Налогообложение в России в 2000 году
Материал из Documentation.
В 2000 году были приняты первые главы второй части Налогового кодекса России. С этого в России началась масштабная налоговая реформа.[1]
В 2000 году кроме подоходного налога с физических лиц, взимаемого по базовой ставке 12 % и предельной ставке 30 %, и отчислений в Пенсионный фонд физическими лицами по ставке 1 %, работодатель уплачивал начисления на фонд оплаты труда: в Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6 %; Фонд занятости — 1,5 %; Если учитывать только подоходный налог и платежи в социальные внебюджетные фонды, то суммарная ставка подоходного налогообложения (сумма подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды, деленная на сумму дохода, включающего налог, и отчислений во внебюджетные фонды)) составляла около 37,2 % при учёте базовой ставки подоходного налога в 12 % и около 50 % при учете прогрессивного характера шкалы ставок подоходного налога.[2]
Содержание |
[править] Хронология
3 марта 2000 года на всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса Путин заявил, что как в топливно-энергетическом комплексе, так и в целом по экономике, налоговое бремя будет снижаться.[3]
6 июня 2000 года на встрече с лидерами делового мира Италии Путин в частности отметил, что ослабление фискального характера российской экономики — одно из главных условий улучшения инвестиционного климата.[4]
8 июля 2000 года в Послании Путина Федеральному Собранию Российской Федерации была поставлена задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями от использования принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов.[5] В послании Путин подчеркнул, что введение законов, меняющих положение дел в налоговой сфере, «станет точкой отсчета нового времени в правилах поведения в экономике».[6]
10 июля 2000 года Путин направил Председателю Государственной Думы Г.Селезневу заключение на проект федерального закона «О внесении дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах в связи с принятием Федерального закона „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Государственной Думой в первом чтении 26 мая 2000 года. Поддерживая в целом предлагаемые дополнения, Президент отметил, что некоторые положения законопроекта не корреспондируют с положениями законов, в которые они вносятся.[7]
В ноябре 2000 года Алексей Кудрин объявил о том, что «результаты проверки нефтяных компаний выявили масштабное сокрытие их прибыли».[8]
В декабре 2000 года Алексей Кудрин подготовил доклад Путину о результатах совместной работы Министерства по налогам и сборам (МНС) и Министерства экономического развития и торговли, которым было поручено разобраться с проблемой налогообложения в нефтяной отрасли.[9]
[править] Подоходный налог
В 2000 году поступления подоходного налога практически не рассматривались в качестве серьезного доходного источника бюджетной системы. Подоходным налогом и отчислениями в государственные социальные внебюджетные фонды реально облагались лишь доходы, выплачиваемые в виде легальной заработной платы, причем эта заработная плата была близка к совокупному доходу физического лица лишь для сравнительно низкооплачиваемых категорий населения.[10]
Выступая в 16 мая 2000 года на «круглом столе», посвящённом проблемам страхования, первый замминистра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил, что Минфин РФ предложил установить с 2001 года единую ставку подоходного налога в размере 13 %. Действующая трехступенчатая шкала «не оправдала себя». Это неэффективный метод, сказал С.Шаталов — сейчас по минимальной ставке в 12 % подоходный налог уплачивает 90 % российских граждан, а по высшей ставке в 30 % лишь 0,5 %.
31 июля 2000 года первый замминистра финансов С.Шаталов был наиболее бескомпромиссен в опровержении информации о том, что 13-процентный налог направлен на то, чтобы заставить граждан раскрыть доходы. По его словам, правительство никогда не рассматривало это как временную меру. «Эти подходы рассматривались как долговременные, и речь не шла об одном-двух годах. В целом стратегические подходы правительства к налоговой реформе состоят в том, что 13-процентная ставка подоходного налога должна действовать долго». Как долго, Шаталов не сказал.
23 ноября 2000 года правительство России старалось убедить Думу в необходимости принять поправки ко второй части Налогового кодекса. Автор реформы С.Шаталов заверил думцев в честных намерениях власти: ни президент, ни правительство никогда не рассматривали введение единой ставки подоходного налога как временную меру. Прежде всего потому, что это — один из пунктов президентского послания федеральному собранию. Кроме того, плоская шкала, говорил С.Шаталов, очень прогрессивная мера: большинство стран применяют прогрессивную шкалу подоходного налога, однако в последнее десятилетие во всем мире отмечается тенденция к снижению этого налога.
24 ноября 2000 года поправки в Налоговый кодекс ушли в Совет Федерации.
[править] Налогообложение АПК
11 февраля 2000 г. на Всероссийском совещании о состоянии и неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса Путин напомнил о необходимости рассмотреть целесообразность введения для аграрных предприятий единого сельскохозяйственного налога взамен множества уже действующих.[11]
[править] Налоговые органы
18 апреля 2000 года Путин подписал закон «О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РФ», предусматривающий расширение полномочий налоговой полиции.[12]
[править] Показатели
В 2000 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 13,2 % ВВП.[13]
[править] Примечания
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
- ↑ http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/355E80E899AF257F432571BB005AC8AA?OpenDocument
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
- ↑ [1][2]
- ↑ 4148 дней Алексея Кудрина в Белом доме
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
- ↑ http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2000.shtml
- ↑ http://www.agentura.ru/timeline/2000/nalog/
- ↑ Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.