С-200

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



С-200 — зенитно-ракетный комплекс.

Содержание

[править] Характеристики

Основная статья: Характеристики С-200

В С-200 было реализовано полуактивное радиолокационное самонаведение ракеты на цель, облучаемую наземным радиолокатором.[1]

Наряду с уникально большой досягаемостью по дальности и высоте, расширенными возможностями действий в сложной помеховой обстановке, С-200 отличалась громоздкостью и, следовательно, ограниченной мобильностью, а также усложнявшим эксплуатацию применением жидкого топлива на маршевой ступени.[2]

[править] Радары

В ЗРК С-200 помимо ракетной установки два радара. Один, кругового действия, вращаясь на 360°, обнаруживает цель и вычисляет ее координаты. Другой — радар подсветки цели (РПЦ). Получив координаты цели, он направляет на нее свой сигнал, который, отразившись, возвращается уже в головку самонаведения (ГСН) ракеты. Дальше ракета уже сама берет цель «на мушку» и ведет ее уже до самого поражения, повторяя траекторию ее движения. РПЦ продолжает работать в течение всего времени полета ракеты: отраженный сигнал помогает ей ориентироваться в пространстве и лететь точно на цель.[3]

[править] Разработчики

Генеральным конструктором системы в целом и радиотехнических средств стрельбового канала зенитно-ракетной системы С-200 был определен А. А. Расплетин (КБ-1). Головным разработчиком зенитной управляемой ракеты было назначено руководимое П. Д. Грушиным ОКБ-2 ГКАТ. Разработчиком головки самонаведения ракеты был определен ЦНИИ-108 ГКРЭ (впоследствии ЦНИРТИ). Кроме КБ-1 к работам по системе наведения был привлечен ряд предприятий и институтов. НИИ-160 продолжал работы по электровакуумным приборам, предназначенным для комплекса наведения и средств системы, НИИ-101 и НИИ-5 работали по сопряжению средств управления и огневых средств со средствами оповещения и целеуказания, а ОКБ-567 и ЦНИИ-11 должны были обеспечить создание телеметрической аппаратуры и контрольно-измерительных средств для обеспечения испытаний.[4]

Оценив возможные сложности "увязки " работающих в замкнутом контуре управления аппаратуры ракеты и комплекса средств наведения при их проектировании несколькими организациями, с января 1960 г. разработку аппаратуры самонаведения ракеты взяло на себя КБ-1, куда в начале 1959 г. была переведена из ЦНИИ-108 лаборатория ведущего эту тему Б. Ф. Высоцкого. Его и назначили главным конструктором по головке самонаведения (ГСН) при общем руководстве А. А. Расплетина и Б. В. Бункина. Лабораторию по разработке радиолокатора подсветки целей возглавил К. С. Альперович.[5]

К созданию стартовых двигателей ЗУР было подключено КБ-2 завода № 81, возглавляемое Главным конструктором И. И. Картуковым. 3аряды для стартовых двигателей разрабатывал НИИ-130 (г. Пермь). Маршевый жидкостный ракетный двигатель и бортовой гидроэлектрический агрегат питания на конкурсной основе разрабатывали московское ОКБ-165 (Главный конструктор А. М. Люлька) совместно с ОКБ-1 (Главный конструктор Л. С. Душкин) и ленинградское ОКБ-466 (Главный конструктор А. С. Мевиус).[6]

Проектирование наземного оборудования стартовой и технической позиций было возложено на ленинградское ЦКБ-34. Заправочное оборудование, средства транспортировки и хранения компонентов топлива разрабатывались московским ГСКБ (будущее КБТХМ).[7]

[править] История

[править] 1950-е годы

В середине 1950-х годов в условиях быстрого развития сверхзвуковой авиации и создания термоядерного оружия особую актуальность приобрела задача создания перевозимой зенитной ракетной системы большой дальности, способной перехватывать скоростные высотные цели. Создававшаяся с 1954 года под руководством С. А. Лавочкина, стационарная система «Даль» отвечала задачам объектового прикрытия административно-политических и промышленных центров, но была малопригодна для создания зональной ПВО.[8]

Первым пунктом Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1958 года № 608—293, определившего очередные направления работ по ракетным и авиационным средствам ПВО, была задана разработка новой многоканальной зенитно-ракетной системы С-200 со сроком представления ее полигонного образца на совместные летные испытания в III кв. 1961 г. Ее средства должны были обеспечить перехват целей с эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), соответствующей фронтовому бомбардировщику Ил-28, летящих со скоростями до 3500 км/час на высотах от 5 до 35 км на удалении до 150 км. Аналогичные цели со скоростями до 2000 км/ч должны были поражаться на дальностях 180…200 км. Для высокоскоростных крылатых ракет «Блю Стил», «Хаунд Дог» с ЭПР, соответствующей истребителю МиГ-19, рубеж перехвата устанавливался на удалении 80… 100 км. Вероятность поражения целей должна была составлять 0,7….0,8 на всех рубежах. По уровню заданных тактико-технических характеристик создаваемая перевозимая система, в основном, не уступала разрабатывавшейся в это же время стационарной системе «Даль».[9]

Аванпроект системы, предусматривавший основные принципы построения системы С-200 с радиолокационными средствами 4,5-сантиметрового диапазона был завершен в 1958 году.[10]

В конце 1958 года КБ-1 представило доработанный аванпроект, предложив наряду с прежним вариантом построения комплекса также систему С-200А с использованием самонаведения на обоих типах ракет, что и было одобрено на заседании высшего военного органа — Совета обороны СССР.[11]

Выбор для дальнейшей разработки системы С-200А был окончательно определен Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 июля 1959 года № 735—338. При этом за системой сохранялось «старое» обозначение С-200. При этом были откорректированы тактико-технические характеристики комплекса. Скоростные цели должны были поражаться на дальности 90… 100 км при ЭПР, соответствующей Ил-28, и на дальности 60…65 км при ЭПР, равной МиГ-17. Применительно к новым беспилотным средствам воздушного нападения задавалась дальность поражения целей с ЭПР, втрое меньшей истребителя — 40…50 км.[12]

Соответствующий эскизный проект на ракету В-860 был выпущен в конце декабря 1959 года.[13]

[править] 1960-е годы

С небольшим отставанием от заданного срока, в начале 1960 года был выпущен эскизный проект всех наземных элементов зенитной ракетной системы, а 30 мая 1960 года — уточнённый эскизный проект ракеты.[14]

Решением ВПК № 32 от 5 марта 1960 года серийное производство ракет для С-200 было передано заводу № 272 (впоследствии — «Северный завод»), который в 1960 году выпустил первые так называемые «изделия Ф» — ракеты В-860.[15]

Летом 1960 года поблизости от Ленинграда, на полигоне Ржевка, с первой из изготовленных ПУ начались бросковые испытания имитатора ракеты, то есть пуски массо-габаритных макетов маршевой ступени с натурными ускорителями, необходимые для отработки пусковой установки и стартового участка полета.[16]

Первый бросковый пуск ракеты на полигоне «А» был произведен 27 июля 1960 года.[17]

С августа 1960 года ОКБ-165 было предписано сосредоточить усилия на разработке бортового источника питания для ракеты, а работы по двигателю Л-2 для маршевой ступени продолжались только в ОКБ-466 под руководством Главного конструктора А. С. Мевиуса. Этот двигатель разрабатывался на базе однорежимного двигателя «726» ОКБ A.M. Исаева с максимальной тягой 10 т.[18]

Решением Комиссии по военно-промышленным вопросам от 12 сентября 1960 года № 136 было задано довести дальность поражения С-200 сверхзвуковых целей с ЭПР, равной Ил-28 до 110… 120 км, а дозвуковых — до 160… 180 км с использованием «пассивного» участка движения ракеты по инерции после завершения работы её маршевого двигателя.[19]

В ноябре 1960 года опытный образец РПЦ был развернут на радиотехническом полигоне КБ-1 в Жуковском.[20]

Первый полет ракеты В-860 с работающим ЖРД маршевой ступени был осуществлен при четвертом опытном пуске 27 декабря 1960 года.[21]

Рабочий проект опытной пусковой установки, которой был присвоен фирменный для ЦКБ-34 индекс СМ-99, был создан в 1960 году.[22]

Для автономных испытаний ракет весной 1961 года на полигон «А» доставили макетный образец РПЦ, выполненный на конструктивной базе антенного поста комплекса С-75М. Его антенная система имела значительно меньшие размеры, чем штатная антенна РПЦ системы С-200, а передающее устройство — пониженную мощность из-за отсутствия выходного усилителя. Аппаратная кабина была укомплектована только минимально необходимым набором приборов для проведения автономных испытаний ЗУР и наземного оборудования. Монтаж макетного образца РПЦ и ПУ, размещенных в четырех километрах от 35-й площадки полигона «А», обеспечил начальный этап испытания ракет.[23]

