Террористические акты в двух самолётах (24 августа 2004)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Террористические акты в двух самолётах — взрывы, осуществлённые 24 августа 2004 года террористками‑смертницами в двух российских гражданских самолётах. В Тульской области разбился самолёт Ту‑134, выполнявший рейс Москва — Волгоград, а в Ростовской области — Ту‑154, выполнявший рейс Москва — Сочи. 89 человек, все пассажиры и члены экипажа обоих самолётов, погибли. Террористками‑смертницами оказались Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова, уроженки Чечни. Организатор этих терактов — Шамиль Басаев.

Содержание

[править] Самолёт Ту-154

24 августа 2004 года в 23:00 в Ростовской области потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ту-154 RA-85556, авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс № 1047 Домодедово — Сочи. В катастрофе самолёта погибли 46 человек — 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

В 22:53 московского времени при выполнении пассажирского рейса в районе города Ростова-на-Дону с самолётом была потеряна радиосвязь и исчезла отметка с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Обломки самолёта обнаружены в районе села Можаевка, Тарасовского района Ростовской области.

Самолёт эксплуатировался с 1982 года. Последний капитальный ремонт он прошёл в августе 1993 года, а последнее техническое обслуживание — 10 августа 2004 года. За время службы лайнер налетал более 30 тыс. часов при ресурсе в 37 тыс. часов.

Потерпевший катастрофу самолёт был обнаружен в Ростовской области в 08:14 мск. Обломки самолёта найдены в Каменск-Шахтинском районе Ростовской области, в 9 км от населённого пункта Глубокий. Обломки самолёта находились у нескольких населённых пунктов Каменского района, а район поиска составлял 25 квадратных км.

В совершении теракта на борту Ту-154 обвинялась уроженка Чечни С.Джебирханова. Внимание следователей привлёк тот факт, что, в отличие от других пассажиров, судьбой этой женщины никто не заинтересовался. Кроме того, чеченка оказалась в эпицентре взрыва. Джебирханова поменяла билет с утреннего рейса в Сочи, намеченного на 25 августа 2004 года, на более ранний, вечерний рейс 24 августа 2004 года — во время начала регистрации на самолёт. Чеченка сидела именно во втором салоне, вблизи туалета и двигателя. Её место 19F. Как показал временной анализ расшифровок чёрных ящиков, сигнал SOS пошёл на землю уже после того, как в самолёте началась разгерметизация. Самописцы не зарегистрировали взрыв на борту. Они просто их не пишут. Остались другие отметки, как самолёт начал разрушаться. Записи прекратились в воздухе.

[править] Расшифровка речевого самописца

В документе, на основании которого опубликована полная расшифровка содержимого речевого самописца, не указано точно, кто именно произносил конкретные слова и фразы.

Всё штатно. Экипаж делает свою обычную работу.

22:50:54 (Неразборчиво) Идём до расчетного.
22:51:00 20 километров на 50.
22:51:04 На 40, на 40 надо.
22:51:06 50, 50 километров.
22:51:09 Набираем (нрзб).
22:51:10 Да, нам ветерок встречный.
22:51:13 Да.
22:51:34 Вот так вот надо.
22:51:37 150.
22:52:22 ВОР можно включить?
22:52:43 ВОР.
22:52:44 Да не надо пока.
22:52:45 А?
22:52:46 Можно?
22:52:47 Можно, можно.
22:52:48 Да.
22:52:49 Включаю.
22:53:10,4. Интенсивный звуковой эффект и начало шумов (до конца записи).
22:53:11. Протяжный крик.
22:53:13,7. Начало звучания прерывистого сигнала.
Сигнал о разгерметизации.
22:53:15,4. Крики.
22:53:23,1. Ругань.
22:53:31,8. Стон.
22:53:36. Крик.
22:53:45,9. Протяжный крик.
22:53:48,7. Ой! (Ругань, крик.)
22:53:52,7. Протяжный крик.
22:53:56,6. Где мы?
22:53:57,7. Крик.
22:53:58,9. Крик.
22:53:59,9 — 22:54:11,6. Прерывистый сигнал с частотой около 1000 Гц (6 включений).
22:53:59,9. Э-э.
22:54:00. Где?
22:54:06,7. Где?
22:54:09,6. Э-э. (Ругань)
22:54:10,6. Э, прощайте.
22:54:11. Крики одновременно двух человек.
22:54:13,1. Разгерметизация.
22:54:14,5. Диспетчер: 85556, высота?
22:54:19,2. Что случилось?
22:54:21,1. Разгерметизация.
22:54:22,8. Разгерметизация возникла.
22:54:25. Крики, стоны.
22:54:28,4. Давай, давай штурвал от себя.
22:54:31,7. Штурвал от себя. (С трудом.)
22:54:32,5. Диспетчер: 85556, высота?
22:54:38,3. Восемь.
22:54:43. Где мы?
22:54:45,2. Подожди.
22:54:46,1. Вот и все!
22:54:48,4. 81.
22:54:49,5. Есть.
22:54:56,8. Господи!
22:55:01,6. Нет, нет, не здесь, не здесь. (Ругань)
22:55:07,5. Ну на себя бери.
22:55:08,8. На себя?
22:55:09,8. На себя.
22:55:10,3. Давай!
22:55:12,5. Ты здесь?
22:55:14,8. Уходи.
22:55:16,7. Где мы?
22:55:19. А-а-а!
22:55:20,3. На себя!
22:55:23,1. Стоны.
22:55:23,7. Прекращение записи. Столкновение с землёй.

[править] Самолёт Ту-134

24 августа 2004 года в Тульской области потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», выполнявший рейс № 1303 Москва-Волгоград. В катастрофе самолета погибли 44 человека — 35 пассажиров и 9 членов экипажа.

В 22:54 московского времени при выполнении пассажирского рейса по маршруту Домодедово — Волгоград (рейс ЖИ 1303) с самолётом Ту-134 RA-65080 авиакомпании «Волга-авиаэкспресс» в Московской воздушной зоне потеряна радиосвязь и исчезла отметка с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Самолет следовал в наборе высоты с эшелона 8100 м до 9100 м.

Разбившийся Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс»-бортовой номер 65080 — находился в эксплуатации с сентября 1977 года. Последний ремонт проходил на Минском авиаремонтном заводе 407 в феврале 1996 года. Начальник Волгоградского международного аэропорта «Гумрак» Юрий Дмитриев исключил, что причиной катастрофы Ту-134 авиакомпании могла стать ошибка пилотов. Все члены экипажа, выполнявшие полёт были профессионалами высокого класса, подчеркнул он.

За штурвалом самолёта находился сам генеральный директор авиакомпании, пилот первого класса Юрий Баичкин. Его называли «летающим директором». В Волгоград Ю.Баичкин попал сразу после окончания Актюбинского высшего летного училища. Был вторым пилотом, командиром корабля, заместителем эскадрильи, командиром летного отряда. Летал на Ту-134, Як-42. В одном из интервью признался: «После того, как предложили должность директора компании, стал летать реже. Совершаю около пяти рейсов в месяц, в основном в Москву. Любовь к небу у летчика не остывает никогда, буду летать до тех пор, пока позволит здоровье».

[править] Расследование

Выводы Государственной комиссии по установлению причин катастроф воздушных судов ТУ-154 N85556 и ТУ-134 N65080, произошедших 24 августа 2004 года.

  1. Самолёты Ту-154 и Ту-134, их двигатели, системы и оборудование были исправны и эксплуатировались в пределах установленных ресурсов. До начала возникновения аварийной ситуации полеты самолетов проходили в штатном режиме.
  2. Службы управления воздушным движением московского и ростовского центров УВД и метеообеспечения работали в соответствии с действующими правилами.
  3. Экипажи самолетов были профессионально подготовлены к выполнению полетов, каких-либо отклонений в их действиях от требований документов, регламентирующих летную работу в полетах, не было.
  4. Катастрофическая ситуация возникла на крейсерских эшелонах полета (12100 м для Ту-154 и 8100 м для Ту-134) практически одновременно и неожиданно для экипажей. В этих условиях экипажи не имели возможности благополучно завершить полет.
  5. Запись параметров, зарегистрированных бортовыми самописцами, свидетельствует об идентичном ударном воздействии на силовые элементы конструкции обоих самолетов с эпицентром внутри фюзеляжа и их полной разгерметизации в течение одной секунды. Разрушения начались от нерасчетной нагрузки, действовавшей изнутри фюзеляжа и представлявшей собой ударное воздействие взрывного характера в районе правых бортов самолетов (25 ряд кресел в самолете Ту-154 и 19 ряд кресел в самолете Ту-134). Дальнейшие разрушения элементов конструкции происходили под действием возникших перегрузок и скоростного напора в условиях разгерметизации гермокабины с отделением хвостовых частей самолетов. В течение 2-3 сек после начала возникновения аварийной ситуации произошло нарушение кинематической связи в проводке управления рулем высоты и рулем направления и повреждение хвостовой части самолетов.
  6. Прекращение записи бортовых параметрических самописцев через 2-3 сек после начала возникновения аварийной ситуации произошло из-за обесточивания бортовой сети и невозможности перехода на аварийное питание вследствие разрушения конструкции самолетов. Запись переговоров экипажа Ту-154Б бортовым речевым самописцем продолжалась еще в течение 2 мин 13 сек от аварийных источников питания, расположенных в центральной части фюзеляжа. Существо переговоров свидетельствует о разгерметизации самолета и не отражает фактов нападения на экипаж или захвата самолета.
  7. Сигнал системы сигнализации опасности (ССО) на самолете Ту-154 сформировался через 0,5 сек после начала аварийной ситуации либо из-за срабатывания одной из кнопок в кабине экипажа, либо вследствие повреждения цепи питания в полете из-за разрушения конструкции самолета и не свидетельствует о нападении на экипаж или захвате самолета.
  8. Генеральной Прокуратурой Российской Федерации возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ «Терроризм», которое ведёт Управление Генеральной Прокуратуры РФ по расследованию особо важных дел

Причиной катастроф самолётов Ту-154 RA 85556 и Ту-134 RA 65080 24 августа 2004 года явилось разрушение конструкции самолетов в полёте в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах.

[править] Список погибших (неполный)

[править] Ту-154

  1. Командир воздушного судна Гурьев Михаил Леонидович, 1956 г.р., пилот 1-го класса (Москва)
  2. Второй пилот Андрущенко Юрий Владимирович, 1970 г.р., пилот 2-го класса (Москва)
  3. Штурман Король Юрий Владимирович, 1964 г.р., пилот 1-го класса (Москва)
  4. Бортинженер Ермолаев Андрей Владимирович, 1966 г.р., пилот 2-го класса (Москва)
  5. Старший бортпроводник Быковская Ольга Сергеевна, 1963 г.р. (Барнаул)
  6. Бортпроводник Иванов Сергей Владимирович, 1966 г.р. (Барнаул)
  7. Бортпроводник Тарсукова Яна Геннадиевна, 1974 г.р. (Барнаул)
  8. Бортпроводник Худеева Марина Петровна, 1979 г.р. (Барнаул)
  9. Басюк Флор (Норильск)
  10. Богданова Раиса
  11. Шапкин Борис
  12. Богомолов Василий
  13. Джебирханова Сацита (террористка-смертница)
  14. Дураченко Иван Иванович
  15. Фетисова Екатерина
  16. Финадеев Н.
  17. Горин Андрей Николаевич
  18. Куликов Андрей Юрьевич
  19. Горшков Виктор
  20. Комочкин Сергей
  21. Куренда Сергей (посёлок Мурмаши Мурманской области)
  22. Хлушкова (Хлускова) Наталья
  23. Хлушкова Ю.
  24. Киселева Е.
  25. Кузнецов Сергей Николаевич
  26. Меньшиков Александр (Норильск)
  27. Меньшиков Андрей Анатольевич
  28. Меньшиков Дмитрий Николаевич (Норильск)
  29. Надрага Александра Савельевна
  30. Надрага Валерий Анатольевич
  31. Неретин Дмитрий
  32. Оганесян Саркис (Сочи)
  33. Панов Константин Александрович
  34. Поляков Владимир Федорович
  35. Разживак (Разживяк) Михаил Геогргиевич
  36. Сетдиков М.
  37. Шаров Сергей
  38. Щербович Ирина
  39. Шоня О.
  40. Степанов Алексей Николаевич (Петропавловск-Камчатский)
  41. Звягинцева Лариса Анатольевна (Петропавловск-Камчатский)
  42. Степанов Павел
  43. Степанова Анастасия
  44. Тарасов С.
  45. Тодорочко Юрий Михайлович
  46. Вязьмин Александр

[править] Ту-134

  1. Алейникова О.
  2. Асланов М.
  3. Белозеров О.
  4. Бытин И.
  5. Галкина Л.
  6. Гуров А.
  7. Гусева О.
  8. Дегтярев М.
  9. Елисов Ю.
  10. Ерохин Д.
  11. Исмаилова Р.
  12. Кирилова М.
  13. Киримова И.
  14. Колесса А.
  15. Кохен (Коэн) Д.
  16. Лазарева З.
  17. Лебединский В.
  18. Меглинская В.
  19. Нагаева Аминат (террористка-смертница)
  20. Надточиев Е.
  21. Нестеровы А. Е. и Е.
  22. Руденский Н.
  23. Савицкие О. и С.
  24. Стариковы Аида и Софья.
  25. Стеклов Д.
  26. Степанов А.
  27. Тыщенко А.
  28. Ханнанов А.
  29. Храмченков М.
  30. Якобашвили Т.
  31. Лебединский Виктор, директор «Волгоградтрансгаза»
  32. Хромченков Михаил, руководитель Волгоградского отделения Приволжской железной дороги
  33. Бытин Игорь, управляющий региональным отделением Федерального депозитного банка
  34. Степанов Александр, начальник отдела ценных бумаг Федерального депозитного банка

Кроме того, среди пассажиров, прошедших регистрацию на этот рейс, были сотрудники «ЛУКОЙЛ-Информ» Андрей Колесса и Дмитрий Стеклов.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Терроризм в России
1991 год  Дагестан (30 мая)Дагестан (31 июля)
1992 год 
1993 год  Чечня (1 марта)Москва (16 июля)
1994 год  Махачкала (18 мая)Читинская область (22 июля)Ставропольский край (28-29 июля)Новгород (1 августа)Екатеринбург (30 августа)Москва (18 ноября)Москва (27 декабря)
1995 год  Москва (15 января)Будённовск (июнь)
1996 год  Кизляр (9 января)Москва (11 июня)Нальчик (28 июня)Москва (11 июля)Москва (12 июля)Санкт-Петербург (19 декабря)
1997 год  Армавир (23 апреля)Пятигорск (28 апреля)
1998 год  Покушение на Саида Амирова (4 сентября)Архангельская область (5 сентября)
1999 год  Владикавказ (19 марта)Москва (4 апреля)Владикавказ (16 мая)Москва (22 июня)Москва (31 августа)Буйнакск (4 сентября)Москва (8 сентября)Москва (13 сентября)Волгодонск (16 сентября)
2000 год  Ставропольский край (6 октября)Пятигорск (8 декабря)
2001 год  Захват самолёта (15 марта)Северный Кавказ (24 марта)Владикавказ (10 ноября)
2002 год  Владикавказ (28 апреля)Каспийск (9 мая)Москва (19 октября)Москва (октябрь)Грозный (27 декабря)
2003 год  Чечня (12 мая)Москва (5 июля)Краснодар (25 августа)Ставропольский край (3 сентября)Ставропольский край (5 декабря)Москва (9 декабря)
2004 год  Москва (6 февраля)Грозный (9 мая)Самара (4 июня)Подрывы двух самолётов (24 августа)Москва (31 августа)Беслан (сентябрь)
2005 год  Московская область (12 июня)
2006 год 
2007 год  Санкт-Петербург (4 февраля)Санкт-Петербург (18 февраля)Новгородская область (13 августа)Невинномысск (9 декабря)
2008 год  Владикавказ (6 ноября)
2009 год 
2010 год 
2011 год 
2012 год 
Организации  Высший военный Маджлисуль Шура Объединённых сил моджахедов КавказаКонгресс народов Ичкерии и ДагестанаАль-КаидаАсбат аль-АнсарЕгипетский исламский джихадАль-Гамаа аль-ИсламияБратья-мусульманеПартия исламского освобожденияЛашкар-И-ТайбаДжамаат-и-ИсламиТалибанИсламская партия ТуркестанаДжамият аль-Ислах аль-ИджтимаиОбщество возрождения исламского наследияАль-ХарамейнДжунд аш-ШамИсламский джихад — Джамаат моджахедовАль-Каида в странах исламского МагрибаКавказский Эмират
Осуждённые  М. С. СалиховА. С. СалиховЗ. К. ЗиявудиновИ. И. ЗайнудиновА. О. ДеккушевЮ. И. КрымшамхаловА. ХубиевН. А. КулаевС. Б. РадуевТ. А. АтгериевМ. ПанарьинТ. ХубиевМ. ШаваевВ. СулейменовА. ИсмаиловЮ. Юнусов
Объявлявшиеся в розыск  Т. А. БатчаевА. Ш. ГочияевД. Ф. СайтаковМ. Д. ЦокиевХаттаб
Прочее  Террористические акты в РоссииВзрывы жилых домов в России (сентябрь 1999)
Личные инструменты