Проект Омского метрополитена
Материал из Documentation.
Проект Омского метрополитена — незавершённый проект создания в Омске метрополитена.
Содержание |
[править] История
Организация транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в качестве линии скоростного трамвая определена Генеральным планом Омска, утверждённым постановлением Совета министров РСФСР от 3 марта 1970 года № 139.[1]
Интенсивный рост численности населения Омска, развитие северо-западного промышленного района, включающего комплексы химической и нефтеперерабатывающей промышленности, предприятия стройиндустрии, восточного промышленного района с крупнейшими предприятиями — завод им. П.И. Баранова и Объединение «Полёт», электромеханический, авторемонтный заводы, транспортные и энергетические предприятия, значительная удалённость мест приложения труда от селитебных территорий потребовали развития транспортной инфраструктуры с применением скоростного вида транспорта большой провозной способностью.[2]
На основании заключения Совета технико-экономической экспертизы Госплана РСФСР от 13 февраля 1979 года № 28-2/875-78 и Постановления экспертной комиссии Госплана СССР № 23 от 31 октября 1979 года «Об экспертизе Комплексной схемы всех видов городского пассажирского транспорта г. Омска» одобрена и рекомендована к утверждению, как более эффективная, Комплексная схема развития линий метрополитена г. Омска.[3]
В рамках экспертизы комиссии Госплана СССР от 31 октября 1979 года № 23 «Об экспертизе Комплексной схемы всех видов городского пассажирского транспорта г. Омска» была одобрена и рекомендована к утверждению схема развития сети Омского метрополитена из трёх линий:[4]
- Первая линия («Октябрьская», красная) определена в границах Омска от станции «Сибирский проспект» жилого района «Московка» правобережной части города до станции «Западная» левобережной части города (протяжённость 24,0 км, количество станций — 16, в том числе две пересадочные — «Лермонтовская» — между первой и третьей линиями, «Торговый центр» — между первой и второй). От станции «Западная» линия метрополитена трассирована по территории Омского и Любинского муниципальных районов Омской области с конечной станцией «Аэропорт», планируемого нового аэропорта «Фёдоровка».
- Вторая линия («Первомайская», зелёная) от станции «Завод СК» в северной промышленной зоне до станции «Улица Труда» через железнодорожный вокзал (протяжённость 20,4 км, количество станций — 16, в том числе две пересадочные — «Торговый центр» — между первой и второй, «Транспортная академия» — между второй и третьей линиями).
- Третья линия — от станции «Куломзино» до станции «Больничный городок» (протяжённость 20,4 км, количество станций — 15, в том числе две пересадочные — «Транспортная академия» и «Лермонтовская»).
В 1982 году на основании задания на разработку Схемы развития и размещения метрополитенов на период до 2000 года Министерства путей сообщения СССР по согласованию с Министерством транспортного строительства СССР разработаны обосновывающие материалы строительства Омского метро. 18 апреля 1985 года создан Городской штаб по подготовке к проектированию и строительству Омского метро, возглавленный Председателем Омского горисполкома Ю. Я. Глебовым, с целью решения следующих задач: проведение инженерно-геологических и геодезических изысканий, обустройство улично-дорожной сети, переустройство инженерных коммуникаций, строительство базы метростроя и изготовления железобетонной оснастки, а также снос частных домов.[5]
Решение о строительстве Омского метро было принято в Госплане СССР в 1985 году на основе расчётов СибАДИ.[6]
Распоряжением Совета Министров СССР от 4 июля 1986 года № 1379-р принято решение о начале проектирования и строительства линии метро в Омске, организованы подготовительные работы по разработке Технико-экономического обоснования строительства первой линии Омского метро на основании задания, утверждённого Распоряжением Совета Министров СССР от 18.05.1987 № ПП-10546.[7] Омск стал вторым городом за Уралом, который получил право на строительство метрополитена.[8]
Постановлением Главы администрации Омска от 8 июля 1992 года № 427-п «О строительстве первой очереди метрополитена в г. Омске» на основании письма Министерства экономики РСФСР от 03.10.1991 № 50-297 началось финансирование подготовительных работ по строительству метро в Омске.[9]
Омское метро строилось с 1992 года.[10]
На основании заключения Главгосэкспертизы России от 28.01.1993 № 10/333-II проект первоочередного участка строительства первой линии Омского метрополитена протяжённостью 6,76 км, с шестью станциями, электродепо и инженерным корпусом, утвержден постановлением Госстроя России от 16.02.1993 № 18-3.[11]
Строительство участка Омского метрополитена от станции «Рабочая» до станции «Маршала Жукова» начали в 1993 году.[12]
Строительство омского метромоста через Иртыш началось в 1993 году, однако в 1994 году, когда прекратилось федеральное финансирование, работы были фактически остановлены.[13]
Омское метро строилось по принципу «мелкого заложения»: расстояние от поверхности земли до рельсов составляет 12-15 м. Это один из самых дешевых способов метростроения.[14]
Постановлением Главы администрации г. Омска от 26.01.1994 № 53-I-п принята для утверждения Градостроительная концепция Генеральной схемы линий метрополитена на три срока:[15]
- 2000 год — протяжённость первой линии метро 12 км (население города 1,3 млн человек);
- 2010 год — протяжённость первой линии метро 32 км (население города 1,4 млн человек);
- 2030 год — протяжённость первой линии метро 66 км (население города 1,7 млн человек).
В связи с перераспределением пассажиропотоков, вызванным изменением экономической ситуации в стране, конверсией крупных предприятий военно-промышленного комплекса совместно со специалистами АНО «Инвестройметро», Главгосэкспертизы России, института ОАО «Метрогипротранс» в 1996—1997 годах был определен пусковой участок первой линии метрополитена — от ст. «Красный путь» до ст. «Автовокзал».[16]
Генеральным подрядчиком строительства Омского метрополитена с 1997 года являлось ООО «НПО „Мостовик“».[17]
Решением Омского городского Совета от 05.07.2000 № 283 «Об утверждении генеральной схемы развития линий Омского метрополитена» утверждена Генеральная схема развития линий Омского метрополитена с определением первого пускового участка 1-й линии метрополитена от станции «Автовокзал» до станции «Красный путь» с размещением электродепо по ул. Рокоссовского и инженерного корпуса по ул. Фрунзе и с включением в его состав совмещенного мостового перехода через реку Иртыш на основании заключения Главгосэкспертизы России от 05.12.1996 № 4-1/30-1 «Об изменении первоочередного участка строительства первой линии метрополитена».[18]
Перечень объектов первого пускового участка первой линии Омского метрополитена на 05.07.2000 включал:[19]
- линию метрополитена с веткой в электродепо протяжённостью 6,9 км с четырьмя станциями: «Красный путь» («Библиотека им. А. С. Пушкина»), «Заречная», «Бульвар Архитекторов» («Кристалл»), «Автовокзал» («Соборная»);
- совмещенный с метрополитеном мостовой переход через реку Иртыш протяжённостью 1,905 км;
- инженерный корпус в створе ул. Фрунзе — ул. Певцова;
- электродепо по ул. Рокоссовского;
- дополнительные устройства (в том числе объекты гражданской обороны).
28 декабря 2000 года вышел Указ № 46 Губернатора Омской области Леонида Полежаева «О мерах по завершению строительства совмещенного мостового перехода через р. Иртыш в створе ул. Фрунзе». С этого момента темпы строительства первоочередного объекта пускового комплекса, совмещенного с метрополитеном мостового перехода через р. Иртыш, протяжённостью 1905 п.м. многократно возросли.[20]
В 2000 году проектным институтом ОАО «Метрогипротранс» разработано и утверждено Постановлением Госстроя Российской Федерации за № 52 от 13.06.2002 технико-экономическое обоснование строительства «Пускового участка первой линии метрополитена от ст. „Красный путь“ до ст. „Автовокзал“ с электродепо». Разработанное технико-экономическое обоснование получило положительное заключение Главгосэкспертизы Российской Федерации № 24-4-1/10-156-В.[21]
Юго-восточную ветку Омского метро перестали строить в 2003 году.[22]
8 октября 2003 года начальник МУ «Дирекция строящегося метрополитена» Владимир Елисеев заявил, что местный и областной бюджеты не могут в полном объёме профинансировать работы по строительству омского метрополитена.[23]
В 2005 году строительство Омского метро было возобновлено.[24]
Строительство совмещенного с метрополитеном мостового перехода через р. Иртыш протяженностью 1905 погонных метров в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 28.12.2000 № 46 «О мерах по завершению строительства моста через реку Иртыш в створе ул. Фрунзе г. Омска в 2003 году» завершилось в октябре 2005 года открытием под автомобильное движение. Метромост (мост имени 60-летия Победы) введен в эксплуатацию распоряжением Правительства Омской области от 18.01.2006 № 13-рп.[25]
В середине апреля 2006 года в правительстве Омской области были утверждены проекты первых четырёх станций метро в Омске: «Библиотека им. А. С. Пушкина», «Заречная», «Кристалл» и «Соборная».[26]
Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, в качестве основного вида транспорта для обеспечения массовых пассажирских перевозок был принят метрополитен.[27]
29 декабря 2008 года премьер-министр Владимир Путин утвердил план подготовки к 300-летию Омска. Согласно документу, метрополитен стал одним из объектов, который должен быть профинансирован в рамках подготовки к юбилею.[28][29][30]
К началу 2009 года было завершено сооружение основных строительных конструкций и притоннельного перегона протяжённостью 2 км (участок, соединяющий станции «Библиотека им. А. С. Пушкина» и «Заречная»); выполнен гидронамыв территории под строительство электродепо; завершены работы по шпунтовому ограждению монтажной камеры станций «Кристалл» и «Заречная»; велась разработка котлована и сооружение конструкций станционного комплекса «Библиотека им. А. С. Пушкина»; сдан в эксплуатацию метромост с движением по нему автомобильного транспорта.[31]
О критической ситуации с финансированием строительства участка Омского метро от ул. Красный Путь до ул. Лукашевича 20 июля 2009 года заявил директор государственного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству объектов омского метрополитена» Владимир Елисеев. «До сих пор не заключено соглашение между правительством Омской области и Федеральным агентством железнодорожного транспорта по финансированию первого пускового участка метро. Метро входит в план мероприятий по подготовке к 300-летнему юбилею города Омска, и, согласно ему, в 2009 году планировалось выделить 510 млн руб. из федерального и 600 млн руб. из регионального бюджетов», — заявил он.[32]
По состоянию на октябрь 2009 года было завершено сооружение конструкций одной станции метрополитена, более 6 км перегонных тоннелей (в однопутном исчислении), эстакады и метромоста им. 60-летия Победы через р. Иртыш, велись работы по сооружению перегонных тоннелей, инженерного корпуса, электродепо.[33]
В 2010 году компания «Мостовик» предложила возведение первой линии омского метро «в легком исполнении», которое должно было удешевить проект с 30-40 млрд руб. до 16-18 млрд руб. Однако эта идея не нашла воплощения.[34]
В 2011 году была введена в строй станция Омского метро «Библиотека Пушкина».[35]
В июне 2012 года губернатор Омской области Виктор Назаров заявил: «Строительство метрополитена — дорогостоящий, затратный проект, но нужно смотреть на 15-20 лет вперёд. Если его не достроить — миллионный город попадёт в транспортный коллапс, а „заморозить“ — значит взвалить на бюджет расходы на консервацию и содержание объекта. Метро нельзя не строить.»[36]
8 октября 2012 года стартовали работы по проходке левого перегонного тоннеля «Кристалл — Заречная» первого пускового участка омского метрополитена.[37]
14 мая 2013 года в Москве состоялась встреча Губернатора Омской области Виктора Назарова с Министром регионального развития России Игорем Слюняевым. В ходе встречи, в частности, были рассмотрены вопросы возведения омского метро.[38]
В конце 2013 года власти Омской области заявили о намерении переформатировать метро-долгострой в скоростной трамвай стоимостью порядка 20 млрд рублей.[39]
В 2014 году правительство Омской области законсервировало стройку Омского метро на неопределённый срок из-за недостатка финансирования.[40]
Проектно-сметная документация на строительство Пускового участка Омского метрополитена получила положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 14.03.2014 № 306-14/ГГЭ-8445/04 по проектной документации и результатам инженерных изысканий от 14.03.2014 № 307-14/ГГЭ-8445/10.[41]
В марте 2014 года было сообщено, что правительство Омской области приняло окончательное решение скорректировать проект строительства омского метрополитена. «Дальше уходить в формате обычного метро уже нет смысла, потому что проект получается слишком затратным», — пояснил губернатор Омской области Виктор Назаров. По словам Назарова, принятая правительством Омской области новая концепция развития омского метро предполагает соединение уже построенной подземной части классического метро с наземными трамвайными коммуникациями.[42]
Проектная документация по объекту «Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции „Библиотека им. А. С. Пушкина“ до станции „Соборная“ с электродепо» утверждена распоряжением Министерства развития транспортного комплекса Омской области от 18.04.2014 № 100-р.[43]
В конце апреля 2014 года в компанию «Мостовик» было направлено письмо от Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений, которое информировало, что, в связи с резким сокращением бюджетного финансирования заказчиком было принято решение о переносе строительства вентиляционных тоннелей венткамеры на перегоне от станции «Библиотека им. А. С. Пушкина» до станции «Заречная» на неопределённый срок.[44]
В октябре 2014 года было сообщено, что на совместном совещании в министерстве имущественных отношений Омской области было принято решение отдать в аренду коммерческим структурам земельные участки, на которых по генплану Омска должны быть построены станции метрополитена. «На период проведения проектных работ не все зарезервированные земельные участки одновременно используются для строительных мероприятий. Поэтому неиспользуемые земли будут предоставляться для размещения временных объектов — автостоянок, киосков, палаток и иных нестационарных объектов. Это позволит пополнить доходную часть муниципального бюджета города Омска арендными поступлениями от использования земель», — заявил министр имущественных отношений Омской области Виктор Соболев.[45]
Губернатор Омской области Виктор Назаров 5 ноября 2014 года заявил, что Омское метро, как и скоростной трамвай, в ближайшие годы реализовываться не будет. «С учетом сокращения бюджета мы пойдем на временную консервацию объекта до того момента, когда мы сможем возобновить работы», — пояснил Назаров.[46]
Омская область в последний раз получала деньги на строительство метро в 2015 году (информация по состоянию на май 2018 года).[47]
О прекращении строительства первой очереди омского метрополитена в январе 2015 года объявил губернатор Виктор Назаров. Он отметил, что для регионального бюджета строительство метро — вещь неподъемная, а из федерального бюджета деньги на эти цели не идут.[48]
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 1279-р «О внесении изменений в план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска» мероприятия по строительству объектов Омского метрополитена исключены из Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска.[49]
В декабре 2017 года правительство Омской области обращалось в заксобрание Омской области с просьбой утвердить выделение из бюджета на 2018 год 800 млн руб. для всех мероприятий по проведению консервации метрополитена. «По результатам переговоров в Минтрансе РФ мы не видим возможностей для получения финансирования из федерального бюджета. Метро в регионах строят, но за счет собственных средств. Омская область в последний раз получала деньги на строительство метро в 2015 году. Тему возобновления финансирования можно будет снова поднять, но не в перспективе 2018 и 2019 года, а вопросы безопасности мы должны решить в кратчайшие сроки»,— комментировал тогда этот вопрос врио губернатора Омской области Александр Бурков.[50][51]
10 мая 2018 года правительство Омской области приняло решение о консервации Омского метро.[52]
Распоряжением Правительства Омской области от 10.05.2018 № 43-рп «О консервации объектов капитального строительства» принято решение о консервации объектов капитального строительства:[53]
- «Первый пусковой участок первой линии Омского метрополитена от станции „Красный путь“ („Библиотека им. А. С. Пушкина“) до станции „Автовокзал“ (Соборная) с электродепо»;
- «Первоочередной участок первой линии Омского метрополитена от станции „Рабочая“ до станции „Маршала Жукова“».
Осенью 2018 года губернатор Омской области Александр Бурков заявил: «Что касается метро, то сегодня ни у города, ни у области нет средств, чтобы закончить хотя бы первую очередь. Но в любом случае нужно использовать ту инфраструктуру, которая была создана. Нельзя просто бросить и закопать народные деньги. Я поручил рабочей группе изучить возможность использования того, что уже сделано, в том числе для организации городского трамвая.»[54]
В 2018 году Правительство Омской области приняло решение законсервировать мокрым способом станцию Омского метро «Туполевская».[55]
В мае 2019 года было сообщено, что на заседании Правительства Омской области было принято решение о смене вида консервации одного из участков омского метро — от станции «Рабочая» до станции «Маршала Жукова». Он будет законсервирован «мокрым» способом. Это означает, что недостроенные объекты метро будут заполнены цементно-песчаным раствором, а также пластификатором, представляющим собой бетонитовую глину. "Решение о смене «сухого» способа консервации на «мокрый» сооружений Первоочередного участка Омского метрополитена от станции «Рабочая» до станции «Маршала Жукова» было принято в связи с ограниченными возможностями областного бюджета и в целях снижения эксплуатационных затрат на содержание законсервированных участков. Вид консервации правобережного участка первой линии метро (станция «Библиотека им. А. С. Пушкина»), а также пускового участка (станции «Заречная и „Кристалл“) изменен не будет: на этих участках будет осуществлена „сухая“ консервация, которая предусматривает мероприятия по завершению ранее начатых конструкций, оборудование их системами вентиляции, электроосвещения, водоотведения. Это позволит обеспечить приведение объектов метрополитена в безопасное и безаварийное состояние, а также сохранить уже построенные конструкции до того момента, как будет принято решение об их дальнейшем использовании в существующей транспортной системе», — пояснил заместитель Министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Игорь Лукьянов.[56]
В июне 2019 года было сообщено, что компания «Челябметрострой» стала победителем торгов на консервацию пускового участка первой линии метрополитена в Омске.[57]
В июне 2019 года губернатор Омской области Александр Бурков заявил, что решить проблему с консервацией Омского метро Омская область сможет только с помощью федерального центра.[58]
20 августа 2019 года рабочие начали снимать ограждение над станцией Омского метро «Туполевская».[59]
По сведениям казенного учреждения Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» в 2019 году выполнены следующие работы по консервации объектов Омского метрополитена:[60]
- завершены работы на станции «Туполевская» первоочередного участка по технологии «мокрой» консервации. Объект признан законсервированным на неопределенный срок. Выполнена забутовка подземных конструкций, демонтирована часть строительной площадки станции «Туполевская», выполнено благоустройство территории.
- завершены работы по консервации правобережной части пускового участка от станции «Библиотека им. А. С. Пушкина» до правобережного устоя метромоста («сухая» консервация). Объект признан законсервированным на срок не менее 10 лет.
В ноябре 2023 года проводился конкурс по разработке проекта интеграции омского метро. Исполнителю контракта предлагалось выбрать из трёх вариантов развития: метро, метротрам или легкорельсовый транспорт.[61]
[править] Объекты
[править] Станции
[править] Библиотека им. А. С. Пушкина
Станция временно конечная, подземная, мелкого заложения, с островной платформой. Платформа станции шириной 10 м, с вестибюлем соединена лестницей высотой 3,2 м.[62]
Станцию «Библиотека им. А. С. Пушкина» планировалось оформить в том же стиле, что и здание одноимённой библиотеки в центре Омска.[63]
По состоянию на ноябрь 2010 года станция «Библиотека им. А. С. Пушкина» была практически готова, в ней выполнена черновая внутренняя отделка.[64]
[править] Заречная
Станция промежуточная, подземная, мелкого заложения, с островной платформой. Размещена на левом берегу р. Иртыш вдоль улицы Конева, на расстоянии 1,2 км от береговой линии, в зоне перспективной застройки административных, культурных и торговых предприятий общегородского значения. Платформа станции шириной 10 м, протяжённостью 60 м, соединена с вестибюлем лестницей высотой 3,2 м.[65]
На станционном комплексе «Заречная» выполнено:[66]
- разработка котлована — 100 %;
- шпунтовое ограждение котлована станции — 100 %;
- конструкции венткамеры — 80 %;
- бетонное тампонажное основание — 96 %.
[править] Кристалл
Станция «Кристалл» промежуточная, подземная, мелкого заложения, с островной платформой. Платформа станции шириной 10,0 м, протяжённостью 60 м, соединена с вестибюлем лестницей высотой 3,2 м.[67]
Станцию «Кристалл» соответственно названию планировалось украсить кристаллами.[68]
По состоянию на ноябрь 2010 года освобождена от коммуникаций площадка под станцию «Кристалл».[69]
На станционном комплексе «Кристалл» выполнено:[70]
- шпунтовое ограждение котлована станции — 100 %;
- разработка котлована — 100 %;
- бетонное тампонажное основание — 100 %.
[править] Соборная
Станцию «Соборная» планировалось украсить изображениями церковных куполов.[71]
Были частично выполнены подготовительные работы по выносу инженерных сетей. В связи с отсутствием финансирования строительная площадка станционного комплекса ликвидирована.[72]
[править] Туполевская
В октябре 2019 года отмечалось, что станцию Омского метро «Туполевская» залили специальным раствором — на заполнение подземного пространства ушло 4,5 тыс. м3 песчано-цементно-бетонной смеси.[73]
[править] Перегоны
[править] «Библиотека имени А. С. Пушкина» — «Заречная»
На участке перегонных тоннелей от станции «Библиотека имени А. С. Пушкина» до станции «Заречная» выполнено:[74]
- основные несущие конструкции тоннелей протяжённостью 2082 погонных метра — 100 %;
- перегонные вентиляционные камеры и притоннельные сооружения — 80 %.
[править] «Заречная» — «Кристалл»
В тоннеле проходческим комплексом выполнены работы по сооружению левого и правого перегонных тоннелей протяжённостью 1534 погонных метра.[75]
[править] «Кристалл» — «Соборная»
Конструкции монтажного котлована для сооружения перегонных тоннелей выполнены в полном объёме.[76]
[править] Показатели
[править] Объём выполненных строительных работ
По состоянию на июль 2009 года готовность первой ветки Омского метро составляла 26 %.[77]
По состоянию на ноябрь 2014 года первая линия первого пускового комплекса Омского метро, по данным министерства развития транспортного комплекса Омской области, построена на 60 %.[78]
По состоянию на август 2018 года готовность первой пусковой линии Омского метро составляла 36 %, из общей протяжённости пускового участка в 12,1 км пройдено 7,2 км тоннелей вместе с метромостом.[79]
[править] Затраты на строительство
По данным министерства промышленности, транспорта и связи Омской области на 1 января 2006 года, с начала строительства метро в Омске инвестиции в проект составили 5 млрд руб. Из них федеральным бюджетом было выделено 775 млн руб., остальные 4,3 млрд дал бюджет Омской области.[80]
По состоянию на июль 2009 года на создание Омского метро было израсходовано 8,5 млрд рублей: 2 млрд рублей федеральных средств и 6,5 млрд рублей из бюджета Омской области.[81]
По состоянию на ноябрь 2010 года на создание Омского метро было израсходовано 8,5 млрд рублей (2 млрд рублей федеральных средств и 6,5 млрд рублей из бюджета Омской области). Из них 6 млрд — на возведение метромоста длиной 650 м через реку Иртыш.[82]
По состоянию на март 2014 года объём финансирования создания Омского метро превысил 12 млрд рублей, из них 6 млрд рублей было потрачено на возведение метромоста через реку Иртыш.[83]
По состоянию на декабрь 2017 года на создание Омского метро было израсходовано 14 млрд рублей, из них 6 млрд рублей было направлено на возведение метромоста длиной 650 м через реку Иртыш.[84]
По состоянию на май 2018 года в строительство всех объектов Омского метро, включая метромост через Иртыш, в общей сложности было вложено 14 млрд рублей.[85]
По другим данным, по состоянию на август 2018 года в строительство Омского метрополитена в общей сложности вложено более 12 млрд рублей, в том числе 3,4 млрд рублей на сооружение метромоста.[86]
[править] Затраты на достройку
По состоянию на апрель 2006 года для ввода первой очереди Омского метрополитена в эксплуатацию строителям было необходимо 12,8 млрд рублей.[87]
По состоянию на март 2014 года на достройку Омского метро требовалось порядка 24 млрд рублей.[88]
По состоянию на декабрь 2017 года на завершение строительства метро в Омске и ввод всех сооружений в эксплуатацию требовалось 22 млрд рублей.[89]