В 1961 году была изготовлена усовершенствованная ракета, получившая наименование В-860П (изделие «1Ф»).[24]

В начале 1962 года на полигоне были произведены облеты установленных на вышках средств системы С-200 истребителем МиГ-15, которые проводил летчик-испытатель летной части КБ-1 В. Г. Павлов (лет за десять до того участвовавший в испытаниях пилотируемого варианта авиационного противокорабельного самолета-снаряда КС). При этом обеспечивались минимальные расстояния между самолетом и отрабатываемыми элементами ракеты, небезопасные при летной отработке на двух сближающихся самолетах. Павлов на сверхмалой высоте проходил буквально в нескольких метрах от деревянной вышки с радиовзрывателем и ГСН. Его самолет шел с различными углами крена, имитируя возможные сочетания угловых положений цели и ракеты.[25]

Постановлением от 24 апреля 1962 года № 382—176 наряду с дополнительными мероприятиями по ускорению работ были заданы уточненные требования к основным характеристикам системы в части возможности поражения целей типа Ту-16 на дальностях 130…180 км.[26]

В мае 1962 года были полностью завершены автономные испытания РПЦ и его совместные испытания со средствами стартовой позиции.[27]

На первом этапе летных испытаний ракет с ГСН, успешно начатом 1 июня 1962 года, головка самонаведения работала в «пассажирском» режиме, отслеживая цель, но не оказывая никакого влияния на автономно управляемый автопилотом полет ракеты.[28]

Первый пуск ракеты с управлением от ГСН в замкнутом контуре наведения провели 16 июня 1962 года.[29]

В условиях основательного отставания работ от первоначально заданных сроков в 1962 году подготовили дополнительное технико-экономическое обоснование разработки С-200.[30]

В 1962 году началась наземная отработка стартовых двигателей 5С25 на смесевом топливе.[31]

В марте 1964 года 92-м пуском ракеты были начаты совместные (Государственные) испытания.[32]

Летом 1964 года комплекс С-200 в сокращенном составе боевых средств был представлен руководству страны на показе в Кубинке под Москвой.[33]

В декабре 1965 года были проведены первые два пуска ракет с новой ГСН. Один пуск завершился прямым попаданием в мишень Ту-16М, второй — аварией. Для получения максимальной информации о работе ГСН в этих пусках использовались телеметрические варианты ракет с весовым макетом боевой части.[34]

22 февраля 1967 года было утверждено Постановление Партии и Правительства № 161-64 о принятии на вооружение зенитно-ракетной системы С-200, получившей наименование «Ангара», с тактико-техническими характеристиками, в основном соответствовавшими заданным директивными документами. В частности, дальность пуска по цели типа Ту-16 составила 160 км. По досягаемости новый советский ЗРК несколько превосходил «Найк-Геркулес».[35]

В начале ноября 1968 года Государственная комиссия подписала акт, в котором рекомендовала принять систему С-200В на вооружение.[36]

Серийное производство средств системы С-200В развернули в 1969 году, одновременно было свёрнуто производство системы С-200.[37]

Система С-200В была принята на вооружение сентябрьским Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1969 года.[38]

[править] 1970-е годы

Группа дивизионов системы С-200В в составе радиотехнической батареи 5Ж52В и стартовой позиции 5Ж51В была принята на вооружение в 1970 году, первоначально с ракетой [5В21В]].[39]

Испытания ракеты В-880 (5В28) были начаты в 1971 году.[40]

Система С-200ВМ с ракетами 5В28 и 5В28Н была принята на вооружение Войск ПВО СССР в начале 1974 года.[41]

[править] 1980-е годы

Поставки С-200 за рубеж начались в 1980-х годах.[42]

Испытания системы С-200Д с ракетой 5В28М начались в 1983 году и были завершены в 1987 году.[43]

[править] Эксплуатанты

[править] Азербайджан

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Азербайджана.[44]

[править] Белоруссия

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Белоруссии.[45]

[править] Болгария

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Болгарию.[46]

[править] Венгрия

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Венгрию.[47]

В Венгрии ЗРК С-200ВЭ стояла на вооружение с 1986 по 1997 года.

[править] ГДР

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в ГДР.[48]

[править] Грузия

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Грузии.[49]

[править] Иран

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Иран.[50]

[править] Казахстан

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Казахстана.[51]

[править] КНДР

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в КНДР.[52]

[править] Ливия

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Ливию.[53]

[править] Молдавия

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Молдавии.[54]

[править] Польша

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Польшу.[55]

[править] Россия

К середине 1990-х годов комплексы С-200 «Ангара» и С-200В «Вега» были полностью сняты с вооружения Войск ПВО России.[56]

К началу XXI века лишь в некоторых регионах России на вооружении в ограниченном количестве находились комплексы С-200Д.[57]

[править] Сирия

После того как летом 1982 года воздушная война над южным Ливаном закончилась с удручающим для сирийцев результатом, советским руководством было принято решение направить на Ближний Восток два зенитно-ракетных полка С-200В двухдивизионного состава с боекомплектом 96 ракет. После 1984 года техника комплексов С-200ВЭ была передана сирийскому персоналу, прошедшему соответствующее обучение и подготовку.[58]

[править] СССР

В интересах обеспечения режима секретности наиболее мощного оружия ПВО система С-200 длительное время развёртывалась только на территории СССР.[59]

С начавшимся в 1980-х годах переходом Войск ПВО СССР на новые комплексы С-300П, система С-200 начали постепенно сниматься с вооружения.[60]

[править] Туркмения

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Туркмении.[61]

[править] Узбекистан

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Узбекистана.[62]

[править] Украина

После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении Украины.[63]

[править] Чехословакия

Комплексы С-200ВЭ были поставлены в Чехословакию.[64]

[править] Примечания

  1. Ракетные комплексы ПВО страны
  2. Ракетные комплексы ПВО страны
  3. [1]
  4. Ракетные комплексы ПВО страны
  5. Ракетные комплексы ПВО страны
  6. Ракетные комплексы ПВО страны
  7. Ракетные комплексы ПВО страны
  8. Ракетные комплексы ПВО страны
  9. Ракетные комплексы ПВО страны
  10. Ракетные комплексы ПВО страны
  11. Ракетные комплексы ПВО страны
  12. Ракетные комплексы ПВО страны
  13. Ракетные комплексы ПВО страны
  14. Ракетные комплексы ПВО страны
  15. Ракетные комплексы ПВО страны
  16. Ракетные комплексы ПВО страны
  17. Ракетные комплексы ПВО страны
  18. Ракетные комплексы ПВО страны
  19. Ракетные комплексы ПВО страны
  20. Ракетные комплексы ПВО страны
  21. Ракетные комплексы ПВО страны
  22. Ракетные комплексы ПВО страны
  23. Ракетные комплексы ПВО страны
  24. Ракетные комплексы ПВО страны
  25. Ракетные комплексы ПВО страны
  26. Ракетные комплексы ПВО страны
  27. Ракетные комплексы ПВО страны
  28. Ракетные комплексы ПВО страны
  29. Ракетные комплексы ПВО страны
  30. Ракетные комплексы ПВО страны
  31. Ракетные комплексы ПВО страны
  32. Ракетные комплексы ПВО страны
  33. Ракетные комплексы ПВО страны
  34. Ракетные комплексы ПВО страны
  35. Ракетные комплексы ПВО страны
  36. Ракетные комплексы ПВО страны
  37. Ракетные комплексы ПВО страны
  38. Ракетные комплексы ПВО страны
  39. Ракетные комплексы ПВО страны
  40. Ракетные комплексы ПВО страны
  41. Ракетные комплексы ПВО страны
  42. Ракетные комплексы ПВО страны
  43. Ракетные комплексы ПВО страны
  44. Ракетные комплексы ПВО страны
  45. Ракетные комплексы ПВО страны
  46. Ракетные комплексы ПВО страны
  47. Ракетные комплексы ПВО страны
  48. Ракетные комплексы ПВО страны
  49. Ракетные комплексы ПВО страны
  50. Ракетные комплексы ПВО страны
  51. Ракетные комплексы ПВО страны
  52. Ракетные комплексы ПВО страны
  53. Ракетные комплексы ПВО страны
  54. Ракетные комплексы ПВО страны
  55. Ракетные комплексы ПВО страны
  56. Ракетные комплексы ПВО страны
  57. Ракетные комплексы ПВО страны
  58. Ракетные комплексы ПВО страны
  59. Ракетные комплексы ПВО страны
  60. Ракетные комплексы ПВО страны
  61. Ракетные комплексы ПВО страны
  62. Ракетные комплексы ПВО страны
  63. Ракетные комплексы ПВО страны
  64. Ракетные комплексы ПВО страны
Личные инструменты