Машиностроительная продукция в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Виды

[править] Авиационные снаряды

В 1941 году московский ЗИС (Завод Имени Сталина), эвакуированный вместе с оборудованием в город Ульяновск, начал выпуск авиационных снарядов.

[править] Автомобили

Массовый ввоз автомобилей в Россию начался в годы Первой мировой войны. Своего автопрома в стране фактически не было, а потребность в машинах для армии росла, поэтому ввоз автомобилей осуществлялся беспошлинно.[1]

[править] Артиллерия

По постановлению СНК от 26 ноября 1918 года в виде вознаграждения за изобретение в области артиллерии (сущность его заключалась в изыскании способов орудийной стрельбы на дальние расстояния и в усилении начальной скорости движения снарядов) военному инженеру Е. А. Беркалову была вы¬плачена премия в размере 50 тыс. руб. Финотдел Пороховского районного Совета депутатов Петрограда назначил взимание с этой суммы в качестве чрезвычайного налога 40 тыс., руб. Изобретатель обратился к председателю СНК В. И. Ленину с жалобой. По рассмотрении жалобы В. И. Ленин направил в Пороховской районный Совет депутатов телеграмму следующего содержания: «Разъясните вашему финотделу недопустимость взыскания чрезвычайного налога с полученной Беркаловым от Совета Народных Комиссаров особой премии 50 000 рублей за выдающееся изобретение. Декрет, освобождающий подобные премии от обложения, принят Советом Народных Комиссаров и публикуется.»[2]

[править] Атомные ледоколы

Первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой стал атомный ледокол «Ленин». Его строительство началось в 1956 году, сдан в эксплуатацию в декабре 1959 года.[3]

В 1972 году со стапеля Балтийского завода имени Серго Орджоникидзе был спущен на воду атомный ледокол «Арктика» — головной представитель серии ледоколов проекта 10520 (тип «Арктика»), строительство которых велось на ленинградском заводе с 1971 по 2007 годы. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на «Арктике» состоялся 25 апреля 1975 года. Новый атомоход стал прорывом в мировом судостроении — на тот момент это было самое мощное в мире атомное судно гражданского назначения, способное в одиночку дойти до Северного полюса, что и было выполнено 17 августа 1977 года. В тот день в четыре часа утра по московскому времени ледокол достиг Северного полюса, и тем самым стал первым в истории судном, достигшим самой северной точки в надводном положении.

Ледокол «50 лет Победы», первоначально названный «Уралом», был заложен на стапеле Балтийского завода 4 октября 1989 года, спущен на воду 29 декабря 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования строительство судна было приостановлено. Частично финансирование было возобновлено в конце 1990-х годов.[4]

[править] Атомные подводные лодки

В 1962 г. советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» всплыла в районе Северного полюса.[5]

В 1970-х годах на двух ведущих советских предприятиях Севмаш и Адмиралтейские верфи, специализирующихся на строительстве атомных подводных лодок, были заложены подлодки нового типа — «Лиры» (проект 705 и 705К).

Головной атомный подводный крейсер четвертого поколения серии проекта 885 (шифр «Ясень») К-560 «Северодвинск» (заводской номер 160) был заложен на СМП 21 декабря 1993 года.[6]

[править] Баллистические ракеты

Специалистами ОКБ-1 на основе узлов и агрегатов немецкой «Фау-2» была собрана баллистическая ракета и 18 октября 1947 года произведен ее запуск. Копия «Фау-2» пролетела 247 км, поднявшись на высоту 86 км.[7]

В 1947 году Михаил Тихонравов организовал в Научно-исследовательском институте артиллерийских наук группу, которая начала проводить систематические исследования возможности создания составных (многоступенчатых) баллистических ракет.[8]

В 1955 году впервые стартовала советская стратегическая баллистическая ракета Р-5М (8К51).[9]

[править] Вагоны метро

Первые вагоны типа А для московского метро были собраны в 1934 году на Мытищинском вагоностроительном заводе.[10]

4 февраля 1935 года по первой линии Московского метрополитена проехал испытательный поезд из двух вагонов типа А собранных на Мытищинском вагоностроительном заводе. В тот день состав впервые прошёл линию целиком — от «Сокольников» до «Парка культуры».

