Поисковая операция после катастрофы Ту-154 над Чёрным морем 4 октября 2001 года
Материал из Documentation.
После авиакатастрофы по тревоге были подняты все спасательные, военные и пограничные силы, базирующиеся на Черноморском побережье. На место катастрофы вылетели несколько спасательных вертолетов Ми-8 и военный Ан-12, которые первыми обнаружили плавающие по поверхности обломки.[1]
«Узнав о катастрофе, мы сразу же включили ГСМСБ [глобальная система морской связи при бедствиях] по всей акватории Чёрного моря,— рассказал оперативный дежурный по Новороссийскому спасательно-координационному центру Венедикт Черненко.— В соответствии с международной конвенцией капитаны всех судов, находящихся в зоне бедствия, обязаны сообщить свои координаты диспетчеру, а затем по его команде изменить маршрут и идти спасать людей. Ближайшим к месту катастрофы оказалось кипрское судно „Капитан Вакула“, шедшее из Батуми в Одессу, на котором работает российский экипаж. Они первыми и подошли туда, где упал Ту-154. С „Вакулы“ доложили, что спустили шлюпки и обследуют акваторию. По состоянию на 19 часов им удалось поднять трупы девяти женщин и одного мужчины, а также множество фрагментов тел. Естественно, опознать никого моряки не смогли. Кроме того, они собрали с поверхности предметы одежды, багажа — например, нашли саквояж с чертежами самолёта и дипломат с полётными документами. Скорее всего, эти вещи принадлежали летчикам.»[2]
Поисковые работы в районе падения самолёта Ту-154 в Чёрном море не прекращались всю ночь с 4 на 5 октября 2001 года.[3]
5 октября 2001 года весь день велись поисковые работы на месте авиакатастрофы.[4]
В районе поиска обломков упавшего самолёта с утра 5 октября 2001 года было задействовано 10 судов: пять судов порта Сочи, два быстроходных катера, два корабля МЧС и одно военное судно.[5]
5 октября 2001 года отмечалось: «По словам спасателей в районе падения самолёта выловлено большое количество сумок и портфелей, а также документов, принадлежавших пассажирам авиалайнера. Спасатели документально фиксируют каждую такую находку и складывают на борту судов, которые ведут поиски тел погибших и останков самолета.»[6]
5 октября 2001 года Владимир Рушайло сообщил журналистам, что радиус разброса обломков самолёта составляет 10 км.[7]
6 октября 2001 года отмечалось: «Спасательные работы на месте катастрофы велись всю ночь и весь вчерашний день. Спасатели собирали тела и предметы, плавающие на поверхности, и даже процеживали воду, чтобы по найденным остаткам топлива самолёта установить его качество.»[8]
Утром 6 октября 2001 года к месту падения Ту-154 подошли два сейнера, они начали траление места падения самолёта с целью поднятия на поверхность его обломков, личных вещей пассажиров и других предметов.[9]
6 октября 2001 года к поисковой операции подключилось научно-исследовательское судно «Академик Голицын», оборудованное для проведения глубоководных поисковых работ. На борту этого судна находился глубоководный аппарат «Тритон», способный работать на глубине до 3 км.[10][11]
6 октября 2001 года отмечалось: «[Начальник Главного управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Иван] Тетерин отметил, что зона поиска в районе крушения самолета Ту-154 расширена».[12]
7 октября 2001 года отмечалось: «Российские специалисты обнаружили на месте катастрофы предметы, не относящиеся, по их словам, к конструкции самолета».[13]
7 октября 2001 года в Сочи российские и израильские специалисты провели совместную пресс-конференцию. На ней начальник штаба поисково-спасательных работ, вице-губернатор Краснодарского края Леонид Баклицкий и суперинтендант израильской полиции Исаак Корнио сообщили, что на месте катастрофы Ту-154 в настоящий момент работает 11 судов. Суда «Грот» и «Мидия» с помощью тралов собирают фрагменты самолёта, научно-исследовательское судно «Академик Голицын» сканирует дно подводным аппаратом «Тритон LX-31». Основная цель глубинного поиска — бортовые самописцы упавшего самолёта. Леонид Баклицкий и Исаак Корнио отметили полное взаимопонимание членов израильской и российской комиссий по расследованию гибели самолета Ту-154.[14]
7 октября 2001 года было принято решение постепенном свёртывании поисковых работ на месте катастрофы ввиду бесперспективности.[15]
8 октября 2001 года отмечалось: «За два последних дня 11 судам, дежурящим в точке падения лайнера, ничего обнаружить на поверхности не удалось, и поэтому теперь они ограничатся тралением глубинных вод».[16]
Как стало известно вечером 9 октября 2001 года, район поисков покидают траулеры «Мидия» и «Грот», которые за 4 дня участия в операции специальными сетями «процедили» сотни кубометров воды из акватории моря.[17]
10 октября 2001 года отмечалось: «Сворачивается поисковая операция в районе катастрофы самолета Ту-154 в Черном море. <...> Возвращается в Новороссийск спецсудно „Академик Голицын“, чей глубоководный аппарат „Тритон“ обследовал более 100 квадратных километров илистого дна. Однако ни ему, ни траулерам не удалось обнаружить металлические предметы, принадлежащие авиалайнеру. Спасательное судно „Меркурий“, которое обнаружило несколько тел погибших, возвращается в порт приписки Туапсе. Несколько часов назад в Новороссийск вернулся танкер „Александр“. В зоне падения самолета из 11 судов остаются теплоход „Спасатель Прокопчик“, два катера „Спортис“, принадлежащих МЧС России и спасательный корабль-координатор „Капитан Биклемишев“.»[18]
10 октября 2001 года отмечалось: «Сейчас все вещдоки с места катастрофы отправлены в 13-й специнститут Минобороны [России] в Люберцах, который и должен выдать убийственное для украинской стороны заключение».[19]
13 октября 2001 года отмечалось: «По словам Рушайло, поиски фрагментов самолета и тел пассажиров будут продолжаться. С учетом скорости морского течения в районе падения самолета, специалисты сделали вывод, что в толще воды плавающие предметы рассеются в море в течение двух недель. В этой связи новороссийский спасательный координационный центр дал команду всем судам в районе катастрофы проводить визуальный осмотр поверхности моря и вести поиски с применением радиолокационных средств. В случае обнаружения предметов неустановленного происхождения для точной разведки будет высылаться вертолет Ми-8 МЧС России. В настоящее время для продолжения поисковых работ привлечено до 100 человек и два морских судна.»[20]
23 октября 2001 года отмечалось: «Владимир Рушайло заявил, что относительно дальнейших работ по поиску фрагментов самолета комиссия пришла к выводу, что на такой большой глубине „практически невозможно обнаружить останки самолета“. Предполагается, что отдельные затонувшие предметы еще могут всплыть, поэтому всем судам, проходящим в зоне происшествия, приказано следить за поверхностью моря и при обнаружении каких-либо предметов передавать их в комиссию.»[21]
Содержание |
[править] Тела погибших
4 октября 2001 года в 17:24 по московскому времени спасатели сообщили об обнаружении тел четверых погибших на месте падения Ту-154.[22]
Как сообщил вечером 4 октября 2001 года оперативный дежурный МЧС России, к настоящему времени на месте падения Ту-154 найдены тела 10 человек, 9 женщин и 1 мужчины.[23]
По состоянию на 5 часов утра 5 октября 2001 года были найдены тела 13 погибших, из них 11 женщин и двое мужчин.[24]
В 10:45 5 октября 2001 года в порт Сочи прибыл сухогруз «Капитан Вакула», доставивший тела 13 погибших, фрагменты самолёта и найденные документами.[25]
5 октября 2001 года было сообщено, что найдены останки 14-го погибшего в авиакатастрофе. Как сообщили в штабе по расследованию катастрофы, тело обнаружили военные моряки. Также было сообщено, что тело находится на судне «Спасатель Прокопчик».[26]
6 октября 2001 года отмечалось: «Удалось обнаружить 14 тел пассажиров и членов экипажа самолета, которые на сухогрузе „Капитан Вакулов“ были отправлены в морг Сочи. Работники морга рассказали, что к ним поступило 11 женских трупов и 2 мужских. Еще одно тело настолько сильно повреждено, что пока даже невозможно установить пол пострадавшего. Одежда сохранилась практически на всех погибших, но ни на одном из них спасательных жилетов не было. Ожогов на телах, которые могли бы свидетельствовать о пожаре на борту самолёта, не обнаружено. Впрочем, это может объясняться и тем, что найденные находились далеко от эпицентра взрыва.»[27]
В ночь с 6 на 7 октября 2001 года в Сочи прибыли пять израильских экспертов по идентификации тел. Их главная цель — опознание останков граждан Израиля.[28]
7 октября 2001 года отмечалось: «Как сообщил руководитель штаба по проведению спасательных работ Леонид Баклицкий, в настоящее время опознано 8 из 15 обнаруженных тел жертв катастрофы Ту-154. Идентификация останков погибших проходит при участии специалистов, прибывших из Израиля.»[29]
8 октября 2001 года отмечалось: «Спасателям удалось найти только 15 тел людей. Точнее, 14 тел и фрагмент еще одного трупа. В выходные их уже осмотрели 97 родственников погибших, которые прибыли в Сочи из Новосибирска, но опознать удалось только восьмерых.»[30]
8 октября 2001 года отмечалось: «На месте катастрофы самолета Ту-154 в Черном море удалось обнаружить тела только 15 погибших».[31]
8 октября 2001 года заместитель секретаря Совета безопасности России Владимир Потапов сообщил, что опознаны 11 тел погибших.[32]
9 октября 2001 года отмечалось: «Накануне вице-губернатор Новосибирской области Виктор Косоуров, участвовавший в работе правительственной комиссии в Сочи, сообщил, что пока на месте падения самолета обнаружено 15 тел жертв, из которых опознано 8, четверо — жители Новосибирска.»[33]
11 октября 2001 года Секретарь СБ РФ Владимир Рушайло сообщил, что из 14 обнаруженных тел погибших пассажиров 13 опознаны, равно как и фрагмент 15-го тела. Из опознанных погибших — пять граждан Израиля и девять имеют российское или двойное гражданство.[34]
11 октября 2001 года отмечалось: «Семь тел погибших граждан Израиля отправлены самолетом на родину вместе с находившимися в Сочи родственниками».[35]
[править] Фрагменты самолёта
Основная масса обломков самолёта затонула на дне Чёрного моря.[36] Некоторые фрагменты самолёта удалось поднять.[37]
В 10:45 5 октября 2001 года в порт Сочи прибыл сухогруз «Капитан Вакула», доставивший тела 13 погибших, фрагменты самолёта и найденные документами.[38]
5 октября 2001 года в районе падения Ту-154 спасательный катер «Спортис» МЧС России обнаружил кабину пилотов самолёта. В тот же день экипаж катера отбуксировал кабину к борту сухогруза «Капитан Вакула».[39]
5 октября 2001 года на поверхность была поднята пластиковая перегородка кухонного отсека (отсек был расположен в центре самолёта Ту-154).[40]
5 октября 2001 года отмечалось: «В распоряжение этой [государственной] комиссии уже предоставлена найденная обшивка носовой части авиалайнера, документы и письма второго пилота, ряд фрагментов интерьера салона».[41]
6 октября 2001 года отмечалось: «Спасательный катер „Сортис“ обнаружил <...> крупный фрагмент пилотской кабины. Его с помощью лебедки подтащили к „Капитану Вакулову“ и подняли на борт краном.»[42]
6 октября 2001 года журналистам продемонстрировали найденные в ходе поисковой операции фрагменты самолёта. Это часть двери кабины пилотов, несколько шарообразных баллонов с кислородом, одно пассажирское кресло, запасное колесо шасси, несколько спасательных жилетов и множество пластиковых деталей внутренней обшивки. На откидном столике, которое крепится на спинке кресла, журналисты увидели три входных одинаковых отверстия, очень напоминающие пробоины от пуль.[43]
7 октября 2001 года отмечалось: «Обломки „Ту-154“, которые удается извлечь из воды, переправляются в аэропорт Сочи, где их изучают эксперты, пытающиеся определить причину катастрофы».[44]
7 октября 2001 года отмечалось: «Вероятность обнаружения на дне Чёрного моря каких-либо обломков Ту-154 при помощи глубоководного аппарата „Тритон LX-31“ минимальна. Об этом заявил начальник Главного управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Иван Тетерин. По его словам, видимости на километровой глубине практически нет.»[45]
7 октября 2001 года отмечалось: «На данный момент участникам операции пока не удается найти на дне Черного моря какие-либо части разбившегося самолета».[46]
13 октября 2001 года отмечалось: «Все обнаруженные фрагменты самолета <...> отправлены для дальнейшего исследования в Москву».[47]
[править] Фрагменты ракеты
9 октября 2001 года отмечалось: «„Я исхожу из своих знаний и личного опыта и могу утверждать, что металлические шарики диаметром от 7 до 8 миллиметров, обнаруженные в телах погибших и фрагментах обшивки самолета, очень напоминают детали боевого заряда ракетного комплекса С-200, который использовался во время учений противовоздушной обороны Украины за несколько минут до гибели лайнера“, — пояснил член госкомиссии, помощник президента России Евгений Шапошников.»[48]
9 октября 2001 года отмечалось: «Эксперты, работающие в Сочи в составе комиссии по расследованию катастрофы Ту-154 над Черным морем, утверждают, что обнаружили осколки зенитной ракеты С-200. По словам одного из экспертов, пожелавшего остаться неназванным, „есть серьезные основания полагать, что нами среди исследованных обломков самолета обнаружены осколки ракеты С-200“. Однако, „официальное заключение на этот счет полномочна дать только госкомиссия“.»[49]
11 октября 2001 года отмечалось: «Как стало известно корреспондентам газеты „Время новостей“, специалисты 13-го НИИ ВВС Минобороны [России] в подмосковных Люберцах, куда была доставлена часть обломков разбившегося Ту-154, после тщательного исследования их (с полной химической экспертизой) почти однозначно установили — инородные предметы в частях лайнера представляют собой поражающие элементы боеголовки и просто осколки зенитной ракеты С-200».[50]
16 октября 2001 года отмечалось: «В некоторых фрагментах фюзеляжа [Ту-154], за обшивкой, как рассказал маршал Шапошников, были обнаружены и сами деформированные металлические шарики. Конечно, утверждать, что обнаруженные элементы были частью оболочки заряда С-200, пока нельзя. Теоретически не исключено, что шарики вылетели, к примеру, из подшипников, которые перевозились в багажном отсеке лайнера. Сейчас картечины, изъятые из обшивки, отправлены на исследование в специализированный военный институт в Люберцах. Результаты экспертизы будут готовы через несколько дней.»[51]
17 октября 2001 года в интервью газете «Известия» Владимир Рушайло заявил: «Мы начали склоняться к этой версии [сбитие самолёта ракетой] после того, как были найдены металлические шарики, которыми начинена ракета. Их обнаружено всего 5 штук. Один — в теле пассажира, остальные — в обломках самолёта.»[52]
[править] В деталях самолёта
9 октября 2001 года отмечалось: Комиссия по расследованию катастрофы Ту-154 над Черным морем обнаружила осколки зенитной ракеты С-200 в деталях самолета.[53]
[править] В телах погибших
9 октября 2001 года отмечалось: «В телах погибших пассажиров самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу над Черным морем, „обнаружены предметы, идентичные шрапнели на ракетах С-200“. Об этом сообщили в пресс-службе администрации города Сочи.»[54]
10 октября 2001 года отмечалось: «В телах погибших [в Ту-154] уже обнаружены поражающие элементы от боевой части ракеты».[55]
[править] Пробоины во фрагментах самолёта
Николай Цыплаков, капитан сухогруза «Капитан Вакула», на борт которого были подняты тела погибших в катастрофе, а также фрагменты самолёта, заявил 5 октября 2001 года, что на одном из фрагментов Ту-154 есть отверстия, напоминающие пулевые.[56]
5 октября 2001 года отмечалось: «Версию о том, что Ту-154 был сбит, подтверждает и информация, переданная командой судна „Капитан Вакула“. По их словам, в одном из обломков фюзеляжа самолета они видели отверстия, напоминающие пулевые.»[57]
6 октября 2001 года отмечалось: «Возможно, в причинах катастрофы поможет разобраться пластиковая перегородка кухонного отсека (расположен в центре самолета), поднятая вчера на поверхность. По словам капитана сухогруза Николая Цыплакова, на перегородке обнаружены три отверстия, напоминающих пулевые. Перегородку еще предстоит осмотреть экспертам-баллистикам, но сотрудники авиакомпании „Сибирь“, которой принадлежал погибший лайнер, уже заявили, что ни у членов экипажа, ни у пассажиров на его борту не было огнестрельного оружия.»[58]
9 октября 2001 года отмечалось: «Ранее эксперты уже заявляли, что пробоины, обнаруженные во фрагментах лайнера, могут быть идентифицированы как следы шрапнели, которой начиняют боеголовки С-200».[59]
9 октября 2001 года руководитель группы военных экспертов, работающих по катастрофе, маршал Евгений Шапошников заявил, что в обломках самолёта, выловленных спасателями с поверхности Чёрного моря, обнаружены «многочисленные отверстия круглой формы диаметром около 7 мм, по внешнему виду напоминающие пробоины от шрапнели».[60]
10 октября 2001 года отмечалось: «На фрагментах обшивки погибшего авиалайнера видны округлые отверстия, на первый взгляд напоминающие пулевые. По своей форме и количеству они чрезвычайно похожи на повреждения, причиненные поражающими элементами боевой части ЗУР 5В28 зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-200В. Достаточно одного взгляда специалиста-»двухсотчика" на характер пробоин, чтобы заявить: это результат попаданий «шариков» весом 3-5 г каждый, которыми в количестве 37 тыс. штук комплектуется боевая часть ракеты С-200."[61]
В октябре 2010 года представитель авиакомпании «Сибирь» Александра Павленко отмечала: «Были проанализированы обломки сбитого самолёта. 99 % из них имеют входные отверстия, проделанные поражающими элементами боевой части ракеты — мы их называем шариками,— попавшими в самолёт извне. 1 % обломков пробиты изнутри.»[62]
В июле 2014 года руководитель «Фонда помощи семьям погибших пассажиров» Борис Калиновский заявил: «На поднятых обломках фюзеляжа нашли пробоины, анализ которых показал, что самолет был поражен ракетой комплекса ПВО С-200».[63]
[править] Поиск «чёрных ящиков» самолёта
Первый заместитель министра транспорта России Александр Нерадько заявил 4 октября 2001 года в ходе пресс-конференции, что в настоящее время рассматриваются различные способы извлечь с километровой глубины «чёрные ящики» Ту-154. По словам Нерадько, спасательные службы Минтранса и Минобороны отрабатывают возможность поиска и извлечения «черных ящиков» со дна. Для извлечения бортовых самописцев самолета планируется использовать глубоководные аппараты.[64]
4 октября 2001 года начальник Северо-Кавказского центра МЧС России Иван Тетерин заявил, что «чёрные ящики» Ту-154 достать не удастся.[65]
5 октября 2001 года отмечалось: «Бортовые самописцы разбившегося в четверг самолета ТУ-154 вряд ли удастся поднять. „Черные ящики“ лайнера находятся на большой глубине. Как сообщили РИА „Новости“ в администрации Сочи, начиная со 100 метров, в море начинается „агрессивная водородная среда“.»[66]
5 октября 2001 года отмечалось: «Как уточнил источник, черные ящики погибшего авиалайнера, вероятно, утонули, так как они прикреплены к борту самолета. „Обнаружить их на глубине в 1-2 км сложного рельефа дна моря практически почти невозможно“, — сказал он.»[67]
5 октября 2001 года отмечалось: «Россия обратилась к Израилю и США по вопросу об оказании содействия возможности подъема бортовых самописцев самолета Ту-154, упавшего накануне в результате катастрофы в Черное море. Как заявил журналистам в пятницу в Сочи председатель госкомиссии по расследованию причин катастрофы самолета Ту-154 Владимир Рушайло, выводы о том, что „черные ящики“ невозможно будет поднять, „делают преждевременно“.»[68]
6 октября 2001 года отмечалось: «„Чёрные ящики“ <...> вряд ли удастся поднять с глубины 2 км».[69]