Террористический акт в Москве (11 июня 1996)
Материал из Documentation.
11 июня 1996 года на Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро произошёл взрыв. Около 21 часа на перегоне между «Тульской» и «Нагатинской» в вагоне поезда метро сработало самодельное безоболочное взрывное устройство с часовым механизмом мощностью 500 грамм в тротиловом эквиваленте. Взрыв произошёл в торцевой части вагона под сиденьем, где находится аппаратура движения состава. Взрывная волна была настолько сильна, что вылетели стёкла в соседних вагонах и возникло сильное задымление. Состав из семи вагонов потерял управление. 4 человека погибли, 12 госпитализированы. Всего в поезде находились около 250 человек.
Ответственность взял на себя чеченский террорист Салман Радуев.
Этот взрыв стал первым в серии терактов на транспорте, которые были совершены в России 1996—1997 годах. Потом взрывались троллейбусы, автобус, железнодорожные поезда и вокзалы. Специалисты называли все эти взрывы «транспортной войной» и проявлениями «слепого» терроризма: сначала никто не брал на себя ответственности за них.
[править] Ход событий
11 июня 1996 года в 21:17 в поезде метро, следовавшем от станции «Тульская» в сторону «Нагатинской», взорвалась бомба. Трёх пассажиров, сидевших на сиденье, под которым находилось взрывное устройство, буквально разорвало на куски. Ещё один раненый умер от шока и сильной кровопотери в больнице. Ещё 11 человек получили тяжелые ранения. Представители правоохранительных органов заявили, что теракт имел политическую подоплёку.
Неподалёку от входа в «Тульскую» был развёрнут оперативный штаб. Вокруг него толпились милицейские генералы. Разговаривать с журналистами они не хотели. Вскоре подъехал мэр Москвы Юрий Лужков. Молча оглядев толпу, он в сопровождении охраны спустился в метро.
Тем временем рабочие затаскивали в тоннель оборудование — поезд нужно было демонтировать и отогнать в депо. Пожарные команды заносили осветительную технику и растягивали брандспойты (говорили, что состав не загорелся, но решили подстраховаться). Минут через двадцать спасателям в тоннель отнесли несколько упаковок с двухлитровыми бутылками Pepsi.
Мэр вышел из тоннеля часа через два с половиной. За несколько минут до его выхода пресс-секретарь Ю.Лужкова Сергей Цой попросил всех журналистов собраться в одном месте: «Юрий Михайлович к вам подойдет». Вскоре появился мэр. Он сказал, что в результате теракта пострадало 15 человек, четверо мертвы. «Этот случай самый варварский, зверский из тех, что только может замыслить бандит». Больше у мэра выяснить ничего не удалось.
К утру искорёженный поезд был отправлен в депо «Варшавское». Ремонтники закончили работы. Движение поездов восстановили.
Сотрудники УФСБ рассказали, что бомба фугасного типа (мощность 400—500 грамм) была заложена под сиденье в пятом вагоне электропоезда и приведена в действие часовым механизмом. Поезд проехал по тоннелю около 700 метров, после чего прогремел взрыв. Машинист нажал на тормоз и сообщил о случившемся диспетчеру. Состав остановился метров через 70-80. Машинист поспешил во взорванный вагон. Как только он открыл дверь, ему навстречу бросились перепачканные сажей и кровью пассажиры.
«Я вместе с сестрой Нино, ее мужем и их дочкой Эленой (ей пятый годик) ехал до станции „Южная“, где мы снимаем квартиру, — рассказывает старшина грузинской полиции Владимир Джанхателия (мы разговаривали с ним в реанимации). — Когда поезд отъехал от „Тульской“, племянница стояла передо мной. Мы пели песню 'А я сяду в кабриолет'. В этот момент раздался взрыв. Я потерял сознание. Первое, что услышал, когда очнулся, — крик Элены. Я придавил ее своим телом. В вагоне было темно. Боли я не чувствовал (врачи констатировали, что у Джанхателия обожжен затылок, осколками ранены ноги и рука. — Ъ). Свет дали минут через десять. В вагоне была паника, крики. Был слышен хруст битого стекла. Своих родственников я больше не видел. Знаю лишь, что они тоже пострадали».
Вахтёр Елена Ульянова ехала в этом же вагоне. «Напротив меня сидел красивый молодой кавказец. Я хотела пересесть на его сторону, но он так широко расставил ноги, что места для меня не нашлось. Я еще подумала — расселся, как хозяин. В это время раздался взрыв. Я сразу оглохла, упала на колени и потеряла сознание. Когда очнулась, ног у кавказца не было. С кем-то из пассажиров я попробовала положить его на сиденье, но он все время скатывался. Потом он, кажется, умер. Из больницы я ушла, но правое ухо до сих пор ничего не слышит. Врачи говорят, что у меня повреждена барабанная перепонка».
Один из сотрудников правоохранительных органов предположил, что террористы хотели избежать большого количества жертв. «На это указывают следующие факторы, — объяснил оперативник. — Взрыв произошел в тот момент, когда в метро было не очень много пассажиров: был предпраздничный день, всех отпустили домой пораньше, многие уехали на дачи, а мужчины смотрели футбольный матч „Россия—Италия“. К тому же взрывное устройство было заложено так, чтобы причинить как можно меньше вреда. Оно лежало в углу, а не в центре вагона, и часть взрывной волны ушло в его стенки. Бомба была не зажигательная (это во многом и объясняет, почему не загорелся вагон) и не осколочная. Взрыв фугаса пробил большую дыру в полу вагона, взрывная волна шла по полу, и пострадали лишь те, кто сидел в нескольких метрах от эпицентра взрыва. Можно, конечно, предположить, что бомбу заложили дилетанты. Но это маловероятно. Скорее всего это дело рук профессионалов. Они знали, что произойдет в вагоне после взрыва. Это было просто предупреждение. Кому и о чем — должно узнать следствие».
Сотрудники транспортных служб, правда, считали, что пожар не начался только потому, что внутренняя обшивка вагона была изготовлена из специальных негорючих материалов. Сменили обшивку после теракта в бакинском метро 1995 года: из-за начавшегося после взрыва бомбы пожара там погибло несколько десятков человек.
По мнению специалистов, заложить бомбу, не привлекая внимания пассажиров и служащих метрополитена, можно было на конечных станциях «Пражская» и «Алтуфьевская» или в депо. Поэтому на причастность к теракту проверяются и работники метрополитена.
Руководство правоохранительных органов объявило о том, что усилит охрану московского метрополитена «и других объектов жизнеобеспечения города». Но о конкретных мерах на вчерашней пресс-конференции в мэрии, где присутствовал Ю.Лужков и ответственные чиновники столичного правительства, пока ничего не говорилось.
Больше говорили о самом происшествии и о версиях. Все они сводились к одному: кто-то хочет сорвать выборы. «Это выгодно тому, — сказал Ю.Лужков, предварительно извинившись за грубость, — у кого очко играет».
К вечеру 12 июня 1996 года стало известно, что правоохранительными органами отрабатывается и «чеченская» версия. В службу «02» позвонил некий кавказец и заявил, что теракт в метро — месть непримиримых чеченцев. Он также добавил, что в ближайшие дни в Москве будет совершено еще несколько терактов. Когда аноним в очередной раз вышел на связь, удалось засечь номер таксофона. В результате милиционеры задержали звонившего и его спутника. Один из них оказался уроженцем Грузии, а второй — армянином. Их допросили. О сути их показаний сотрудники правоохранительных органов распространяться не стали.
[править] Расследование
В оперативно-следственную группу входили сотрудники ФСБ, Генпрокуратуры, Главной военной прокуратуры и МУРа. Опросив пассажиров взорванной электрички и работников депо (предполагалось, что именно там под сиденье вагона подложили бомбу), они попытались составить словесное описание террористов. Но из этого ничего не вышло. Никто не видел, как закладывалось взрывное устройство. Тогда следственная группа затребовала информацию у своих агентов в криминальной среде. Они и дали первый след. Удалось установить 11 подозреваемых, которые могли быть причастны к организации и исполнению теракта или, во всяком случае, знали, кто его совершил.
Была проведена сложная экспертиза остатков взрывного устройства. Оно было фугасно-поражающего действия, при его изготовлении использовалась взрывчатка бризантного типа, эквивалентная по мощности 500 граммам тротила. Взрывное устройство приводилось в действие часовым механизмом — электрическим будильником. Менее мощные бомбы похожей конструкции впоследствии взрывались в московских троллейбусах. Взрыв в метро нанёс подвижному составу ущерб в 300 млн рублей.
Оперативники попытались выйти на исполнителей взрыва через торговцев взрывчаткой. Они провели несколько крупномасштабных операций по задержанию торговцев оружием и боеприпасами, изъяв у них четыре килограмма тротила, килограмм пластита, десятки гранат, автоматы, пистолеты и пулеметы. Но «привязать» задержанных к терактам не удалось. Их дела были выделены в отдельное производство, как и дела преступников, совершивших 14 умышленных убийств, которых также задержала расследующая теракт оперативно-следственная группа.
В июле 1997 года сотрудники ФСБ и МУРа задержали двух предполагаемых участников теракта. В ФСБ заявили, что прямых улик против них нет, но эти люди могут «существенно повлиять на ход расследования».
[править] Ссылки