В 1946—1961 годах в Москве использовались 120 вагонов типа «В», полученных из берлинского метро в качестве репараций.[11]

[править] Вооружения

Своего максимума импорт вооружений в Россию достиг в период Первой мировой войны, когда российская оборонная промышленность в первые три года войны оказалась неспособна удовлетворить колоссальные потребности армии в стрелковом оружии, пулеметах, артиллерии и боеприпасах.[12]

В ноябре 1993 года создаётся единый государственный посредник по торговле оружием — «Росвооружение».[13]

[править] Газовые турбины

Когда перед Турбомоторным заводом (ТМЗ) в конце 1970-х — начале 1980-х была поставлена задача создания энергетической газовой турбины мощностью 25 мегаватт, на это ушло 10 лет.[14]

[править] Гаубичные гранаты

В 1917 году на русских заводах начался выпуск 122-мм гаубичных химических гранат.[15]

[править] Гусеничные трактора

В 1940 году СССР вышел на первое место в мире по выпуску гусеничных тракторов.[16]

[править] Двигатели

В 1915 году был выполнен государственный заказ на изготовление двигателей Renault 12FE, которые устанавливались на военные летательные аппараты французского и российского производства, среди которых был знаменитый «Илья Муромец» И. И. Сикорского.[17]

[править] Дизель-электрические подводные лодки

12 ноября 1930 года в состав Морских сил Балтийского флота вошла новая подводная лодка серии I типа «Декабрист».[18]

В 1979 году на заводе «Красное Сормово» началось строительство большой дизель-электрической подводной лодки проекта 641Б, разработанного ЦКБ-18 (в настоящее время — ЦКБ МТ «Рубин»). В 1980 году подлодка под именем Б-396 была включена в состав ВМФ. С 1981 года лодка проходила службу в 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I-й степени эскадре подводных лодок Северного флота.

[править] Железнодорожная техника

«Продпаровоз» («Союз паровозостроительных заводов») — синдикат, основанный в 1901 году и объединивший практически все предприятия по производству локомотивов в России. Наряду с «Продвагоном» был ведущим синдикатом в транспортном машиностроении империи. Национализирован в 1918 году.[19]

«Продвагон» («Общество для торговли изделиями русских вагоностроительных заводов») — синдикат, образованный в 1904 году и ликвидированный в результате национализации в 1918 году. Почти полностью монополизировал вагоностроение России в первые два десятилетия ХХ века. На него приходилась продажа до 97 % продукции этой отрасли. Наряду с «Союзом паровозостроительных заводов» («Продпаровоз») ведущий синдикат в транспортном машиностроении России.[20]

В конце 1920-х гг. — начале 1930-х годов на фоне активного роста промышленности Советский Союз столкнулся с острой нехваткой железнодорожной техники.[21]

В 1946—1950 гг. УВЗ ежегодно выпускал почти половину железнодорожного подвижного состава (и до 70 % грузовых вагонов) в СССР; часть продукции поставлялась на экспорт.[22]

[править] Зенитные управляемые ракеты

Ракета 9М96 разрабатывалась с конца 1990-х годов.[23]

[править] ЗРК

В феврале 1958 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР задается разработка зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Круг», который был принят на вооружение в 1965 году.[24]

В 1969 году началось серийное производство средств системы С-200В вместо средств системы С-200.

В 1969 году принимается на вооружение система С-200В («Вега») с ракетой В-860ПВ.

[править] ЗРПК

Главное управление вооружений Войск ПВО заказало КБП разработку ЗРПК «Панцирь-С1» в 1990 году. Первый вариант нового комплекса на автомобильном шасси («Урал-5323.4») с двумя 30-мм пушками 2А72 и зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М335 (дальность поражения — 12 км, по высоте — 8 км) был представлен межведомственной комиссии в 1995 году.[25]

[править] Катера

1 ноября 1937 г. по решению НКВД в 10 погранотрядах были созданы дивизионы пограничных катеров.

В 1939 году на вооружение морских частей пограничных войск стали поступать катера типа «МО-4».

[править] Компьютеры

В 1948 году Постановлением Совета Министров СССР № 2369 был создан Институт точной механики и вычислительной техники.[26]

Сергей Алексеевич Лебедев был приглашён в Институт точной механики и вычислительной техники в 1950 году для разработки одной из первых советских ЭВМ БЭСМ-1.[27]

В 1967 году начала работать БЭСМ-6, которая в течение нескольких месяцев была самой высокопроизводительной ЭВМ в Европе (около 1 млн операций в секунду).[28]

В 1969 году, в связи с необходимостью оснащения стратегических систем специального назначения высокопроизводительной вычислительной техникой, родилась идея архитектурной линии «Эльбрус». Под руководством Всеволода Сергеевича Бурцева созданный многопроцессорный вычислительный комплекс (МВК) «Эльбрус-1» был предъявлен государственной комиссии и в 1979 году прошёл государственные испытания. Он был спроектирован на основе микросхем TTL-логики и включал в себя 10 процессоров с суммарной производительностью 15 млн операций в секунду (15 Мфлопс). В этой машине впервые в СССР применялась суперскалярная архитектура, позволявшая параллельно отрабатывать несколько машинных команд. Наряду с центральным процессором имелись специализированные: для обмена данными с внешними устройствами, для быстрого преобразования Фурье, для эмуляции команд БЭСМ-6 и для решения целого ряда специальных задач. Объём оперативной памяти достигал солидного объёма в 64 МБ.[29]

В 1975 году БЭСМ-6 обрабатывала данные, получаемые в ходе космического полёта, всего за 1 минуту — в 30 раз быстрее аналогичных комплексов, существовавших на тот момент.[30]

В 1985 году в серийное производство был запущен «Эльбрус-2», который представлял собой незначительно модернизированный с точки зрения схемотехники «Эльбрус-1», переведенный на новую элементную базу микросхем ЭСЛ-технологии серии «ИС-100». Этот МВК уже достигал производительности в 125 Мфлопс. МВК строился по модульному принципу, с учётом обеспечения надёжности. Благодаря своему быстродействию и отказоустойчивости, он в течение многих лет использовался в центральных объектах стратегических систем страны.[31]

Следующим этапом развития серии стал проект МВК «Эльбрус-3». Руководил им член-корреспондент Академии наук СССР Борис Арташесович Бабаян. Он предложил архитектурную реализацию концепции широкого командного слова. Опытный образец машины изготовили в 1990 году, но её отладка не была завершена по причине прекращения финансирования проекта из-за экономических проблем того периода.[32]

[править] Космические аппараты

30 января 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, которым предусматривалось создать под ракету Р-7 неориентированный ИСЗ (объект Д) весом 1000—1400 кг с аппаратурой для научных исследований весом 200—300 кг.[33]

В ноябре 1956 г. ОКБ-1 внесло предложение о срочной разработке и запуске так называемого «простейшего спутника» (объект ПС) массой порядка 100 кг в апреле-мае 1957 г. во время летных испытаний Р-7.[34]

4 октября 1957 года с помощью переоборудованной МБР Р-7 (получила индекс 8К71ПС) в космос был выведен первый искусственный спутник Земли. Запуск был осуществлен с 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР (ныне — космодром Байконур). Космический аппарат получил название «Спутник-1». Чтобы не раскрывать индексы стоящей на вооружении баллистической ракеты, ее также назвали «Спутник». Запуск первого искусственного спутника Земли позволил СССР захватить преимущество в космической гонке.[35] Спутник находился на орбите до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов.[36]

22 мая 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С. П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.[37]

В 1959 году советский аппарат «Луна-3» первым запечатлел обратную сторону Луны.[38]

Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 года, в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле — манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта 1961 года, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.[39]

После Гагарина на кораблях «Восток» летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей — «Восток-3» и «Восток-4»), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа — почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).[40]

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле-спутнике «Восток» совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.[41]

Ракеты-носители семейства «Протон» использовались для запусков всех советских/ российских орбитальных станций — первой в мире долговременной станции «Салют» (1971 год) и последующих шести одноименных станций (1973—1982 годах), модулей комплекса «Мир» (находился на околоземной орбите с 1986 года).[42]

В советские времена НПО прикладной механики был главным производителем советских спутников связи.[43]

[править] МБР

20 мая 1954 года вышло постановление правительства, в котором официально перед ОКБ-1 была поставлена задача создания баллистической ракеты, способной нести термоядерный заряд на межконтинентальную дальность.[44]

Проектирование Р-7 было завершено в июле 1954 года, а 20 ноября 1954 года создание ракеты Р-7 было одобрено Советом Министров СССР. В начале 1957 года ракета была готова к испытаниям.[45]

12 февраля 1955 года вышло постановление Совета министров СССР о создании полигона для испытаний межконтинентальных баллистических ракет.

21 августа 1957 года совершила первый успешный полет межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7 (SS-6, Sapwood — по классификации НАТО), разработанная коллективом Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством главного конструктора Сергея Королева.[46]

27 августа 1957 года в советских газетах появилось сообщение об успешном испытании в СССР сверхдальней многоступенчатой ракеты.[47]

В феврале 1958 года ведущий конструктор ракеты Р-7 Дмитрий Козлов получил назначение в город Куйбышев (ныне Самара) для организации на базе авиационного завода № 1 (завод «Прогресс», ныне ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр „ЦСКБ — Прогресс“»), на котором изготавливались бомбардировщики, серийного производства ракет Р-7. И уже в декабре 1958 года со сборочной линии завода сошли первые серийные изделия.[48]

29 марта 1958 года впервые полностью успешно прошел пуск ракеты Р-7 (головная часть достигла цели без разрушения).[49]

С декабря 1958 года по ноябрь 1959 года проходили совместные летные испытания Р-7, которые должны были дать ответ на вопрос о возможности принятия ракеты на вооружение. В ходе этих испытаний было запущено 16 ракет, восемь из которых были произведены на серийном заводе.[50]

Для базирования ракет Р-7 в 1958 году было принято решение о строительстве боевой стартовой станции (объект «Ангара») в районе города Плесецка Архангельской области. 1 января 1960 года она была готова, а 16 июля впервые в вооруженных силах самостоятельно провела два учебно-боевых пуска со стартовой позиции.[51]

20 января 1960 года межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была принята на вооружение.[52]

12 сентября 1960 года МБР Р-7А была принята на вооружение.[53]

[править] Мотоциклы

В 1901 году в Россию было ввезено 7 мотоциклов.[54]

В феврале 1917 г. в России имелось около 29 тыс. мотоциклов.[55]

В советские времена «Ирбитский мотоциклетный завод» выпускал порядка 130 тыс. мотоциклов «Урал» в год.

[править] Паровозы

В 1910 году в России начался выпуск пассажирского паровоза серии «С» (тип Сормовского завода). Этот локомотив имел повышенную мощность и весьма высокий для паровоза КПД, благодаря чему получил широкое распространение на железных дорогах страны. Вскоре обнаружилась очень ценная особенность этого паровоза: он имел одинаково спокойный ход при движении вперед и назад. А это делало разворот необязательным и давало возможность увеличить число пригородных рейсов.

В 1936 году Ворошиловградский завод закончил проектирование паровоза ИС обтекаемой формы, а через год выпустил паровоз и передал на испытания.

В 1938 году на участке Лихославль − Калинин опытный пассажирский паровоз типа 2-3-2 с поездом в 14 осей развил скорость 170 км/ч, установив национальный рекорд скорости для поездов с паровой тягой.

В 1956 году в СССР был выпущен последний паровоз — П36-0251.[56]

Паровозы с магистральной тяги форсированно убирались по постановлению XX съезда КПСС (1956).

[править] Пассажирские паровозы

П36 — советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы.

[править] Пассажирские суда

В середине 1960-х годов XX века Министерство судостроительной промышленности СССР поручило Центральному конструкторскому бюро № 5 сконструировать опытное морское пассажирское газотурбинное судно на автоматически управляемых подводных крыльях «Тайфун» (проект 1233).

[править] Пилотируемые космические корабли

Разработка пилотируемого комического корабля «Союз» началась в 1962 году в ОКБ-1. Первый пилотируемый полёт был совершен в 1967 году.[57]

[править] Подводные лодки

В январе 1936 года нескольким отечественным предприятиям, среди которых был завод «Красное Сормово», было поручено начать постройку подводных лодок типа С серии IX-бис.

[править] Процессоры

Научно-исследовательский институт системных исследований РАН (НИИСИ) разработал в 1999 году семейство процессоров KOMDIV-32.[58]

[править] Разведывательные спутники

Советский Союз запустил свой первый оптико-электронный разведывательный спутник только в декабре 1982 года.[59]

В 1983 году советское правительство санкционировало разработку разведывательного спутника, который по своим характеристикам был близок к KENNEN.[60]

[править] Ракетные комплексы

В 1974—1975 годах были завершены совместные летные испытания ракетного комплекса «Пионер» (индекс 15П645), 11 марта 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР комплекс был принят на вооружение Советской армии, а уже 31 марта вышло постановление о проведении работ по модернизированному комплексу «Пионер» с введением в состав дивизиона комплекса третьей пусковой установки.

[править] Ракеты

Основная статья: Ракеты в России в XX веке

В 1921 г. Артемьев и Тихомиров в составе исследовательской группы приступили к проектированию ракетной техники.[61]

3 марта 1928 года на полигоне близ г. Ленинграда был осуществлен первый пуск ракеты на бездымном топливе, спроектированной в лаборатории Тихомирова.[62]

13 мая 1946 года вышло секретное постановление Совета министров СССР № 1017—419сс «Вопросы реактивного вооружения». Документ предусматривал создание при Совмине СССР специального комитета по реактивной технике во главе с заместителем председателя Совета министров Георгием Маленковым, а также научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ) и полигонов по этой тематике.[63]

26 апреля 1950 года в соответствии с приказом министра вооружения СССР Д. Ф. Устинова в составе подмосковного НИИ-88 было образовано Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) по разработке ракет дальнего действия под руководством Главного конструктора Сергея Павловича Королёва.

[править] Ракеты-носители

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 года предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 («семерка», индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.[64]

Семейство ракет-носителей «Протон» было создано в начале 1960-х годов под руководством конструктора Владимира Челомея (первая ракета семейства именовалась УР-500, впервые стартовала в 1965 году).[65]

Ракеты-носители семейства «Союз» с 1966 года сохраняли одинаковую цветовую гамму: белый головной обтекатель, серый переходный отсек и такая же третья ступень, оранжевый хвостовой отсек и ниже — серые блоки первой и второй ступени с белой и оранжевой полосами снизу.[66]

Модификация «Протон-К» эксплуатировалась с 1967 года.[67]

Космические ракеты-носители воздушного базирования начали проектироваться с середины 1990-х годов одновременно в нескольких российских организациях. Дальше всех продвинулась разработка, инициированная авиакомпанией «Полёт» и КБ химавтоматики (оба — Воронеж), которые в 1999 году учредили корпорацию «Воздушный старт».[68]

Первый запуск ракеты «Рокот» по суборбитальной траектории состоялся 20 ноября 1990 года. 16 мая 2000 года был осуществлен первый полноценный пуск «Рокота».[69]

Ранним утром 9 апреля 1996 года боевой расчет Военно-космических сил России осуществил с космодрома Байконур первый в российской космонавтике коммерческий запуск ракеты-носителя «Протон» со спутником Astra-1F. Запуск, состоявшийся при большом стечении гостей, прошел успешно, спутник выведен на геостационарную орбиту.[70]

Первый пуск «Рокота» состоялся с космодрома Плесецк 16 мая 2000 года.[71]

[править] РЛС

В 1965 году Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи приступил к разработке загоризонтной радиолокационной станции по проекту «Дуга». Первая приемо-передающая станция радара «Дуга» заработала в 1975 году в районе Комсомольска-на-Амуре в поселке Большая Картель и ЗАТО Лиан-2. Вторую станцию построили в районе Чернобыля в 1980 году. В 1987 году все станции «Дуги» сняли с вооружения.[72]

В 1980-х годах в СССР началась разработка новых загоризонтных радиолокационных станций проектов «Телец» (дальность до 250 километров), «Подсолнух» (до 450 километров) и «Волна» (до 3000 километров).[73]

В целом к концу 1980-х годов в состав советской системы предупреждения о ракетном нападении входили около десятка надгоризонтных станций «Днестр», «Днестр-М», «Днепр» и «Дарьял».[74]

С 1996 года в составе системы предупреждения о ракетном нападении и системы противоракетной обороны Москвы действует радиолокационная станция «Дон-2Н» сантиметрового диапазона.[75]

В 1990-х годах в России были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых мощных и энергоэффективных надгоризонтных радиолокационных станций дальнего обзора. Работы велись в рамках проекта «Воронеж».[76]

[править] РСЗО

14 июля 1941 года в 10 часов утра батарея капитана Ивана Флерова обстреляла германские войска и технику на станции Орша. Огонь велся из боевых машин с реактивными снарядами — БМ-13. Это был первый бой «Катюши» в Великую Отечественную войну.

[править] Самоходные артиллерийские установки

5 мая 1943 года было подписано постановление ГКО № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Это постановление стало отмашкой к разработке самой массовой советской средней САУ военного периода — СУ-85. Производство СУ-85 началось в августе 1943 года.

[править] Самоходные пушки

На вооружение Советской армии самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С» была принята 20 января 1975 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 68-25.

[править] Средства РЭБ

Работы по комплексу «Рычаг» начались в 1980-х годах, а первый опытный Ми-8МТПР со станцией помех «Рычаг-БВ» вышел на государственные испытания в 1990 году.[77]

Работы по созданию новейшего бортового комплекса обороны «Хибины» (изделие Л175) начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте в конце 1980-х годов.[78]

Работы по 1РЛ257 «Красуха-4» начаты в 1994 году.[79]

Работы по «Красухе-2» начались в 1996 году.[80]

[править] Сторожевые корабли

3 апреля 1939 г. при выполнении служебных обязанностей погиб сторожевой корабль «Пурга» (командир -старший лейтенант Калганов, политрук — Андрианов) со всем экипажем — 85 человек. Обстоятельства гибели корабля неизвестны.

[править] Стрелковое оружие

18 марта 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на вооружение Советской Армии были приняты новые образцы стрелкового оружия — автомат АК-74 и ручной пулемет РПК-74.[81]

[править] Танки

Основная статья: Танки в России в XX веке

29 мая 1920 года был издан приказ РВСР № 901/160 о создании в Москве первого автотанкового отряда, в котором оказалось 4 танка, ранее захваченных в боях с белогвардейцами. Автотанковый отряд стал первой бронетанковой структурой в РККА.

Танк БТ-5 был разработан в 1932 г. в КБ ХПЗ под руководством А. О. Фирсова, поставлен на серийное производство в марте 1933 г. и выпускался в Харькове больше года. Был снят с производства в связи с переходом на выпуск танка БТ‑7, разработанный в том же КБ.[82]

Танк Т‑28 был разработан в 1932 г. на заводе им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим инженером машины был О. М. Иванов. Серийное производство организовано на заводе «Красный путиловец».[83]

Танк Т‑37 был разработан конструкторским бюро завода № 37 им. Орджоникидзе в Москве под руководством Н. Н. Козырева. Машина находилась в производстве на заводе № 37 до конца 1933 г. В процессе серийного производства Т‑37 был модернизирован и в последующем с 1933 г. по 1936 г. на заводе выпускался танк Т‑37А.[84]

Однобашенный танк Т‑26 образца 1933 г. был разработан КБ завода «Большевик» под руководством С. А. Гинзбурга. С 1933 по 1938 г. серийно выпускался на заводе № 174 в Ленинграде.[85]

Танк Т‑35 разработан в 1933 г. на машиностроительном заводе им. Ворошилова. Серийное производство организовано на ХПЗ им. Коминтерна.[86]

После начала Великой Отечественной войны Уралвагонзавод был перепрофилирован на выпуск танков.[87]

В 1950-е — 1960-е гг. на УВЗ строились танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации, в 1973—2005 гг. производился Т-72.[88]

В конце 1960-х годов в нижнетагильском КБ был разработан Т-72.[89]

На вооружение Советской армии танки Т-80, оснащенные газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, поступили в 1976 году.[90]

Выпуск Т-64 прекратился в 1987 году.[91]

В октябре 1992 года на вооружение Российской Армии был принят основной боевой танк Т-90. Этот танк был создан специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроении (УКБТМ) на основе изучения многолетней войсковой эксплуатации и применения танков Т-72 в разных странах в реальных условиях современного боя. Т-90 воплотил в себе самые лучшие характеристики, которыми славились Т-34, Т-54/55, Т-62, Т-72. В их числе надёжность конструкции всех узлов, агрегатов и комплексов, простота в эксплуатации, минимизация затрат на подготовку экипажа и специалистов.[92]

[править] Телевизоры

В Советском Союзе первый телевизор, выпущенный в апреле 1932 года, назывался Б-2. Эта была механическая модель.[93]

Первый в СССР электронный телевизор — КВН 49 был создан в 1949 году. Он был оснащён маленьким экраном и перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой.[94]

В 1953 году Московский радиотехнический завод «Рубин» наладил выпуск телевизора «Север».

В середине 1967 года в СССР началось производство цветных телевизоров.[95]

[править] Теплоходы

В 1950 году в СССР было произведено 125 ед. тепловозов.[96]

В 1987 году теплоход «Ленин» был принят в эксплуатацию, став флагманом пассажирского флота Волжского пароходства.

[править] Экскаватор

Производство экскаваторов в СССР возросло с 274 ед. в 1940 году до 3 580 в 1950 году.[97]

[править] Электровозы

В 1932 году в СССР были построены первые электровозы.[98]

ВЛ19 — советский магистральный грузопассажирский электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1932 по 1938 год. Является первым электровозом, конструкция которого была создана в СССР.

[править] Электропоезда

До начала Великой Отечественной войны электропоезда пошли от Москвы до Обираловки (ныне Железнодорожная), Балашихи, Раменского, Подольска и от Ленинграда до Ломоносова, Гатчины.

После начала Великой Отечественной войны с Московского и Ленинградского узлов электрички были эвакуированы вглубь страны, некоторые из них стали работать на Пермском узле, пригородной линии Куйбышева и других маршрутах, большинство же отстаивалось на базах запаса. А после перелома в ходе войны, уже в 1943 году, начался возврат электропоездов на Московский узел.

В 1955 году в Риге был изготовлен первый опытный трехвагонный электропоезд серии СН («Северные железные дороги. Новый тип»). Этот поезд не пошел в серийное производство. Было выпущено всего два образца, но СН стал промежуточной, важной ступенью перехода к выпуску электропоездов серии ЭР1.

С 1957 года на РВЗ начался выпуск поездов серии ЭР1.

Для обслуживания пригородных зон Горького, Ростова, Красноярска, Владивостока, где применялась система электрификации переменным током напряжением 25 тыс. В, в начале 1960-х годов был начат выпуск электропоездов переменного тока ЭР7.

В середине 1960-х годов происходит революционное событие в развитии электричек: начался выпуск модели ЭР22. Вагоны этих поездов имели увеличенную длину, три тамбура, мягкие диваны, усовершенствованное отопление. Изменился и внешний вид вагонов: зеленая окраска, наследие военного времени, сменилась ярко-праздничной желто-красной; закругленный дизайн, модный в 1950-х годах, сменился энергичным остроносым. Улучшились и условия работы машинистов: в кабинах впервые стали устанавливаться кондиционеры. Также это были первые серийные электропоезда, применявшие рекуперативное электрическое торможение, при котором часть электроэнергии возвращается в контактную сеть.

Поезда ЭР2Р начали выпускаться с 1983 года.

В 1992 году на Демиховском машиностроительном заводе был налажен выпуск электропоездов ЭД2Т, спроектированных на основе одной из рижских разработок.

Первый вагон электропоезда пригородного сообщения был сконструирован и изготовлен на Демиховском машиностроительном заводе в декабре 1992 года.

В 1993 году к производству электричек подключился Торжокский вагоностроительный завод.

[править] Ядерное оружие

6 ноября 1947 года министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что «этого секрета давно уже не существует».[99]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. История налогов в России — М.: «Юристъ», 2001
  3. [2]
  4. [3]
  5. [4]
  6. [5]
  7. [6]
  8. [7]
  9. [8]
  10. [9]
  11. [10]
  12. [11]
  13. [12]
  14. [13]
  15. [14]
  16. Влияние трансформаций в системе управления лесным сектором СССР на эффективность его развития в конце 1930-х — начале 1940-х гг.
  17. [15]
  18. [16]
  19. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  20. Словарь терминов и определений по дисциплине «История российского предпринимательства»
  21. [17]
  22. [18]
  23. [19]
  24. [20]
  25. [21]
  26. [22]
  27. [23]
  28. [24]
  29. [25]
  30. [26]
  31. [27]
  32. [28]
  33. [29]
  34. [30]
  35. [31]
  36. [32]
  37. [33]
  38. [34]
  39. [35]
  40. [36]
  41. [37]
  42. [38]
  43. [39]
  44. [40]
  45. [41]
  46. [42]
  47. [43]
  48. [44]
  49. [45]
  50. [46]
  51. [47]
  52. [48]
  53. [49]
  54. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  55. Лебедев А. В. История транспорта России в XIX — начале ХХ века: текст лекций / А. В. Лебедев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2011
  56. [50]
  57. [51]
  58. [52]
  59. [53]
  60. [54]
  61. [55]
  62. [56]
  63. [57]
  64. [58]
  65. [59]
  66. [60]
  67. [61]
  68. [62]
  69. [63]
  70. [64]
  71. [65]
  72. [66]
  73. [67]
  74. [68]
  75. [69]
  76. [70]
  77. [71]
  78. [72]
  79. [73]
  80. [74]
  81. [75]
  82. [76]
  83. [77]
  84. [78]
  85. [79]
  86. [80]
  87. [81]
  88. [82]
  89. Танки в современных конфликтах. Обзор применения основных боевых танков за последние 20 лет — М.: АНО ЦСОиП, 2014
  90. [83]
  91. Танки в современных конфликтах. Обзор применения основных боевых танков за последние 20 лет — М.: АНО ЦСОиП, 2014
  92. [84]
  93. [85]
  94. [86]
  95. [87]
  96. Внешняя торговля СССР в 1950—1960-х гг
  97. Внешняя торговля СССР в 1950—1960-х гг
  98. [88]
  99. [89]
История машиностроительной продукции в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты