История Омска
Материал из Documentation.
Основан в 1716 на левом берегу р. Омь подполковником И. Д. Бухгольцем (Бухолц, Бухольц) как Омская крепость, которая служила форпостом для освоения и заселения русскими Прииртышья. Строилась под рук. пленного шведа И. Каландера, окончат. план утверждён чертежом, присланным из Тобольска в 1717. Реконструирована в 1756 и 1762. С нач. 1760-х гг. в ней размещалось гл. командование оборонит. линиями на юге Зап. Сибири, тогда же был увеличен постоянный гарнизон. В 1768 ком. Сибирского корпуса ген.-поручик И. И. Шпрингер перенёс крепость на совр. место, на правый берег Оми (впервые это предполагалось планом франц. инж. де Гранжа в 1722, который переработан в 1757, окончательно разработан Шпрингером и инж. Л. Мальмом). Крепость построена к 1771 с учётом новейших инж. достижений (многоугольная, окружённая рвом, земляным валом и бастионами; стены разобраны в сер. 19 в.), стала лучшей в системе укреплений юга Зап. Сибири. Рядом с крепостью формировался Омский посад, где селились купцы, ремесленники и пр. Здание гауптвахты. 1781-85.[1]
В 1782 Омская крепость преобразована в город О. Уездный (1782-97, 1804—1822, 1838-68) и заштатный (1797—1804) город Тобольской губ. (в 1782-96 Тобольское наместничество). В 1808—1917 адм. центр Сибирского линейного казачьего войска. Центр Омской области (1822-38). В 1824 ген.-губернатор Зап. Сибири П. М. Капцевич перенёс в О. из Тобольска свою резиденцию, которая осталась здесь и в дальнейшем, хотя до 1839 офиц. центром ген.-губернаторства оставался Тобольск. Адм. центр Западно-Сибирского генерал-губернаторства (1839-82) и Степного генерал-губернаторства (1882—1917). В 1850-54 в Омском остроге отбывал срок писатель Ф. М. Достоевский. Центр Сибирских киргизов области (1854-68), Акмолинской области (1868—1920). В О. действовали многочисл. обществ. и науч. организации, в том числе Западно-Сибирский отдел РГО (с 1877).[2]
Новый этап развития О. начался в связи со строительством и открытием постоянного движения (1896) по участку Челябинск — Омск — Новониколаевск Транссибирской магистрали. В О. открыты Гл. ж.-д. мастерские и депо (св. 2 тыс. занятых). Рядом с ж.-д. станцией вырос новый гор. посёлок — Атаманский хутор (с 1899 станица Атаманская, с 1921 г. Ленинск-Омский, с 1930 в составе О.). В 1894 в О. открыл отделение Сибирский торговый банк, в 1896 — Гос. банк, в нач. 20 в. — Волжско-Камский, Русско-Китайский и Русский для внешней торговли банки, учреждено местное биржевое общество. Развивалась пром-сть: построены завод по произ-ву с.-х. техники, лакокрасочный завод, табачная фабрика, неск. паровых мельниц и др. (в 1910-х гг. действовало ок. 60 пром. предприятий). О. стал перевалочным пунктом для ввозимых в Сибирь из Европ. России и Ср. Азии товаров, центром оптовой торговли произведёнными в Зап. Сибири хлебом, маслом и мясом. В 1911 в О. прошла 1-я Западно-Сибирская с.-х., лесная и торгово-пром. выставка. В 1913 открыто постоянное движение по ж.-д. линии Тюмень — Куломзино (близ О.). Вокруг ж.-д. ст. Куломзино возник посёлок (в 1924 переименован в Ново-Омск, с 1925 г. Ново-Омск, с 1933 в составе О.).[3]
