Энергоносители на Украине в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



8 марта 2022 года отмечалось: «Украина всё больше чувствует нехватку горючего. Убегая от пуль и бомбардировок, водители часами выстаивают очереди на АЗС и часто остаются ни с чем. Сети АЗС приходят в себя от первого шока и пытаются возобновить работу.»[1]

Содержание

[править] Виды энергоносителей

[править] Автомобильный бензин

В 2004 году НПЗ Украины увеличили производство автомобильного бензина на 20,2 %, или на 0,768 млн тонн, по сравнению с 2003 годом, до 4,569 млн тонн.[2]

В 2005 году НПЗ Украины сократили производство автомобильного бензина на 1 %, по сравнению с 2004 годом, — до 4,602 млн тонн.

В 2006 году НПЗ Украины сократили производство автомобильного бензина на 16,8 %, по сравнению с 2005 годом, до 3926,4 тыс. тонн.

В 2007 году НПЗ Украины увеличили производство автомобильного бензина на 5,9 %, по сравнению с 2006 годом, до 4159,4 тыс. тонн.

В 2008 году НПЗ Украины сократили производство автомобильного бензина на 22,6 %, по сравнению с 2007 годом, до 3217,4 тыс. тонн.

В 2009 году НПЗ Украины увеличили производство автомобильного бензина на 0,8 % по сравнению с 2008 годом, до 3,257 млн тонн.

[править] Бензин

В 2010 году Кременчугский НПЗ начал производство бензина, соответствующего требованиям Евро-4.

7 марта 2022 года отмечалось: «На заправках OKKO и WOG бензин А-95 стоит 36,75 грн.,а дешевле всего этот вид топлива продает „Укрнафта“ — 35 грн.»[3]

Вечером 5 мая 2022 года отмечалось: «[На Украине] небольшие сети АЗС торгуют бензином по цене, которая выше 55 грн/л, что намного превышает ограничения правительства [Украины]. В частности, Юрий, один из водителей, опрошенных Delo.ua, отметил что 5 мая заправлялся на небольшой сети АЗС Flash Plus в Киевской области по цене 57 грн/л. Еще один из пользователей соцсети Facebook Дмитрий Данченко поделился фото, которое, судя по всему, было сделано в Киевской области: цена бензина А-95 там превышает 56 гривен/л, цена дизтоплива — 64 грн/л. В комментарии Delo.ua аналитик профильного издания „НафтоРынок“ Александр Сиренко отметил, что такая ситуация является частой, если говорить о небольших сетях АЗС, у которых нет нефтебаз и которые покупают топливо на украинском оптовом рынке.»[4]

[править] Дизельное топливо

В 2007 году Лисичанский НПЗ первым на Украине начал выпуск дизельного топлива с содержанием серы 50 ppm, что соответствует стандарту Евро-4.

Утром 16 мая 2022 года отмечалось: «В Украине обострился дефицит необходимого аграриям дизельного топлива. Об этом сообщил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский в эфире канала Украина 24. „В конце апреля — начале мая [2022 года] ситуация с дизтопливом в Украине ухудшилась… Сейчас она более острая, чем несколько недель назад“, — сказал Сольский. По его словам, рынок был не готов к тому, чтобы везти дизель из Польши или Румынии в таком объеме после прекращения поставок из России и Беларуси. Сольский отметил, что в стране „нет нужного количества цистерн, нет мощностей по перевалке и других вещей“, что, по его словам, приводит к дефициту топлива.»[5]

[править] Дрова

Основная статья: Дрова на Украине в XXI веке

13 августа 2022 года отмечалось: «Сегодня на рынке дров [на Украине] определенный ажиотаж, ведь украинцы активно запасаются ими на зиму».[6]

[править] Нефтепродукты

9 марта 2022 года отмечалось: «Украина налаживает закупку нефтепродуктов через западную границу из Польши, Словакии, Венгрии и Румынии».[7]

[править] Нефть

Основная статья: Нефть на Украине в XXI веке

Май 2002 года. Введение в эксплуатацию МНПК «Южный» и нефтепровода Одесса—Броды. Уже в августе первый танкер с нефтью марки «тенгиз» от американско-казахстанского СП «ТенгизШеврОйл» разгрузился на терминале «Южный». В 2003 году Украина предоставила право пользования нефтепроводом России, оператором маршрута стала компания ТНК. Нефть потекла с севера на юг. По проектному направлению нефтепровод заработал лишь в 2010 году, когда «Белорусская нефтяная компания» начала поставки азербайджанской и венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ.[8]

В 2008 году поставки нефти на НПЗ Украины сократились на 19 % по сравнению с 2007 годом — до 10 млн 213,2 тыс. тонн. В частности, было поставлено 3 млн 645,5 тыс. тонн нефти собственной добычи (35,7 % от общего объема поставки) и 6 млн 567,7 тыс. тонн импортировано (соответственно — 64,3 %), в том числе: 6182,5 тыс. тонн — из России (60,5 %), 280,1 тыс. тонн — из Ирака (2,7 %) и 105,1 тыс. тонн — из Белоруссии (1,1 %).[9]

В 2008 году Украина сократила импорт сырой нефти с газовым конденсатом на 0,9 %, по сравнению с 2007 годом, до $4,513. Объем импорта нефти в общем объеме импорта в 2008 году составил 5,3 %.[10]

Транзит нефти по территории Украины в 2008 году сократился на 17,4 %, по сравнению с 2007 годом.[11]

В октябре 2009 года произошло реверсирование «Приднепровских магистральных нефтепроводов».[12]

В 2021 году «Укртранснафта» увеличила транспортировку нефти на НПЗ Украины на 15 % к предыдущему году до максимального с 2012 года уровня в 3 млн тонн, по данным компании.

[править] Природный газ

Украина в 2008 году, по оперативным данным, сократила потребление природного газа по сравнению с 2007 годом на 5,1 %, или на 3,54 млрд  м³ — до 66,32 млрд куб. м. Непосредственно потребители израсходовали 59,3 млрд  м³ — на 5,6 % (на 3,54 млрд куб. м) меньше, чем в 2007 году.[13]

[править] Топливо

25 марта 2022 года владелец украинской топливной компании Prime Group Дмитрий Леушкин заявил: «Давайте я изнутри рынка расскажу что творится сейчас с топливом, так как без него посевная невозможна. Если кратко, то ситуация сложная, от слова капец. Теперь подробней. Остатки на нефтебазах успешно съедены за последние пару недель. Рынок ожил и аграрии оживились, начали атаковать АЗС, так как на них сейчас ресурс дешевле, чем на нефтебазах. Пример прост. Оптовая цена сегодня — 40 гривен за литр пародистого дизеля, есть евро3 на гривну-две дешевле. Сейчас и его разрешили в оборот пускать. На АЗС цена − 37,05, это верхняя планка, что разрешено гос. регулированием. Понятно, что покупать по 40 и продавать по 37 нереально, но а если реально то недолго… Какой выход? Все активно переходят на премиальные сорта топлива, так называемые. По сути это тоже самое топливо, но на него не распространяется гос. регулирование. Вот такая лазейка. Без этой лазейки, все АЗС засияют нулями, без вариантов. Вернемся к аграриям, они таки атакуют АЗС, а там где лимит по 20 литров в одно лицо, там выстраиваются вереницы бабушек с канистрами от ближайшего колхоза, до тех пор пока не высушат заправку. Это что в рознице, но давайте глянем что в опте. <…> Моря [морских перевозок] нет. Тут точка. [Импорта из] Беларуси и РФ нет. Вообще не обсуждается. Есть только Европа [импорт из ЕС], где особо лишнего ресурса нет и его еще проблематично затащить, так как тележек не хватает. Тележки это таки колеса для вагонов, чтобы переставлять с их узкоколлейки на нашу ширококолейку. По понятным причинам их в таком кол-ве не имелось. Поэтому вагонами так все быстро не решить. С бензовозами тоже сложно, так как раньше не было нужды бензовозам выезжать за рубеж, эта техника всегда была для внутреннего пользования. А так быстро подготовить к загранке сложно. Чип-карты для тахографов только надо 56 дней в покое выдержать, чтобы на штрафы не нарваться. А еще надо и загранпаспорта и чтобы международная лицензия была и таможенное свидетельство и сертификаты на машину и много всего другого, что быстро не сделаешь, тем более в таких условиях как сейчас.»[14][15]

[править] Уголь

Основная статья: Уголь на Украине в XXI веке

19 сентября 2001 года. Правительство А.Кинаха приняло постановление № 1205, которым утверждена госпрограмма «Украинский уголь» на 2001—2010 годы. Это была первая комплексная госпрограмма развития угольной отрасли Украины, но она так и осталась невыполненной.[16]

[править] Электроэнергия

На Украине с 1 июля 2019 года заработал новый рынок электроэнергии.[17] Старт новой модели рынка позволил открыть импорт электроэнергии на Украину.[18]

[править] Ядерное топливо

30 марта 2008 года. Подписан контракт между НАЭК «Энергоатом» и компанией Westinghouse на поставки ядерного топлива для украинских АЭС с 2011 года. Контракт предусматривает поставки ядерного топлива производства американской компании для реакторов типа ВВЭР-1000 украинских АЭС в течение 2011—2015 годов для обеспечения ежегодной плановой перезагрузки не менее трех энергоблоков.[19]

Апрель 2009 года. Создано ГП «Ядерное топливо Украины».[20]

По состоянию на февраль 2022 года из действующих на Украине пятнадцати атомных энергоблоков шесть реакторов мощностью 1000 мегаватт и два блока мощностью 440 мегаватт работают на российском топливе. Остальные на топливе американской компании «Вестингауз».[21]

[править] Импорт

В 2004 году Украина увеличила импорт сырой нефти на 31,51 % — до 4,837 млрд долларов, импорт газа — на 12,58 % — до 3,591 млрд долларов.[22]

Премьер-министр Денис Шмыгаль в обращении 12 марта 2022 года заявил, что правительство Украины проводит переговоры с крупнейшими мировыми компаниями по поставке бензина и дизельного топлива для налаживания новых логистических цепочек поставки этих продуктов на Украину.[23]

Днём 29 апреля 2022 года отмечалось: «Горючее [для Украины] закупается в Европе, но из-за массового спроса Украины там образовался дефицит, цены трейдерам из Украины подняли, продолжил эксперт [директор консалтинговой компании „А-95“ Сергей Куюн]. Осложняют положение логистические проблемы. В Европе нет свободного подвижного состава, чтобы перевезти топливо в Украину. По словам эксперта, поставки из Европы бензовозами заблокированы, поскольку пропускные пункты на границе забиты автовозами с „евробляхами“. Подержанные авто начали массово завозить в Украину после отмены растаможки. Бензовозы и волонтеры вынуждены из-за этого стоять на границе по несколько дней, комментирует Куюн. Госрегулирование цен на топливо тоже привело к дефициту топлива, так как мелкие операторы не могут завозить топливо из Европы. Мелкие партии топлива продаются в Европе с наценкой, а стоимость логистики одного бензовоза обойдется намного дороже привоза железнодорожных цистерн, заявил он.»[24]

[править] Транзит

По данным Госкомстата Украины, в 2007 году транзит нефти по нефтепроводной системе Украины увеличился на 19,9 %, по сравнению с 2006 годом, а транзит природного газа — сократился на 10,4 %.[25]

[править] Потребители

[править] Силовые структуры

25 марта 2022 года издание «Экономическая правда» писало: «По данным источников ЭП, горючего полностью хватает и для нужд украинской армии».[26]

Энергоносители на Украине
История  XX векXXI век
Виды  НефтьНефтепродукты (Мазут, Дизельное топливо, Бензин, Керосин) • Природный газУгольКоксТопливные пеллетыТорфСланцыЭлектроэнергияЯдерное топливо
Внешняя торговля  ЭкспортИмпорт
Темы  ПроизводствоПотреблениеЗапасыТранспортировкаТранзитЦены


Украина в XXI веке
Экономика  Национальные счетаПромышленностьСельское хозяйствоРыболовствоСтроительствоТранспортСвязьТуризмТорговляФинансыИнвестицииИнновацииТрудовые ресурсыВнешнеэкономические отношения
Машиностроительная продукция  АвтомобилиВооруженияДвигателиКомпьютерыЛетательные аппаратыСуда
Образование  ВысшееСреднее специальноеСреднееДошкольноеВоенноеСпортивное
Население  ЧисленностьЕстественный приростРождаемостьСмертностьПродолжительность жизниМиграция
Недвижимость  ЖильёОфисыСклады
Энергоносители  НефтепродуктыНефтьПриродный газУгольЭлектроэнергия
Внешняя политика  ЕвразияАмерикаАфрикаАвстралия и Океания
Темы  Внутренняя политикаПищаМеталлургическая продукцияХимическая продукцияСтройматериалыПрограммное обеспечениеНаукаЗдравоохранениеСпортУслугиВода
Регионы  Винницкая областьВолынская областьДнепропетровская областьЖитомирская областьЗакарпатская областьИвано-Франковская областьКиевКиевская областьКировоградская областьЛьвовская областьНиколаевская областьОдесская областьПолтавская областьРовенская областьСумская областьТернопольская областьХарьковская областьХмельницкая областьЧеркасская областьЧерниговская областьЧерновицкая область
Административные центры регионов  ВинницаДнепрЖитомирИвано-ФранковскКиевКропивницкийЛуцкЛьвовНиколаевОдессаПолтаваРовноСумыТернопольУжгородХарьковХмельницкийЧеркассыЧерниговЧерновцы
2000-е  200120022003200420052006200720082009
2010-е  2010201120122013201420152016201720182019
2020-е  2020202120222023202420252026202720282029
Личные инструменты