Налогообложение в России в 2000 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2000 году были приняты первые главы второй части Налогового кодекса России. С этого в России началась масштабная налоговая реформа.[1]

В 2000 году кроме подоходного налога с физических лиц, взимаемого по базовой ставке 12 % и предельной ставке 30 %, и отчислений в Пенсионный фонд физическими лицами по ставке 1 %, работодатель уплачивал начисления на фонд оплаты труда: в Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6 %; Фонд занятости — 1,5 %; Если учитывать только подоходный налог и платежи в социальные внебюджетные фонды, то суммарная ставка подоходного налогообложения (сумма подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды, деленная на сумму дохода, включающего налог, и отчислений во внебюджетные фонды)) составляла около 37,2 % при учёте базовой ставки подоходного налога в 12 % и около 50 % при учете прогрессивного характера шкалы ставок подоходного налога.[2]

Содержание

[править] Хронология

3 марта 2000 года на всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса Путин заявил, что как в топливно-энергетическом комплексе, так и в целом по экономике, налоговое бремя будет снижаться.[3]

6 июня 2000 года на встрече с лидерами делового мира Италии Путин в частности отметил, что ослабление фискального характера российской экономики — одно из главных условий улучшения инвестиционного климата.[4]

8 июля 2000 года в Послании Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов.[5] В послании Путин подчеркнул, что введение законов, меняющих положение дел в налоговой сфере, «станет точкой отсчета нового времени в правилах поведения в экономике».[6]

10 июля 2000 года Путин направил Председателю Государственной Думы Г.Селезневу заключение на проект федерального закона «О внесении дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах в связи с принятием Федерального закона „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Государственной Думой в первом чтении 26 мая 2000 года. Поддерживая в целом предлагаемые дополнения, Президент отметил, что некоторые положения законопроекта не корреспондируют с положениями законов, в которые они вносятся.[7]

В ноябре 2000 года Алексей Кудрин объявил о том, что «результаты проверки нефтяных компаний выявили масштабное сокрытие их прибыли».[8]

В декабре 2000 года Алексей Кудрин подготовил доклад Путину о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Министерства экономического развития и торговли, которым было поручено разобраться с проблемой налогообложения в нефтяной отрасли.[9]

[править] Подоходный налог

В 2000 году поступления подоходного налога практически не рассматривались в качестве серьезного доходного источника бюджетной системы. Подоходным налогом и отчислениями в государственные социальные внебюджетные фонды реально облагались лишь доходы, выплачиваемые в виде легальной заработной платы, причем эта заработная плата была близка к совокупному доходу физического лица лишь для сравнительно низкооплачиваемых категорий населения.[10]

Выступая в 16 мая 2000 года на «круглом столе», посвящённом проблемам страхования, первый замминистра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил, что Минфин РФ предложил установить с 2001 года единую ставку подоходного налога в размере 13 %. Действующая трехступенчатая шкала «не оправдала себя». Это неэффективный метод, сказал С.Шаталов — сейчас по минимальной ставке в 12 % подоходный налог уплачивает 90 % российских граждан, а по высшей ставке в 30 % лишь 0,5 %.

31 июля 2000 года первый замминистра финансов С.Шаталов был наиболее бескомпромиссен в опровержении информации о том, что 13-процентный налог направлен на то, чтобы заставить граждан раскрыть доходы. По его словам, правительство никогда не рассматривало это как временную меру. «Эти подходы рассматривались как долговременные, и речь не шла об одном-двух годах. В целом стратегические подходы правительства к налоговой реформе состоят в том, что 13-процентная ставка подоходного налога должна действовать долго». Как долго, Шаталов не сказал.

23 ноября 2000 года правительство России старалось убедить Думу в необходимости принять поправки ко второй части Налогового кодекса. Автор реформы С.Шаталов заверил думцев в честных намерениях власти: ни президент, ни правительство никогда не рассматривали введение единой ставки подоходного налога как временную меру. Прежде всего потому, что это — один из пунктов президентского послания федеральному собранию. Кроме того, плоская шкала, говорил С.Шаталов, очень прогрессивная мера: большинство стран применяют прогрессивную шкалу подоходного налога, однако в последнее десятилетие во всем мире отмечается тенденция к снижению этого налога.

24 ноября 2000 года поправки в Налоговый кодекс ушли в Совет Федерации.

[править] Налогообложение АПК

11 февраля 2000 г. на Всероссийском совещании о состоянии и неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса Путин напомнил о необходимости рассмотреть целесообразность введения для аграрных предприятий единого сельскохозяйственного налога взамен множества уже действующих.[11]

[править] Налоговые органы

18 апреля 2000 года Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РФ», предусматривающий расширение полномочий налоговой полиции.[12]

[править] Показатели

В 2000 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 13,2 % ВВП.[13]

[править] Примечания

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  2. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  3. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  4. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  5. http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/355E80E899AF257F432571BB005AC8AA?OpenDocument
  6. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  7. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  8. [1][2]
  9. 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
  10. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  11. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
  12. http://www.agentura.ru/timeline/2000/nalog/
  13. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты