Население Поочья

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Народы

[править] Балты

Балты заселяли области от юго-восточных берегов Балтики до верхнего течения Оки.[1]

Среди балтского населения современной Белоруссии и Верхнего Поднепровья отчетливо выделяются две древние этнокультурные группы. Одна из них в раннем железном веке представлена куль¬турой штрихованной керамики, занимавшей среднебелорусские земли, современную Литву и часть Латвии. Ее носителями были срединные балты — предки раннесредневековых летто-литовских племен. Вторую группу составляли племена — носители весьма близких между собой культур — днепро-двинской, юхновской и верхнеокской. Это днепровские балты, позднее растворившиеся в восточнославянской среде. Различия между этими группами древних балтов были достаточно глубокими. Они имеют даже разное начало — культура штрихованной керамики восходит к прибалтийской культуре боевых топоров, культу¬ры днепровских балтов сложились на основе сосницкой культуры.[2]

[править] Вятичи

Верхнеокская группировка славян VIII—X веках стала ядром летописных вятичей. Все материалы, которыми располагает современная археология, свидетельствуют о том, что вятичи как отдельное образование сформировались на верхней Оке — на территории, прежде занятой племенами мощинской культуры.[3]

В IX—Х веках из Верхнеокского региона вятичи проникают в более северные земли.[4]

В XI веке крупные массы вятичей достигают западных земель Среднего Поочья.[5]

Вниз по Оке вятичи расселились до устья Прони, в том числе осели и в бассейне этой реки.[6]

[править] Славяне

В период великого переселения народов мощная переселенческая волна забросила крупные массы славян (вероятно, вместе с частью ино¬племенников) из среднеевропейских земель в лесные области Восточной Европы. Миграция охватила Верхнее Подвинье и Смоленское Поднепровье, на севере достигла Псковского озера и большей части Ильменского бассейна, на востоке переселенцами было освоено междуречье Волги и Клязьмы, а отдельные группы переселенцев проникли на Оку.[7]

Первые небольшие группы славян достигли верхней Оки, как можно догадываться по находкам здесь фибул черняховских типов, ещё на рубеже IV и V веков. Однако судьба их остаётся неясной.[8]

В регион Рязанского Поочья первые славяне проникли около VI—VII веках, о чём свидетельствуют находки браслетообразных височных колец в отдельных захоронениях рязанско-окских могильников. Однако массовое заселение этого края славянами относится к VIII—X веках, когда сюда проникли носители волынцевской культуры, а в X веке население пополнилось переселенцами из Воронежского Подонья. Это были русы и их потомки. В рязанском течении Оки они застали местное финское население и постепенно славянизировали его. В результате здесь образовалась несколько обособленная группа древнерусского населения, что, нужно полагать, и привело к выделению отдельной исторической области — Рязанской земли. В отличие от других древнерусских земель, ее становление относится к сравнительно позднему времени.[9]

[править] Финны

В составе населения Рязанского Поочья по материалам рязанско-окских могильников выделяются две этнокультурные группы. Одну из них составляет местное поволжско-финское население, вторую — переселенцы из Верхнеокского региона.[10]

[править] Языки

Ареал современных южновеликорусских говоров, который включает бассейны верхнего и среднего течения Дона и верхнюю Оку со смежными районами Посеймья, накануне становления древнерусской народности целиком принадлежал русам — племенной группировке славян, первоначально представленной волынцевской культурой.[11]

[править] Археологические культуры

[править] Волынцевская культура

Памятников исключительно с отложениями волынцевской культуры в бассейне верхней Оки нет, но характерная для волынцевских древностей глиняная посуда обнаружена на многих поселениях. При систематизации верхнеокской керамики VIII—X вв. Т. Н. Никольская выделила большую группу лепных горшков с прямым, вертикальным горлом и выпуклыми плечи¬ками, которые по всем показателям тождественны характерным сосудам волынцевской культуры. Такая керамика встречена при раскопках по¬селений Воротынцево на Зуше, Синюково, Зайцево, Федяшево и других. Горшки волынцевского облика с заглаженной поверхностью обнаруже¬ны также в курганах с трупосожжениями в Лебедке и Воротынцеве. Некоторые горшкообразные сосуды из Западненского могильника так¬же очень близки к волынцевским.[12]

Эти материалы достаточно определенно отражают расселение в бассейне верхнего течения Оки волынцевского населения. Это была, по всей вероятности, постепенная инфильтрация носителей волынцевских древностей, причём они, как правило, не основывали новых поселений, а подселялись на уже существующие. Видимо, поэтому волынцевская культура в Поочье не выделяется так ярко, как в Днепровском левобережье. Время миграции волынцевских племён на Оку определяется не позднее конца VII века, поскольку в VIII—IX веках здесь широкое распространение получил уже курганный обряд захоронения, чуждый волынцевскому населению.[13]

Вполне очевидно, что становление волынцевской культуры было обусловлено появлением в Днепровском Левобережье, на Дону и Оке значительных масс нового населения. Вопрос о том, откуда шла эта миграция, ныне решается достаточно авторитетно. Сопоставительный анализ характерных маркеров волынцевской культуры обнаруживает ее близость к именьковским древностям, кото¬рые в конце IV—VII в. получили распространение в Среднем Поволжье (от нижней Камы до Самарской луки).[14]

[править] Окская культура

На основе волынцевской культуры развились очень близкие между собой культуры — роменская в Днепровском левобережье (северяне русских летописей), боршевская на Дону (этноним этих славян нам неизвестен) и окская в бассейне верхней Оки (вятичи, расширившие со временем свои земли, освоив бассейн реки Москвы и западную часть Рязанского Поочья).[15]

[править] Роменская культура

Древности Верхнего Поочья VIII—X веков по всем основным компонентам, в том числе керамическому материалу и домостроительству, сопоставимы с роменской культурой. Единство происхождения этих культур проявляется во многих деталях. Идентичны топографическая ситуация поселений, их планировка, типы жилищ-полуземлянок с гли¬няными печами, наборы глиняной посуды, формы горшков, мисок и сковородок. Тождественны даже орнаментальные узоры, которые наноси¬лись одинаковыми инструментами. Правда, доля орнаментированной посуды на Оке меньшая, чем в роменском ареале.[16]

[править] Черняховская культура

Разрозненные группы черняховского населения бежали, как свидетельствуют данные археологии, на север в южные районы Окского бассейна и в Крым.[17]

[править] Древнерусские земли

[править] Черниговская земля

Левобережную часть Поднепровья с верховьями Оки составляла Черниговская земля.[18]

На северо-востоке Черниговская земля соприкасалась с Рязанской. Их рубежом в Поочье стала западная граница ареала культуры рязанско-окских могильников.[19]

[править] Археологические находки

[править] Браслетообразные сомкнутые височные кольца

Проникли носители браслетообразных сомкнутых височных колец и в Рязанское Поочье. Находки этих украшений зафиксированы в Шатрищенском, Борковском и Старокадомском могильниках — памятниках культуры рязанско-окских могильников. В Шатрищенском могильнике бронзовые и серебряные проволочные кольца (диаметрами 4,8— 5,5 см) с сомкнутыми концами появляются в VII — начале VIII в. Они встречены в девяти захоронениях, относящихся к последней стадии функционирования кладбища. Из них шесть трупоположений имели не свойственную финно-угорскому миру широтную ориентацию. Носились брас- летообразные кольца как обычно, по два или по одному у висков с каждой стороны головы.[20]

[править] Втульчатые двушипные копья

Втульчатые двушипные копья встречены в среднеокских могильниках Борковском и Кошебеевском.[21]

[править] Круговая посуда

Только привнесением извне можно объяснить распространение в X веке круговой посуды в Рязанском Поочье.[22]

[править] Миграции

В IX—X веках имел место отлив населения из Верхнеокского региона в заселённые славянами Донские земли. Одним из ярких свидетельств этого является распространение на территории боршевской культуры курганов, идентичных верхнеокским.[23]

На рубеже X и XI веков Воронежское Подонье оказалось в сфере передвижений и грабительских набегов печенегов. Значительные массы славянского населения вынуждены были покинуть эти земли и переместиться в Среднее Поочье.[24]

[править] Века

[править] VIII век

В VIII веке в Верхнем Поочье получает распространение курганный обряд погребения. Эта обрядность, очевидно, была воспринята славянами у местного населения, представленного в середине I тыс. н. э. мощинской культурой.[25]

[править] Ссылки

[править] Литература

  • Никольская Т. Н. Культура племен бассейна верхней Оки в I тысячелетии н. э. // МИА. № 72. 1959. С. 65—67, 78, 87—89
  • Чумакоеа Ю. П. Расселение славян в Среднем (Рязанском) Поочье по лингвистическим и истори-ческим данным. Уфа, 1992. С. 100—101

[править] Примечания

  1. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  2. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  3. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  4. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  5. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  6. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  7. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  8. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  9. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  10. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  11. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  12. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  13. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  14. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  15. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  16. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  17. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  18. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  19. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  20. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  21. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  22. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  23. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  24. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
  25. Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
Поочье
Регионы  Верхнее ПоочьеСреднее ПоочьеНижнее Поочье
Темы  Население
Личные инструменты