Самолётостроение Украины в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Серийные заводы

[править] Серийный завод «Антонов»

11 января 2010 года Государственное предприятие «Киевский авиационный завод „Авиант“» было присоединено к АНТК им. О. К. Антонова и стало Филиалом государственного предприятия «Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова» — серийный завод «Антонов».[1]

С присоединением завода «Авиант», «Антонов» получил возможность серийно производить самолеты.[2]

В 2009 году предприятие «Серийный завод „Антонов“» не произвело ни одного самолёта, а в 2010 году — четыре: два — Ан-148 и два — Ан-32.[3]

Серийное производство Ан-158 было развёрнуто на «Серийном заводе „Антонов“».[4]

В 2013 году в Киеве были сданы три, а в 2014 году — два самолёта Ан-158 (серийные номера с 201-01 по 201-05), — и все они были построены для кубинской государственной авиакомпании Cubana de Aviacion по контрактам 2011 и 2013 годов с лизинговой компанией ИФК.[5]

В сентябре 2014 года Сергей Меренков отмечал: «Сейчас предприятие [Антонов], если говорить об основной его деятельности, живет за счёт выполнения заказа от российской лизинговой компании „Ильюшин финанс Ко“ на 12 самолетов Ан-148/-158, подписанного еще в 2010 году. К настоящему времени заказ выполнен наполовину — поставлены пять Ан-158 и один Ан-148. Других заказов за последние четыре года не появилось.»[6]

На киевском авиазаводе Ан-148 перестал производиться в 2015 году.[7]

В марте 2018 года Сергей Меренков отмечал, что последний поставленный заказчику от ГП «Антонов» серийный самолёт — это Ан-158 № 205-06, поставленный на Кубу в июне 2015 года.[8]

[править] ХГАПП

В 2002 году ХГАПП передал в эксплуатацию четыре новых самолёта (три Ан-140 и один Ан-72П).[9]

По состоянию на октябрь 2004 года на ХГАПП активно работали по выполнению контракта на поставку четырех Ан-140-100 азербайджанскому госконцерну «АЗАЛ».[10]

В 2004 году от ХГАПП эксплуатантам было передано три новых региональных самолёта Ан-140-100: два — украинской авиакомпании «Ильич-Авиа», еще один — первый из четырех заказанных — азербайджанскому госконцерну «АЗАЛ».[11]

На Харьковском авиазаводе последний самолёт Ан-140 был построен в 2005 году.[12]

ХГАПП выпускал с 2006 года всего по одному самолёту в год.[13]

Осенью 2008 года на Харьковском государственном авиационно-производственном предприятии был собран самолёт Ан-74ТК-300.[14]

В 2009 году ХГАПП построил два самолета (Ан-74ТК-300Д и Ан-74Т-200А) для Лаоса и Египта и закончил год с убытком 1 млрд грн.[15]

С 2010 по 2014 годы ХГАПП сдавал по одному Ан-74Т/-ТК-200 в год, построив за этот период пять самолетов — по два для пограничной службы Казахстана и ВВС Туркменистана и один для ВВС Египта.

С 2014 года ХГАПП фактически простаивало.

В марте 2018 года Сергей Меренков отмечал, что последний поставленный заказчику от ХГАПП серийный самолёт — это Ан-74Т-200 № 22-04, поставленный в Казахстан в сентябре 2014 года.[16]

В январе 2019 года отмечалось, что ХГАПП не сдавало новых самолётов с 2014 года.[17]

В 2021 году Анатолий Вовнянко отмечал: «Практически 6 лет завод [ХГАПП] не строит самолеты, специалисты разбежались, у завода более 3-х миллиардов долгов и, кажись, 260 млн гривен долга по зарплате».[18]

В июне 2021 года генеральный директор ХГАПП Александр Кривоконь заявил: «Не можем мы ничего строить сегодня. У нас нет сегодня тех людей, того количества и той квалификации людей, которые смогут сегодня строить самолеты.»[19]

29 ноября 2021 года в Харьковской облгосадминистрации подписали меморандум «О взаимодействии по возобновлению выпуска самолётов на Харьковском государственном авиационном предприятии». Меморандум подписали и. о. председателя ХОГА Александр Скакун, председатель облсовета Татьяна Егорова-Луценко, президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, председатель правления АО «ФЭД» Виктор Попов, генеральный директор ЧАО «Авиакомпания Константа» Михаил Пинкевич, глава профсоюза работников авиастроения и машиностроения Украины Ярема Жугаевич и председатель профкома ПА ПАУ на ХГАПП Михаил Погорелов.[20][21]

[править] Модели

[править] Ан-32

В период с 2009 по апрель 2019 года компания «Антонов» произвела 10 самолётов семейства Ан-32.[22]

[править] Ан-74

Самолёт Ан-74ТК-300Д был изготовлен на ХГАПП по заказу Государственного авиационного предприятия «Украина» в 2003 году.[23]

[править] Ан-148

Первый серийный Ан-148 производства Украины был построен в 2010 году.[24]

В общей сложности на Украине было построено 4 серийных экземпляра Ан-148.[25]

[править] Ан-158

В общей сложности на Украине было построено 6 серийных экземпляров Ан-158.[26]

[править] Компании

[править] ГП «Антонов»

Государственное предприятие «Антонов» (г. Киев) создано путём присоединения ГП «Киевский авиационный завод „Авиант“» к ГП «Авиационный научно-технический комплекс имени О. К. Антонова» (АНТК) в июле 2009 года, а в январе 2010 года ГП «АНТК им. О. К. Антонова» было переименовано в ГП «Антонов».[27]

[править] Национальное объединение «Антонов»

В 2005 году на Украине была создана государственная самолетостроительная корпорация «Национальное объединение „Антонов“», куда вошли: АНТК им. Антонова, Киевский авиазавод «Авиант», Харьковский авиазавод, 410-й авиаремонтный завод и Украинский НИИ авиационных технологий (УкрНИИАТ). Через полтора года компания была ликвидирована.[28]

[править] ТММ-Авиа

В 2005 году в Харькове появился ещё один производитель сверхлёгких самолётов — «ТММ-Авиа».[29]

[править] Укроборонпром

В марте 2015 года правительство Украины передало Государственное предприятие «Антонов», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и государственное предприятие «Завод 410 ГА» в управление Государственному концерну «Укроборонпром».[30]

[править] Государственная политика

В 2013 году на Украине был принят закон «О внесении изменений в Закон Украины „О развитии самолетостроительной промышленности“ относительно государственной поддержки сбыта авиационной техники отечественного производства».[31]

В ноябре 2016 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман высказал мнение, что на внутренних авиаперевозках необходимо использовать самолеты собственного производства.[32]

[править] Оценки

В сентябре 2012 года генеральный директор «Укртранслизинга» Пётр Татарец заявил, что основной проблемой авиапрома Украины является отсутствие комплексной государственной программы поддержки, направленной, как на снижение стоимости самолётов для авиакомпаний, эксплуатирующих машины украинского производства, так и снижение стоимости перевозки пассажиров на них.[33]

В июне 2017 года Анатолий Вовнянко писал: «Фактически в Украине полностью разрушены разработка и производство современных и конкурентоспособных самолетов. Потеряны почти все исторические рынки сбыта украинского самолетостроения. <…> Мантры чиновников о том, что в Украине есть полный цикл создания самолетов, уже давно не соответствуют действительности.»[34]

[править] Показатели

В среднем с 2002-го по 2013 г. Украина производила 3,5 самолета в год (в самом успешном 2012-м — шесть, а всего 42, это киевские машины Ан-148 и Ан-158, харьковские Ан-74 ), в 2014-м — еще две машины, в 2015 году были собраны два последних самолёта — Ан-148 и Ан-158.[35]

За 2010—2012 годы авиапром Украины изготовил и передал заказчикам 19 самолётов.[36]

За 2016—2019 годы Украина не построила и не передала заказчикам ни одного нового серийного самолёта.[37]

Личные инструменты