Железные дороги России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Первыми проявлениями начавшегося «железнодорожного бума» в России стало строительство в 1859—1862 годах первых направлений Московско-Ярославской и Московско-Рязанской железных дорог, на конечных станциях которых на Каланчевской площади рядом с вокзалом С.-Петербургско-Московской железной дороги были построены вокзалы — Северный (ныне Ярославский) и Рязанский (ныне Казанский). С появлением этих двух вокзалов бывший пустырь начал превращаться в привокзальную площадь — уникальную «площадь трёх вокзалов».

В 1916 году в России было сдано в эксплуатацию 4193 км железнодорожных путей, а всего за годы Первой мировой войны — около 10 тыс. км.

Во время Великой Отечественной войны в хо­де во­ен. дей­ст­вий бы­ло раз­ру­ше­но бо­лее по­ло­ви­ны ж.-д. ли­ний, 13 тыс. ж.-д. мос­тов. В во­ен. го­ды, на­ря­ду с вос­ста­но­вит. ра­бо­та­ми (за­вер­ше­ны уже по­сле вой­ны — к 1950), ве­лось строи­тель­ст­во но­вых ж.-д. ли­ний (св. 9 тыс. км).[1]

Содержание

[править] Длина

К 1861 году в России насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог.

[править] Территориальный охват

К кон. 1900 ж.-д. сеть (все­го св. 51 тыс. км; из них ок. 18 % — двух­пут­ные ли­нии) ох­ва­ти­ла 64 гу­бер­нии Ев­роп. Рос­сии (85 % ж.-д. се­ти), 8 гу­бер­ний Вел. кн-ва Фин­лянд­ско­го, 7 об­лас­тей Ази­ат. час­ти Рос­сии.[2]

К 1904 ж. д. со­еди­ни­ли 418 го­ро­дов России (44 % от их об­ще­го чис­ла).[3]

[править] Виды дорог

[править] Дороги общего пользования

11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года открылась первая в России железная дорога общего пользования, она соединила Санкт-Петербург и Царское село.[4]

[править] Двухпутные дороги

В 1877—1878 гг. был уложен и вскоре открыт для движения второй путь на железнодорожных участках от Москвы до Кубинки и от Смоленска до Бреста.[5]

В 1891—1892 гг. уложили и открыли второй путь на всем протяжении железной дороги от Кубинки до Смоленска.[6]

[править] Электрифицированные дороги

В со­от­вет­ст­вии с пла­ном ГОЭЛРО на­ча­лась элек­три­фи­ка­ция ж.-д. транс­пор­та (в 1926 от­кры­та пер­вая элек­три­фи­ци­ро­ван­ная ли­ния Ба­ку — Са­бун­чи — Су­ра­ха­ны).[7]

Электрификация советских железных дорог вывела их на качественно новый уровень развития.[8]

В годы второй пятилетки 271 км пригородных подмосковных железнодорожных линий был переведён на электротягу.[9]

В 1956 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О генеральном плане электрификации железных дорог».[10]

В 1958 году СССР вышел на первое место в мире по протяжённости электрифицированных железнодорожных линий.[11]

Наибольший прирост протяжённости электрифицированных железнодорожных линий в СССР был достигнут в 1965 году, когда было электрифицировано 2268 км железных дорог.[12]

С 1956 по 1991 годы в СССР было переведено на электрическую тягу около 50 тыс. км важнейших магистралей и целых направлений.[13]

[править] Частные дороги

Пра­ви­тель­ст­во сти­му­ли­ро­ва­ло ча­ст­ное ж.-д. строи­тель­ст­во, в том числе с при­вле­че­ни­ем иностр. ка­пи­та­ла. В 1867 об­ра­зо­ван гос. ж.-д. фонд для по­мо­щи ча­ст­но­му ж.-д. строи­тель­ст­ву.[14]

В 1881—1900 го­су­дар­ст­во вы­ку­пи­ло 37 ча­ст­ных ж.-д. ли­ний (в осн. не­боль­ших, из-за фи­нан­со­вой не­со­стоя­тель­но­сти их вла­дель­цев) про­тя­жён­но­стью 21,3 тыс. км, из чис­ла круп­ных каз­ной по стра­те­гич. со­об­ра­же­ни­ям при­об­ре­те­ны не­ко­то­рые ж. д., ко­то­рые ве­ли к зап. гра­ни­цам им­пе­рии. Од­но­вре­мен­но бы­ла уси­ле­на гос. рег­ла­мен­та­ция дея­тель­но­сти ча­ст­ных ж. д. (в 1885 вве­дён Об­щий ус­тав рос. же­лез­ных до­рог, в 1889 — еди­ные ж.-д. та­ри­фы), со­кра­ти­лось строи­тель­ст­во ча­ст­ных ж. д.[15]

