Танки в России в XX веке
Материал из Documentation.
1 августа 1931 года в соответствии с постановлением СТО СССР приняли так называемую большую танковую программу. Она исходила из того, что технические достижения в области танкостроения в СССР «создали прочные предпосылки к коренному изменению общей оперативно-тактической доктрины по применению танков и потребовали решительных организационных изменений автобронетанковых войск в сторону создания высших механизированных соединений, способных самостоятельно решать задачи как на поле сражения, так и на всей оперативной глубине современного боевого фронта. Эта новая быстроходная материальная часть создала предпосылки к разработке теории глубокого боя и операции».[1]
В мае 1936 года в Центральном доме Красной Армии высшим командным составом РККА под председательством маршала М. Н. Тухачевского прошло обсуждение книги генерала артиллерии Людвига Риттера фон Эймансбергера «Танковая война». Автор книги предполагал участие в будущих сражениях более 80 тыс. боевых машин, в том числе более 5 тыс. танков. В основном докладе и в выступлениях обсуждаемой книге была дана высокая оценка. Однако затем слово взял представитель УСГ РККА военинженер 3-го ранга Н. Завалишин. Он привел расчеты предполагаемого расхода ГСМ и потребности в средствах его подвоза войскам, которые показали полную несостоятельность участия в сражении такого количества танков.[2]
Части и соединения автобронетанковых войск с 1940 г. начали получать танки нового поколения, отличавшиеся высокой подвижностью, рациональным противоснарядным бронированием, мощным вооружением и значительно превосходившие по своим боевым и эксплуатационным характеристикам машины зарубежных армий.[3]
В. М. Молотов как член ГКО занимался танками.[4]
Содержание |
[править] Виды танков
[править] Колёсно-гусеничные танки
1937 год. Автобронетанковое управление РККА выдало задание ХПЗ им. Коминтерна на разработку нового колёсно-гусеничного танка с усиленной броней и двигателем-дизелем.[5]
[править] Лёгкие танки
[править] Т-60
В конце лета 1941 года было принято решение в сжатые сроки разработать и поставить на производство лёгкий танк с максимально возможным использованием в его конструкции автомобильных агрегатов. Такой танк — Т-60 — был разработан в кратчайшее время под руководством Н. А. Астрова сначала на заводе № 37 в Москве, а затем на Горьковском автомобильном заводе. Выпуск этих танков был организован сразу на нескольких предприятиях — Горьковском автомобильном заводе, заводе № 37, эвакуированном в Свердловск, заводе № 38 в Кирове и заводе № 264 в г. Красноармейске Сталинградской области.[6]
[править] Т-70
В январе 1942 года был принят на вооружение новый лёгкий танк Т-70.[7]
Весной 1942 года появился более-менее достойный сменщик Т-50. Им оказался Т-70, лёгкий танк, ставший прямым развитием Т-60.
[править] Т-80
В декабре 1942 года на вооружение приняли лёгкий танк Т-80.[8]
[править] Модели
[править] БТ
Главной особенностью БТ стал колёсно-гусеничный движитель.
[править] БТ-2
Советские конструкторы при создании танка БТ-2 (первого танка семейства БТ) за основу взяли одну из лучших разработок того времени американского конструктора Д. У. Кристи.
7 ноября 1931 года. На ХПЗ им. Коминтерна изготовлены первые образцы танка БТ-2 (аналоги американского танка «Кристи») с авиационным зарубежным двигателем «Либерти».[9]
[править] БТ-20
13 октября 1937 года автобронетанковое управление РККА выдало заводу тактико-технические требования к разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) боевым весом 13-14 т, с пушкой калибра 45 мм и толщиной брони от 16 до 25 мм.[10]
[править] ИС
Конструирование нового тяжёлого танка ИС началось весной 1942 года. После появления на советском фронте новых тяжелых танков вермахта его создание было ускорено.[11]
[править] ИС-85
4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс на вооружение Красной армии был принят тяжёлый танк ИС-85.
[править] ИС-2
ИС-2 проектировался со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, как у опытного тяжёлого танка КВ-9.[12]
Танк ИС-2 стал заметным достижением отечественных конструкторов. По совокупности свойств «огневая мощь — броневая защита» он вполне соответствовал сложившимся требованиям к тяжёлому танку. Имея несколько меньшую по сравнению с ИС-1 массу, он обладал относительно высокой подвижностью, чему способствовала установка бортовых фрикционов двухступенчатых планетарных механизмов поворота, разработанных А. И. Благонравовым. Первые 145 единиц ИС-2 оснащались 122-мм пушкой с затвором поршневого типа, но с марта 1944 г. ИС-2 стал вооружаться новым образцом 122-мм пушки Д-25Т с полуавтоматическим клиновым затвором. По силе ударов по цели и разрушительному воздействию 122-мм пушка Д-25 являлась самой мощной из устанавливаемых на серийных танках Второй мировой войны. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 781 м/с, дальность прямого выстрела по средним и тяжелым танкам — 1000—1100 м, прицельная дальность — 5000 м, дульная энергия пушки 820 т. м, в то время как у немецкого танка «Т-VIB Королевский тигр», вооруженного 88-мм пушкой, дульная энергия не превышала 520 т. м.[13]
[править] ИС-3
В 1944 году был разработан новый танк ИС-3, принятый на вооружение в марте 1945 г. Его главным конструктором был Н. Л. Духов, а ведущим инженером — М. Ф. Балжи.[14]
Большие углы наклона, дифференцированное бронирование, полусферическая обтекаемая башня — отличительные особенности ИС-З. По сравнению со своим предшественником ИС-3 стал качественным шагом вперед в области бронезащиты. В послевоенные годы ИС-3 долгое время рассматривался как эталон тяжёлого танка.[15]
[править] КВ
Октябрь 1939 года. На Кировском заводе в Ленинграде изготовлен первый образец танка KB с двигателем В-2К.[16]
Опыт первого же периода Великой Отечественной войны показал, что для тяжелых танков KB нужен дизель более высокой мощности, чем В-2К.[17]
[править] КВ-1
В декабре 1939 года на вооружение принят тяжёлый танк КВ-1, который обладал высокой степенью бронезащиты и вооружался 76-мм пушкой.
[править] КВ-2
На танк КВ-2 было установлено 152-мм орудие, которое по своей боевой мощи превосходило все существовавшие тогда танки мира.
[править] МС-1
1925 год. Техбюро ГУВП под руководством С. П. Шукалова разработало советский танк МС-1 (на базе опытного образца Т-16).[18]
6 июля 1927 года танк МС-1 с двигателем Т-18 принят на вооружение Красной Армии Реввоенсоветом СССР.[19]
Танки МС-1 принимали участие в боевых действиях во время конфликта на КВЖД. Из танков МС-1 были сформированы первые в СССР механизированные бригады.[20]
[править] Т-18М
В 1938 году был выпущен советский танк Т-18М.[21]
[править] Т-26
Т-26 создавался и сопровождался во всех его модификациях конструкторским коллективом под руководством С. А. Гинзбурга. На всех модификациях Т-26 броня оставалась противопульной (6-15 мм).
Танки Т-26 с одноимённым двигателем участвовали в боях первого периода Великой Отечественной войны.[22]
В 1939 году танк Т-26М вышел на испытания.
[править] Т-28
Танк Т-28 разрабатывал конструкторский коллектив под руководством Н. В. Цейца.
Первый образец среднего танка Т-28 создали в 1932 году.
[править] Т-34
Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937—1940 годах в конструкторском бюро завода № 183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева).[23]
В мае 1938-го было предложено создать гусеничный танк с увеличенной до 30 мм лобовой броней и более мощным вооружением. Новый танк, получивший индекс А-32, разрабатывался одновременно с БТ-20, унаследовав его общую компоновку. Руководили работами по созданию А-32 конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники — Александр Морозов и Николай Кучеренко. В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939-го Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить А-32 название Т-34 и принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм.[24]
19 декабря 1939 года на вооружение Красной армии был принят танк Т-34.[25]
Март 1940 года. Двумя первыми образцами танка Т-34 с дизелями В-2 совершён пробег Харьков — Москва. Танки демонстрировались членам правительства. В пробеге и демонстрации машин принимал участие главный конструктор М. И. Кошкин.[26]
В конце 1940 года начались работы по созданию модернизированного Т-34.
Т-34 стал к началу 1942 года основным танком Красной Армии.
В сентябре 1942 года под руководством заместителя наркома танковой промышленности Ж. Я. Котина была проведена конференция, посвященная проблемам качества танка Т-34.[27]
В 1942 году за создание танка Т-34 три его создателя были удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).[28]
В течение второй половины 1942 — первой половины 1943 года на Т-34 было внедрено существенное количество изменений. С конца 1942 г. на танк вернули ведущее колесо с роликами, ввели штампованные опорные катки с резиновыми бандажами, начали устанавливать кормовые наружные топливные баки. К лету 1943 г. на Т-34 внедрили пятиступенчатую коробку передач и командирскую башенку. Перископический прицел ПТ-4-7 был заменен командирской панорамой ПТК-5, совершенствовались и другие детали танка.[29]
В 1943 году перед руководством танковой промышленности и конструкторами танка Т-34 и танковых пушек остро встал вопрос о необходимости кардинальной модернизации танка, в первую очередь, увеличения его огневой мощи.[30]
[править] Т-34-85
Обновленный танк Т-34-85 был принят на вооружение 23 января 1944 года. На танк была поставлена более мощная пушка — 85-мм С-53, для чего пришлось изменить конструкцию корпуса и башни. На этом танке башня стала трехместной, а экипаж увеличился до пяти человек. Появились новые приборы наблюдения, радиостанции стали устанавливаться на все танки, а не только на командирские, были усовершенствованы конструкция башни, способ боеукладки, вентиляция боевого отсека, введены боевые шашки, пять запасных траков крепились на верхнем лобовом листе корпуса.[31]
[править] Т-35
Танк Т-35 разрабатывал конструкторский коллектив под руководством Н. В. Цейца.
В 1933 году создали тяжёлый танк Т-35 с одной 76-мм, двумя 45-мм пушками и четырьмя пулемётами.
[править] Т-37А
В 1933 году поступил на вооружение танк Т-37А.
В 1933 году был выпущен советский танк Т-37А.[32]
[править] Т-38
В 1936 году поступил на вооружение танк Т-38.
[править] Т-40
В 1939 году был выпущен советский танк Т-40.[33]
[править] Т-41
В 1932 году был выпущен советский танк Т-41.[34]
[править] Т-44
В конце Великой Отечественной войны был разработан новый средний танк Т-44.[35]
23 ноября 1944 г. танк Т-44 с 85-мм пушкой был принят на вооружение.[36]
[править] Т-55
В 1983 году на вооружение был принят вариант Т-55Д (Т-55АД), представлявший собой танк Т-55М с комплексом активной защиты 1030М «Дрозд».
[править] Т-64
В 1967 году танк Т-64 был модернизирован.
[править] Т-72
В 1979 году на вооружение был принят модернизированный танк Т-72А.
В 1985 году на вооружение был принят Т-72Б.
[править] Т-80
Танк Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. в 1976 году был принят на вооружение.[37]
В 1978 году танк Т-80У с газотурбинным двигателем был несколько модернизирован.
В 1985 году танк Т-80У был принят на вооружение.
В 1987 году танк Т-80УД был официально принят на вооружение Советской Армии.
[править] Т-90
Т-90 разработан в 1989 году.[38]
В октябре 1992 года на вооружение Российской армии был принят основной боевой танк Т-90.
[править] Ремонт
[править] Сталинградский тракторный завод
После окончания Сталинградской битвы летом 1943 г., частично восстановив ряд участков в почти полностью разрушенных цехах Сталинградского тракторного завода, сталинградцы организовали ремонт танков и дизелей, стягивая к заводу массу поврежденной боевой техники. Вскоре с завода стали отправляться на фронт отремонтированные танки с надписью на башнях «Ответ Сталинграда».[39]
[править] Ссылки
- Испытание Т-34 и КВ на Абердинском полигоне в США. 1942 год
- Оценка танков Т-34 и КВ работниками Абердинского полигона
- Протокол N1. Совещания в ТУ ГБТУ по вопросу оценки американцами танков Т-34 и КВ. 25 октября 1943 г.
- О танке Т-34
- Современные танковые гусеницы и перспективы их развития (обзор). Часть I. Инж. И. X. Биатов. Вестник бронетанковой техники. 1960 г. № 3.
Танки в России в XX веке | |
---|---|
1900-е | 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 |
1910-е | 1910 • 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 • 1918 • 1919 |
1920-е | 1920 • 1921 • 1922 • 1923 • 1924 • 1925 • 1926 • 1927 • 1928 • 1929 |
1930-е | 1930 • 1931 • 1932 • 1933 • 1934 • 1935 • 1936 • 1937 • 1938 • 1939 |
1940-е | 1940 • 1941 • 1942 • 1943 • 1944 • 1945 • 1946 • 1947 • 1948 • 1949 |
1950-е | 1950 • 1951 • 1952 • 1953 • 1954 • 1955 • 1956 • 1957 • 1958 • 1959 |
1960-е | 1960 • 1961 • 1962 • 1963 • 1964 • 1965 • 1966 • 1967 • 1968 • 1969 |
1970-е | 1970 • 1971 • 1972 • 1973 • 1974 • 1975 • 1976 • 1977 • 1978 • 1979 |
1980-е | 1980 • 1981 • 1982 • 1983 • 1984 • 1985 • 1986 • 1987 • 1988 • 1989 |
1990-е | 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 |
2000-е | 2000 |
Другие периоды | Половины (1, 2) • Трети (1, 2, 3) • Четверти (1, 2, 3, 4) |