Программирование в 2010-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2010-е годы программирование стало не просто профессией, а ключевым двигателем инноваций, охватывающим все сферы жизни, от мобильных технологий и облачных вычислений до искусственного интеллекта и кибербезопасности. Этот период характеризовался не только стремительным развитием технологий, но и изменением парадигмы разработки, где скорость, гибкость и безопасность стали главными приоритетами.

В 2010-е годы мобильные устройства окончательно завоевали рынок, став основным средством доступа к Интернету для большинства пользователей. iOS и Android укрепили своё лидерство, предлагая разработчикам мощные инструменты и широкую аудиторию. Разработка мобильных приложений для iOS и Android требовала от программистов глубоких знаний Objective-C/Swift и Java/Kotlin соответственно. Objective-C, язык программирования, унаследованный от C и Smalltalk, был долгое время основным языком для разработки приложений для iOS. Однако, с появлением Swift, разработанного Apple, Objective-C постепенно уступил свои позиции. Swift был разработан как более безопасный, быстрый и современный язык программирования, который упрощал разработку приложений для iOS, macOS, watchOS и tvOS. Android, операционная система, разработанная Google, использовала Java в качестве основного языка программирования для разработки приложений. Однако, Java имел некоторые недостатки, такие как многословность и необходимость обработки большого количества boilerplate-кода. Поэтому, с появлением Kotlin, разработанного JetBrains, Java также начала уступать свои позиции. Kotlin был разработан как более современный, выразительный и безопасный язык программирования, который был полностью совместим с Java и позволял разрабатывать Android-приложения с меньшим количеством кода. Наряду с нативной разработкой, получили распространение и кросс-платформенные фреймворки, такие как React Native, Xamarin и Flutter. React Native, разработанный Facebook, позволял разрабатывать мобильные приложения с использованием JavaScript и React, популярных технологий для веб-разработки. Xamarin, разработанный Microsoft, позволял разрабатывать мобильные приложения с использованием C# и .NET. Flutter, разработанный Google, позволял разрабатывать мобильные приложения с использованием Dart и собственного движка рендеринга, что обеспечивало высокую производительность и гибкость. Кросс-платформенные фреймворки позволяли разрабатывать приложения для обеих платформ (iOS и Android) с использованием одного кода, что сокращало время разработки и снижало затраты. Однако, кросс-платформенная разработка имела и свои недостатки, такие как ограничения в доступе к нативным функциям устройств и потенциальные проблемы с производительностью. Mobile-first дизайн стал важным принципом в веб-разработке, предполагающим, что веб-сайты и веб-приложения должны разрабатываться в первую очередь для мобильных устройств, а затем адаптироваться для настольных компьютеров.

В 2010-е годы облачные технологии стали неотъемлемой частью разработки и развёртывания программного обеспечения. Облачные платформы, такие как AWS (Amazon Web Services), Azure (Microsoft Azure) и Google Cloud Platform (GCP), предоставляли широкий спектр сервисов, включая вычислительные ресурсы, хранилища данных, базы данных, сети, инструменты для разработки, развёртывания и управления приложениями, а также сервисы искусственного интеллекта и машинного обучения. Облачные технологии предлагали различные модели развёртывания, такие как публичное облако, частное облако и гибридное облако. Публичное облако предоставляло ресурсы и сервисы через Интернет, и было доступно для всех пользователей. Частное облако предоставляло ресурсы и сервисы только для одной организации, и могло располагаться как в собственном дата-центре, так и в дата-центре провайдера облачных услуг. Гибридное облако объединяло публичное и частное облака, позволяя организациям использовать преимущества обеих моделей. Serverless computing (например, AWS Lambda, Azure Functions, Google Cloud Functions) и microservices стали популярными архитектурными подходами, которые позволяли создавать масштабируемые и гибкие приложения. Serverless computing позволял разработчикам запускать код без необходимости управлять серверами. Microservices предполагал разбиение приложения на небольшие, независимые сервисы, которые могли разрабатываться, развёртываться и масштабироваться независимо друг от друга. DevOps, культура и набор практик, которые объединяли разработку и эксплуатацию программного обеспечения, стала важной частью разработки и развёртывания облачных приложений. DevOps предполагал автоматизацию процессов разработки, тестирования и развертывания, что позволяло командам выпускать новые версии программного обеспечения быстрее и чаще.

В 2010-е годы анализ данных и машинное обучение стали важными направлениями в программировании. Объём данных, собираемых компаниями и организациями, рос экспоненциально, и требовались инструменты и алгоритмы для обработки, анализа и извлечения полезной информации из этих данных. Machine Learning использовалось для решения широкого спектра задач, включая распознавание образов, обработку естественного языка, прогнозирование, рекомендательные системы, обнаружение мошенничества и автономное управление. Python стал доминирующим языком программирования для Data Science благодаря своим библиотекам, таким как NumPy (для работы с массивами и матрицами), Pandas (для анализа данных), Scikit-learn (для машинного обучения) и TensorFlow (для глубокого обучения). R, язык программирования и среда для статистических вычислений, также широко использовался в Data Science, особенно для статистического анализа данных и визуализации. Machine learning использовалось для решения широкого спектра задач, включая распознавание образов (например, распознавание лиц, распознавание объектов на изображениях), обработку естественного языка (например, машинный перевод, анализ тональности текста), прогнозирование (например, прогнозирование продаж, прогнозирование погоды) и рекомендательные системы (например, рекомендации товаров, рекомендации фильмов). Этические соображения в области искусственного интеллекта стали всё более важными. Необходимо было учитывать вопросы предвзятости алгоритмов, прозрачности решений, ответственности за ошибки и конфиденциальности данных. GDPR (General Data Protection Regulation), Общий регламент по защите данных, принятый в Европейском Союзе, устанавливал строгие правила для обработки персональных данных и требовал от организаций соблюдения определенных принципов и процедур.

Вопросы кибербезопасности стали особенно актуальными в 2010-е годы. Участились кибератаки на веб-сайты, мобильные приложения и другие компьютерные системы. Хакеры использовали различные методы, такие как SQL injection, cross-site scripting (XSS), denial-of-service (DoS) и ransomware, чтобы получить несанкционированный доступ к системам, украсть данные, нарушить работу сервисов и вымогать деньги. Программисты должны были разрабатывать безопасный код и принимать меры для защиты от уязвимостей и киберугроз. Threat modeling (моделирование угроз) стало важным этапом в разработке безопасного программного обеспечения. Threat modeling предполагало выявление потенциальных угроз и уязвимостей, а также разработку мер по их предотвращению или смягчению. Security testing (тестирование безопасности) включало проведение различных тестов, таких как penetration testing, vulnerability scanning и code review, для выявления уязвимостей в программном обеспечении. Incident response (реагирование на инциденты) предполагало разработку плана действий на случай кибератаки, включая процедуры обнаружения, расследования, локализации и восстановления после инцидента. Automation in security operations (автоматизация в операциях безопасности) позволяла автоматизировать рутинные задачи, такие как мониторинг безопасности, анализ журналов и реагирование на инциденты, что повышало эффективность и скорость реагирования на киберугрозы.

В 2010-е годы web-разработка продолжила развиваться, предлагая новые технологии и подходы для создания сложных и интерактивных веб-приложений. JavaScript стал неотъемлемой частью web-разработки, позволяя создавать динамические и интерактивные пользовательские интерфейсы. Появились новые JavaScript-фреймворки, такие как React, Angular и Vue.js, которые упростили разработку веб-приложений и повысили их производительность и масштабируемость. React, разработанный Facebook, представлял собой библиотеку для создания пользовательских интерфейсов на основе компонентного подхода. Angular, разработанный Google, представлял собой полноценный фреймворк для разработки веб-приложений, который предоставлял широкий спектр инструментов и возможностей. Vue.js, разработанный Эваном Ю, представлял собой лёгкий и гибкий фреймворк для создания пользовательских интерфейсов, который был прост в изучении и использовании. Single-page applications (SPA), одностраничные приложения, стали популярным подходом к разработке веб-приложений, предполагающим, что вся логика приложения выполняется на стороне клиента, а сервер используется только для предоставления данных. Server-side rendering (SSR), рендеринг на стороне сервера, стал популярным подходом для улучшения производительности и SEO (Search Engine Optimization) веб-приложений, предполагающим, что HTML-код страницы генерируется на сервере, а не на стороне клиента. Web performance optimization (оптимизация производительности веб-приложений) стала важным аспектом в веб-разработке, требующим от разработчиков оптимизации изображений, минимизации HTTP-запросов, использования кэширования и других методов для ускорения загрузки и работы веб-приложений.

В 2010-е годы появились новые языки программирования, такие как Go и Swift, которые были разработаны для решения определенных задач и имели свои уникальные особенности. Go, разработанный компанией Google, был разработан для создания масштабируемых и эффективных сетевых приложений. Go имел простой и лаконичный синтаксис, а также встроенные инструменты для параллельного программирования, что позволяло создавать приложения, которые могли эффективно использовать многоядерные процессоры. Swift, разработанный компанией Apple, был разработан для замены Objective-C в разработке приложений для iOS и macOS. Swift был разработан как более безопасный, быстрый и современный язык программирования, который упрощал разработку приложений и повышал их надежность.

В 2010-е годы контейнеризация стала популярным подходом к упаковке и развёртыванию приложений. Контейнеры предоставляли изолированную среду для запуска приложений, которая включала все необходимые зависимости, такие как библиотеки, системные инструменты и runtime-окружение. Docker стал доминирующей технологией контейнеризации, предоставляя простые и удобные инструменты для создания, запуска и управления контейнерами. Kubernetes стал стандартом для оркестровки контейнеров, позволяя автоматизировать развёртывание, масштабирование и управление контейнерными приложениями в кластерах.

В 2010-е годы программирование оказало огромное влияние на общество и экономику. Появились новые профессии, связанные с Data Science, Machine Learning и кибербезопасностью. Экономика совместного потребления (gig economy) стала развиваться благодаря платформам, которые связывали поставщиков услуг и потребителей, таким как Uber, Airbnb и TaskRabbit. Данные стали ценным ресурсом для бизнеса и государства, позволяя принимать более обоснованные решения и создавать новые продукты и услуги.

История программирования
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
Виды  ИмперативноеОбъектно-ориентированноеСтруктурноеФункциональное
Личные инструменты