Налогообложение в России в 2001 году

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2001 году налоговые доходы федерального бюджета России составили 16,2 % ВВП.[1]

Содержание

[править] Хронология

С 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24). Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Введенный Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд занятости населения — 1,5 %; Фонд медицинского страхования — 3,6 %). Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС.[2]

С 1 января 2001 года был отменён налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ).[3]

С 1 января 2001 года был отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.[4][5]

24 января 2001 г. в ходе встречи с представителями российских деловых кругов в Кремле Путин обратил особое внимание на конкретную сферу взаимодействия власти и бизнеса — законодательство о налоге на доходы организаций. По словам В.Путина, позитивным в законопроекте о налоге на доходы организаций является значительное расширение списка необлагаемой налогом деятельности. Но предлагаемый режим ускоренной амортизации встречает опасение у некоторых предприятий в связи с тем, что на многих крупных фирмах оборудование в значительной степени изношено, основные фонды в плачевном состоянии, и эти предприятия могут попасть в сложное положение. Президент призвал доработать нюансы законопроекта в течение одного-полутора месяцев. Дополнения в первую и вторую части Налогового кодекса предполагают отмену ресурсных платежей и введение роялти — важной составляющей деятельности энергетики и совершенствования системы трансфертного ценообразования.[6]

13 февраля 2001 г. Путин на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции заявил, что налоговая политика государства — один из ключевых инструментов стратегии экономического развития. Первая и главная задача налоговой реформы — создать эффективную систему государственного финансового контроля, сделать ее более действенной и работоспособной. Для этого надо не только ясно представлять, но и откровенно обсуждать фундаментальные вопросы налоговой политики, ее принципы и перспективы. Глава государства назвал современную ситуацию в налоговой системе «общим кризисом». Люди стали смотреть на налоги, как на наипервейшее зло. Надо менять сами подходы, принципы налоговой системы, устанавливать простые, ясные и стабильные условия налогообложения. Такие действия начались. Приняты важнейшие законодательные акты, и с 1 января 2001 года они вступили в силу. На их основе принят бюджет 2001 года. Это — начало масштабной, многоэтапной работы, рассчитанной на несколько лет. По мнению Президента, логика действий в налоговой сфере должна быть следующей. Первое — достижение стабильности и предсказуемости налоговой политики. Без этого нельзя говорить о стратегическом развитии экономики и каких-либо долгосрочных инвестициях. Второе — последовательное и просчитанное снижение налогового бремени. Изменения в налоговой сфере не должны ухудшать положения налогоплательщика. Третье — упрощение и дебюрократизация налоговой системы. Анализ ситуации показывает, что именно в административные барьеры упираются очень многие, годами не решаемые проблемы. Исходя из этих принципов, следует выстраивать и приоритеты в работе. Надо преодолевать психологию ведомственности, совершенствовать механизмы кооперации и сотрудничества. Четче координировать деятельность органов финансового контроля и правоохранительной сферы. Существует множество схем ухода от уплаты налогов государству. При этом налоговой службе не хватает аналитической работы. Законы, в особенности налоговые, должны иметь характер прямого действия, не должны нуждаться в отсылках и разного рода толкованиях. Следует отходить от практики преимущественного регулирования налоговых отношений ведомственными инструкциями.[7]

3 апреля 2001 года в послании к Федеральному Собранию Путин напомнил, что кардинальная налоговая реформа была одним из пунктов его предвыборной программы. «Сделаны первые шаги, и нужно, конечно, двигаться дальше», — отметил он. В.Путин обозначил как стратегический приоритет «рациональное, справедливое обложение природных ресурсов — основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота».[8][9] Путин подчеркнул, что налоговая реформа должна продолжаться.[10][11]

16 апреля 2001 г. Путин на расширенном заседании коллегии Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам заявил, что цель реформирования налоговой сферы — хорошо просчитанное последовательное снижение налогового бремени. Президент обратил внимание на необходимость повышения качества готовящихся в налоговой сфере документов, прежде всего законопроектов.[12]

31 мая 2001 г. Путин на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что одна из проблем в сфере налогообложения — налог на добычу полезных ископаемых. Две соответствующие главы Налогового кодекса, которые регулируют данную сферу отношений, в целом бизнес-сообществом поддерживаются. По этому поводу есть определенная обеспокоенность в отдельных регионах, прежде всего, в добывающих. Совместно с экспертами РСПП Правительство формулирует ряд предложений, суть которых — выйти на определенную пропорцию разделения этих налогов: что должно оставаться в регионе, а что — идти в федеральный бюджет (со значительным перевесом в пользу федерального бюджета).[13]

29 июня 2001 г. Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон „О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“», принятый Госдумой 27 июня и одобренный Советом Федерации 29 июня 2001.[14]

18 июля 2001 г. в ходе пресс-конференции в Кремле Путин назвал преобразования в налоговой сфере революционными.[15]

6 августа 2001 Путиным был подписан закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (Налог на прибыль организаций), который дополнил часть вторую Налогового кодекса главой 25 «Налог на прибыль организаций». Ставка налога на прибыль была снижена с 35 % до 24 %, при этом было принято решение отказаться от всех льгот (включая инвестиционную).[16]

26 ноября 2001 года Путин подписал Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 20 Закона РФ „Об основах налоговой системы в РФ“».[17]

В декабре 2001 года Путин настолько очаровал налоговыми планами Всемирный экономический форум, что буквально во время форума инвесторы решили озвучить намерение инвестировать в проект «Сахалин-1» дополнительно 30 млрд долл.[18]

5 декабря 2001 г. На встрече с представителями Объединения предпринимательских организаций России Путин заявил о необходимости ввести так называемый единый налог на результаты хозяйственной деятельности, который заменил бы более пяти действующих статей налогообложения. Президент сообщил предпринимателям о мерах в области налогового администрирования, которые прорабатываются во властных структурах. В частности, обсуждается возможность упрощения самой процедуры уплаты налогов. Прежде всего, это касается единого социального налога.[19]

[править] Виды налогов

[править] НДС

В 2001 году произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения.[20]

[править] Социальные налоги

С 2001 года ЕСН заменил существовавшие ранее взносы во государственные социальные внебюджетные фонды.[21]

[править] Подоходный налог

В 2001 г. была проведена реформа подоходного налога, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13 %.[22]

По итогам 2001 г. был зафиксирован рост налоговых поступлений по подоходному налогу. Одним из факторов роста является то, что до реформирования налог уплачивался по ставке 12 %, поэтому ее увеличение на 1 процентный пункт при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам, приблизительно на 0,1 % ВВП) даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке (снижение поступлений приблизительно на 0,05 % ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2 % ВВП роста поступлений подоходного налога был обусловлено расширением налоговой базы.[23]

На прошедшей 19 июня 2001 года в Госдуме конференции по проблемам местного самоуправления председатель Госдумы Геннадий Селезнёв предложил повторно внести в Думу законопроект, согласно которому подоходный налог с физических лиц должен зачисляться строго по их месту жительства. В прошлый раз правительство дало на этот законопроект отрицательное заключение. Но Селезнёв заявил, что с введением ИНН все практические препятствия на пути реализации законопроекта устранены, и Дума вполне могла бы вернуться к повторному рассмотрению.

[править] Налог на пользователей автодорог

С 2001 года была снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).[24]

[править] Налоговые органы

29 июня 2001 года Путин подписал указ о меняющий состав и структуру руководства ФСНП.[25]

[править] Примечания

  1. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  2. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  3. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  4. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  5. Филиппов А. В. Новейшая история России. 1945—2006 гг. Глава «Суверенная демократия»
  6. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  7. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  8. [1]
  9. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  10. http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=272805
  11. http://portal.economy.gov.ru/UnidocFileServlet/FileServlet?unidoc_id=1177075433734&template_id=9
  12. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  13. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  14. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/eeg/eeg20010810/eeg20010810_003.htm
  15. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  16. Наиболее важные принятые законы РФ и законопроекты, рассмотренные в отчетном периоде[2]
  17. [3]
  18. http://www.klerk.ru/articles/?7704
  19. http://2004.kremlin.ru/priorities/events31002/2001.shtml
  20. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  21. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  22. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  23. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
  24. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов XX века // Институт бизнеса и права Орловского государственного технического университета
  25. [4]
Налоги в России
История  IX векX векXI векXII векXIII векXIV векXV векXVI векXVII векXVIII векXIX векXX векXXI век
Виды налогов  НДСНалог на прибыльНДФЛНДПИАкцизы
Сферы налогообложения  Добыча полезных ископаемыхДоходы физических лиц
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Темы  Налоговый кодекс Российской Федерации
Личные инструменты