В конце нояб. 1917 установлена сов. власть. В кон. 1917 — нач. 1918 в О. располагались исполком Западно-Сибирского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Западно-Сибирский СНХ. В О. произошло одно из первых в Сибири антибольшевистских вооруж. выступлений — юнкеров 2-й Омской школы прапорщиков 1-3(14-16).11.1917. Во время Гражд. войны 1917-22 О. 7.6.1918 занят частями Чехосл. корпуса в ходе Чехословацкого корпуса выступления 1918. О. превратился в ключевой центр Белого движения в Сибири. В июне — нояб. 1918 здесь действовало Временное сибирское правительство, в нояб. 1918 — Уфимская директория, в нояб. 1918 — нояб. 1919 — «Омское правительство». В О. располагались высшие и центр. органы власти, командование Сибирской белой армии, представительства ряда иностр. государств, а также резиденции крупнейших фирм и предприятий, штаб-квартиры большинства политич. партий, обществ. и хозяйств. организаций; сюда был перевезён золотой запас России. В городе действовали подпольные большевистские группы. 14.11.1919 О. занят частями РККА.[4]
В нояб. 1919 — июне 1921 в О. располагался Сибревком и Сиббюро ЦК. Центр Омской губернии (1920-25), Омского окр. Сибирского края (1925-30), Омского р-на Западно-Сибирского края (1930-34), с 1934 — Омской обл. В кон. 1920-х — 1930-х гг. в городе построены обозостроит. и паровозовагоноремонтный заводы, завод сверлильных станков, биофабрика и др.[5]
В 1941, после начала Вел. Отеч. войны, в О. эвакуированы ок. 80 пром. предприятий из Ленинграда, Днепропетровска, Ворошиловграда, Брянска и др. городов зап. районов СССР, в том числе самолётостроит. завод № 166 (ныне ПО «Полёт»), Запорожский моторостроит. завод (ныне Омское моторостроит. объединение им. П. И. Баранова) и др.; в кон. 1941 — нач. 1942 выпущена первая продукция. К сер. 1940-х гг. объём пром. произ-ва в О. по сравнению с 1940 возрос почти в 3 раза, доля продукции машиностроения и металлообработки увеличилась в 11 раз.[6]
Во 2-й пол. 1940-х — 1950-е гг. О. стал одним из крупных центров отеч. нефтепереработки и нефтехимии. В 1940—1960-е гг. построены заводы: нефтеперерабатывающий (пущен в 1955; ныне «Газпромнефть-Омский НПЗ»), синтетич. каучука (ныне «Омский каучук»), шинный (ныне «Омскшина»), технич. углерода (ныне «Омсктехуглерод»), крупные предприятия по переработке с.-х. сырья. В 1960 открыто постоянное движение по ж.-д. линии Карбышево (Омск) — Иртышское — Карасук. В 1970-е гг. О. вышел на 4-е место среди городов РСФСР по объёму пром. продукции.[7]
Содержание |
[править] Периоды
[править] XVIII век
Омская крепость была заложена 5 мая 1716 года сподвижником Петра I, выходцем из его «потешных» полков и участником Полтавской битвы Иваном Дмитриевичем Бухольцем. Эта дата считается датой основания Омска.[8][9]
К осени 1716 года сооружение Омской крепости было закончено. Она имела вы-годное положение, и вокруг нее стали селиться «выписные казаки», отставные чины, ссыльные поселенцы, промышлявшие пахотой. Первыми жителями здесь стали выходцы из Устюга, Вятки, Перми, Тобольска, Тары, Тюмени, то есть из северных и сибирских мест, и сбежавшие из своих аулов татары и казахи.[10]
В 1760-х годах Омск стал основным пунктом ссылки, отсюда ссыльные распределялись по другим крепостям.[11]
В 1782 году Омск получил статус города.[12]
[править] XIX век
В 1813 году в разгар войны с Наполеоном в Омске организуется Омский Александровский (в дальнейшем Сибирский) кадетский корпус.[13]
В 1868 году была образована Акмолинская область с центром в Омске.[14]
В 1893 году Омск по торговому обороту уступал Петропавловску.
По переписи 1897 года в Омске проживало 37,4 тыс. человек.[15]
В 1898 году торговый оборот Омска составил 2,5 млн рублей.
[править] XX век
В 1901 году в Омске было 800 торговых заведений с оборотом в 3,5 млн рублей.
Массовое переселение крестьян из европейской части страны за Урал привело к экономическому подъёму Сибири. В 1900−х население Омска выросло вдвое, в результате город обогнал прежнюю неофициальную столицу Западной Сибири — Томск. Крупные российские и иностранные компании размещали в Омске свои производства, торговые дома строили здесь конторы и пассажи.
В 1911 году на Омск вышло ещё одно направление железной дороги Москва — Нижний Новгород — Вятка — Пермь — Тюмень — Омск, что значительно улучшило экономико-географическое положение Омска.[16]
В 1911 году в Омске существовало 985 торговых предприятий и складов с общим товарооборотом в 21 432 тыс. рублей, в 1913 году число таких предприятий выросло до 1 088, а их оборот составил 24 890 тыс. рублей.
В 1911 году в Омске размещалось 9 контор по скупке и экспорту масла с оборотом в 1 206 тыс. рублей.
В 1913 году со станции Омск было вывезено 16,3 тыс. тонн масла.[17]
Сначала Омск был резиденцией Временного Сибирского правительства, затем — Временного Всероссийского правительства. В ноябре 1918 года в Омске в тылу Чехословацкого корпуса установил свою власть адмирал Александр Колчак (1874—1920), принявший титул Верховного правителя России. Колчак объявил Омск столицей России. Весной 1919 года власть адмирала распространилась на всю Сибирь и часть Урала. Однако Красная армия, поддержанная мощным партизанским движением сибирских крестьян, перешла в наступление и в ноябре взяла Омск.
1951 год — вследствие открытия нескольких месторождений типа Туймазинского и Ишимбайского было принято решение о строительстве нефтепровода Туймазы — Омск, его проект утверждён постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1951 года.[18]
В феврале 1952 года было начато строительство нефтепровода Туймазы — Омск.[19]
1954 год — полностью закончено строительство линейной части магистрального продуктопровода Уфа — Омск (1176 км).[20]
1959 год — построены перекачивающие станции «Хохлы» и «Суслове» для увеличения пропускной способности продуктопровода Уфа — Омск.[21]
1960 год — построена перекачивающая станция «Исиль-Куль» для увеличения пропускной способности продуктопровода Уфа — Омск.[22]
1960 год — закончено строительство нефтепровода Усть-Балык — Омск — Павлодар — Чимкент.[23]
1967 год — завершено строительство нефтепровода Усть-Балык — Омск, по которому тюменская нефть стала поступать на Омский нефтеперерабатывающий завод.[24]
В 1971 году Омск был награждён орденом Трудового Красного Знамени.[25]
1972 год — осуществлена коренная реконструкция нефтепроводов Туймазы — Омск — Новосибирск, что позволило перекачивать нефть в обратном направлении в западные районы СССР.[26]
Из Тюменской области в Омск в 1990 году был проложен газопровод.[27]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Омск
- ↑ Омск
- ↑ Омск
- ↑ Омск
- ↑ Омск
- ↑ Омск
- ↑ Омск
- ↑ http://www.raexpert.ru/database/regions/omsk/
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
- ↑ История становления и этапы развития нефтегазовой отрасли
- ↑ География Омской области: учеб. пособие / С. А. Есипова и др.; Минобрнауки России, ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2017
Омск | |
---|---|
История | XVIII век • XIX век • XX век • XXI век |
Округа | Кировский • Ленинский • Октябрьский • Советский • Центральный |
Экономика | Промышленность • Сельское хозяйство • Строительство • Транспорт • Связь • Торговля • Финансы • Туризм • Инвестиции • Инновации • Трудовые ресурсы • Внешнеэкономические отношения |
Темы | География • Население • Наука • Образование • Здравоохранение • Спорт • Культура |