Налогообложение в России в 2003 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2003 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 18,0 % ВВП.[1]

С 1 января 2003 года был введён транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).[2]

Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.[3]

В 2003 году была внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования.[4]

В 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволило зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган.[5]

В 2003 году Путиным были подписаны законы, предусматривающие с 1 января 2004 года:[6]

  • отмену налога с продаж;
  • снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 18 %;
  • отмену акциза на природный газ и введения вместо него ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 193 рублей за 1000 кубометров, а также увеличение экспортной пошлины на природный газ с 5 до 20 %;
  • отмену налогового контроля за расходами физических лиц (при приобретении ими недвижимого имущества, транспортных средств, акции, ценных бумаг, культурных ценностей, золота в слитках);
  • увеличение при налогообложении доходов граждан имущественного налогового вычета с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. при использовании ими указанных средств на строительство или приобретение жилья.

В 2003 году Путин своим указом освободил банки от обязанности сообщать в налоговые органы обо всех операциях физических лиц на сумму более 10 тысяч долларов. Был отменён налог с валютообменных операций в размере 1 %, что вывело из теневого оборота значительные суммы.[7]

Содержание

[править] Хронология

В марте 2003 года правительство в целом одобрило представленный Минфином план налоговой реформы на 2003—2005 годы.[8]

На заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004—2006 гг.[9]

16 мая 2003 г. в Послании Путина Федеральному Собранию говорилось, что основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учета и применения правовых норм, равенство субъектов налогообложения и разумный уровень налогов. В налоговой политике Правительство впервые перешло от ежегодного планирования к среднесрочному. Одобрена программа налоговых изменений на ближайшие 3 года. Далее следует разработать контуры налоговой системы, которая будет существовать в России долгие годы.[10]

7 июня 2003 г. N 65-ФЗ Путин подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ». Законом вводится в действие новая глава Налогового кодекса РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», которой устанавливается специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции». Указанный специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением некоторых налогов и сборов, уплата которых специально оговорена. Закон призван, с одной стороны, создать наиболее благоприятные условия для инвесторов, вкладывающих средства в поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, а с другой — гарантировать получение государством части прибыли от указанной деятельности. Закон принят Государственной Думой 21 мая 2003 года и одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года.[11]

20 июня 2003 г. Путин на ежегодной пресс-конференции для российских и зарубежных СМИ заявил, что перераспределение налоговой нагрузки является основной задачей Правительства в 2003—2004 годах. Это связано с тем, что необходимо создавать лучшие условия для развития перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей. В связи с этим Правительство планирует принять ряд мер. В частности, с 1 января 2004 года планируется снизить ставку НДС с 20 % до 18 %. Также планируется отменить налог с продаж. Будет улучшена структура налога на добычу полезных ископаемых, оптимизировано налогообложение физических лиц. Предлагается возместить расходы граждан на приобретение недвижимости. С 2005 года планируется снижение ставки ЕСН, что должно привести к дальнейшей легализации зарплат. Средства, высвобождаемые в результате налоговой реформы, будут инвестированы в экономику России.[12]

7 июля 2003 г. Президент В.Путин подписал Федеральный закон N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Закон принят Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом предусматривается снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов и производится индексация ставок акцизов. Вместе с тем отменяются акцизы, взимаемые с углеводородного сырья, с одновременным компенсирующим повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью.[13][14]

7 июля 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом предусматривается увеличить с 25 000 до 38 000 рублей предельный размер социальных налоговых вычетов, предоставляемых налогоплательщикам в случае оплаты ими в налоговом периоде расходов на обучение в образовательных учреждениях и расходов на услуги по лечению в медицинских учреждениях. Также увеличивается с 600 000 до 1 000 000 рублей предельный размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику при оплате им расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.[15]

7 июля 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой 20 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом расширяется право налогоплательщиков на получение стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. До принятия Федерального закона такие вычеты могли быть получены в упрощенном порядке только у работодателя. Это приводило к тому, что некоторые неработающие налогоплательщики, имеющие право на получение стандартных вычетов, были вынуждены проходить сложную процедуру, включающую в себя, в частности, подачу налоговой декларации. В результате внесенных данным Федеральным законом изменений налогоплательщики приобрели право получать стандартные налоговые вычеты у любого налогового агента. Такой порядок позволяет разрешить указанную выше проблему и в значительной мере улучшает положение налогоплательщиков. В первую очередь будут существенно сокращены процедуры, связанные с получением пенсионерами различных видов материальной помощи. Действие устанавливаемого Федеральным законом порядка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.[16]

7 июля 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 104-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц», принятый Государственной Думой 21 июня 2003 года и одобренный Советом Федерации 25 июня 2003 года. Федеральным законом признаются утратившими силу некоторые положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации в целях отмены налогового контроля за крупными расходами физических лиц.[17]

