Машиностроительная продукция в России в XX веке
Материал из Documentation.
[править] Виды
[править] Авиационные снаряды
В 1941 году московский ЗИС (Завод Имени Сталина), эвакуированный вместе с оборудованием в город Ульяновск, начал выпуск авиационных снарядов.
[править] Автомобили
Массовый ввоз автомобилей в Россию начался в годы Первой мировой войны. Своего автопрома в стране фактически не было, а потребность в машинах для армии росла, поэтому ввоз автомобилей осуществлялся беспошлинно.[1]
[править] Артиллерия
По постановлению СНК от 26 ноября 1918 года в виде вознаграждения за изобретение в области артиллерии (сущность его заключалась в изыскании способов орудийной стрельбы на дальние расстояния и в усилении начальной скорости движения снарядов) военному инженеру Е. А. Беркалову была вы¬плачена премия в размере 50 тыс. руб. Финотдел Пороховского районного Совета депутатов Петрограда назначил взимание с этой суммы в качестве чрезвычайного налога 40 тыс., руб. Изобретатель обратился к председателю СНК В. И. Ленину с жалобой. По рассмотрении жалобы В. И. Ленин направил в Пороховской районный Совет депутатов телеграмму следующего содержания: «Разъясните вашему финотделу недопустимость взыскания чрезвычайного налога с полученной Беркаловым от Совета Народных Комиссаров особой премии 50 000 рублей за выдающееся изобретение. Декрет, освобождающий подобные премии от обложения, принят Советом Народных Комиссаров и публикуется.»[2]
[править] Атомные ледоколы
Первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой стал атомный ледокол «Ленин». Его строительство началось в 1956 году, сдан в эксплуатацию в декабре 1959 года.[3]
В 1972 году со стапеля Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе был спущен на воду атомный ледокол «Арктика» — головной представитель серии ледоколов проекта 10520 (тип «Арктика»), строительство которых велось на ленинградском заводе с 1971 по 2007 годы. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на «Арктике» состоялся 25 апреля 1975 года. Новый атомоход стал прорывом в мировом судостроении — на тот момент это было самое мощное в мире атомное судно гражданского назначения, способное в одиночку дойти до Северного полюса, что и было выполнено 17 августа 1977 года. В тот день в четыре часа утра по московскому времени ледокол достиг Северного полюса, и тем самым стал первым в истории судном, достигшим самой северной точки в надводном положении.
Ледокол «50 лет Победы», первоначально названный «Уралом», был заложен на стапеле Балтийского завода 4 октября 1989 года, спущен на воду 29 декабря 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования строительство судна было приостановлено. Частично финансирование было возобновлено в конце 1990-х годов.[4]
[править] Атомные подводные лодки
В 1962 г. советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» всплыла в районе Северного полюса.[5]
В 1970-х годах на двух ведущих советских предприятиях Севмаш и Адмиралтейские верфи, специализирующихся на строительстве атомных подводных лодок, были заложены подлодки нового типа — «Лиры» (проект 705 и 705К).
Головной атомный подводный крейсер четвертого поколения серии проекта 885 (шифр «Ясень») К-560 «Северодвинск» (заводской номер 160) был заложен на СМП 21 декабря 1993 года.[6]
[править] Баллистические ракеты
Специалистами ОКБ-1 на основе узлов и агрегатов немецкой «Фау-2» была собрана баллистическая ракета и 18 октября 1947 года произведен ее запуск. Копия «Фау-2» пролетела 247 км, поднявшись на высоту 86 км.[7]
В 1947 году Михаил Тихонравов организовал в Научно-исследовательском институте артиллерийских наук группу, которая начала проводить систематические исследования возможности создания составных (многоступенчатых) баллистических ракет.[8]
В 1955 году впервые стартовала советская стратегическая баллистическая ракета Р-5М (8К51).[9]
[править] Вагоны метро
Первые вагоны типа А для московского метро были собраны в 1934 году на Мытищинском вагоностроительном заводе.[10]
4 февраля 1935 года по первой линии Московского метрополитена проехал испытательный поезд из двух вагонов типа А собранных на Мытищинском вагоностроительном заводе. В тот день состав впервые прошёл линию целиком — от «Сокольников» до «Парка культуры».
В 1946—1961 годах в Москве использовались 120 вагонов типа «В», полученных из берлинского метро в качестве репараций.[11]
[править] Вооружения
Своего максимума импорт вооружений в Россию достиг в период Первой мировой войны, когда российская оборонная промышленность в первые три года войны оказалась неспособна удовлетворить колоссальные потребности армии в стрелковом оружии, пулеметах, артиллерии и боеприпасах.[12]
В ноябре 1993 года создаётся единый государственный посредник по торговле оружием — «Росвооружение».[13]
[править] Газовые турбины
Когда перед Турбомоторным заводом (ТМЗ) в конце 1970-х — начале 1980-х была поставлена задача создания энергетической газовой турбины мощностью 25 мегаватт, на это ушло 10 лет.[14]
[править] Гаубичные гранаты
В 1917 году на русских заводах начался выпуск 122-мм гаубичных химических гранат.[15]
[править] Гусеничные трактора
В 1940 году СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов.[16]
[править] Двигатели
В 1915 году был выполнен государственный заказ на изготовление двигателей Renault 12FE, которые устанавливались на военные летательные аппараты французского и российского производства, среди которых был знаменитый «Илья Муромец» И. И. Сикорского.[17]
[править] Дизель-электрические подводные лодки
12 ноября 1930 года в состав Морских сил Балтийского флота вошла новая подводная лодка серии I типа «Декабрист».[18]
В 1979 году на заводе «Красное Сормово» началось строительство большой дизель-электрической подводной лодки проекта 641Б, разработанного ЦКБ-18 (в настоящее время — ЦКБ МТ «Рубин»). В 1980 году подлодка под именем Б-396 была включена в состав ВМФ. С 1981 года лодка проходила службу в 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I-й степени эскадре подводных лодок Северного флота.
[править] Железнодорожная техника
«Продпаровоз» («Союз паровозостроительных заводов») — синдикат, основанный в 1901 году и объединивший практически все предприятия по производству локомотивов в России. Наряду с «Продвагоном» был ведущим синдикатом в транспортном машиностроении империи. Национализирован в 1918 году.[19]
«Продвагон» («Общество для торговли изделиями русских вагоностроительных заводов») — синдикат, образованный в 1904 году и ликвидированный в результате национализации в 1918 году. Почти полностью монополизировал вагоностроение России в первые два десятилетия ХХ века. На него приходилась продажа до 97 % продукции этой отрасли. Наряду с «Союзом паровозостроительных заводов» («Продпаровоз») ведущий синдикат в транспортном машиностроении России.[20]
В конце 1920-х гг. — начале 1930-х годов на фоне активного роста промышленности Советский Союз столкнулся с острой нехваткой железнодорожной техники.[21]
В 1946—1950 гг. УВЗ ежегодно выпускал почти половину железнодорожного подвижного состава (и до 70 % грузовых вагонов) в СССР; часть продукции поставлялась на экспорт.[22]
[править] Зенитные управляемые ракеты
Ракета 9М96 разрабатывалась с конца 1990-х годов.[23]
[править] ЗРК
В феврале 1958 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР задается разработка зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Круг», который был принят на вооружение в 1965 году.[24]
В 1969 году началось серийное производство средств системы С-200В вместо средств системы С-200.
В 1969 году принимается на вооружение система С-200В («Вега») с ракетой В-860ПВ.
[править] ЗРПК
Главное управление вооружений Войск ПВО заказало КБП разработку ЗРПК «Панцирь-С1» в 1990 году. Первый вариант нового комплекса на автомобильном шасси («Урал-5323.4») с двумя 30-мм пушками 2А72 и зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М335 (дальность поражения — 12 км, по высоте — 8 км) был представлен межведомственной комиссии в 1995 году.[25]
[править] Катера
1 ноября 1937 г. по решению НКВД в 10 погранотрядах были созданы дивизионы пограничных катеров.
В 1939 году на вооружение морских частей пограничных войск стали поступать катера типа «МО-4».
[править] Компьютеры
В 1948 году Постановлением Совета Министров СССР № 2369 был создан Институт точной механики и вычислительной техники.[26]
Сергей Алексеевич Лебедев был приглашён в Институт точной механики и вычислительной техники в 1950 году для разработки одной из первых советских ЭВМ БЭСМ-1.[27]
В 1967 году начала работать БЭСМ-6, которая в течение нескольких месяцев была самой высокопроизводительной ЭВМ в Европе (около 1 млн операций в секунду).[28]
В 1969 году, в связи с необходимостью оснащения стратегических систем специального назначения высокопроизводительной вычислительной техникой, родилась идея архитектурной линии «Эльбрус». Под руководством Всеволода Сергеевича Бурцева созданный многопроцессорный вычислительный комплекс (МВК) «Эльбрус-1» был предъявлен государственной комиссии и в 1979 году прошёл государственные испытания. Он был спроектирован на основе микросхем TTL-логики и включал в себя 10 процессоров с суммарной производительностью 15 млн операций в секунду (15 Мфлопс). В этой машине впервые в СССР применялась суперскалярная архитектура, позволявшая параллельно отрабатывать несколько машинных команд. Наряду с центральным процессором имелись специализированные: для обмена данными с внешними устройствами, для быстрого преобразования Фурье, для эмуляции команд БЭСМ-6 и для решения целого ряда специальных задач. Объём оперативной памяти достигал солидного объёма в 64 МБ.[29]
В 1975 году БЭСМ-6 обрабатывала данные, получаемые в ходе космического полёта, всего за 1 минуту — в 30 раз быстрее аналогичных комплексов, существовавших на тот момент.[30]
В 1985 году в серийное производство был запущен «Эльбрус-2», который представлял собой незначительно модернизированный с точки зрения схемотехники «Эльбрус-1», переведенный на новую элементную базу микросхем ЭСЛ-технологии серии «ИС-100». Этот МВК уже достигал производительности в 125 Мфлопс. МВК строился по модульному принципу, с учётом обеспечения надёжности. Благодаря своему быстродействию и отказоустойчивости, он в течение многих лет использовался в центральных объектах стратегических систем страны.[31]
Следующим этапом развития серии стал проект МВК «Эльбрус-3». Руководил им член-корреспондент Академии наук СССР Борис Арташесович Бабаян. Он предложил архитектурную реализацию концепции широкого командного слова. Опытный образец машины изготовили в 1990 году, но её отладка не была завершена по причине прекращения финансирования проекта из-за экономических проблем того периода.[32]
[править] Космические аппараты
30 января 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, которым предусматривалось создать под ракету Р-7 неориентированный ИСЗ (объект Д) весом 1000—1400 кг с аппаратурой для научных исследований весом 200—300 кг.[33]
В ноябре 1956 г. ОКБ-1 внесло предложение о срочной разработке и запуске так называемого «простейшего спутника» (объект ПС) массой порядка 100 кг в апреле-мае 1957 г. во время летных испытаний Р-7.[34]
4 октября 1957 года с помощью переоборудованной МБР Р-7 (получила индекс 8К71ПС) в космос был выведен первый искусственный спутник Земли. Запуск был осуществлен с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР (ныне — космодром Байконур). Космический аппарат получил название «Спутник-1». Чтобы не раскрывать индексы стоящей на вооружении баллистической ракеты, ее также назвали «Спутник». Запуск первого искусственного спутника Земли позволил СССР захватить преимущество в космической гонке.[35] Спутник находился на орбите до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов.[36]
22 мая 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.[37]
В 1959 году советский аппарат «Луна-3» первым запечатлел обратную сторону Луны.[38]
Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 года, в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле — манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта 1961 года, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.[39]
После Гагарина на кораблях «Восток» летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей — «Восток-3» и «Восток-4»), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа — почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).[40]
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле-спутнике «Восток» совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.[41]
Ракеты-носители семейства «Протон» использовались для запусков всех советских/ российских орбитальных станций — первой в мире долговременной станции «Салют» (1971 год) и последующих шести одноименных станций (1973—1982 годах), модулей комплекса «Мир» (находился на околоземной орбите с 1986 года).[42]
В советские времена НПО прикладной механики был главным производителем советских спутников связи.[43]
[править] МБР
20 мая 1954 года вышло постановление правительства, в котором официально перед ОКБ-1 была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность.[44]
Проектирование Р-7 было завершено в июле 1954 года, а 20 ноября 1954 года создание ракеты Р-7 было одобрено Советом Министров СССР. В начале 1957 года ракета была готова к испытаниям.[45]
12 февраля 1955 года вышло постановление Совета министров СССР о создании полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет.
21 августа 1957 года совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7 (SS-6, Sapwood — по классификации НАТО), разработанная коллективом Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королева.[46]
27 августа 1957 года в советских газетах появилось сообщение об успешном испытании в СССР сверхдальней многоступенчатой ракеты.[47]
В феврале 1958 года ведущий конструктор ракеты Р-7 Дмитрий Козлов получил назначение в город Куйбышев (ныне Самара) для организации на базе авиационного завода № 1 (завод «Прогресс», ныне ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр „ЦСКБ — Прогресс“»), на котором изготавливались бомбардировщики, серийного производства ракет Р-7. И уже в декабре 1958 года со сборочной линии завода сошли первые серийные изделия.[48]
29 марта 1958 года впервые полностью успешно прошел пуск ракеты Р-7 (головная часть достигла цели без разрушения).[49]
С декабря 1958 года по ноябрь 1959 года проходили совместные летные испытания Р-7, которые должны были дать ответ на вопрос о возможности принятия ракеты на вооружение. В ходе этих испытаний было запущено 16 ракет, восемь из которых были произведены на серийном заводе.[50]
Для базирования ракет Р-7 в 1958 году было принято решение о строительстве боевой стартовой станции (объект «Ангара») в районе города Плесецка Архангельской области. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в вооруженных силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со стартовой позиции.[51]
20 января 1960 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была принята на вооружение.[52]
12 сентября 1960 года МБР Р-7А была принята на вооружение.[53]
[править] Мотоциклы
В 1901 году в Россию было ввезено 7 мотоциклов.[54]
В феврале 1917 г. в России имелось около 29 тыс. мотоциклов.[55]
В советские времена «Ирбитский мотоциклетный завод» выпускал порядка 130 тыс. мотоциклов «Урал» в год.
[править] Паровозы
В 1910 году в России начался выпуск пассажирского паровоза серии «С» (тип Сормовского завода). Этот локомотив имел повышенную мощность и весьма высокий для паровоза КПД, благодаря чему получил широкое распространение на железных дорогах страны. Вскоре обнаружилась очень ценная особенность этого паровоза: он имел одинаково спокойный ход при движении вперед и назад. А это делало разворот необязательным и давало возможность увеличить число пригородных рейсов.
В 1936 году Ворошиловградский завод закончил проектирование паровоза ИС обтекаемой формы, а через год выпустил паровоз и передал на испытания.
В 1938 году на участке Лихославль − Калинин опытный пассажирский паровоз типа 2-3-2 с поездом в 14 осей развил скорость 170 км/ч, установив национальный рекорд скорости для поездов с паровой тягой.
В 1956 году в СССР был выпущен последний паровоз — П36-0251.[56]
Паровозы с магистральной тяги форсированно убирались по постановлению XX съезда КПСС (1956).
[править] Пассажирские паровозы
П36 — советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы.
[править] Пассажирские суда
В середине 1960-х годов XX века Министерство судостроительной промышленности СССР поручило Центральному конструкторскому бюро № 5 сконструировать опытное морское пассажирское газотурбинное судно на автоматически управляемых подводных крыльях «Тайфун» (проект 1233).
[править] Пилотируемые космические корабли
Разработка пилотируемого комического корабля «Союз» началась в 1962 году в ОКБ-1. Первый пилотируемый полёт был совершен в 1967 году.[57]
[править] Подводные лодки
В январе 1936 года нескольким отечественным предприятиям, среди которых был завод «Красное Сормово», было поручено начать постройку подводных лодок типа С серии IX-бис.
[править] Процессоры
Научно-исследовательский институт системных исследований РАН (НИИСИ) разработал в 1999 году семейство процессоров KOMDIV-32.[58]
[править] Разведывательные спутники
Советский Союз запустил свой первый оптико-электронный разведывательный спутник только в декабре 1982 года.[59]
В 1983 году советское правительство санкционировало разработку разведывательного спутника, который по своим характеристикам был близок к KENNEN.[60]
[править] Ракетные комплексы
В 1974—1975 годах были завершены совместные летные испытания ракетного комплекса «Пионер» (индекс 15П645), 11 марта 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР комплекс был принят на вооружение Советской армии, а уже 31 марта вышло постановление о проведении работ по модернизированному комплексу «Пионер» с введением в состав дивизиона комплекса третьей пусковой установки.
[править] Ракеты
В 1921 г. Артемьев и Тихомиров в составе исследовательской группы приступили к проектированию ракетной техники.[61]
3 марта 1928 года на полигоне близ г. Ленинграда был осуществлен первый пуск ракеты на бездымном топливе, спроектированной в лаборатории Тихомирова.[62]
13 мая 1946 года вышло секретное постановление Совета министров СССР № 1017—419сс «Вопросы реактивного вооружения». Документ предусматривал создание при Совмине СССР специального комитета по реактивной технике во главе с заместителем председателя Совета министров Георгием Маленковым, а также научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ) и полигонов по этой тематике.[63]
26 апреля 1950 года в соответствии с приказом министра вооружения СССР Д. Ф. Устинова в составе подмосковного НИИ-88 было образовано Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) по разработке ракет дальнего действия под руководством Главного конструктора Сергея Павловича Королёва.
[править] Ракеты-носители
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 года предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 («семерка», индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.[64]
Семейство ракет-носителей «Протон» было создано в начале 1960-х годов под руководством конструктора Владимира Челомея (первая ракета семейства именовалась УР-500, впервые стартовала в 1965 году).[65]
Ракеты-носители семейства «Союз» с 1966 года сохраняли одинаковую цветовую гамму: белый головной обтекатель, серый переходный отсек и такая же третья ступень, оранжевый хвостовой отсек и ниже — серые блоки первой и второй ступени с белой и оранжевой полосами снизу.[66]
Модификация «Протон-К» эксплуатировалась с 1967 года.[67]
Космические ракеты-носители воздушного базирования начали проектироваться с середины 1990-х годов одновременно в нескольких российских организациях. Дальше всех продвинулась разработка, инициированная авиакомпанией «Полёт» и КБ химавтоматики (оба — Воронеж), которые в 1999 году учредили корпорацию «Воздушный старт».[68]
Первый запуск ракеты «Рокот» по суборбитальной траектории состоялся 20 ноября 1990 года. 16 мая 2000 года был осуществлен первый полноценный пуск «Рокота».[69]
Ранним утром 9 апреля 1996 года боевой расчет Военно-космических сил России осуществил с космодрома Байконур первый в российской космонавтике коммерческий запуск ракеты-носителя «Протон» со спутником Astra-1F. Запуск, состоявшийся при большом стечении гостей, прошел успешно, спутник выведен на геостационарную орбиту.[70]
Первый пуск «Рокота» состоялся с космодрома Плесецк 16 мая 2000 года.[71]
[править] РЛС
В 1965 году Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи приступил к разработке загоризонтной радиолокационной станции по проекту «Дуга». Первая приемо-передающая станция радара «Дуга» заработала в 1975 году в районе Комсомольска-на-Амуре в поселке Большая Картель и ЗАТО Лиан-2. Вторую станцию построили в районе Чернобыля в 1980 году. В 1987 году все станции «Дуги» сняли с вооружения.[72]
В 1980-х годах в СССР началась разработка новых загоризонтных радиолокационных станций проектов «Телец» (дальность до 250 километров), «Подсолнух» (до 450 километров) и «Волна» (до 3000 километров).[73]
В целом к концу 1980-х годов в состав советской системы предупреждения о ракетном нападении входили около десятка надгоризонтных станций «Днестр», «Днестр-М», «Днепр» и «Дарьял».[74]
С 1996 года в составе системы предупреждения о ракетном нападении и системы противоракетной обороны Москвы действует радиолокационная станция «Дон-2Н» сантиметрового диапазона.[75]
В 1990-х годах в России были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых мощных и энергоэффективных надгоризонтных радиолокационных станций дальнего обзора. Работы велись в рамках проекта «Воронеж».[76]
[править] РСЗО
14 июля 1941 года в 10 часов утра батарея капитана Ивана Флерова обстреляла германские войска и технику на станции Орша. Огонь велся из боевых машин с реактивными снарядами — БМ-13. Это был первый бой «Катюши» в Великую Отечественную войну.
[править] Самоходные артиллерийские установки
5 мая 1943 года было подписано постановление ГКО № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Это постановление стало отмашкой к разработке самой массовой советской средней САУ военного периода — СУ-85. Производство СУ-85 началось в августе 1943 года.
[править] Самоходные пушки
На вооружение Советской армии самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С» была принята 20 января 1975 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 68-25.
[править] Средства РЭБ
Работы по комплексу «Рычаг» начались в 1980-х годах, а первый опытный Ми-8МТПР со станцией помех «Рычаг-БВ» вышел на государственные испытания в 1990 году.[77]
Работы по созданию новейшего бортового комплекса обороны «Хибины» (изделие Л175) начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте в конце 1980-х годов.[78]
Работы по 1РЛ257 «Красуха-4» начаты в 1994 году.[79]
Работы по «Красухе-2» начались в 1996 году.[80]
[править] Сторожевые корабли
3 апреля 1939 г. при выполнении служебных обязанностей погиб сторожевой корабль «Пурга» (командир -старший лейтенант Калганов, политрук — Андрианов) со всем экипажем — 85 человек. Обстоятельства гибели корабля неизвестны.
[править] Стрелковое оружие
18 марта 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на вооружение Советской Армии были приняты новые образцы стрелкового оружия — автомат АК-74 и ручной пулемет РПК-74.[81]
[править] Танки
29 мая 1920 года был издан приказ РВСР № 901/160 о создании в Москве первого автотанкового отряда, в котором оказалось 4 танка, ранее захваченных в боях с белогвардейцами. Автотанковый отряд стал первой бронетанковой структурой в РККА.
Танк БТ-5 был разработан в 1932 г. в КБ ХПЗ под руководством А. О. Фирсова, поставлен на серийное производство в марте 1933 г. и выпускался в Харькове больше года. Был снят с производства в связи с переходом на выпуск танка БТ‑7, разработанный в том же КБ.[82]
Танк Т‑28 был разработан в 1932 г. на заводе им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим инженером машины был О. М. Иванов. Серийное производство организовано на заводе «Красный путиловец».[83]
Танк Т‑37 был разработан конструкторским бюро завода № 37 им. Орджоникидзе в Москве под руководством Н. Н. Козырева. Машина находилась в производстве на заводе № 37 до конца 1933 г. В процессе серийного производства Т‑37 был модернизирован и в последующем с 1933 г. по 1936 г. на заводе выпускался танк Т‑37А.[84]
Однобашенный танк Т‑26 образца 1933 г. был разработан КБ завода «Большевик» под руководством С. А. Гинзбурга. С 1933 по 1938 г. серийно выпускался на заводе № 174 в Ленинграде.[85]
Танк Т‑35 разработан в 1933 г. на машиностроительном заводе им. Ворошилова. Серийное производство организовано на ХПЗ им. Коминтерна.[86]
После начала Великой Отечественной войны Уралвагонзавод был перепрофилирован на выпуск танков.[87]
В 1950-е — 1960-е гг. на УВЗ строились танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации, в 1973—2005 гг. производился Т-72.[88]
В конце 1960-х годов в нижнетагильском КБ был разработан Т-72.[89]
На вооружение Советской армии танки Т-80, оснащенные газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, поступили в 1976 году.[90]
Выпуск Т-64 прекратился в 1987 году.[91]
В октябре 1992 года на вооружение Российской Армии был принят основной боевой танк Т-90. Этот танк был создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроении (УКБТМ) на основе изучения многолетней войсковой эксплуатации и применения танков Т-72 в разных странах в реальных условиях современного боя. Т-90 воплотил в себе самые лучшие характеристики, которыми славились Т-34, Т-54/55, Т-62, Т-72. В их числе надёжность конструкции всех узлов, агрегатов и комплексов, простота в эксплуатации, минимизация затрат на подготовку экипажа и специалистов.[92]
[править] Телевизоры
В Советском Союзе первый телевизор, выпущенный в апреле 1932 года, назывался Б-2. Эта была механическая модель.[93]
Первый в СССР электронный телевизор — КВН 49 был создан в 1949 году. Он был оснащён маленьким экраном и перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой.[94]
В 1953 году Московский радиотехнический завод «Рубин» наладил выпуск телевизора «Север».
В середине 1967 года в СССР началось производство цветных телевизоров.[95]
[править] Теплоходы
В 1950 году в СССР было произведено 125 ед. тепловозов.[96]
В 1987 году теплоход «Ленин» был принят в эксплуатацию, став флагманом пассажирского флота Волжского пароходства.
[править] Экскаватор
Производство экскаваторов в СССР возросло с 274 ед. в 1940 году до 3 580 в 1950 году.[97]
[править] Электровозы
В 1932 году в СССР были построены первые электровозы.[98]
ВЛ19 — советский магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1932 по 1938 год. Является первым электровозом, конструкция которого была создана в СССР.
[править] Электропоезда
До начала Великой Отечественной войны электропоезда пошли от Москвы до Обираловки (ныне Железнодорожная), Балашихи, Раменского, Подольска и от Ленинграда до Ломоносова, Гатчины.
После начала Великой Отечественной войны с Московского и Ленинградского узлов электрички были эвакуированы вглубь страны, некоторые из них стали работать на Пермском узле, пригородной линии Куйбышева и других маршрутах, большинство же отстаивалось на базах запаса. А после перелома в ходе войны, уже в 1943 году, начался возврат электропоездов на Московский узел.
В 1955 году в Риге был изготовлен первый опытный трехвагонный электропоезд серии СН («Северные железные дороги. Новый тип»). Этот поезд не пошел в серийное производство. Было выпущено всего два образца, но СН стал промежуточной, важной ступенью перехода к выпуску электропоездов серии ЭР1.
С 1957 года на РВЗ начался выпуск поездов серии ЭР1.
Для обслуживания пригородных зон Горького, Ростова, Красноярска, Владивостока, где применялась система электрификации переменным током напряжением 25 тыс. В, в начале 1960-х годов был начат выпуск электропоездов переменного тока ЭР7.
В середине 1960-х годов происходит революционное событие в развитии электричек: начался выпуск модели ЭР22. Вагоны этих поездов имели увеличенную длину, три тамбура, мягкие диваны, усовершенствованное отопление. Изменился и внешний вид вагонов: зеленая окраска, наследие военного времени, сменилась ярко-праздничной желто-красной; закругленный дизайн, модный в 1950-х годах, сменился энергичным остроносым. Улучшились и условия работы машинистов: в кабинах впервые стали устанавливаться кондиционеры. Также это были первые серийные электропоезда, применявшие рекуперативное электрическое торможение, при котором часть электроэнергии возвращается в контактную сеть.
Поезда ЭР2Р начали выпускаться с 1983 года.
В 1992 году на Демиховском машиностроительном заводе был налажен выпуск электропоездов ЭД2Т, спроектированных на основе одной из рижских разработок.
Первый вагон электропоезда пригородного сообщения был сконструирован и изготовлен на Демиховском машиностроительном заводе в декабре 1992 года.
В 1993 году к производству электричек подключился Торжокский вагоностроительный завод.
[править] Ядерное оружие
6 ноября 1947 года министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что «этого секрета давно уже не существует».[99]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ Влияние трансформаций в системе управления лесным сектором СССР на эффективность его развития в конце 1930-х — начале 1940-х гг.
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]
- ↑ [37]
- ↑ [38]
- ↑ [39]
- ↑ [40]
- ↑ [41]
- ↑ [42]
- ↑ [43]
- ↑ [44]
- ↑ [45]
- ↑ [46]
- ↑ [47]
- ↑ [48]
- ↑ [49]
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
- ↑ [50]
- ↑ [51]
- ↑ [52]
- ↑ [53]
- ↑ [54]
- ↑ [55]
- ↑ [56]
- ↑ [57]
- ↑ [58]
- ↑ [59]
- ↑ [60]
- ↑ [61]
- ↑ [62]
- ↑ [63]
- ↑ [64]
- ↑ [65]
- ↑ [66]
- ↑ [67]
- ↑ [68]
- ↑ [69]
- ↑ [70]
- ↑ [71]
- ↑ [72]
- ↑ [73]
- ↑ [74]
- ↑ [75]
- ↑ [76]
- ↑ [77]
- ↑ [78]
- ↑ [79]
- ↑ [80]
- ↑ [81]
- ↑ [82]
- ↑ Танки в современных конфликтах. Обзор применения основных боевых танков за последние 20 лет — М.: АНО ЦСОиП, 2014
- ↑ [83]
- ↑ Танки в современных конфликтах. Обзор применения основных боевых танков за последние 20 лет — М.: АНО ЦСОиП, 2014
- ↑ [84]
- ↑ [85]
- ↑ [86]
- ↑ [87]
- ↑ Внешняя торговля СССР в 1950—1960-х гг
- ↑ Внешняя торговля СССР в 1950—1960-х гг
- ↑ [88]
- ↑ [89]