Танки в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



1 августа 1931 года в соответствии с постановлением СТО СССР приняли так называемую большую танковую программу. Она исходила из того, что технические достижения в области танкостроения в СССР «создали прочные предпосылки к коренному изменению общей оперативно-тактической доктрины по применению танков и потребовали решительных организационных изменений автобронетанковых войск в сторону создания высших механизированных соединений, способных самостоятельно решать задачи как на поле сражения, так и на всей оперативной глубине современного боевого фронта. Эта новая быстроходная материальная часть создала предпосылки к разработке теории глубокого боя и операции».[1]

В мае 1936 года в Центральном доме Красной Армии высшим командным составом РККА под председательством маршала М. Н. Тухачевского прошло обсуждение книги генерала артиллерии Людвига Риттера фон Эймансбергера «Танковая война». Автор книги предполагал участие в будущих сражениях более 80 тыс. боевых машин, в том числе более 5 тыс. танков. В основном докладе и в выступлениях обсуждаемой книге была дана высокая оценка. Однако затем слово взял представитель УСГ РККА военинженер 3-го ранга Н. Завалишин. Он привел расчеты предполагаемого расхода ГСМ и потребности в средствах его подвоза войскам, которые показали полную несостоятельность участия в сражении такого количества танков.[2]

Части и соединения автобронетанковых войск с 1940 г. начали получать танки нового поколения, отличавшиеся высокой подвижностью, рациональным противоснарядным бронированием, мощным вооружением и значительно превосходившие по своим боевым и эксплуатационным характеристикам машины зарубежных армий.[3]

В. М. Молотов как член ГКО занимался танками.[4]

Содержание

[править] Виды танков

[править] Колёсно-гусеничные танки

1937 год. Автобронетанковое управление РККА выдало задание ХПЗ им. Коминтерна на разработку нового колёсно-гусеничного танка с усиленной броней и двигателем-дизелем.[5]

[править] Лёгкие танки

[править] Т-60

В конце лета 1941 года было принято решение в сжатые сроки разработать и поставить на производство лёгкий танк с максимально возможным использованием в его конструкции автомобильных агрегатов. Такой танк — Т-60 — был разработан в кратчайшее время под руководством Н. А. Астрова сначала на заводе № 37 в Москве, а затем на Горьковском автомобильном заводе. Выпуск этих танков был организован сразу на нескольких предприятиях — Горьковском автомобильном заводе, заводе № 37, эвакуированном в Свердловск, заводе № 38 в Кирове и заводе № 264 в г. Красноармейске Сталинградской области.[6]

[править] Т-70

В январе 1942 года был принят на вооружение новый лёгкий танк Т-70.[7]

Весной 1942 года появился более-менее достойный сменщик Т-50. Им оказался Т-70, лёгкий танк, ставший прямым развитием Т-60.

[править] Т-80

В декабре 1942 года на вооружение приняли лёгкий танк Т-80.[8]

[править] Модели

[править] БТ

Главной особенностью БТ стал колёсно-гусеничный движитель.

[править] БТ-2

Советские конструкторы при создании танка БТ-2 (первого танка семейства БТ) за основу взяли одну из лучших разработок того времени американского конструктора Д. У. Кристи.

7 ноября 1931 года. На ХПЗ им. Коминтерна изготовлены первые образцы танка БТ-2 (аналоги американского танка «Кристи») с авиационным зарубежным двигателем «Либерти».[9]

[править] БТ-20

13 октября 1937 года автобронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13-14 т, с пушкой калибра 45 мм и толщиной брони от 16 до 25 мм.[10]

[править] ИС

Конструирование нового тяжёлого танка ИС началось весной 1942 года. После появления на советском фронте новых тяжелых танков вермахта его создание было ускорено.[11]

[править] ИС-85

4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс на вооружение Красной армии был принят тяжёлый танк ИС-85.