17 июля 2003 г. выступая на совещании по проблемам развития малых городов России в Старой Ладоге, Путин отметил преимущества системы сбора налогов с физических лиц по месту жительства, принятой в большинстве стран мира. Существующая система сбора подоходного налога осталась из советского прошлого. Проблема на сегодняшний день — в организации эффективного администрирования по сбору налогов с физических лиц. Считается, что собирать их на предприятии проще. Существуют опасения, что при отсутствии должного учета населения переход на сбор налогов по месту жительства приведет к большим потерям, уклонению от уплаты налогов. Однако такой переход рано или поздно должен произойти, указал Президент. Подобная система решит многие проблемы муниципалитетов, их финансовое обеспечение станет более надежным, вырастет заинтересованность в создании дополнительных рабочих мест. В целом же налоговая система должна быть более гибкой и нацеленной на привлечение средств и инвестиций в экономику. В этой связи принято решение о снижении НДС. В 2005 году предусматривается снижение единого социального налога.[18]

13 августа 2003 г. в ходе встречи с руководителями предприятий перерабатывающей промышленности Путин отметил, что чрезмерное налоговое бремя более не стоит на первом месте среди главных проблем российских производителей. Правительство приняло решение об уменьшении на два процента налога на добавленную стоимость с соответствующим выравниванием налогов для добывающих отраслей экономики. В.Путин подчеркнул, что у предприятий добывающих отраслей налоговая нагрузка будет более чувствительной, и это делается для развития перерабатывающей промышленности.[19]

В ноябре 2003 года, продолжая налоговую реформу, Алексей Кудрин предложил Госдуме с 1 января 2004 года упразднить действие чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Госдума удовлетворила предложение без возражений.[20]

11 ноября 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации „Об основах налоговой системы Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов». Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса дополняется главой 30 «Налог на имущество организаций». Налог на имущество организаций является региональным и вводится в действие на территории субъекта Российской Федерации соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом устанавливаются налоговая ставка (в пределах, определенных Налоговым кодексом Российской Федерации), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, дополнительные налоговые льготы. В ходе работы над Федеральным законом был принят ряд компромиссных решений. В частности, предельная ставка налога повышена до 2,2 процента, а также серьезно пересмотрен перечень льгот по данному налогу. В итоге от уплаты налога на имущество организаций освобождаются, например, научные организации и государственные научные центры, протезно-ортопедические предприятия, общероссийские общественные организации инвалидов, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. Также были доработаны и уточнены формулировки некоторых других льгот.[21]

11 ноября 2003 г. Путин подписал Федеральный закон N 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Устанавливаемая Федеральным законом система имеет некоторые существенные отличия от действующего на сегодняшний день налогового режима. Переход на данную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения будут осуществляться налогоплательщиками добровольно, тогда как по действующей системе данные действия производятся в обязательном порядке. В качестве объекта налогообложения будет определяться не площадь сельскохозяйственных угодий, а доходы, уменьшенные на величину расходов. Федеральным законом вносится ряд других изменений, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства о налогах и сборах в части налогообложения сельскохозяйственных производителей.[22]

8 декабря 2003 года Путин подписал Федеральный закон 163-ФЗ. Он внес ряд изменений в Налоговый кодекс РФ, а также другие законы, посвященные налогообложению.[23]

18 декабря 2003 г. Путин, отвечая на вопросы в прямом теле- и радиоэфире, заявил, что продолжение налоговой реформы, прежде всего, будет направлено на предотвращение утечки капиталов за рубеж. Предполагается снижение налога на добавленную стоимость (НДС), а также ликвидация с 1 января 2004 года налога с продаж. Должны быть увеличены экспортная пошлина и ставки налога на добычу полезных ископаемых. Эти предложения, направленные на изъятие сверхприбылей в нефтяной сфере, были заблокированы лоббистами в Думе третьего созыва. Отчисления могут составить максимум 3 миллиарда долларов, подчеркнул В.Путин. Кроме того, Правительству поручено разработать дифференцированную шкалу налогообложения в нефтегазовой отрасли — в зависимости от качества скважин.[24]

[править] Налог на прибыль

В 2003 году в реальном выражении поступления по налогу на прибыль несколько выросли, тогда как в процентном отношении к ВВП еще более снизились — с 4,3 % до 4,0 % ВВП.[25]

[править] Акцизы

С 1 января 2003 года в число подакцизных товаров был включён прямогонный бензин.[26]

С 2003 года изменился порядок уплаты акцизов на нефтепродукты (по месту потребления).[27]

В 2003 г. поступления от акциза на природный газ составляли около 45 % от общих доходов бюджетной системы по акцизам.[28]

[править] Налогообложение пользования природными ресурсами

В 2003 году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов.[29]

[править] Налогообложение ТЭКа

18 декабря 2003 года Путин заявил: «Действительно, очень многое говорится о необходимости более жесткого налогообложения нефтегазовой сферы. Здесь есть определенный смысл, он заключается в следующем. У нас одностороннее развитие экономики: дело не только в „нефтянке“ — у нас ТЭК развивается быстрее, чем перерабатывающая промышленность; в конечном итоге это ударит и по ТЭКу, поэтому нам нужно сбалансировать развитие различных секторов экономики, и делать это, конечно, нужно очень аккуратно. Есть специфические вещи, на которые я бы хотел обратить Ваше внимание — Ваше, Ваших коллег и руководителей отрасли. Эти специфические вещи заключаются в следующем. В прошлом году была большая дискуссия по поводу повышения налогообложения в нефтяной и газовой сфере. И надо сказать, что основания для этого были, потому что отрасль получала так называемые сверхдоходы в связи с большими ценами на нефть на мировых рынках. Но и налоги были повышены существенно — в четыре раза, то есть на 400 процентов, вот как. То есть это действительно была очень серьезная нагрузка для отрасли. Вместе с тем Правительство предложило увеличить отбор сверхприбыли у нефтянки — сверхприбыли: не вообще душить налогами, а сверхприбыль изъять в большем объеме. Во всех развитых экономиках сверхприбыль у нефтяных компаний изымается государством в соотношении 20 к 80 примерно, в разных странах — по-разному, но примерно так; я еще раз повторяю, речь идет о сверхприбыли: вот 20 процентов остается нефтяникам, 80 — в доход государства. У нас сверхприбыль делится между нефтяниками и государством — 50 на 50. В прошлом году Правительство вышло с предложением в Государственную Думу изменить это соотношение и увеличить изъятие сверхприбыли в доход государства. Лоббисты нефтяных компаний в Государственной Думе не позволили это сделать Правительству. Правительство предлагало увеличить экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, НДПИ. Это предполагалось сделать двумя инструментами. Повторяю, лоббисты нефтяных компаний это сделать Правительству не позволили. По непонятным для меня причинам против этого предложения проголосовала целиком фракция КПРФ, против целиком проголосовала фракция „Яблоко“, почти не дал голосов СПС, 90 процентов проголосовало „за“ от „Единства“ — тоже не все, „соскочили“ там некоторые депутаты. И другие фракции, центристские фракции Думы, тоже не дали нужного количества голосов. В принципе предложение было справедливым. Повторяю еще раз, сделать это Правительству не дали. Но тогда доход от сверхприбыли в государственную казну увеличился бы тоже не на десятки миллиардов, как считают некоторые эксперты, которые говорят о том, что из „нефтянки“ можно выкачать еще до 20 миллиардов, увеличился бы примерно доход на 3 миллиарда долларов. Но — и я согласен с Вами — эта рента должна быть дифференцированной, вот сейчас Правительство думает об этом. И налогообложение должно зависеть от качества скважин, от объема добычи, от обводненности и так далее. В свое время от этого отказались, сделали плоскую шкалу НДПИ, потому что рассматривалось это просто как антикоррупционные меры. Правительство созрело до того, чтобы перейти к дифференциации».[30][31]

По мнению представителей Счетной палаты, в 2003 году «ЛУКОЙЛ» использовал схему ухода от налогов при уплате налога на прибыль и неправомерно воспользовался льготой по налогу на имущество, предоставляемой в отношении магистральных продуктопроводов, за счёт чего компания в сумме недоплатила 246 млн рублей.[32]

[править] Налоговые органы

11 марта 2003 года Путин подписал пакет указов, в результате которых, в частности, упразднил Федеральную службу налоговой полиции.[33][34][35][36][37][38][39][40]

[править] Прочее

В 2003 году министр финансов Алексей Кудрин заявил, что существование одновременно НДС и налога с продаж неоправданно.[41]

[править] Примечания

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  2. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  3. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  4. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  5. Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг. Глава «Суверенная демократия»
  6. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[1]
  7. [2]
  8. 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
  9. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  10. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  11. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  12. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  13. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  14. http://www.opb.ru/cgi-bin/bip.cgi?news=pravo&view=6
  15. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  16. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  17. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  18. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  19. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  20. 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
  21. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  22. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  23. [3][4]
  24. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2003.shtml
  25. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  26. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  27. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  28. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  29. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  30. http://web.archive.org/web/20080605141916/http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=25345
  31. http://2004.kremlin.ru/text/appears/2003/12/57398.shtml
  32. Проблемы налогообложения нефтяной отрасли России
  33. [5][6]
  34. http://www.agentura.ru/timeline/2003/reform/
  35. http://forum.dragonsky.com/viewthread.php?tid=254793
  36. http://www.qxwar.com/read-htm-tid-18616-uid-14683.html
  37. http://www.neftegaz.ru/persons/view/569
  38. http://www.index.org.ru/journal/26/sobo26.html
  39. http://www.ofdp.ru/news/_news120303at135322/full.shtml
  40. [7]
  41. Источник в Минфине: введение налога с продаж может ударить по правительству Медведева
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты