Платные автомобильные дороги России
Материал из Documentation.
Платные автомобильные дороги России — один из видов российских автомобильных дорог.
По состоянию на начало 2015 года в России протяжённость платных дорог составляла 432 км, из которых 53 км относятся к дорогам федерального значения и 379 км к региональным.[1]
Содержание |
[править] Федеральные дороги
Все платные федеральные дороги М1, М4 «Дон», М3 «Украина» находятся в доверительном управлении у госкомпании «Автодор». Плюс компания является госзаказчиком дороги Москва — Санкт-Петербург.[2]
[править] Расчёт тарифов за проезд
Как надо рассчитывать тарифы, было описано во «Временных правилах эксплуатации на платной основе федеральных автомобильных дорог», введенных в действие в 1999 г. премьер-министром Владимиром Путиным. Предлагалось два способа оценки. По первому стоимость проезда должна была учитывать необходимость полного или частичного покрытия затрат на строительство или реконструкцию дорог, последующую эксплуатацию и получение прибыли оператором дороги. Второй способ предлагал подсчитывать все выгоды, которые получит от использования платной дороги автовладелец: более безопасную езду и экономию по времени доставки груза, расхода топлива, шин, ремонта автомобиля. Вот вся эта потенциальная выгода и должна в итоге стать основной для определения тарифа. Все это практически дословно из временных правил Минтранс перенес в 2003 г. в Отраслевую дорожную методику, которой обязаны придерживаться проектировщики платных дорог.[3]
В 2010 г. премьер Владимир Путин утвердил «Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам». Согласно этим правилам размер платы за проезд устанавливает оператор дороги, а методику расчета платы за проезд и ее максимальный размер должно утверждать правительство. В 2014 г. правительство уточнило, что методику расчета и максимальный размер платы утверждают местные, региональные и федеральные власти в зависимости от статуса платной дороги. Но это не касается платных дорог и участков, построенных по концессионным соглашениям. В этом случае максимальный размер платы определяется решением о заключении концессионного соглашения. По словам представителя «Автодора», тарифы для дорог госкомпании определяются исходя из выгоды автовладельцев, а для концессионных соглашений применяется методика возврата всех затрат плюс доход инвестора.[4]
[править] История
В СССР платных дорог не было.[5]
Первый в России законодательный акт о платных магистралях был издан в 1992 году тогдашним президентом Борисом Ельциным.[6]
В 1998 году порядок создания платных магистралей описали в указе о развитии дорожной сети.[7]
Нормативная база для появления платных федеральных трасс в 2005—2007 годах — это федеральные законы № 115 «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. и № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» от 12 ноября 2007 г.[8]
В 2007 году принят закон, в котором прописан порядок взимания платы и создания концессии — основного инструмента привлечения частных денег (суть сводится к передаче дороги в долгосрочную аренду частному владельцу).[9]
В 2009 году появилась госкорпорация «Автодор», которая, в отличие от Федерального дорожного агентства (Росавтодора), выступала как коммерческий игрок и была призвана привлекать к процессу инвесторов.[10]
По состоянию на 2014 год в России имелось 248 км платных автодорог.[11][12]
В 2016 году приказом Минтранса была утверждена специальная методика отбора проектов для софинансирования в сфере дорожного строительства, которая достаточно серьёзно усложнила данную процедуру.[13]
[править] Основные проекты
[править] Дон
Главным проектом «Автодора» является реконструкция трассы М4 «Дон» (Москва — Новороссийск) с постепенным внедрением платных участков. Первый из них появился в 2010 году, а последним на данный момент стал 25‑километровый отрезок в Воронежской области, введенный в декабре 2016‑го. Всего охвачено около трети пути до Новороссийска — 532 км. Общая стоимость проекта не называется, отдельные участки обходятся от нескольких до 10-20 млрд рублей. По мере продвижения на юг масштаб задач увеличивается — планируемая кольцевая дорога вокруг Ростова-на-Дону обойдется в 87 млрд. Работы планируется завершить к 2020 году.[14]
[править] Нева
«Автодор» выступает заказчиком на строительстве трассы М11 Москва — Санкт-Петербург. На ней пока функционируют два участка: 15-58-й км (Москва — Солнечногорск, построен за 72 млрд рублей, открыт в ноябре 2015 года) и 258—334-й км (обход Вышнего Волочка, 58 млрд, сентябрь 2015‑го). Общая же стоимость проекта М11, старт которому Владимир Путин дал еще в 2004 году, за прошедшие годы выросла втрое — со 150 млрд до 450 млрд руб. Предполагалось, что трассу целиком введут к чемпионату мира по футболу (июнь 2018‑го), но недавно глава «Автодора» Сергей Кельбах признал нереалистичность этого плана. Заминка случилась с участком 58-149-й км, для которого год не могли найти подрядчика-соинвестора. Только после улучшения контрактных условий им стала компания «Трансстроймеханизация», и теперь вероятным сроком сдачи назван 2019 год. А к участку 149—208-й км (северный обход Твери) приступят только после 2020 года.[15]
[править] ЦКАД
Проект госкорпорации «Автодор» — 525‑километровая Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области стоимостью 300 млрд рублей. Торжественное начало строительства провели летом 2014‑го, однако по факту начали строить лишь в 2016‑м: на фоне кризиса подрядчик пускового этапа № 1 «Стройгазконсалтинг» сошел с дистанции и был заменен на Crocus Group. А для этапа № 4 концессионера еще и вовсе не нашли. ЦКАД будет сдана не ранее 2019 года.[16]
[править] Перспективы
В 2024 году «Автодор» достроит и откроет движение на обходе Твери в составе М-11, завершит благоустройство М-4 в Воронежской и Ростовской областях (с вводом платы), достроит развязку ЦКАД с Можайским шоссе в районе Малых Вязем, а также участок Дюртюли—Ачит в составе М-12, который пройдет по территории Башкирии, Пермского края и Свердловской области.[17]
Московская область планирует в 2024 году запустить движение по платной Мытищинской хорде и Южно-Лыткаринской дороге.[18]
[править] Ссылки
- Сайт компании «Автодор»
- ПЛАТНЫЕ УЧАСТКИ
- Тарифы за проезд по участку от МКАД до Солнечногорска автомобильной дороги М11 «Москва — Санкт-Петербург»
- Раздел «Платные дороги в России» на сайте РГ
- Платные дороги
[править] Примечания
- ↑ Платные дороги России 2015. 25 января 2015
- ↑ Платные дороги в России — самые дорогие в Европе. 14 декабря 2015
- ↑ Платные дороги в России — самые дорогие в Европе. 14 декабря 2015
- ↑ Платные дороги в России — самые дорогие в Европе. 14 декабря 2015
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ Members' statistics
- ↑ Statistical Bulletin. 2015
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]