[править] ИС-2

ИС-2 проектировался со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, как у опытного тяжёлого танка КВ-9.[12]

Танк ИС-2 стал заметным достижением отечественных конструкторов. По совокупности свойств «огневая мощь — броневая защита» он вполне соответствовал сложившимся требованиям к тяжёлому танку. Имея несколько меньшую по сравнению с ИС-1 массу, он обладал относительно высокой подвижностью, чему способствовала установка бортовых фрикционов двухступенчатых планетарных механизмов поворота, разработанных А. И. Благонравовым. Первые 145 единиц ИС-2 оснащались 122-мм пушкой с затвором поршневого типа, но с марта 1944 г. ИС-2 стал вооружаться новым образцом 122-мм пушки Д-25Т с полуавтоматическим клиновым затвором. По силе ударов по цели и разрушительному воздействию 122-мм пушка Д-25 являлась самой мощной из устанавливаемых на серийных танках Второй мировой войны. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 781 м/с, дальность прямого выстрела по средним и тяжелым танкам — 1000—1100 м, прицельная дальность — 5000 м, дульная энергия пушки 820 т. м, в то время как у немецкого танка «Т-VIB Королевский тигр», вооруженного 88-мм пушкой, дульная энергия не превышала 520 т. м.[13]

[править] ИС-3

В 1944 году был разработан новый танк ИС-3, принятый на вооружение в марте 1945 г. Его главным конструктором был Н. Л. Духов, а ведущим инженером — М. Ф. Балжи.[14]

Большие углы наклона, дифференцированное бронирование, полусферическая обтекаемая башня — отличительные особенности ИС-З. По сравнению со своим предшественником ИС-3 стал качественным шагом вперед в области бронезащиты. В послевоенные годы ИС-3 долгое время рассматривался как эталон тяжёлого танка.[15]

[править] КВ

Октябрь 1939 года. На Кировском заводе в Ленинграде изготовлен первый образец танка KB с двигателем В-2К.[16]

Опыт первого же периода Великой Отечественной войны показал, что для тяжелых танков KB нужен дизель более высокой мощности, чем В-2К.[17]

[править] КВ-1

В декабре 1939 года на вооружение принят тяжёлый танк КВ-1, который обладал высокой степенью бронезащиты и вооружался 76-мм пушкой.

[править] КВ-2

На танк КВ-2 было установлено 152-мм орудие, которое по своей боевой мощи превосходило все существовавшие тогда танки мира.

[править] МС-1

1925 год. Техбюро ГУВП под руководством С. П. Шукалова разработало советский танк МС-1 (на базе опытного образца Т-16).[18]

6 июля 1927 года танк МС-1 с двигателем Т-18 принят на вооружение Красной Армии Реввоенсоветом СССР.[19]

Танки МС-1 принимали участие в боевых действиях во время конфликта на КВЖД. Из танков МС-1 были сформированы первые в СССР механизированные бригады.[20]

[править] Т-18М

В 1938 году был выпущен советский танк Т-18М.[21]

[править] Т-26

Т-26 создавался и сопровождался во всех его модификациях конструкторским коллективом под руководством С. А. Гинзбурга. На всех модификациях Т-26 броня оставалась противопульной (6-15 мм).

Танки Т-26 с одноимённым двигателем участвовали в боях первого периода Великой Отечественной войны.[22]

В 1939 году танк Т-26М вышел на испытания.

[править] Т-28

Танк Т-28 разрабатывал конструкторский коллектив под руководством Н. В. Цейца.

Первый образец среднего танка Т-28 создали в 1932 году.

[править] Т-34

Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937—1940 годах в конструкторском бюро завода № 183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева).[23]

В мае 1938-го было предложено создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую компоновку. Руководили работами по созданию А-32 конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко. В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939-го Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм.[24]

19 декабря 1939 года на вооружение Красной армии был принят танк Т-34.[25]

Март 1940 года. Двумя первыми образцами танка Т-34 с дизелями В-2 совершён пробег Харьков — Москва. Танки демонстрировались членам правительства. В пробеге и демонстрации машин принимал участие главный конструктор М. И. Кошкин.[26]

В конце 1940 года начались работы по созданию модернизированного Т-34.

Т-34 стал к началу 1942 года основным танком Красной Армии.

