Проект Красноярского метрополитена
Материал из Documentation.
Проект Красноярского метрополитена — незавершённый проект создания в Красноярске метрополитена.
Содержание |
[править] Характеристики
В августе 2021 года отмечалось, что в новом проекте Красноярского метро благодаря современным технологиям удалось изменить глубину залегания станций. Вместо средних 60 м теперь должно быть около 25 м. Это в том числе сделает подземку более комфортной. Ведь спуск в метро будет занимать не более 1-2 минут. Составы будут короткими — не более пяти вагонов, что позволит сделать платформы менее длинными. Кроме того, предполагается, что поезда будут беспилотными. А значит, эксплуатация подземного транспортного узла будет обходиться дешевле. Протяжённость линий метро по новому проекту — 12,6 км. Первая очередь предполагает прокладку почти 10 км с шестью станциями — от Октябрьского района до центра города. Вторая очередь — это чуть больше 2 км с тремя станциями до самого большого района города — Советского. Формат метро планируют сделать гибридным, то есть с подземной и наземной частью. Оно будет включено в систему общественного транспорта города — городская электричка, трамвай и другие виды транспорта.[1]
[править] Проведённые работы
По состоянию на август 2021 года был проложен один тоннель Красноярского метро — от ул. Высотной до ул. Копылова. В месте пересечения ул. Копылова и Николаевского проспекта он обрывается, и здесь же заложена станция.[2]
[править] История
Проект строительства красноярского метрополитена был разработан в 1993 году. Разработчик — харьковский строительный институт.[3]
Впервые технико-экономическое обоснование пяти станций Красноярского метрополитена было представлено в 1993 году компанией ОА «НИПИИ „Ленметрогипротранс“» и утверждено постановлениями Госстроя России, администрации Красноярского края и согласовано Главгосэкспертизой России.[4]
Проект первой очереди первой линии Красноярского метрополитена был утвержден в 1994 году. Он предусматривал ввод в эксплуатацию станций «Высотная», «Копыловская», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Проспект Мира» с длиной 8,5 км.[5]
Строительство метро в Красноярске началось 17 октября 1995 года.[6]
Переломный и самый тяжелый момент для красноярского метро — 2000 год. Тогда финансирование как местное, так и федеральное практически прекратилось, соответственно, никаких работ не велось, и все объекты пришли в аварийное состояние. Однако в итоге деньги все-таки удалось получить, из федерального центра они были перечислены к концу года, в декабре. Аварийную ситуацию ликвидировали. Более-менее устойчивый график перечисления денег установился в 2001 году.[7]
В 2003 году на строительной площадке станции «Высотная» торжественно запустили дорогостоящий тоннелепроходческий комплекс LOVAT. На запуске присутствовали первые лица Красноярска.[8]
2008 год начался с консервации станции метро «Площадь Революции». Шахту засыпали песком.[9]
Активные работы по строительству первой линии Красноярского метрополитена прекратились в 2009 году из-за отсутствия федерального финансирования.[10]
В 2010 году федеральное финансирование красноярского метро было полностью остановлено. Как сообщил депутат Госдумы от региона Виктор Зубарев, основанием для такого решения стало неисполнение своих обязательств со стороны Красноярского края. «В соответствии со схемой финансирования проекта метро на регион ложится 80 % процентов расходов, федерация выделяет 20 %. В 2010 году на строительство метрополитена из регионального бюджета средства не выделялись», — сказал он.[11]
В 2010 году строительство Красноярского метрополитена было остановлено.[12]
В марте 2011 года было сообщено, что мэрия Красноярска решила законсервировать строительство станции метрополитена «Вокзальная» до возобновления федерального финансирования проекта.[13]
В 2013 году строительство Красноярского метрополитена было законсервировано из-за прекращения федерального финансирования.[14]
В мае 2017 года отмечалось, что на поддержание построенных тоннелей Красноярского метро ежегодно тратится около 50 млн руб.[15]
В 2019 году правительство Красноярского края вернулось к идее достройки Красноярского метро и разработало законопроект «О развитии метрополитена в Красноярске».[16]
В 2019 году президент России Владимир Путин поддержал инициативу краевых властей об актуализации проекта строительства метрополитена в Красноярске.[17]
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 536 утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Красноярского края на финансовое обеспечение развития метрополитена в городе Красноярске в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология».[18]
В 2019 году Красноярскому краю из федерального бюджета был выделен 1 млрд рублей на корректировку проектной документации Красноярского метрополитена по федеральному проекту «Чистый воздух» (нацпроект «Экология»).[19]
9 сентября 2019 года был заключен контракт между КГКУ «Краевое транспортное управление» и АО «КрасноярскТИСИЗ» на корректировку проектно-сметной документации строительства первой линии Красноярского метрополитена.[20]
В мае 2021 года губернатор Красноярского края Александр Усс обсудил вопрос строительства метро в Красноярске с Президентом России Владимиром Путиным. Усс попросил Путина о финансовой поддержке для реализации проекта.[21]
В августе 2021 года было сообщено, что губернатор Красноярского края Александр Усс подписал распоряжение о создании оперативного штаба по строительству первой ветки метро в Красноярске.[22]
[править] Показатели
[править] Объём выполненных работ
По состоянию на январь 2005 года на строительство Красноярского метрополитена затрачено около 1,5 млрд рублей.[23]
К концу 2007 года в ходе строительства Красноярского метро прошли более 3 км тоннелей.[24]
По состоянию на май 2017 года в ходе создания Красноярского метро было прорыто 3,5 км тоннелей — 10 % от планировавшейся протяженности первой очереди. В проект было вложено около 2,6 млрд руб. средств федерального и краевого бюджетов.[25]
[править] Затраты на достройку
По состоянию на апрель 2016 года для ввода объектов первой очереди Красноярского метро требуется порядка 66 млрд рублей.[26]
[править] Перспективы
В июле 2021 года губернатор Красноярского края Александр Усс заявил: «Уверенность в том, что [Красноярское] метро будет реализовано к 2024, максимум к 2025 году, сегодня очень высока».[27]