История Новосибирска
Материал из Documentation.
Возникновение Новосибирска связано с сооружением ж.-д. моста через Обь при строительстве Транссибирской магистрали. На месте совр. города на левом берегу Оби располагалось с. Кривощёково (основано в 1-й пол. 18 в.), на правом — небольшие выселки из Кривощёковской вол. Летом 1893 на правом берегу вместе со строительством моста возникли посёлки строителей и заложена ж.-д. ст. Обь (в 1909-26 Николаевск, с 1926 Новосибирск-Главный). В 1894 они объединились в пос. Александровский (в 1898 переименован в Новониколаевский). С 1903/04 заштатный город Новониколаевск Томской губ. Стал важным транспортным узлом: пристань на Оби, в 1915 открыто движение по ж.-д. линии Новониколаевск — Семипалатинск.[1]
Сразу после Февральской революции 1917 в Новониколаевске организован К-т обществ. безопасности, представлявший власть Врем. правительства. Уездный город Томской губ. (1917-21). В июле 1917 года власть в городе перешла к уездному земскому собранию и управе. 13(26).12.1917 провозглашена сов. власть. Во время Гражд. войны 1917-22, в ходе Чехословацкого корпуса выступления 1918, город занят его частями 26.5.1918. Находился под контролем Временного сибирского правительства, Уфимской директории, «Омского правительства» (нояб. 1918 — дек. 1919). 14.12.1919 занят частями РККА в ходе наступления Восточного фронта 1919-20.[2]
Центр Новониколаевской губернии (1921-25). В 1921 сюда из Омска переведены Сиббюро ЦК РКП(б), Сибревком и др. общесибирские органы власти и управления. Центр Сибирского края (1925-30) и Новониколаевского (с 1926 Новосибирского) окр. (1925-30), Западно-Сибирского края (1930-37), с 1937 Новосибирской обл. В 1926 город получил совр. назв. В 1930 в гор. черту включены поселения на левом берегу Оби. В 1930-е гг. Н. развивался как пром. центр: построены горный завод (ныне авиац. ПО им. В. П. Чкалова), завод «Сибкомбайн» (ныне «Сибсельмаш») и др. В 1936 открыто движение по ж.-д. линии Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий.[3]
В Вел. Отеч. войну в Н., наряду с мед., науч. и образоват. учреждениями, эвакуировано св. 50 пром. предприятий. На их базе были созданы приборостроительный и электровакуумный заводы, завод «Электросигнал», оловянный комбинат и др. В послевоенные годы в Н. построены крупные предприятия среднего и тяжёлого машиностроения. В 1950—1970-е гг. Н. превратился в один из крупнейших науч. центров СССР. В 1960-х гг. численность населения Н. достигла 1 млн чел., значительно расширилась территория города.[4]
Первые регулярные кварталы появились ок. 1896 (план утверждён в 1897) на правом берегу Оби, близ ж.-д. ст. Обь и по берегам р. Каменка (убрана в коллектор в 1966-70). Застройка до пожара 1909 была в осн. деревянной (контора инж. Г. М. Будагова, 1893; Покровская ц., 1901; 2-этажный дом об-ва приказчиков, ок. 1904—1914; 3-этажный дом купца И. Т. Сурикова, 1905). Богатой пропильной резьбой покрыты дома К. А. Самохина (1905), К. П. Бузолина (1910-е гг.) и др. В 1893-97 возведён ж.-д. мост (инженеры Н. А. Белелюбский, Н. А. Богуславский, Будагов; разобран в 2001; сохранился 1 пролёт). Среди первых кирпичных построек — водоподъёмное здание (1894), паровозное депо (1896, оба — инж. В. К. Жандр), ц. Св. Александра Невского в неовизантийском стиле (1897-99, архитекторы К. К. Лыгин, Н. Соловьёв, инж. Н. М. Тихомиров; с 1915 собор). В 1900-10-х гг. преим. в духе эклектизма и кирпичного стиля построены дома Р. М. Копылова (1901), купцов Ф. Д. Маштакова (1903), З. Г. Крюкова (1908); отель «Метрополь» (1905), быв. Русско-Китайский банк (1906); «Красные казармы» военно-остановочного пункта (1900-е гг.) и 31 здание воен. городка на левом берегу р. Каменка (1910-13); быв. реальное уч-ще им. Дома Романовых (1910-12; ныне детская клинич. больница), торговый корпус Богородско-Глуховской мануфактуры (1914-16; ныне гл. почтамт), Дом инвалидов (1916, все арх. А. Д. Крячков; 3-й этаж достроен в 1923-25; ныне Дом офицеров); мечеть (1916, перестроена в 1936). В стиле модерн — Гор. торговый корпус (1910-11; ныне центр. здание Краеведч. музея), начальные школы и училища (1910-12; все — Крячков), дерев. особняки сер. 1910-х гг.; в стиле неоклассицизма — здание быв. Коммерч. собрания (ныне театр «Красный факел», 1912-14, Крячков; реконструировано в 1935-37, архитекторы К. Е. Осипов, Ф. Вадимов, Н. И. Болотин, и в 2004-08).[5]
Совр. облик центра города с прямоугольной системой улиц и центр. пл. Ленина во многом определяется постройками 1920-30-х гг. (проекты новой планировки 1925-29, архитекторы И. И. Загривко, Б. А. Коршунов; генплан 1935—1936, арх. Л. Е. Розенберг и др.). На широком Красном просп. (до 1920 Николаевский просп.; гл. магистраль Н., длина ок. 8 км; замыкается зданием аэровокзала Новосибирск-Северный, 1956-57, архитекторы О. И. Жигалова, Н. И. Углицких) построено много зданий в стиле конструктивизма: дом-памятник В. И. Ленину (1924-25, архитекторы Н. А. Бурлаков, М. А. Купцов, Н. И. Загривко; реконструирован в 1944, архитекторы А. А. Рубан, В. М. Тейтель; ныне Камерный зал филармонии), Сибревком (ныне Гос. худож. музей), Сибкрайсоюз (1925—1926, А. Д. Крячков), «Промбанк» (1926—1927, архитекторы А. В. Швидковский, Г. П. Гольц; надстроено в 1935-37, фасад реконструирован в 1954, пристройки — 1972 и 1981), Госбанк (1929-30, Крячков; с использованием проекта М. Я. Гинзбурга), управление «Запсибзолото» (1931—1932, арх. А. И. Бобров, реконструировано в 1936, арх. Тейтель, фриз скульптора С. Р. Надольского), крайисполком (ныне здание администрации области; 1931-33, архитекторы Б. А. Гордеев, С. П. Тургенев, Н. В. Никитин, Крячков), штаб Сибирского ВО (1934-36, арх. А. В. Ширяев), жилые дома («Дом с часами», 1931-34, архитекторы Гордеев, Тургенев, Никитин; 100-квартирный дом, 1935-37, архитекторы Крячков, В. С. Масленников). Среди др. памятников в стиле конструктивизма в Н. также здание «Сибдальгосторга» (1923—1924, Крячков), Дом культуры им. Окт. революции (1927-28, Гордеев), окружная больница (1928 — сер. 1930-х гг., арх. А. З. Гринберг); «сады-кварталы» кооперативов «Печатник», «Кузбассуголь», «Сибирь на рельсы» и др.; спортивный клуб «Динамо» (1928-33), Химико-политехнич. техникум (1932, Бобров), управление Зап.-Сибирской ж. д. (1934-36, архитекторы Ширяев, Венгеров). В стиле сов. неоклассицизма — ж.-д. вокзал (1932-39, проект арх. Н. Г. Волошинова, переработан Гордеевым, Г. Б. Бархиным, Гринбергом и др.), жилой дом Речного флота (1936-37, арх. К. Е. Осипов), ротондальная водонапорная башня (1938-39), быв. здание Западно-Сибирского филиала АН СССР (1937, 1944-47, Крячков и др.), жилые дома р-на «Красная горка» (1947, А. Ф. Якусевич, В. К. Петровский и др.), 8-колонный портик кинотеатра «Победа» (1951-52, Г. Ф. Кравцов), Дом культуры им. М. Горького (1953-56, А. С. Михайлов).[6]
С 1930-х гг. застраивается левобережье Оби (проект планировки 1931, арх. Д. Е. Бабенков и др.), связанное с правым берегом вторым ж.-д. мостом (1930—1939), Коммунальным автодорожным мостом (1952-55; с 1973 Октябрьский) и метромостом (1980-85). На правом берегу Оби перспективу Коммунального моста и ул. Восход замыкает здание Науч.-технич. б-ки СО РАН в духе модернизма (1962-66, архитекторы А. А. Воловик, Г. Н. Бурханов, Е. В. Амосов); в 1965-69 сформирована пл. им. М. И. Калинина. С 1968 строительство ведётся по новому генплану (под рук. Л. Н. Михалёва): цирк (1968-71, архитекторы С. М. Гельфер, Г. В. Наприенко), Димитровский автодорожный мост через р. Обь (1971-78), Вознесенский собор (1974-88, арх. В. П. Авсентюк; с сохранением форм дерев. церкви 1913), 24-этажная гостиница «Новосибирск» (1986), 14-этажная гостиница «Сибирь» (1991) и др. В 1993 восстановлена часовня Свт. Николая, возведённая в память 300-летия Дома Романовых в 1914 (разрушена в 1929). Среди построек 1990—2000-х гг.: церкви — Мч. Евгения (1992—1995), Знаменской Абалацкой иконы Божией Матери (1994-98), Свт. Николая в р-не Нижняя Ельцовка (1998—2006), католич. Преображенский собор (1997); Соборная мечеть (1998), старообрядч. собор Рождества Богородицы (1990-99). На левом берегу Оби — Троицкий собор (1999—2008), Иоанно-Предтеченский мон. в р-не Левые Чемы (2001; ц. Архангела Михаила, 1999—2003). Среди обществ. зданий: комплекс «Бэтмен», построенные с обилием остеклённых поверхностей бизнес-центры «Якутия» (2005), «Кронос» (2007), «Гринвич» (2008, арх. В. В. Фефелов).[7]