В сентябре 1942 года под руководством заместителя наркома танковой промышленности Ж. Я. Котина была проведена конференция, посвященная проблемам качества танка Т-34.[27]

В 1942 году за создание танка Т-34 три его создателя были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).[28]

В течение второй половины 1942 — первой половины 1943 года на Т-34 было внедрено существенное количество изменений. С конца 1942 г. на танк вернули ведущее колесо с роликами, ввели штампованные опорные катки с резиновыми бандажами, начали устанавливать кормовые наружные топливные баки. К лету 1943 г. на Т-34 внедрили пятиступенчатую коробку передач и командирскую башенку. Перископический прицел ПТ-4-7 был заменен командирской панорамой ПТК-5, совершенствовались и другие детали танка.[29]

В 1943 году перед руководством танковой промышленности и конструкторами танка Т-34 и танковых пушек остро встал вопрос о необходимости кардинальной модернизации танка, в первую очередь, увеличения его огневой мощи.[30]

[править] Т-34-85

Обновленный танк Т-34-85 был принят на вооружение 23 января 1944 года. На танк была поставлена более мощная пушка — 85-мм С-53, для чего пришлось изменить конструкцию корпуса и башни. На этом танке башня стала трехместной, а экипаж увеличился до пяти человек. Появились новые приборы наблюдения, радиостанции стали устанавливаться на все танки, а не только на командирские, были усовершенствованы конструкция башни, способ боеукладки, вентиляция боевого отсека, введены боевые шашки, пять запасных траков крепились на верхнем лобовом листе корпуса.[31]

[править] Т-35

Танк Т-35 разрабатывал конструкторский коллектив под руководством Н. В. Цейца.

В 1933 году создали тяжёлый танк Т-35 с одной 76-мм, двумя 45-мм пушками и четырьмя пулемётами.

[править] Т-37А

В 1933 году поступил на вооружение танк Т-37А.

В 1933 году был выпущен советский танк Т-37А.[32]

[править] Т-38

В 1936 году поступил на вооружение танк Т-38.

[править] Т-40

В 1939 году был выпущен советский танк Т-40.[33]

[править] Т-41

В 1932 году был выпущен советский танк Т-41.[34]

[править] Т-44

В конце Великой Отечественной войны был разработан новый средний танк Т-44.[35]

23 ноября 1944 г. танк Т-44 с 85-мм пушкой был принят на вооружение.[36]

[править] Т-55

В 1983 году на вооружение был принят вариант Т-55Д (Т-55АД), представлявший собой танк Т-55М с комплексом активной защиты 1030М «Дрозд».

[править] Т-64

В 1967 году танк Т-64 был модернизирован.

[править] Т-72

В 1979 году на вооружение был принят модернизированный танк Т-72А.

В 1985 году на вооружение был принят Т-72Б.

[править] Т-80

Танк Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. в 1976 году был принят на вооружение.[37]

В 1978 году танк Т-80У с газотурбинным двигателем был несколько модернизирован.

В 1985 году танк Т-80У был принят на вооружение.

В 1987 году танк Т-80УД был официально принят на вооружение Советской Армии.

[править] Т-90

Т-90 разработан в 1989 году.[38]

В октябре 1992 года на вооружение Российской армии был принят основной боевой танк Т-90.

[править] Ремонт

[править] Сталинградский тракторный завод

После окончания Сталинградской битвы летом 1943 г., частично восстановив ряд участков в почти полностью разрушенных цехах Сталинградского тракторного завода, сталинградцы организовали ремонт танков и дизелей, стягивая к заводу массу поврежденной боевой техники. Вскоре с завода стали отправляться на фронт отремонтированные танки с надписью на башнях «Ответ Сталинграда».[39]

[править] Ссылки

Танки в России в XX веке
1900-е  190119021903190419051906190719081909
1910-е  1910191119121913191419151916191719181919
1920-е  1920192119221923192419251926192719281929
1930-е  1930193119321933193419351936193719381939
1940-е  1940194119421943194419451946194719481949
1950-е  1950195119521953195419551956195719581959
1960-е  1960196119621963196419651966196719681969
1970-е  1970197119721973197419751976197719781979
1980-е  1980198119821983198419851986198719881989
1990-е  1990199119921993199419951996199719981999
2000-е  2000
Другие периоды  Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4)


История танков в России
XX век  1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты