Судостроение Санкт-Петербурга в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Виды судов
[править] Военные суда
[править] Корветы
Государственный контракт на постройку двух первых корветов проекта 20385 был выдан Министерством обороны России «Северной верфи» 27 марта 2006 года.[1]
[править] Патрульные корабли
По состоянию на январь 2021 года на предприятии «Адмиралтейские верфи» велось строительство универсального патрульного корабля арктической зоны «Иван Папанин».[2]
20 мая 2023 года на ПАО «Судостроительная фирма „Алмаз“» в Санкт-Петербурге был произведён спуск на воду пограничного патрульного корабля 2-го ранга «Подольск» проекта 22120 (шифр «Пурга») с предположительным заводским номером 058 (бортовой номер «458»), строящегося для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. «Подольск» стал первым кораблём проекта 22120, получившим вооружение — в виде 30-мм шестиствольной артиллерийской установки АК-630 на баке.[3]
[править] Тральщики
В апреле 2016 года было сообщено, что Средне-Невский судостроительный завод начал швартовные испытания рейдового тральщика проекта 10750Э.[4]
26 января 2019 года Черноморский флот ВМФ России получил первый тральщик нового типа — корабль противоминной обороны «Иван Антонов», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе по проекту 12700.[5]
[править] Фрегаты
Закладка головного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» состоялась 1 февраля 2006 года на петербургском заводе «Северная верфь».
Фрегат «Адмирал флота Касатонов» был заложен в Санкт-Петербурге на «Северной верфи» 26 ноября 2009 года.[6]
В апреле 2019 года с участием президента России Владимира Путина на заводе «Северная верфь» состоялась закладка двух фрегатов проекта 22350 — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов» для Военно-морского флота.[7]
Важнейшее событие произошло 22 мая 2020 года на Северной верфи. Корабелы спустили на воду второй серийный фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко».[8]
В июле 2020 года в Санкт-Петербурге началось строительство фрегатов «Николай Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».
[править] Гражданские суда
В 2022 году крупнейшие верфи Санкт-Петербурга сдали гражданских судов совокупной стоимостью почти 70 млрд рублей.[9]
[править] Ледоколы
[править] Атомные ледоколы
5 ноября 2013 года «Балтийский завод» начал строительство ледокола ЛК-60 проекта 22220.[10]
[править] Дизель-электрические ледоколы
26 марта 2012 года ООО «Балтийский завод — Судостроение» начало резку металла для ледокола 25 МВт проекта 22600.[11]
[править] Научно-исследовательские суда
21 мая 2019 года было сообщено, что торжественная церемония закладки первого в России судна с технологией безэкипажного судовождения — научно-исследовательского судна «Пионер-М» — для круглогодичной работы в акваториях Чёрного и Азовского морей состоялась на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге.[12]
[править] Пассажирские суда
Весной 2019 года в Санкт-Петербурге началось строительство двух пассажирских судов для работы на Енисее.
26 мая 2020 года корабелы Средне-Невского судостроительного завода приступили к резке металла для первого пассажирского судна проекта А45-90.2.[13]
31 июля 2020 года на АО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония закладки корпуса пассажирского судна «Андрей Дубенский» проекта А45-90. В мероприятии приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, губернатор Красноярского края Александр Усс, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по контролю и регламенту Михаил Романов, генеральный директор ГТЛК Михаил Полубояринов, руководители «Объединенной судостроительной корпорации», СНСЗ и многие другие.[14]
[править] Плавучие энергоблоки
С 2009 года строительство ПЭБ «Академик Ломоносов» продолжилось на ООО «Балтийский завод — Судостроение» в Санкт-Петербурге.[15]
[править] Подводные лодки
Контракт на строительство серии из шести больших дизель-электрических подводных лодок проекта 06363 для Тихоокеанского флота ВМФ России между Министерством обороны России и АО «Адмиралтейские верфи» был подписан 7 сентября 2016 года в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2016».[16]
[править] Самодвижущиеся платформы
20 декабря 2018 года на «Адмиралтейских верфях» началось строительство уникального судна — ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» проекта 00903.[17]
[править] Траулеры
18 мая 2020 года корабелы Северной верфи приступили к резке металла для очередного морозильного траулера-процессора проекта 170701 для группы «Норебо».[18]
По состоянию на октябрь 2020 года в Санкт-Петербурге велось строительство траулера-процессора «Капитан Геллер».[19]
[править] Предприятия
[править] Балтийский завод
В 2011 году «Балтийский завод» обанкротился и в конце 2011 перешёл под контроль государства в лице ОСК. В структуре ОСК было создано ООО «Балтийский завод — судостроение», которому были переданы все судостроительные и машиностроительные компетенции Балтийского завода, в него же перешел и весь трехтысячный трудовой коллектив.[20]
2020 год — Завершение строительства самого мощного в мире головного атомного ледокола проекта 22220 и дизельного ледокола проекта 22600 на АО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург).[21]
[править] Северная верфь
В 2019 году «Северная верфь» значительно сократила убыток.[22]
В июле 2020 года гендиректором петербургской «Северной верфи» стал Игорь Орлов, весной 2020 года покинувший пост губернатора Архангельской области.[23]
В августе 2020 года гендиректор «Северной верфи» Игорь Орлов заявил: «На „Северной верфи“ самым позитивным моментом является то, что у предприятия нет проблем с загрузкой: не надо бегать с протянутой рукой, вести переговоры с заказчиками и что-то пытаться доказать — все понятно. На ближайшие шесть лет завод загружен очень плотно, более того, нам не хватает порядка 600—1000 человек, чтобы выполнить судостроительную программу.»[24]
В сентябре 2020 года было сообщено, что Северная верфь подписала контракт с новым подрядчиком на модернизацию завода.[25]
2020 год — Модернизация ПАО «СЗ „Северная верфь“» — строительство нового эллинга с тяжелым стапелем и нового передаточного плавучего дока (г. Санкт-Петербург).[26]
[править] Средне-Невский судостроительный завод
Всего в 2018 году СНСЗ заключил государственных контрактов на 4,7 млрд рублей.[27]
В 2018 году Средне-Невский завод показал чистую прибыль более 263 млн рублей против убытка 421 млн рублей в 2017 году.[28]