Расследование катастрофы Ту-154 над Чёрным морем 4 октября 2001 года

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Органы, проводившие расследование

[править] Межгосударственный авиационный комитет

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и Минтранс России создали свою комиссию для расследования авиакатастрофы.[1]

Руководителем технической комиссии МАК по расследованию обстоятельств гибели Ту-154 был Рудольф Теймуразов (в то время — заместитель руководителя МАК).[2]

6 октября 2001 года председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что непосредственно перед катастрофой самолёта Ту-154 никакой информации о нештатной ситуации с борта не поступало. «Последнее сообщение командира корабля поступило в наземные средства обеспечения полёта в заданной точке и в точное время. После этого, до того, как самолёт пропал с экранов радара, никаких сообщений не поступало», — сказала Анодина.[3]

6 октября 2001 года отмечалось: «По сведениям газеты „Известия“, „ракетную версию“ считают основной в Межгосударственном авиационном комитете, который ведет расследование трагедии».[4]

10 октября 2001 года отмечалось: «Как говорят в МАКе, причина катастрофы пока не установлена. „Боевая начинка С-200 действительно состоит из шариков,— объяснили корреспонденту Ъ в комитете.— Но являются ли частицы, найденные во фрагментах обшивки, именно шрапнелью, нельзя сказать до тех пор, пока этого не установит экспертиза. Не исключено, что шарики окажутся, например, элементами подшипников. Несколько ящиков с этими агрегатами перевозились в багажном отсеке пассажирского самолета“. Впрочем, специалисты нашли и другие факты, подтверждающие версию о ракетной атаке. По словам госпожи Анодиной, сотрудники 3-й радиолокационной станции в Геленджике, зафиксировали возле Ту-154 некий летящий объект, не имеющий бортового ответчика. У всех самолетов есть такое устройство, „отвечающее“ на радиозапрос с земли, поэтому можно предположить, что неопознанный объект был ракетой.»[5]

11 октября 2001 года отмечалось: «В Сочи председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина сообщила, что объект без бортового автоответчика, летевший к Ту-154, был обнаружен РЛС, по предварительным оценкам, еще в 50 км от той точки, в которой самолет исчез с экранов радаров. Данные переданы в специализированную лабораторию радиолокационной информации, где они будут подвергнуты тщательной экспертизе. По предварительной оценке независимых экспертов, с большой долей вероятности можно предположить, что это была ракета.»[6]

4 ноября 2001 года отмечалось: «Как подчеркнула председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина, у экспертов нет никаких сомнений в сделанных технической комиссией выводах».[7]

Рудольф Теймуразов заявил:[8] «Ситуация была прояснена достаточно быстро, в течение нескольких дней, и её расследование мы провели в соответствии с международными стандартами, привлекая зарубежных экспертов, в том числе из США. С помощью сопоставления данных объективного контроля четырёх различных станций управления воздушным движением мы точно смоделировали маршрут полета лайнера и траекторию ракеты. Это однозначно показало, что пуск произошел с военного полигона. Кроме того, мы получили представление о характере полученных повреждений, поскольку нам удалось поднять на месте происшествия 15 тел, а также обломки самолета. Мы восстановили ряд фрагментов внутренней и внешней обшивки самолета, в том числе почти полностью весь пол. Он был из древесины, которая хорошо держится на воде. Мы нашли пять поражающих элементов боевой части ракеты. Мы установили точную марку и заводской номер ракеты, номер боевой части и даже номер серии поражающих стальных шариков. В работе участвовали непосредственно разработчики ракетного комплекса С-200. Дело было настолько ясным, что я был уверен в быстром разрешении всех вопросов, связанных с определением ответственности и выплатой компенсаций. Ведь украинские специалисты полностью поддержали наши выводы.»[9]

Представитель авиакомпании «Сибирь» Александра Павленко отмечала: «МАК до мельчайших деталей просчитал точку запуска ракеты и траекторию её полета. Было точно установлено, что пуск был произведён из района Феодосии, где и происходили учения.»[10]

Обследовав обломки Ту-154, эксперты МАК пришли к выводу, что в полёте лайнер получил «множественные пробоины от металлических предметов сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части зенитной ракеты».[11]

В МАК проанализировали магнитофонные записи выходов на связь экипажа Ту-154. В 9 ч 45 мин. 17 сек. UTC зафиксирована фраза: «Куда попала (о)?».[12]

В соответствии с выводами МАК, самолёт Ту-154 был сбит «боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В», которая подошла к самолёту «сверху, сзади и слева». «Срабатывание взрывного устройства произошло в 9.45 [по всемирному координированному времени (UTC)] на высоте 15 м над корпусом самолета»,— отмечается в документе. По результатам математического моделирования, проведенного на основании трех точек траектории полета ракеты, определенных по расположенному в городе Геленджик (Краснодарский край, Россия) радиолокатору, МАК установил, что ракета была запущена из района Феодосии (Крым). «Известно, что в ходе учений войск ПВО Украины со стартовой позиции зенитно-ракетного комплекса С-200В, расположенного в районе Феодосии, в 9 ч 41 мин. 20 сек. [UTC] был произведён запуск ракеты, контроль над полётом которой был утрачен. Полное соответствие всех имеющихся фактов и результатов дополнительных исследований позволяет сделать вывод, что произошло поражение самолёта Ту-154 именно этой ракетой»,— отмечается в документе. Там же указывается, что ракета пролетела 240 км в течение 220 сек.[13]

[править] Государственная комиссия России по расследованию авиакатастрофы

4 октября 2001 года, в соответствии с распоряжением президента России В. В. Путина от 4 октября 2001 года N 547-рп, была создана Государственная комиссия по установлению причин авиакатастрофы Ту-154. Главой комиссии был назначен Секретарь Совета Безопасности России В. Б. Рушайло.[14][15][16][17]

Члены Государственной комиссии прилетели в Адлер в ночь на 5 октября 2001 года.[18]

5 октября 2001 года Владимир Рушайло, сразу по прибытии в Сочи, открыл заседание правительственной комиссии по расследованию авиакатастрофы. Рушайло огласил утверждённый президентом России список членов комиссии и распределил их обязанности. Комиссия разделена на две группы: административная подкомиссия, во главе с губернатором Краснодарского края Александром Ткачёвым, и техническая подкомиссия, во главе с заместителем председателя Межгосударственного авиационного комитета Рудольфом Теймуразовым.[19]

Члены госкомиссии в 11:00 вылетели на вертолетах Ми-8 в акваторию Чёрного моря, где потерпел катастрофу самолёт.[20]

5 октября 2001 года Рушайло побывал на месте авиакатастрофы.[21]

5 октября 2001 года в Сочи Владимир Рушайло сообщил журналистам, что никаких официальных версий случившегося пока нет. По его словам, «сейчас рассматриваются все, даже самые невероятные версии». Он добавил, что только эксперт-баллист может дать заключение о природе отверстий, обнаруженных на извлеченном фрагменте двери кабины пилотов лайнера. Рушайло отметил также, что радиус разброса обломков самолета составляет 10 км, а задача работающих на месте происшествия спасателей — «максимальный сбор всего того, что можно обнаружить на водной поверхности места катастрофы».[22]

6 октября 2001 года отмечалось: «Как отметил господин Рушайло, украинская сторона отрицает даже теоретическую возможность попадания ракеты в российский Ту-154. „Мы сделали официальный запрос и получили официальный ответ“,— отметил председатель [Рушайло].»[23]

6 октября 2001 года Рушайло заявил, что среди найденных на месте катастрофы Ту-154 фрагментов есть предметы, не относящиеся к конструкции самолёта. По словам Рушайло, на настоящий момент точно установлено, что «произошло разрушение самолёта в результате поражения взрывного характера». Он сообщил, что по результатам обследования извлечённых из моря обломков самолёта и предметов внутреннего интерьера лайнера установлено наличие «множества схожих по форме сквозных отверстий».[24][25]

6 октября 2001 года член государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Ту-154, помощник президента России Евгений Шапошников сообщил, что есть показания трёх свидетелей, видевших падение Ту-154. Это показания экипажа армянского самолета Ан, командира самолёта Як-42 «Челябинских авиалиний», а также экипажа надводного судна «Капитан Вакула». Все они примерно в одно и то же время находились поблизости от зоны авиакатастрофы и наблюдали падение авиалайнера. Переданные ими сведения, по словам Шапошникова, совпадают с результатами анализа записей средств воздушного контроля.[26]

7 октября 2001 года отмечалось: «По словам Владимира Рушайло, обломки самолета разлетелись в радиусе 20 километров. Кроме того, глава правительственной комиссии [Рушайло] сказал, что Москва обратилась к израильским и американским специалистам с просьбой о помощи в восстановлении полетных данных лайнера.»[27]

7 октября 2001 года в Сочи прибыл руководитель технической комиссии правительственной комиссии по расследованию катастрофы Ту-154 Рудольф Теймуразов.[28]

9 октября 2001 года отмечалось: «Владимир Рушайло как председатель госкомиссии обратился к председателю правительства Украины и российскому министру обороны с просьбой направить в Сочи группу военных экспертов, знающих зенитно-ракетные войска и управление воздушным движением. В понедельник [8 октября 2001 года] эти группы прибыли в Сочи и приступили к работе. Их возглавили Валерий Каминский, генерал-лейтенант, начальник Главного штаба ПВО Украины, и Александр Горьков, генерал-лейтенант, командующий зенитно-ракетными войсками и ПВО России.»[29]

9 октября 2001 года отмечалось: «Российские эксперты, входящие в состав комиссии по расследованию катастрофы Ту-154 над Черным морем, все больше склоняются к версии, согласно которой причиной гибели авиалайнера стало попадание в него украинской зенитной ракеты. Источники близкие к членам государственной комиссии, в частности, сообщили, что пробоины, обнаруженные в фюзеляже и на других извлеченных из моря фрагментах лайнера, с большой степенью вероятности могут быть идентифицированы как следы шрапнели, являющейся начинкой зенитной ракеты С-200 („Ангара“).»[30]

9 октября 2001 года отмечалось: «В государственную комиссию по расследованию причин катастрофы авиалайнера Ту-154 пришла информация от третьей радиолокационной позиции в городе Геленджик и входящей в систему Ростовского центра организации воздушного движения. Согласно этим данным, аппаратура, непосредственно перед катастрофой авиалайнера, зафиксировала „какой-то объект“, который летел в направлении авиалайнера и „не был оборудован бортовым ответчиком“.»[31]

9 октября 2001 года отмечалось: «Как сообщили корреспонденту „Газеты. Ru“ в пресс-службе президентской администрации [президента России], глава комиссии по расследованию катастрофы, секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло ежедневно докладывает Владимиру Путину о продвижении расследования».[32]

9 октября 2001 года в мэрии Сочи прошла пресс-конференция, на которой представители госкомиссии по расследованию причин катастрофы Ту-154 маршал Евгений Шапошников и председатель МАК Татьяна Анодина рассказали о первых результатах своей работы. Как сообщила Анодина, в двух фрагментах фюзеляжа самолета, найденных в море накануне, были обнаружены круглые сквозные отверстия примерно одинакового диаметра, а внутри обломков, за обшивкой — некие «предметы, не относящиеся к конструкции самолета». По словам Евгения Шапошникова, это были сильно деформированные металлические шарики диаметром около 7 мм, по внешнему виду «напоминающие составные части боевой ракеты С-200», запущенной украинской стороной на учениях в Крыму. Такие же по форме и размеру шарики были обнаружены в телах некоторых погибших.[33]

10 октября 2001 года отмечалось: «Государственная комиссия Российской Федерации по расследованию причин катастрофы самолета Ту-154 склоняется к „ракетной“ версии катастрофы самолета. По словам начальника пресс-службы оперативного штаба Госкомиссии Глеба Гутиева, у членов Госкомиссии есть веские основания для того, чтобы не считать версию террористического акта на борту самолета „серьезной“. Глеб Гутиев отметил, что „ракетную“ версию подтверждают найденные на месте катастрофы и в телах погибших пассажиров самолета фрагменты, похожие на осколки зенитной ракеты комплекса С-200. Кроме того, об этом свидетельствуют данные объективного контроля Геленджикской станции слежения, которая зафиксировала 4 октября следы прохождения летательного аппарата, который двигался по направлению к Ту-154.»[34]

11 октября 2001 года отмечалось: «„Самолет был сбит ракетой С-200“, — заявил [член госкомиссии России по расследованию авиакатастрофы] маршал [Евгений Шапошников], подчеркнув, что это пока не вывод комиссии, а только его личное мнение, но он не сомневается, что к такому же выводу после длительных экспертиз придет и госкомиссия. Маршал Шапошников в резкой форме опроверг слова главкома войск ПВО Украины Владимира Ткачева, произнесённые им 8 октября, что „российской стороне представлены доказательства непричастности украинских зенитчиков к катастрофе Ту-154“. „В нашем распоряжении много материалов, доказывающих обратное“, — сказал Евгений Шапошников.»[35]

Главы советов безопасности России и Украины Рушайло и Марчук прилетели в Сочи около 11 утра 11 октября 2001 года и, даже не выходя в город, сразу направились к металлическому ангару, расположенному на территории адлерского аэропорта. Туда в течение недели свозились все «вещдоки», имеющие отношение к катастрофе. К приезду высокопоставленных чиновников члены российской госкомиссии по расследованию причин аварии Ту-154 рассортировали обломки лайнера, выловленные из моря и разложили их на полу ангара площадью в 300 м2. Причём укладывали не просто рядами, а в точном соответствии с конструкцией реального самолёта, предварительно начертив мелом на бетонном полу контуры Ту-154 в натуральную величину. Обломков набралось так много, что в итоге получился практически полный макет лайнера. «Обход» самолёта секретарями, как говорят участники процессии, начался с хвоста и длился минут 40. Рушайло с Марчуком не торопясь шли вдоль задней части фюзеляжа, задержались возле хозяйственного отсека стюардесс, обогнули крыло. Затем внимательно осмотрели практически целую кабину пилотов, перешли к левой части фюзеляжа. В процессе осмотра Рушайло время от времени обращал внимание Марчука на небольшие круглые отверстия примерно одинакового диаметра, расположенные в разных фрагментах лайнера. Для наглядности российский чиновник даже указывал на пробоины от ракетной картечи небольшой тросточкой. Марчук слушал молча: не спорил, не задавал вопросов. После экскурсии в ангаре Марчука пригласили посмотреть расшифрованную и переснятую на видео запись ракетного следа, которую сделали сотрудники геленджикской станции наблюдения за воздушными судами. Предъявленные видеокадры, так же как и обломки самолета, Марчук просматривал без эмоций. В 16 часов чиновники отправились на совещание в здание сочинской мэрии. Совещание затянулось на шесть часов. В заседании принимали участие официальные представители России, Украины и израильские эксперты. Но убедить Марчука в том, что силы ПВО Украины сбили лайнер, удалось не до конца.[36][37][38]

Вечером 11 октября 2001 года в Сочи было завершено закрытое заседание российской правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы.[39]

11 октября 2001 года Рушайло заявил, что множественные повреждения фрагментов самолёта, собранных в районе катастрофы, «говорят о поражении российского самолёта извне». Механизм нанесения данных повреждений, по словам Рушайло, в настоящее время изучается российскими НИИ и специалистами Минобороны. Рушайло сообщил, что в настоящее время в районе катастрофы «продолжаются поисковые работы, в них задействованы 4 поисковых судна, 2 вертолёта». Однако, он отметил, что «основные фрагменты самолета не найдены», так как этого «не позволяют сложные климатические условия, а также агрессивная среда Чёрного моря». В настоящее время, по словам Рушайло, опрошены более 300 свидетелей, «идёт распечатка записей разговоров экипажа с центром управления полётами».[40][41]

12 октября 2001 года отмечалось: «В Сочи проходит очередное заседание Государственной комиссии Российской Федерации по установлению причин катастрофы самолета Ту-154 при участии секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука. По словам начальника пресс-службы оперативного штаба Госкомиссии России Глеба Гутиева, утверждение официальной версии -»вопрос чистой политики", так как «технических вопросов у специалистов уже не осталось». При этом он сообщил, что вчерашнее вечернее заседание закончилось безрезультатно. <...> По его словам, специалисты придерживаются мнения, что причиной катастрофы самолета было попадание в него ракеты комплекса С-200."[42]

12 октября 2001 года были опубликованы предварительные выводы российской госкомиссии по расследованию авиакатастрофы. В этих выводах говорилось:[43]

«Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с участием специалистов государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, специалистов научных и промышленных организаций, экспертов гражданских и военных ведомств Израиля и Украины провела детальное изучение

  • фрагментов конструкции самолёта,
  • технической и лётной документации,
  • данных средств объективного контроля Ростовского центра управления воздушным движением Северо-Кавказского центра „Стрела“,
  • информации радиолокационного комплекса в городах Геленджик и Сочи,
  • записей наземного магнитофона переговоров экипажа и диспетчера,
  • элементов поражения боевой части зенитно-ракетного комплекса сделала следующие выводы:
  1. Самолёт ТУ-154М и экипаж были подготовлены к выполнению полёта в соответствии с действующими требованиями.
  2. Полёт самолёта от аэродрома вылета (Бен Гурион, Тель-Авив) в воздушном пространстве Израиля, Кипра, Турции и в зоне ответственности Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением „Стрела“ до возникновения аварийной ситуации осуществлялся в соответствии с планом полета.
  3. Катастрофа самолета ТУ-154М произошла вследствие поражения воздушного судна боевой частью зенитной ракеты при его следовании в соответствии с планом полета по маршруту Тель-Авив-Новосибирск на заданном эшелоне по международной воздушной трассе Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные (НОТАМ).

Проводятся дополнительные исследования боевых повреждений фрагментов конструкции самолета и обнаруженных компактных стальных предметов боезапаса на базе Государственного научно-исследовательского института Минобороны России с привлечением ведущих КБ и научно-исследовательских организаций России с целью установления условий поражений, типа воздействовавшего средства поражения, а также траектории его полета к самолету.

В течение сегодняшней ночи проведен сравнительный анализ представленных натурных образцов поражающих элементов боевой части ракеты, обнаруженных в найденных фрагментах самолета, и не относящихся к его конструкции.

Проведено изучение радиолокационных отметок, не принадлежащих самолетам, находившимся в это время в воздушной зоне радиолокационной станции Геленджик.

Государственная комиссия рассмотрела представленный отчет технической комиссии и согласилась с его выводами и предложениями.»

12 октября 2001 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук сообщил, что, согласно предварительному выводу российской государственной комиссии, самолёт был сбит украинской ракетой С-200.[44][45]

13 октября 2001 года Владимир Рушайло заявил, что предварительно установлено, что «ядро взрыва», который привёл к гибели самолёта, находилось в 15 метрах над фюзеляжем авиалайнера в районе задней кромки крыла. По словам Рушайло, «весь самолет оказался в зоне поражения боевыми частями ракеты». При этом общая зона разлета осколков от взрыва составила 30-35 метров. Как подчеркнул Рушайло, осмотр пилотской кабины выявил «характерные отверстия под сидениями штурмана и командира самолета, примерная трассология которых в сочетании с зафиксированными криками членов экипажа позволяют предполагать, что поражение командира и штурмана произошло сразу в момент взрыва». Рушайло также сообщил, что «в ходе моделирования траектории движения поражающих частей зенитной ракеты по фактическому местоположению фрагментов конструкции и интерьера самолета обнаружено 350 пробоин». Рушайло отметил, что российские и украинские специалисты включились в работу госкомиссии с самого начала, и выразил благодарность за хорошее взаимодействие, прежде всего представителями Совета национальной безопасности и обороны Украины во главе с секретарем этого ведомства Евгением Марчуком. По словам Рушайло, поиски фрагментов самолета и тел пассажиров будут продолжаться. С учетом скорости морского течения в районе падения самолета, специалисты сделали вывод, что в толще воды плавающие предметы рассеются в море в течение двух недель.[46]

15 октября 2001 года Владимир Рушайло доложил Путину предварительные результаты работы российской госкомиссии по расследованию авиакатастрофы.[47]

17 октября 2001 года в интервью газете «Известия» Рушайло заявил: «Мы начали склоняться к этой версии [сбитие самолёта ракетой] после того, как были найдены металлические шарики, которыми начинена ракета. Их обнаружено всего 5 штук. Один — в теле пассажира, остальные — в обломках самолета. Взрыв произошел примерно на расстоянии 20 метров от фюзеляжа. От взрыва в корпусе самолета образовалась пробоина. А второй взрыв прогремел в тот момент, когда упавший самолет ударился о воду. <...> Сколько времени были живы члены экипажа [Ту-154], пока установить невозможно. А вывод о том, что пилоты погибли в момент взрыва, — предварительный. Он сделан на основании того, что в кабине под сиденьями пилотов есть отверстия от шрапнели. <...> В выводах комиссии пока не сказано, что ракета была именно украинской. По следам повреждений мы не можем установить, чья именно это была ракета. Другое дело, что какой-либо иной ракеты там быть не могло. Ни Россия, ни Турция, ни Израиль в этой зоне учений не проводили. Конечно, то, что это была именно украинская ракета, наиболее вероятно. Подчеркиваю: вероятно, а не доподлинно установлено. И наши украинские коллеги этот факт признают. <...> Я очень признателен моему украинскому коллеге Евгению Марчуку, который сам во всём детально разобрался. С формальной точки зрения Украина могла дистанцироваться от нашего расследования. Однако этого не произошло. Они в кратчайшие сроки прислали экспертов и включились в работу нашей комиссии. <...> Почему ракета не поразила учебную цель, а перенавелась и попала в гражданский самолет — на этот вопрос пока нет ответа. Вполне возможно, что учебная цель отклонилась от заданного курса и локатор с земли перенацелил ракету на самолет. А может быть, ракета перенацелилась сама и вовремя не сработал механизм самоуничтожения.»[48][49]

22 октября 2001 года отмечалось: «Секретарь СБ РФ [Рушайло] отметил, что комиссия на предыдущих заседаниях в Сочи проделали большой объем работы и в настоящее время, уже в Москве, изучаются результаты деятельности техкомиссии. Сегодня, по словам Рушайло, рассматриваются вопросы о состоянии работ по проведению дополнительных исследований повреждений фрагментов конструкций самолета и обнаруженных элементов боевой части ракеты, которая поразила самолет, а также о проведении моделирования движения данной ракеты.»[50]

22 октября 2001 года в Межгосударственном авиационном комитете под председательством Владимира Рушайло с участием делегации Украины во главе с Евгением Марчуком проведено очередное заседание Государственной комиссии по расследованию обстоятельств гибели Ту-154. В состав делегации Украины входили представители различных министерств и ведомств, задействованных в аналогичном расследовании с украинской стороны. С основным докладом о результатах расследования выступил руководитель технической комиссии — заместитель Председателя Межгосударственного авиационного комитета Рудольф Теймуразов. Доклад включал анализ материалов всех технических служб по линиям работы подкомиссий. С докладом по вопросу проведения дальнейших поисковых работ в месте падения самолёта выступил статс-секретарь — Заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям А. Москалец. На основании данных, полученных от научно-исследовательских организаций, занимающихся глубоководными исследованиями, сделан вывод о практической невозможности обнаружения останков самолёта на морском дне. Дополнительные исследования в этой области показали значительно большую, чем предполагалось ранее, толщину придонного ила — в несколько раз превышающую 6-метровую отметку. По результатам работы заседания Госкомиссии группе, возглавляемой А. Москальцом, дано поручение определить необходимый и достаточный уровень дальнейших поисковых работ в месте катастрофы, позволяющий обеспечить обнаружение предметов, в случае их возможного всплытия. Кроме того, рассмотрен вопрос финансирования дальнейших поисковых работ, выплат компенсаций родственникам погибших, проведения экспертиз и других связанных с расследованием мероприятий. Для подготовки окончательного заключения Государственной Комиссии определён срок — один месяц, который заканчивается 4 ноября 2001 года. К этому времени должно быть подготовлено Заключение, в которое войдут материалы всех подкомиссий: лётной, инженерно-технической, по управлению воздушным движением и группы по исследованию поражающих элементов.[51]

22 октября 2001 года, по окончании заседания госкомиссии, Рушайло сообщил журналистам, что, как установила комиссия, авиалайнер был сбит ракетой, которая стартовала с полуострова Крым. По словам Рушайло, «ракета подошла сверху-сзади самолёта», взрыв произошёл «около 15 м над его корпусом». Рушайло также сообщил, что «ракета до попадания в самолёт пролетела 240 км за 220 секунд. Это подтверждает версию о попадании в российский авиалайнер украинской ракеты С-200». Он также напомнил, что «расшифрована последняя фраза экипажа потерпевшего катастрофу авиалайнера: куда попало?». «Вместе с тем, окончательные выводы будут сделаны не позднее 4 ноября», — подчеркнул Рушайло.[52]

22 октября 2001 года отмечалось: «Выступая после очередного заседания [российской] госкомиссии [по расследованию авиакатастрофы], Рушайло сказал, что общее время полета зенитной ракеты — 220 секунд — и расстояние, которое она проделала — 248 км, а также результаты математического моделирования пуска ракеты позволяют утверждать, что она была запущена из „точки с координатами, совпадающими с местоположением полигона на Крымском полуострове“. <...> Рушайло напомнил, что Ту-154 был сбит зенитной ракетой комплекса С-200, взрыв которой произошел сверху, сзади под углом на высоте 15 метров над корпусом самолета Ту-154. Председатель госкомиссии подтвердил также, что расшифрованная доминирующая фраза экипажа звучала как „Куда попала?“.»[53]

1 ноября 2001 года в Крым прибыли члены российской государственной комиссии по расследованию причин катастрофы Ту-154.[54]

1 ноября 2001 года на военный аэродром Кировское в Крыму прибыл Владимир Рушайло. Он принял участие в проведении следственного эксперимента: на полигоне Опук была смоделирована ситуация, аналогичная той, в которой украинской ракетой был сбит российский самолет Ту-154. Как заявил накануне эксперимента Евгений Марчук, «ситуация будет смоделирована до долей секунды. Натурное моделирование будет проведено при участии системы ПВО в электронном варианте. Воссоздание будет полным: мишень полетит по тому же воздушному коридору, по которому летел 4 октября Ту-154». Эксперимент был проведён в тот же день, 1 ноября 2001 года. Пуск ракеты смоделировали с помощью компьютера. По данным газеты «Коммерсантъ», полученным из источников в штабе ПВО Украины, следственный эксперимент был призван ответить на вопрос, могла ли иметь место техническая возможность «совпадения координат гражданского судна, а именно „угол места“ и „азимут“, с соответствующими координатами мишени».[55]

2 ноября 2001 года в Центре курортологии и реабилитации вооруженных сил Украины «Крым» в посёлке Партенит (Крым) за закрытыми дверями проходило совместное заседание двух государственных комиссий (России и Украины) по расследованию авиакатастрофы. Заседание открыл секретарь Совета безопасности России, председатель Государственной комиссии России по расследованию причин авиакатастрофы Владимир Рушайло.[56]

2 ноября 2001 года, по окончании совместного заседания спецкомиссий России и Украины, секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сообщил, что техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета представила участникам заседания окончательный отчет, к подготовке которого привлекались военные специалисты, ученые, разработчики систем зенитно-ракетного комплекса С-200 и другие эксперты. Рушайло подтвердил, что самолет был поражен именно ракетой С-200, запущенной с полигона в районе горы Опук в Крыму во время учений украинских ПВО. Секретарь совета безопасности Украины Евгений Марчук заявил, что техническая комиссия России сделала заключение о том, что самолет Ту-154 был сбит украинской ракетой С-200. Заключение технической комиссии России, подчеркнул на пресс-конференции Евгений Марчук, сделано на основе высокопрофессиональных расчётов и результатов баллистической экспертизы. В заключении утверждается, что гибель самолёта произошла из-за неумышленного поражения ракетой войск ПВО Украины в ходе учений, проводившихся в Крыму. Предположение украинской стороны о том, что ракета изменила направление из-за того, что Ту-154 был подсвечен РЛС российского военного корабля или РЛС с Кавказа, в ходе следственных экспериментов не подтвердилось. Марчук признал, что у Украины больше «нет контраргументов». Марчук сообщил также, что эксперты российской и украинской комиссий пришли к выводу о необходимости создания специальной рабочей группы, которая «с позиции безопасности, международного права, экономики и экологии, а также печального опыта 4 октября [в этот день был сбит самолет] смогла бы разработать и предложить руководству двух стран комплекс мер по недопущению подобных катастроф в будущем».[57][58]

3 ноября 2001 года отмечалось: «Владимир Рушайло, выступая на брифинге в Администрации президента Украины, рассказал, что согласно выводам комиссии подготовка самолета к последнему полету отвечала всем техническим нормам. <...> Полет проходил по маршруту Тель-Авив — Новосибирск согласно плану полета по международному коридору по трассе Б-145. Метеоусловия были простыми, ограничения полета по данной трассе не накладывались. Поражение самолета Ту-154 ракетой С-200 привело к разрушению конструкции, разгерметизации лайнера, пожару и падению самолета в Черное море, отметил секретарь Совбеза России.»[59]

4 ноября 2001 года появилась информация о том, что российская государственная комиссия по расследованию причин гибели самолёта Ту-154 окончательно подтвердила, что он был сбит украинской ракетой во время учений сил ПВО в Крыму. На этом, по заявлению председателя комиссии Владимира Рушайло, «российская госкомиссия свою работу заканчивает и результаты ее работы будут доложены президенту РФ Владимиру Путину». Рушайло также отметил, что госкомиссии выработала рекомендации соответствующим структурам по предотвращению подобных инцидентов в будущем. Он сказал, что эти рекомендации касаются в равной степени России, Украины и других государств, где производятся аналогичные пуски. В частности, по словам Рушайло, должны быть пересмотрены документы по проведению боевых стрельб вооружением и военной техникой противовоздушной обороны. До проведения стрельб должно проводиться моделирование полета ракеты к цели в условиях конкретного полигона, что «позволит обеспечить безопасность при любых видах запусков при различных условиях».[60]

В сентябре 2002 года отмечалось: «[Российская государственная] комиссия установила, что причиной катастрофы самолета Ту-154М явилось его поражение боевой частью ракеты зенитного ракетного комплекса С-200В. Запуск ракеты был произведен в ходе учений Войск противовоздушной обороны Украины со стартовой позиции, расположенной в районе города Феодосии полуострова Крым.»[61]

[править] Министерство транспорта России

Министерство транспорта России проводило расследование катастрофы.[62]

[править] Генеральная прокуратура России

Вечером 4 октября 2001 года Генеральный прокурор России Владимир Устинов дал указание заместителю Генерального прокурора России Сергею Фридинскому возбудить уголовное дело по факту авиакатастрофы.[63]

5 октября 2001 года Сергей Фридинский возбудил уголовное дело по статье 205 УК РФ («терроризм») по факту авиакатастрофы. Как сообщили в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, дело возбуждено по указанию Устинова. По его же распоряжению Фридинский возглавил следственную группу.[64][65][66]

Уголовное дело, возбуждённое по статье 205 УК РФ (терроризм), было принято к производству старшим следователем Управления Генпрокуратуры по Южному федеральному округу. Расследование дела проходило под личным надзором Сергея Фридинского. Генпрокурор России Владимир Устинов взял расследование под свой контроль.[67]

5 октября 2001 года отмечалось: «Ростовская прокуратура, в ведении которой находится ростовское Управление полетами гражданских самолетов, возбудило уголовное дело по факту гибели авиалайнера и людей, ею изъяты материалы переговоров пилотов этого самолета и ведших его диспетчеров».[68]

6 октября 2001 года заместитель Генпрокурора России по Южному федеральному округу Сергей Фридинский заявил, что группа по расследованию причин катастрофы самолёта Ту-154 работает «абсолютно над всеми версиями катастрофы в равной степени». По словам Фридинского, пока можно констатировать, что на Ту-154 «произошёл взрыв», «однако изнутри или снаружи — этого мы пока сказать не можем». Фридинский подчеркнул, что до получения заключений от экспертных групп по исследованию поднятых тел погибших и вещественных доказательств «никакие сведения относительно причин аварии нельзя считать достоверными». «Предварительно также можно сказать, что самолет уничтожен по техническим причинам, — заявил Фридинский. — Это может быть результатом технической неисправности». «Такие случаи известны», — подчеркнул он. По его словам, к расследованию следственная группа привлекла специалистов из очень многих областей знаний. Все первичные исследования будут проводиться в Сочи. Основными направлениями работы следственной группы Фридинский назвал прежде всего работу по опознанию поднятых тел. Все остальные исследования, по его словам, пока на втором плане. На данный момент опознаны три погибших женщины — гражданки и жительницы Израиля. Всего подняты 14 тел погибших и один фрагменты тела. Фридинский подтвердил, что в Сочи ожидается прибытие израильских специалистов по опознанию тел. Заместитель Генпрокурора сообщил, что следствие работает в тесном контакте с израильскими коллегами. «В соответствии с международными правилами мы обратились в Израиль с ходатайством по оказанию правовой помощи, и надеемся, что в скором времени получим все необходимые данные», — сообщил Фридинский. По его словам, речь идет прежде всего о проверке израильской стороной личностей людей, севших в Тель-Авиве на борт погибшего самолета, обо всех деталях контроля людей и самолета, по процедуре подготовки и отправки самолета и так далее.[69][70]

10 октября 2001 года Генеральная прокуратура России обнародовала данные судебно-медицинской экспертизы тел погибших. Из заявления Фридинского следует, что «причиной смерти всех 14 человек стала баротравма», то есть несовместимые с жизнью повреждения, связанные с резким изменением давления. На телах погибших зафиксированы «механические повреждения», а в их крови обнаружен угарный газ, что доказывает факт пожара на борту судна. По словам Фридинского, на сегодня уже опознано 13 из 14 найденных тел погибших пассажиров. Тем самым, вывод экспертов о баротравме как главной причине гибели людей, находившихся на борту самолета, подтверждает версию о характере катастрофы, оставившей на телах погибших следы взрывной волны.[71][72]

11 октября 2001 года Владимир Рушайло напомнил, что расследование по возбужденному в связи с катастрофой уголовному делу ведется следователями Генеральной прокуратуры. Они допросили уже более 300 свидетелей и назначили соответствующие экспертизы фрагментов самолета, которые приобщены к данному уголовному делу.[73]

16 октября 2001 года на пресс-конференции в Ростове-на-Дону Сергей Фридинский заявил, что техническая экспертиза уже подтвердила, что падение Ту-154 произошло в результате поражения самолёта в воздухе ракетой. «Поэтому эта версия осталась единственной, которую отрабатывает сегодня следствие,— сообщил Фридинский.— Я лично пообщался с 50 специалистами как с российской стороны, так и с украинской. И все они подтверждают именно эту версию. Конкретные обстоятельства будут выясняться в ходе дальнейшего следствия.» По словам Фридинского, продолжит расследование украинская прокуратура — поскольку события произошли на ее территории: «Именно украинский суд может привлечь к ответственности тех, чья вина будет установлена в ходе предварительного следствия». При этом, по выражению Фридинского, речь будет идти о «неосторожной форме вины». В то же время Фридинский уточнил, что материалы следствия будут переданы украинской прокуратуре только после завершения всех экспертиз, назначенных по делу, которые предстоит провести российской стороне.[74]

16 октября 2001 года Генпрокуратура России обратилась к украинским властям с просьбой предоставить дополнительные сведения, собранные украинскими коллегами, по делу о катастрофе Ту-154. В частности, Генпрокуратура России запросила данные объективного контроля за средствами ПВО в день трагедии, а также попросила украинских коллег допросить должностных лиц, в том числе и высших военных чиновников Украины, имеющих отношение к трагическим событиям.[75]

Генпрокуратура России пришла к выводу, что причиной катастрофы стали халатность должностных лиц министерства обороны Украины и неосторожное обращение с оружием.[76]

21 декабря 2001 года в Сочи заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский передал представителям украинской прокуратуры материалы уголовного дела, возбуждённого в России по факту авиакатастрофы. Вместе с уголовным делом, насчитывающим 10 томов, украинской стороне переданы вещественные доказательства и личные вещи погибших, обнаруженные на месте катастрофы самолёта в Чёрном море. В России дело было прекращено.[77][78][79]

21 декабря 2001 года отмечалось: «Сергей Фридинский заметил, что в дальнейшем все следственные действия будут проводиться Генеральной прокуратурой Украины».[80]

10 октября 2002 года помощник замгенпрокурора России Сергея Фридинского Владимир Рудяк заявил, что следственная бригада Генпрокуратуры России давно установила причинно-следственную связь взрыва самолёта Ту-154 с пуском украинской ракеты и «наши эксперты давно доказали, что [найденные в Ту-154 металлические] шарики принадлежали именно ракете, выпущенной украинскими ПВО. Все свои экспертные заключения мы направили в генпрокуратуру Украины».[81]

[править] Авиакомпания «Сибирь»

4 октября 2001 года в центральном офисе авиакомпании «Сибирь» в Новосибирске был открыт оперативный штаб по расследованию причин катастрофы Ту-154. Штаб возглавил гендиректор компании «Сибирь» Владислав Филёв.[82]

[править] Государственная комиссия Украины по расследованию авиакатастрофы

12 октября 2001 года премьер-министр Украины Анатолий Кинах подписал распоряжение Кабинета министров Украины N 478-р, в соответствии с которым на Украине была создана Межведомственная комиссия по расследованию причин авиакатастрофы российского самолёта Ту-154 в составе:[83]

12 октября 2001 года отмечалось: «Президент Украины Леонид Кучма решил создать межведомственную комиссию по расследованию причин катастрофы российского ТУ-154 над Черным морем. В комиссию войдут представители Минобороны и других министерств и ведомств. <...> Комиссия создана в связи с необходимостью изучения всех версий катастрофы, в том числе и возможности поражения самолета украинской ракетой в ходе учений в Крыму 4 октября.»[84]

13 октября 2001 года отмечалось: «Президент Украины Леонид Кучма распорядился создать и свою, украинскую межведомственную комиссию для расследования причин катастрофы. Как заявили чиновники, комиссии [России и Украины] будут сотрудничать и предоставлять друг другу результаты работы.»[85]

14 октября 2001 года отмечалось: «Он [Леонид Кучма] отмечает, что создал специальную комиссию из представителей разных ведомств по главе с первым вице-премьером Олегом Дубиной, чтобы провести украинское расследование. „Одной из задач комиссии является тщательная проверка состояния войск ПВО и разработка комплекса мер с целью сделать невозможное такие инциденты в будущем“, — добавляет президент.»[86]

16 октября 2001 года отмечалось: «Украинская комиссия, по словам Кинаха, должна объективно и профессионально расследовать причины авиакатастрофы, а также сделать выводы, которые бы дали возможность в будущем сделать все, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись».[87]

18 октября 2001 года отмечалось: «Руководитель комиссии по расследованию катастрофы, первый вице-премьер Олег Дубина сообщил президенту об итогах первого заседания межправительственной комиссии. На этом заседании обсуждалась организация работы комиссии для выявления причин катастрофы и „всестороннего“ расследования этого дела.»[88]

19 октября 2001 года премьер-министр Украины Анатолий Кинах подписал распоряжение Кабинета министров Украины N 486-р, в соответствии с которым был изменён состав Межведомственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы российского самолёта Ту-154. Состав комиссии стал следующим:[89]

19 октября 2001 года Евгений Марчук заявил, что категорически заявлять после гибели Ту-154 о том, что украинские силы ПВО не могли сбить самолёт, было нельзя. Марчук отметил, что необходимо было учитывать сложные технические аспекты возможной причастности сил украинских ПВО к катастрофе самолета. «Когда-то мы, наверное, научимся, хотя это может быть болезненно и стыдно, говорить все так, как оно есть», — сказал Марчук. Он заявил, что несколько раз докладывал Президенту о том, что он «видел и слышал от специалистов в Адлере». В то же время Марчук отметил, что Президента информировали о катастрофе другие люди, которые находились «на дистанции» от непосредственного места расследования. Российские и израильские официальные власти вели себя по отношению к Украине «по-джентльменски», однако вследствие реакции высших должностных лиц Украины на катастрофу у Украины «возникли международные проблемы», сказал Марчук. «Это тяжелый урок для политической элиты Украины», — отметил он.[90]

19 октября 2001 года отмечалось: «Он [Евгений Марчук] добавил, что межведомственная комиссия во главе с первым вице-премьером Олегом Дубиной продолжает изучать обстоятельства гибели самолета».[91]

24 октября 2001 года отмечалось: «Межведомственная комиссия Украины по расследованию катастрофы ТУ-154 признала, что в гибели ТУ-154 с 78 пассажирами на борту виновата украинская ракета».[92]

1 ноября 2001 года на полигоне в Крыму закончился следственный эксперимент по выявлению причин авиакатастрофы Ту-154. Как сообщил 1 ноября 2001 года Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, эксперимент показал, что «боевая работа зенитно-ракетного комплекса велась в штатном режиме без замечаний». Тем не менее, «на экранах РЛС наблюдались помехи, которые можно классифицировать как пассивные, обусловленные влиянием отражения от водной поверхности», сообщил Марчук. По его словам, эксперты предполагают, что именно этот фактор «мог быть одной из причин срыва сопровождения мишени головкой самонаведения ракеты». Марчук рассказал, что следственный эксперимент проходил в условиях, максимально приближенных к боевым стрельбам 4 октября 2001 года. Для этого были имитированы те этапы подготовки, пуска ракеты С-200 и сопровождение мишени, в качестве которой использовался самолёт МиГ-29 с параметрами полёта мишени 4 октября 2001 года. По словам Марчука, сейчас можно говорить лишь о предварительных результатах эксперимента, поскольку радиолокационные характеристики МиГ-29 и использовавшиеся 4 октября 2001 года во время учений мишени «Рейс» различаются. Окончательные выводы украинская комиссия сделает после завершения изучения результатов сегодняшнего эксперимента, заявил Марчук. Он также отметил, что задачей проверки было не только выявление возможных причин промаха ракеты С-200 по мишени, но и выработка рекомендаций по предотвращению подобных ситуаций.[93][94]

2 ноября 2001 года Евгений Марчук заявил, что «окончательно о результатах расследования можно будет говорить к 20 ноября [2001 года]», когда спецкомиссия Украины закончит свою работу. Затем, как пояснил Марчук, заключение комиссии «будет представлено в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) и будет анализироваться независимыми экспертами, которые оценят, насколько полно, глубоко и всесторонне было проведено расследование». Марчук добавил, что материалы уголовного дела, возбужденного в России, будут переданы на Украину для дальнейшего расследования дела, которое возбуждено украинской Генпрокуратурой. Вместе с тем, по словам Е.Марчука, заключения по итогам работы украинской межведомственной комиссии были сделаны технической комиссией межгосударственного авиационного комитета СНГ. «Результаты будут представлены в ICAO и проанализированы международными экспертами этой организации, которые и оценят, насколько полно, глубоко и всесторонне было проведено расследование», — отметил он. Марчук также сообщил, что эксперты российской и украинской комиссий пришли к выводу о необходимости создать специальную рабочую группу, которая бы с позиции безопасности, международного права, экономики и экологии, а также печального опыта 4 октября, разработала и предложила руководству двух стран «комплекс мер по недопущению подобных катастроф в будущем». По словам Е.Марчука, согласно указу Президента Украины Леонида Кучмы, аналогичная работа будет проводиться по всем комплексам, используемым на территории Украины, в том числе и тем, которые используются и западными странами на совместных учениях. Марчук также уточнил, что срок завершения расследования украинской комиссией планируется до 20 ноября, хотя, по его словам, «может быть и раньше».[95][96]

3 ноября 2001 года отмечалось: «Украинская межведомственная комиссия по расследованию причин катастрофы российского самолета Ту-154 над Черным морем установила, что гибель самолета произошла из-за неумышленного поражения самолета ракетой войск ПВО Украины в ходе учений в Крыму.»[97]

29 ноября 2001 года в Киеве завершила свою работу украинская комиссия по расследованию причин катастрофы Ту-154.[98]

29 ноября 2001 года отмечалось: «Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук отказался обнародовать причины, по которым ракета уклонилась от заданного курса. По его словам, результаты расследования [госкомиссии Украины] будут опубликованы в ближайшее время.»[99]

28 декабря 2001 года стало известно, что согласно окончательным выводам украинской комиссии по расследованию причин гибели Ту-154, причиной катастрофы стало «трагическое стечение обстоятельств». По заявлению члена комиссии, секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука, «это было фатальное, не зависимое от людей стечение обстоятельств». «В ту секунду, когда радар был наведен на мишень на расстоянии 38 километров, на расстоянии 240 километров в этот луч радара зашел Ту-154, который шёл по маршруту», — сказал Марчук. «Всё на сегодня ясно», — добавил он.[100][101][102]

В марте 2002 года отмечалось: «Первый вице-премьер Украины Олег Дубина, который возглавляет украинскую межведомственную комиссию по расследованию причин авиакатастрофы российского самолета Ту-154, заявил, что окончательные выводы работы этой комиссии будут обнародованы в апреле, и тогда же будет определена сумма компенсации <...>. О.Дубина также отметил, что выводы комиссии „практически уже собраны“ и будут обнародованы после окончательного утверждения.»[103]

Первый вице-премьер Украины Олег Дубина подписал отчёт о признании вины и описание всех обстоятельств катастрофы.[104]

[править] Министерство обороны Украины

Служебное расследование было проведено Министерством обороны Украины.[105]

22 октября 2001 года отмечалось: «[Секретарь СНБО Украины] Марчук напомнил, что на Украине в рамках министерства обороны проводится служебное расследование по стрельбам».[106]

Результаты служебного расследования в Министерстве обороны Украины полностью подтверждают основную версию происшествия.[107]

2 декабря 2002 года Минобороны Украины заявило, что завершило внутреннее расследование авиакатастрофы Ту-154. По словам главы МО Владимира Шкидченко, катастрофа произошла из-за «трагического стечения обстоятельств». Одно из них — пуск ракеты именно в это время. По словам министра, если бы ракета взлетела на минуту раньше или позже, «трагедии бы не случилось».[108]

[править] Генеральная прокуратура Украины

11 октября 2001 года отмечалось: «Генпрокурор Украины Михаил Потебенько заявил, что не видит оснований для возбуждения уголовного дела по факту катастрофы».[109]

12 октября 2001 года заместитель генерального прокурора Украины, начальник Управления военных прокуратур Александр Атаманюк заявил, что вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с катастрофой Ту-154 будет рассмотрен Генеральной прокуратурой Украины после получения официальных выводов комиссии, расследующей причины трагедии. Он подчеркнул, что уголовное дело будет возбуждено, если «для этого будет достаточно оснований, если нет — нет».[110][111]

16 октября 2001 года Генеральный прокурор Украины возбудил уголовное дело по факту авиакатастрофы.[112][113]

18 октября 2001 года отмечалось: «Генеральная прокуратура Украины начала следствие по факту катастрофы российского самолета Ту-154 над Черным морем, которая произошла 4 октября. Уже сейчас по этому делу допрашивают свидетелей, изымают документы, сообщил начальник пресс-центра Генпрокуратуры Виктор Лакизюк.»[114]

2 ноября 2001 года отмечалось: «„Все, кто причастен и виноват в сбитии ракетой пассажирского самолета Ту-154 будут наказаны, невзирая на ранги и заслуги“, — заявил Генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько на пресс-конференции, проведенной в Черновцах во время однодневной рабочей поездки на Буковину. <...> „То, что самолет сбит именно украинской ракетой, ни у кого уже сомнений не вызывает. Виновные в этом будут наказаны, невзирая на ранги и заслуги“, — отметил он.»[115]

В конце декабря 2001 года уголовное дело, возбуждённое в России по факту катастрофы, было отправлено в Генеральную прокуратуру Украины.[116]

19 февраля 2002 года отмечалось: «Сейчас расследованием авиакатастрофы [Ту-154] занимается генеральная прокуратура Украины».[117]

10 октября 2002 года представители Генпрокуратуры Украины заявили, что причиной взрыва самолёта Ту-154 мог быть теракт.[118]

11 октября 2002 года отмечалось: «Он [начальник следственного управления главного управления военных прокуратур генеральной прокуратуры Украины Валерий Журавель] поставил под сомнение выводы комиссии [по авиакатастрофе Ту-154], заявив, что прокуратура в качестве второй основной версии все же рассматривает вероятность теракта. Господин Журавель уточнил, что военная прокуратура не может „подтвердить или опровергнуть мнение экспертов о взрыве ракеты на высоте 15 метров над самолётом, так как не найдено ни одного фрагмента внешней оболочки Ту-154 с поражающими элементами“. А найденные во внутренней обшивке Ту-154 металлические шарики „могли быть использованы и во взрывном устройстве, которое могло, например, находиться в хвосте самолета, что вполне соответствовало бы выводам специалистов о взрыве над лайнером“. На вопрос, как скоро будет завершено расследование, Валерий Журавель не ответил, но зато перечислил причины, по которым оно затягивается. Во-первых, предположение о поражении самолета украинской ракетой спецкомиссия, оказывается, сделала лишь „на основании совпадения угловых координат, скорости и направления движения ракеты, мишени и Ту-154“, чего, по его мнению, совершенно недостаточно. Кроме того, еще не получены ответы на многочисленные международные следственные поручения из США, Израиля, Великобритании, России и других стран, без которых „сложно проводить расследование“. Вдобавок к этому, еще не найдены все видеозаписи полета ракеты, а США, Франция и Россия отказываются предоставить данные космических съемок района авиакатастрофы, ссылаясь на гостайну.»[119]

22 октября 2002 года отмечалось: «Как сообщил адвокат родственников погибших Сергей Арасланов, после того как правоохранительные органы России передали генпрокуратуре Украины расследование уголовного дела, потерпевшие надеялись, что следствие будет завершено в кратчайшие сроки: виновные в катастрофе Ту-154 проживали на территории Украины, что могло существенно облегчить проведение следственных действий и установление виновных. Ожидания родственников не оправдались. На данный момент, отметил адвокат, украинской прокуратурой не сделано абсолютно ничего. „Получается, что год, прошедший после трагедии, для следствия был потерян,— подчеркнул Борис Калиновский, сын одного из погибших над Черным морем.— Более того, генпрокуратура Украины начинает препятствовать тому, чтобы виновные в гибели 78 человек понесли заслуженное наказание“. Этой позицией украинской стороны, по мнению господ Арасланова и Калиновского, объясняется появление в СМИ заявлений некоторых должностных лиц о том, что результатом катастрофы Ту-154 было не попадание в самолет ракеты, а теракт. Как ранее заявил Павел Капчиц, у которого в катастрофе погибли дочь и полуторагодовалый внук, своими заявлениями официальные представители Украины ставят под сомнение выводы и компетентность российской комиссии. Из-за проволочек в расследовании, сообщил адвокат Арасланов, в судах Киева уже несколько раз переносились слушания дела о компенсации страховых выплат и морального ущерба родственникам погибших.»[120]

3 декабря 2002 года заместитель генерального прокурора Украины Александр Атаманюк заявил, что Генеральная прокуратура Украины намерена попросить российских коллег поднять со дна моря обломки Ту-154, а также тела погибших пассажиров и членов экипажа. Он пояснил, что украинские адвокаты надеются, изучив обломки самолета, получить достаточные вещественные доказательства для защиты на суде. По словам Атаманюка, подъем самолета будет сопряжен с рядом сложностей, в частности может помешать 6-метровый слой тины на дне.[121][122]

5 декабря 2002 года отмечалось: «5 генералов украинской армии обвиняются генеральной прокуратурой этой страны в катастрофе самолета Ту-154 <...>. Накануне заместитель генерального прокурора Украины Александр Атаманюк заявил, что в настоящее время по данному делу проводится досудебное следствие и „ни одному должностному лицу обвинение не предъявлено“. Уголовные дела против конкретных лиц могут быть возбуждены по статьям „Халатное отношение к военной службе“ и „Превышение служебных полномочий“.»[123]

7 декабря 2002 года отмечалось: «Несколько дней назад генеральный прокурор Украины Святослав Пискун сообщил, что Киев обратился к Москве с просьбой оказать содействие в поднятии со дна Черного моря обломков самолета Ту-154. По его словам, это необходимо для окончательного выяснения виновников трагедии.»[124]

31 января 2003 года Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун заявил: «Уголовное дело по расследованию инцидента с российским самолетом Ту-154, потерпевшим катастрофу над Черным морем, не может быть завершено из-за противоречий между выводами государственных комиссий Украины и России и материалами расследования, собранных украинской Генпрокуратурой». Он добавил, что, изучив материалы дела и заключения государственных комиссий по расследования обстоятельств инцидента, Генпрокуратура Украины пришла к выводу, что есть несколько важных вопросов, на которые не ответили специалисты. «Пока эти противоречия не будут ликвидированы, говорить об окончательном завершении расследования уголовного дела невозможно — это будет незаконно и неверно», — подчеркнул он.[125]

20 сентября 2004 года Генпрокуратура Украины закрыла ранее возбуждённое уголовное дело, поскольку посчитала, что в действиях чиновников Минобороны Украины и других ответственных лиц отсутствует состав преступления.[126][127]

19 октября 2005 года Военный суд Киевского гарнизона по жалобе представителя авиакомпании «Сибирь» отменил постановление Генпрокуратуры Украины от 20 сентября 2004 года о закрытии уголовного дела.[128][129]

[править] Служба безопасности Украины

5 октября 2001 года отмечалось, что Служба безопасности Украины завела уголовное дело по факту авиакатастрофы.[130]

[править] Уголовное дело по факту авиакатастрофы

Уголовное дело, в рамках которого должны были быть установлены лица, причастные к катастрофе, а также степень их вины, завели в российской прокуратуре, но потом передали украинской стороне.[131]

Время шло, но Украина так и не предъявила миру виновных в инциденте. В качестве подозреваемого к суду не был привлечен ни один армейский чин. Все они, от экс-министра обороны Кузьмука до оператора зенитно-ракетного комплекса, наводившего ракету на цель, проходили по делу свидетелями. Должностных лиц даже не обвинили в халатности. Постепенно общественный интерес к этой истории все более угасал. Уголовное дело не закрыли и до суда не довели. О нем просто попытались забыть.[132]

Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем 4 октября 2001 года
Темы  Хронология событийСписок погибшихСоболезнованияВыплаты родственникам погибшихПоисковая операцияРасследованиеЭкспертиза КНИИСЭЗаявления властей УкраиныСудебные процессы на Украине
Личные инструменты