Реформы среднего образования в России

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] 1918—1989

Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. С принятием Положения ликвидировались классово-сословные учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища. Школа отделялась от церкви, церковь от государства, проведена реформа правописания. В школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек.

В 1919 году 8-й съезд РКП(б) принял программу партии, в которой ставилась задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста. 20 августа 1923 года СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана всеобщего обучения. ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 года определили конечный срок введения начального всеобщего обучения в РСФСР — 1933/1934 учебный год. В соответствии с решениями 16-го съезда партии (1930) и постановлением ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года, ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». К 1934 году начальное обучение было осуществлено повсеместно. В 1933—1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение.

В 1943—1954 годах существовало раздельное обучение, которое было введено в условиях войны в школах-семилетках и средних школах столиц союзных республик и в школах областных и краевых городов, крупных промышленных центров. 18 июля 1954 года специальным постановлением Совета Министров СССР совместное обучение во всех школах было восстановлено.

В эпоху Брежнева пропагандировалось всеобщее среднее образование. Учиться дальше заставляли даже тех, кто не хотел или не мог окончить десятилетку.

[править] 1989—1999

В декабре 1989 года Всесоюзный съезд работников народного образования положил начало реформе образования в РФ, определив основные принципы реформирования. Это демократизация, многовариантность и многоукладность образования, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания. Нормативной базой преобразований на начальном этапе стали Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 года и закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года (затем его новая редакция от 13 января 1996 года). Они в основном соответствовали названным принципам реформирования. В положениях Закона в редакции 1992 года образование было объявлено приоритетной сферой государственных интересов.

[править] 2000-2009

4 октября 2000 года Правительство РФ утвердило Национальную доктрину образования в России — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Основные положения доктрины — доступность и бесплатность общего образования, сохранение единого образовательного пространства России, классификация образования и распределение его по ступеням (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское).

24 июля 2007 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования». Закон предусматривает, что с 1 сентября 2007 года образование будет 11-классным и бесплатным. Получить его должны все, в том числе осужденные, пока им не исполнится 30 лет. Обычный ученик должен получить полное среднее образование до 18 лет. Закон вносит изменения в законодательство, устанавливающие обязательность получения гражданами всех трёх ступеней общего образования — начального общего, основного общего и среднего (полного) общего. До сих пор обязательным являлось только основное общее образование до девятого класса.

[править] Ссылки

[править] Примечания


Образование в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды  ДошкольноеНачальноеСреднееСреднее специальноеВысшее
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты