Налогообложение в России в 1990-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Уклонение от налогов

В 1992—1993 годах большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счет оптимизации бухгалтерской отчетности. Первоначальное терпимое отношение к ужесточению налогового режима объяснялось несколькими причинами.[1]

Во-первых, большинство предприятий, в особенности из госсектора, привыкло быть законопослушными. Предприятия традиционно видели в государстве хотя и не идеального, но партнера, который в критическую минуту окажет помощь. Многие директора совершенно искренне полагали, что запредельные налоговые ставки являются временным «перегибом», который вскоре будет исправлен. Некоторые из них даже обращались с соответствующими призывами в правительство, ожидая, что к ним прислушаются.[2]

Во-вторых, в 1992—1993 годах в России ещё сохранялись некоторые элементы прямого государственного участия в экономических процессах. Благодаря этому довольно многие предприятия получали за счёт бюджета льготные кредиты и индивидуальные налоговые скидки, им предоставлялись льготы во внешнеэкономической деятельности и т. д. Всё это позволяло смягчать нехватку оборотных средств и более терпимо относиться к высоким налогам.[3]

В-третьих, утратив свои финансовые накопления, многие предприятия при этом сумели сохранить довольно значительные материальные резервы: парк машин и оборудования, земли, здания, сооружения, запасы сырья и полуфабрикатов. Эти ресурсы, благодаря тому, что их можно было продавать, обменивать и сдавать в аренду, тоже сыграли роль демпфера в сложной финансовой ситуации. Кроме того, внутренние цены на энергоресурсы и транспорт в 1992 году ещё были относительно низки и не столь сильно сказывались на уровне издержек, как впоследствии.[4]

Однако с течением времени практика сбора налогов и налоговое законодательство только ужесточались, действие льгот во многих случаях было прекращено, а ресурсы прошлых лет были постепенно израсходованы. Поэтому примерно во второй половине 1993 года предприятия, потеряв надежду на уменьшение фискального давления со стороны государства, начали поиск методов уклонения от налогов. А последним аргументом в пользу массового отказа от налоговой законопослушности стало, по всей видимости, повышение налоговых ставок с 1 января 1994 года.[5]

Раньше других уходить от налогов начали небольшие предприятия негосударственного сектора, которые любыми способами стремились максимизировать норму прибыли. Психологические мотивы такого поведения этих предприятий были примерно таковы: мы никогда не имели поддержки государства и не получали от него никакой защиты, поэтому у нас есть моральное право недоплачивать такому государству. Именно вновь возникшие частные предприятия изобрели множество самых разнообразных приемов по уменьшению суммы уплачиваемых налогов. Прежде всего, предприятия после внимательного изучения особенностей налогового законодательства постарались в максимальной степени воспользоваться допустимыми льготами. В частности, стали значительно чаще использоваться такие способы сокращения налогооблагаемой базы как перевод части расходов в разряд затрат на НИОКР, содержание объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы, благотворительные нужды, представительские и командировочные расходы, рекламу и т. д.[6]

Кроме того, очень многие предприятия стали перестраивать бухгалтерское и институциональное оформление своей деятельности таким образом, чтобы получать легальную возможность пользоваться предусмотренными законом адресными налоговыми льготами (малым предприятиям, социальным организациям и т. п.), а также давальческими схемами организации производства (толлингом).[7]

Однако возможности по снижению налогового бремени за счёт применения законных льгот были весьма ограниченными. В подавляющем большинстве случаев легальная налоговая оптимизация не обеспечивала российским предприятиям полноценного решения их финансовых проблем. Как следствие, предприятия всё чаще и чаще стали применять методы, включающие в себя те или иные правонарушения. При этом эти правонарушения маскировались под обычную экономическую деятельность.[8]

[править] Последствия роста налогового бремени

Проблема нехватки оборотных средств, которая резко обострилась после либерализации цен, была порождена не только обесценением денежных накоплений предприятий и кризисом сбыта, но и значительно усилившимся налоговым бременем. Возросшие платежи в бюджет существенно уменьшили долю дохода, которую предприятия могли использовать для собственных нужд.[9]

[править] Последствия уклонения от налогов

Анализ ситуации, связанной с широкомасштабным уклонением российских юридических лиц от налогов в 1990-е годы, показывает, что последствия этого процесса носили двойственный характер. С одной стороны, предприятия, уходя от налогов, сохраняли финансовые ресурсы, которые были необходимы им для поддержания производственной деятельности. Следовательно, этот процесс фактически противодействовал спаду производства. Кроме того, уменьшая налоговую составляющую в стоимости продукции, предприятия могли дешевле продавать свою продукцию. А это, помимо облегчения сбытовых проблем предприятий, оказывало сдерживающее воздействие на инфляционную динамику в российской экономике. С другой стороны, беспорядок в налоговой сфере объективно работал против стабильности в бюджетно-финансовой системе России, снижал эффективность любых макроэкономических мероприятий, сокращал возможности по финансированию бюджетной сферы и государственных инвестиций. Помимо этого, преимущественно теневой характер операций по уходу от налогов подпитывал криминальную составляющую экономических отношений и способствовал общему росту преступности в стране.[10]

[править] Введение прогрессивной шкалы подоходного налога

Одним из ярких примеров трансплантации, приведшей к активизации альтернативного и отторжению внедрявшегося института, явилось введение в 1992 г. пятиступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц с максимальной ставкой 35 %, аналогичной шкалам, существующим в развитых капиталистических странах. В это время необходимая сеть налоговых инспекций еще только создавалась, информация о налогоплательщиках практически отсутствовала, институт налоговой полиции не был предусмотрен вовсе. Мысль о том, что гражданин должен «добровольно» отдать часть заработанных денег государству, совершенно противоречила господствовавшим культурным стереотипам, а учет собственных доходов и заполнение налоговой декларации на десятке листов требовали значительного времени и незаурядной квалификации, которой не обладала даже деловая элита. В результате попытка трансплантации прогрессивного подоходного налога оказалась неудачной. Введенные тогда правила налогообложения внесли весомый вклад в активизацию альтернативного института — теневой экономики.[11][12]

[править] Соотношение налоговых сборов к ВВП

Доля ВВП России, изымаемая в виде налогов, составила в конце 1994 года немногим более 20 % против 24 % в 1993 году. Эти цифры увеличатся более чем в полтора раза, если учесть отчисления во внебюджетные фонды.[13]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  2. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  3. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  4. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  5. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  6. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  7. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  8. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  9. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  10. Кувалин Д. М. Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния. Главы 5-7. — М.: МАКС Пресс, 2009. 320 с.
  11. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России, 2008, № 1(40)
  12. Полтерович В. М.Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России. 2001. № 3
  13. Полтерович В. М.Трансформационный спад в России // Экономика и математические методы, 1996, Т.32, № 1, p.54-69
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты