С-200
Материал из Documentation.
С-200 — зенитно-ракетный комплекс.
Содержание |
[править] Характеристики
В С-200 было реализовано полуактивное радиолокационное самонаведение ракеты на цель, облучаемую наземным радиолокатором.[1]
Наряду с уникально большой досягаемостью по дальности и высоте, расширенными возможностями действий в сложной помеховой обстановке, С-200 отличалась громоздкостью и, следовательно, ограниченной мобильностью, а также усложнявшим эксплуатацию применением жидкого топлива на маршевой ступени.[2]
[править] Радары
В ЗРК С-200 помимо ракетной установки два радара. Один, кругового действия, вращаясь на 360°, обнаруживает цель и вычисляет ее координаты. Другой — радар подсветки цели (РПЦ). Получив координаты цели, он направляет на нее свой сигнал, который, отразившись, возвращается уже в головку самонаведения (ГСН) ракеты. Дальше ракета уже сама берет цель «на мушку» и ведет ее уже до самого поражения, повторяя траекторию ее движения. РПЦ продолжает работать в течение всего времени полета ракеты: отраженный сигнал помогает ей ориентироваться в пространстве и лететь точно на цель.[3]
[править] Разработчики
Генеральным конструктором системы в целом и радиотехнических средств стрельбового канала зенитно-ракетной системы С-200 был определен А. А. Расплетин (КБ-1). Головным разработчиком зенитной управляемой ракеты было назначено руководимое П. Д. Грушиным ОКБ-2 ГКАТ. Разработчиком головки самонаведения ракеты был определен ЦНИИ-108 ГКРЭ (впоследствии ЦНИРТИ). Кроме КБ-1 к работам по системе наведения был привлечен ряд предприятий и институтов. НИИ-160 продолжал работы по электровакуумным приборам, предназначенным для комплекса наведения и средств системы, НИИ-101 и НИИ-5 работали по сопряжению средств управления и огневых средств со средствами оповещения и целеуказания, а ОКБ-567 и ЦНИИ-11 должны были обеспечить создание телеметрической аппаратуры и контрольно-измерительных средств для обеспечения испытаний.[4]
Оценив возможные сложности "увязки " работающих в замкнутом контуре управления аппаратуры ракеты и комплекса средств наведения при их проектировании несколькими организациями, с января 1960 г. разработку аппаратуры самонаведения ракеты взяло на себя КБ-1, куда в начале 1959 г. была переведена из ЦНИИ-108 лаборатория ведущего эту тему Б. Ф. Высоцкого. Его и назначили главным конструктором по головке самонаведения (ГСН) при общем руководстве А. А. Расплетина и Б. В. Бункина. Лабораторию по разработке радиолокатора подсветки целей возглавил К. С. Альперович.[5]
К созданию стартовых двигателей ЗУР было подключено КБ-2 завода № 81, возглавляемое Главным конструктором И. И. Картуковым. 3аряды для стартовых двигателей разрабатывал НИИ-130 (г. Пермь). Маршевый жидкостный ракетный двигатель и бортовой гидроэлектрический агрегат питания на конкурсной основе разрабатывали московское ОКБ-165 (Главный конструктор А. М. Люлька) совместно с ОКБ-1 (Главный конструктор Л. С. Душкин) и ленинградское ОКБ-466 (Главный конструктор А. С. Мевиус).[6]
Проектирование наземного оборудования стартовой и технической позиций было возложено на ленинградское ЦКБ-34. Заправочное оборудование, средства транспортировки и хранения компонентов топлива разрабатывались московским ГСКБ (будущее КБТХМ).[7]
[править] История
[править] 1950-е годы
В середине 1950-х годов в условиях быстрого развития сверхзвуковой авиации и создания термоядерного оружия особую актуальность приобрела задача создания перевозимой зенитной ракетной системы большой дальности, способной перехватывать скоростные высотные цели. Создававшаяся с 1954 года под руководством С. А. Лавочкина, стационарная система «Даль» отвечала задачам объектового прикрытия административно-политических и промышленных центров, но была малопригодна для создания зональной ПВО.[8]
Первым пунктом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1958 года № 608—293, определившего очередные направления работ по ракетным и авиационным средствам ПВО, была задана разработка новой многоканальной зенитно-ракетной системы С-200 со сроком представления ее полигонного образца на совместные летные испытания в III кв. 1961 г. Ее средства должны были обеспечить перехват целей с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей фронтовому бомбардировщику Ил-28, летящих со скоростями до 3500 км/час на высотах от 5 до 35 км на удалении до 150 км. Аналогичные цели со скоростями до 2000 км/ч должны были поражаться на дальностях 180…200 км. Для высокоскоростных крылатых ракет «Блю Стил», «Хаунд Дог» с ЭПР, соответствующей истребителю МиГ-19, рубеж перехвата устанавливался на удалении 80… 100 км. Вероятность поражения целей должна была составлять 0,7….0,8 на всех рубежах. По уровню заданных тактико-технических характеристик создаваемая перевозимая система, в основном, не уступала разрабатывавшейся в это же время стационарной системе «Даль».[9]
Аванпроект системы, предусматривавший основные принципы построения системы С-200 с радиолокационными средствами 4,5-сантиметрового диапазона был завершен в 1958 году.[10]
В конце 1958 года КБ-1 представило доработанный аванпроект, предложив наряду с прежним вариантом построения комплекса также систему С-200А с использованием самонаведения на обоих типах ракет, что и было одобрено на заседании высшего военного органа — Совета обороны СССР.[11]
Выбор для дальнейшей разработки системы С-200А был окончательно определен Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июля 1959 года № 735—338. При этом за системой сохранялось «старое» обозначение С-200. При этом были откорректированы тактико-технические характеристики комплекса. Скоростные цели должны были поражаться на дальности 90… 100 км при ЭПР, соответствующей Ил-28, и на дальности 60…65 км при ЭПР, равной МиГ-17. Применительно к новым беспилотным средствам воздушного нападения задавалась дальность поражения целей с ЭПР, втрое меньшей истребителя — 40…50 км.[12]
Соответствующий эскизный проект на ракету В-860 был выпущен в конце декабря 1959 года.[13]
[править] 1960-е годы
С небольшим отставанием от заданного срока, в начале 1960 года был выпущен эскизный проект всех наземных элементов зенитной ракетной системы, а 30 мая 1960 года — уточнённый эскизный проект ракеты.[14]
Решением ВПК № 32 от 5 марта 1960 года серийное производство ракет для С-200 было передано заводу № 272 (впоследствии — «Северный завод»), который в 1960 году выпустил первые так называемые «изделия Ф» — ракеты В-860.[15]
Летом 1960 года поблизости от Ленинграда, на полигоне Ржевка, с первой из изготовленных ПУ начались бросковые испытания имитатора ракеты, то есть пуски массо-габаритных макетов маршевой ступени с натурными ускорителями, необходимые для отработки пусковой установки и стартового участка полета.[16]
Первый бросковый пуск ракеты на полигоне «А» был произведен 27 июля 1960 года.[17]
С августа 1960 года ОКБ-165 было предписано сосредоточить усилия на разработке бортового источника питания для ракеты, а работы по двигателю Л-2 для маршевой ступени продолжались только в ОКБ-466 под руководством Главного конструктора А. С. Мевиуса. Этот двигатель разрабатывался на базе однорежимного двигателя «726» ОКБ A.M. Исаева с максимальной тягой 10 т.[18]
Решением Комиссии по военно-промышленным вопросам от 12 сентября 1960 года № 136 было задано довести дальность поражения С-200 сверхзвуковых целей с ЭПР, равной Ил-28 до 110… 120 км, а дозвуковых — до 160… 180 км с использованием «пассивного» участка движения ракеты по инерции после завершения работы её маршевого двигателя.[19]
В ноябре 1960 года опытный образец РПЦ был развернут на радиотехническом полигоне КБ-1 в Жуковском.[20]
Первый полет ракеты В-860 с работающим ЖРД маршевой ступени был осуществлен при четвертом опытном пуске 27 декабря 1960 года.[21]
Рабочий проект опытной пусковой установки, которой был присвоен фирменный для ЦКБ-34 индекс СМ-99, был создан в 1960 году.[22]
Для автономных испытаний ракет весной 1961 года на полигон «А» доставили макетный образец РПЦ, выполненный на конструктивной базе антенного поста комплекса С-75М. Его антенная система имела значительно меньшие размеры, чем штатная антенна РПЦ системы С-200, а передающее устройство — пониженную мощность из-за отсутствия выходного усилителя. Аппаратная кабина была укомплектована только минимально необходимым набором приборов для проведения автономных испытаний ЗУР и наземного оборудования. Монтаж макетного образца РПЦ и ПУ, размещенных в четырех километрах от 35-й площадки полигона «А», обеспечил начальный этап испытания ракет.[23]
В 1961 году была изготовлена усовершенствованная ракета, получившая наименование В-860П (изделие «1Ф»).[24]
В начале 1962 года на полигоне были произведены облеты установленных на вышках средств системы С-200 истребителем МиГ-15, которые проводил летчик-испытатель летной части КБ-1 В. Г. Павлов (лет за десять до того участвовавший в испытаниях пилотируемого варианта авиационного противокорабельного самолета-снаряда КС). При этом обеспечивались минимальные расстояния между самолетом и отрабатываемыми элементами ракеты, небезопасные при летной отработке на двух сближающихся самолетах. Павлов на сверхмалой высоте проходил буквально в нескольких метрах от деревянной вышки с радиовзрывателем и ГСН. Его самолет шел с различными углами крена, имитируя возможные сочетания угловых положений цели и ракеты.[25]
Постановлением от 24 апреля 1962 года № 382—176 наряду с дополнительными мероприятиями по ускорению работ были заданы уточненные требования к основным характеристикам системы в части возможности поражения целей типа Ту-16 на дальностях 130…180 км.[26]
В мае 1962 года были полностью завершены автономные испытания РПЦ и его совместные испытания со средствами стартовой позиции.[27]
На первом этапе летных испытаний ракет с ГСН, успешно начатом 1 июня 1962 года, головка самонаведения работала в «пассажирском» режиме, отслеживая цель, но не оказывая никакого влияния на автономно управляемый автопилотом полет ракеты.[28]
Первый пуск ракеты с управлением от ГСН в замкнутом контуре наведения провели 16 июня 1962 года.[29]
В условиях основательного отставания работ от первоначально заданных сроков в 1962 году подготовили дополнительное технико-экономическое обоснование разработки С-200.[30]
В 1962 году началась наземная отработка стартовых двигателей 5С25 на смесевом топливе.[31]
В марте 1964 года 92-м пуском ракеты были начаты совместные (Государственные) испытания.[32]
Летом 1964 года комплекс С-200 в сокращенном составе боевых средств был представлен руководству страны на показе в Кубинке под Москвой.[33]
В декабре 1965 года были проведены первые два пуска ракет с новой ГСН. Один пуск завершился прямым попаданием в мишень Ту-16М, второй — аварией. Для получения максимальной информации о работе ГСН в этих пусках использовались телеметрические варианты ракет с весовым макетом боевой части.[34]
22 февраля 1967 года было утверждено Постановление Партии и Правительства № 161-64 о принятии на вооружение зенитно-ракетной системы С-200, получившей наименование «Ангара», с тактико-техническими характеристиками, в основном соответствовавшими заданным директивными документами. В частности, дальность пуска по цели типа Ту-16 составила 160 км. По досягаемости новый советский ЗРК несколько превосходил «Найк-Геркулес».[35]
В начале ноября 1968 года Государственная комиссия подписала акт, в котором рекомендовала принять систему С-200В на вооружение.[36]
Серийное производство средств системы С-200В развернули в 1969 году, одновременно было свёрнуто производство системы С-200.[37]
Система С-200В была принята на вооружение сентябрьским Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1969 года.[38]
[править] 1970-е годы
Группа дивизионов системы С-200В в составе радиотехнической батареи 5Ж52В и стартовой позиции 5Ж51В была принята на вооружение в 1970 году, первоначально с ракетой [5В21В]].[39]
Испытания ракеты В-880 (5В28) были начаты в 1971 году.[40]
Система С-200ВМ с ракетами 5В28 и 5В28Н была принята на вооружение Войск ПВО СССР в начале 1974 года.[41]
[править] 1980-е годы
Поставки С-200 за рубеж начались в 1980-х годах.[42]
Испытания системы С-200Д с ракетой 5В28М начались в 1983 году и были завершены в 1987 году.[43]
[править] Эксплуатанты
[править] Азербайджан
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Азербайджана.[44]
[править] Белоруссия
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Белоруссии.[45]
[править] Болгария
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Болгарию.[46]
[править] Венгрия
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Венгрию.[47]
В Венгрии ЗРК С-200ВЭ стояла на вооружение с 1986 по 1997 года.
[править] ГДР
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в ГДР.[48]
[править] Грузия
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Грузии.[49]
[править] Иран
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Иран.[50]
[править] Казахстан
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Казахстана.[51]
[править] КНДР
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в КНДР.[52]
[править] Ливия
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Ливию.[53]
[править] Молдавия
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Молдавии.[54]
[править] Польша
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Польшу.[55]
[править] Россия
К середине 1990-х годов комплексы С-200 «Ангара» и С-200В «Вега» были полностью сняты с вооружения Войск ПВО России.[56]
К началу XXI века лишь в некоторых регионах России на вооружении в ограниченном количестве находились комплексы С-200Д.[57]
[править] Сирия
После того как летом 1982 года воздушная война над южным Ливаном закончилась с удручающим для сирийцев результатом, советским руководством было принято решение направить на Ближний Восток два зенитно-ракетных полка С-200В двухдивизионного состава с боекомплектом 96 ракет. После 1984 года техника комплексов С-200ВЭ была передана сирийскому персоналу, прошедшему соответствующее обучение и подготовку.[58]
[править] СССР
В интересах обеспечения режима секретности наиболее мощного оружия ПВО система С-200 длительное время развёртывалась только на территории СССР.[59]
С начавшимся в 1980-х годах переходом Войск ПВО СССР на новые комплексы С-300П, система С-200 начали постепенно сниматься с вооружения.[60]
[править] Туркмения
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Туркмении.[61]
[править] Узбекистан
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Узбекистана.[62]
[править] Украина
После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Украины.[63]
[править] Чехословакия
Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Чехословакию.[64]
[править] Примечания
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ [1]
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны
- ↑ Ракетные комплексы ПВО страны