоги и сборы:
    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на рекламу.

В 2004 году в России действовало почти три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин.

[править] Примечания

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  2. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  3. Источник в Минфине: введение налога с продаж может ударить по правительству Медведева
  4. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  5. 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
  6. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  7. 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
  8. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  9. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2004.shtml
  10. [1][2]
  11. http://krasnoyarsk.biz/news/2005/06/01/zakon/
  12. [3]
  13. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  14. «НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ СТАЛИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ» — МИНФИН
  15. Проблемы налогообложения нефтяной отрасли России
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты