Налоги в России
Материал из Documentation.
Налоговые поступления в бюджетную систему России в 2023 году составили 46,8 трлн рублей, что на 11,3 % больше, чем в 2022 году. Федеральный бюджет России получил 19,6 трлн рублей (рост на 1,1 %).[1]
Содержание |
[править] Виды налогов
Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги обязательны к уплате на территории всей страны, размер региональных определяется самостоятельно субъектами РФ, местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Размер налогов и сборов устанавливает Налоговый кодекс РФ (НК РФ).[2]
Основные налоги, сборы, обязательные взносы в России (через дефис указан объём поступлений в консолидированный бюджет России в 2015 году):[3]
- Страховые взносы на обязательное социальное страхование — 5636 млрд рублей;
- Налог на добавленную стоимость — 5302 млрд рублей;
- Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами — 3251 млрд рублей;
- Налог на доходы физических лиц — 2808 млрд рублей;
- Налог на прибыль организаций — 2599 млрд рублей;
- Налоги на имущество — 1069 млрд рублей;
- Акцизы — 1068 млрд рублей;
- Налоги на совокупный доход — 348 млрд рублей.
[править] Распределение по бюджетам
Все налоги поступают в консолидированный бюджет России, который представляет собой свод бюджетов всех уровней (федеральный, бюджет субъекта, местный бюджет).[4]
Раздел II Бюджетного кодекса России определяет порядок формирования доходов по уровням бюджетной системы страны. Те налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет, распределяются на основании решений федеральных органов власти. Налоги и сборы, поступающие в региональный и местный бюджет, распределяются по усмотрению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.[5]
Например, НДФЛ — федеральный налог, который обязателен к уплате на территории всей России, зачисляется НДФЛ в региональный (85 %) и местный бюджет (15 %).[6]
[править] Налоговое администрирование
Федеральная налоговая служба осуществляет налоговое администрирование в отношении всех трёх уровней власти в России. Она отвечает за обеспечение прозрачности и простоту ведения бизнеса, за соблюдение прав и интересов налогоплательщиков посредством эффективного надзора и оказание высокого качества услуг.[7]
[править] Крупнейшие налогоплательщики
По итогам 2016 года крупнейшими российскими компаниями по объёму выплаченных налогов являлись:[8]
- Роснефть: 1362,0 млрд рублей
- Газпром: 1168,2 млрд рублей
- ЛУКОЙЛ: 564,5 млрд рублей
- Сургутнефтегаз: 330,8 млрд рублей
- Сбербанк России: 245,4 млрд рублей
[править] Tax free
Пилотный проект tax free был запущен в России в 2018 году — первый чек был пробит 10 апреля 2018 года. Согласно презентации Минпромторга России, представленной 10 апреля 2019 года, на конференции Франко-российской торгово-промышленной палаты, в 2018 году (с 10 апреля по конец декабря) иностранцы купили и оформили возврат НДС с покупок на 8 млрд руб.[9]
По данным Global Blue, на китайских граждан приходилось 56 % от общего числа туристов, совершивших покупки и воспользовавшихся системой возврата НДС с 10 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года. Второе место приходилось на граждан США (2,77 %), третье — Мексики (2,72 %). В десятку также вошли граждане таких стран, как Израиль, Таиланд, Бразилия, Вьетнам, Индия, Украина.[10]
[править] Территории с особым налоговым режимом
В 2005 году после принятия федерального закона №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» система российских офшоров претерпела радикальные изменения. Были ликвидированы все ранее существовавшие зоны льготного налогообложения, кроме зон в Магаданской и Калининградской областях. Вместо них появились особые экономические зоны (ОЭЗ).[11]
Начиная с 2010 года в России друг за другом стали появляться новые виды зон с особым налоговым режимом: ИЦ «Сколково» (2010 год), зоны территориального развития (2011 год), региональные инвестиционные проекты на территориях ДВФО и отдельных субъектов РФ (2013 год), территории опережающего социально-экономического развития (2014 год), свободная экономическая зона в Республике Крым и Севастополе (2015 год) и Свободный порт Владивосток (2015 год).[12]
[править] Амнистия капиталов
С 2015 года в России действует амнистия капиталов: бизнесмены получили право задекларировать свои скрытые доходы взамен на освобождение от ответственности за совершённые налоговые нарушения. По закону сведения из спецдеклараций являются налоговой тайной и не подлежат разглашению даже по запросу спецслужб или следствия.[13]
[править] История
В послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин призвал модернизировать фискальную систему и прийти к «более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы». В середине марта 2024 года в Госдуме подтвердили, что правительство и парламентарии работают над предложениями.[14]
[править] Оценки
5 февраля 2021 года рейтинговое агентство Fitch отмечало, что Россия придерживается «продуманной фискальной стратегии».[15]
[править] Показатели
Объём расходов населения России на выплату налогов и сборов (трлн рублей, по данным баланса денежных доходов и расходов населения):[16]
- 2013 год: 3,004613861
- 2014 год: 3,18669600895
- 2015 год: 3,32474148415
- 2016 год: 3,479218314
- 2017 год: 3,74380934
- 2018 год: 4,200157889
- 2019 год: 4,575297
- 2020 год: 4,928166848
Соотношение объёма расходов населения России на выплату налогов и сборов к ВВП России (%, по данным баланса денежных доходов и расходов населения):[17][18]
- 2013 год: 4,117
- 2014 год: 4,032
- 2015 год: 4,002
- 2016 год: 4,064
- 2017 год: 4,076
- 2018 год: 4,044
- 2019 год: 4,188
- 2020 год: 4,607
[править] Ссылки
[править] ФНС
[править] Минфин России
- Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг.
- Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
[править] Рунет
- Раздел о налогах на сайте РБК
- Раздел о налогах в РБК daily
- Нефтегазовый комплекс России: доходы и налоги в 1999—2003 гг.[12]
- Динамика налоговой нагрузки на добавленную стоимость, создаваемую в промышленности, %[13]
- Структура производства ВВП и уплачиваемых налогов в экономике в 1999—2003 гг.[14]
- Основные финансовые показатели нефтегазового комплекса (НГК) в 1999—2003 гг.[15]
- Вклад нефтяной и газовой промышленности в налоговые поступления консолидированного бюджета [16]
- Основные финансовые показатели газового комплекса в 1999—2003 гг.[17]
- Поступление налогов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет по основным отраслям экономики по данным МНС, млрд. долл[18]
- Структура поступлений налогов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет по основным отраслям экономики по данным МНС[19]
- Динамика налоговой нагрузки на валовый выпуск[20]
- Динамика налоговой нагрузки на полную прибыль промышленности[21]
- Изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации — последствия для кредитоспособности региональных и муниципальных администраций[22]
- Поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности
- Оценка налоговой нагрузки на российские нефтяные компании в 2000 году // Москва, 2002
- Оценка налоговой нагрузки на российские ВИНК в 2000—2001 годах // Москва, 2002
- Оценка налоговой нагрузки российских компаний в 2001—2003 годах // Москва, 2004
- Проблемы налогообложения нефтяной отрасли России
- Путин об условиях для бизнеса в России: это пока невесть что, но тренд положительный
- России осталось подняться на 92 ступени из 100 в рейтинге Doing Business
- Россия сегодня (справочная информация)[23]
- Скважинная жидкость
- Бизнес не желает расставаться с НДС
- Соколов М. Н. Налог на добычу полезных ископаемых[24] // «Налоговое планирование», 2008, N 1
- Акции без налогов
- Анализ структурной и конъюнктурной составляющих налоговой нагрузки в российской экономике
- Доходы федерального бюджета
- Налоговая информация перестает быть гостайной
- Белоусов Д. Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы // Январь 2004
- Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России. 15 августа 2017
- О налоговой системе Российской Федерации
- Назаров В. С. Налоговая система России в 1991—2008 годах
- Tax free
- Самые платежеспособные. 21 февраля 2017
- История правового регулирования налоговых отношений в России в IX — начале ХХ в.
- Налоги
- Самые платежеспособные-2019. «Ъ» выявил крупнейших налогоплательщиков каждого региона России
[править] Прочее
- Экономика налогообложения табачных изделий в России
- Ведение бизнеса в Российской Федерации — Налогообложение // Проект «Ведение бизнеса»
- 2009 Tax Misery & Reform Index
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Paying Taxes 2018
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в 2015 г.
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
- ↑ Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России. 15 августа 2017
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ Fitch Affirms Russia at 'BBB'; Outlook Stable. 5 февраля 2021
- ↑ Баланс денежных доходов и расходов населения (новая методология)
- ↑ Баланс денежных доходов и расходов населения (новая методология)
- ↑ ВВП годы (с 1995 г.)