Дек­ре­та­ми от 28 ию­ня и 4 сент. 1918 бы­ли на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны ча­ст­ные ж. д.[16]

[править] Линии

[править] Актау — Узень

В 1967 году была введена в строй железнодорожная линия Актау — Узень.[17]

[править] Аллагуват — Кумертау

В 1951 году вве­де­на в строй про­шед­шая че­рез Мелеуз ж.-д. ли­ния Ал­ла­гу­ват — Ку­мер­тау.[18]

[править] Астапово — Лебедянь

В 1890 вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Ас­та­по­во — Ле­бе­дянь.[19]

[править] БАМ

В решении Политбюро, принятом 16 февраля 1932 года и имевшем высший гриф секретности — «Особая папка», говорилось:[20]

  • а) Признать необходимым немедленный приступ к проведению вторых путей от Читы до Уруши и новой железнодорожной Байкало-Амурской одноколейной линии с соединительной веткой от Уруши с отходом на север на 200—250 километров.
  • б) Предложить НКПС немедленно организовать два строительных управления: одно для вторых путей, другое для Байкало-Амурской дороги.
  • в) Поручить НКПС все расчеты по постройке представить в СНК СССР

В 1932 году на­ча­то строи­тель­ст­во Бай­ка­ло-Амур­ской ма­ги­ст­ра­ли (пре­рва­но в Вел. Отеч. вой­ну).[21]

В середине 1932 г. Байкало-Амурскую магистраль строили всего 2500 чел.[22]

И. В. Сталин 8 сентября 1932 года на заседании Политбюро резко критиковал руководителей НКПС. По итогам рассмотрения его заявления было принято решение, где о БАМе было сказано:[23]

  • …г) Принять к сведению заявление НКПС, что им утверждена трасса Байкало-Амурской ж. д. магистрали с прохождением после примыкания у ст. Ольдой Уссурийской ж. д. через поселок Тынду по пойме реки Гелюй на расстоянии не более 120 клм от ст. Ольдой.
  • д) Строительство Байкало-Амурской ж. д. магистрали выделить в самостоятельную единицу с правами всесоюзного объединения, подчинив его непосредственно Народному Комиссару Путей Сообщения.
  • е) В остальном проект постановления по вопросу о строительстве Байкало-Амурской ж. д. магистрали передать на рассмотрение СТО

Бюро Дальневосточного крайкома ВКП(б) 13 июня 1933 года приняло решение о завершении строительства головного участка БАМа к 1 января 1934 года.[24]

5 июля 1933 года Политбюро приняло решение, в котором говорилось: «В связи с передачей строительства Байкало-Амурской магистрали ОГПУ, удовлетворить просьбу т. Ворошилова об отмене постановления ЦК об образовании Правительственного Комитета содействия строительству БАМ».[25]

В 1942 году с уже принятого в эксплуатацию участка от станции БАМ до станции Тында по постановлению Государственного комитета обороны (ГКО) СССР для нужд фронта были сняты звенья пути и конструкции мостов.[26]

30 августа 1945 года ГКО утвердил решение «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».[27]

В 1984 году было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали.[28]

[править] Батум — Баку

В 1883 году была вве­де­на в строй железная дорога Ба­тум — Тиф­лис — Ба­ку.[29]

[править] Белореченская — Майкоп

В 1915 вве­де­на в строй вет­ка Вла­ди­кав­каз­ской ж. д. Бе­ло­ре­чен­ская — Май­коп.[30]

[править] Бескудниково — Савёлово

С января 1901 года началось регулярное движение на железнодорожной линии Бескудниково — Савелово.[31]

[править] Брянск — Москва

В 1891—1892 гг. землячества обратились с просьбой о сооружении железнодорожной линии Брянск — Калуга — Москва.[32]

[править] Будгощь — Овинище

В 1915 году началось строительство ж.-д. ли­нии Бу­до­гощь — Ови­ни­ще (офи­ци­аль­но вве­де­на в строй в 1932 году).[33]

[править] Варшава — Скерневице

В 1840 году было открыто движение по железнодорожной линии от Варшавы до Скерневице, она была построена на деньги польских банкиров.[34]

[править] Варшаво-Венская железная дорога

В 1845-48 в пре­де­лах России по­стро­ен уча­сток Вар­шав­ско-Вен­ской ж. д. (ок. 308 км).[35]

[править] Волжская железнодорожная рокада

В 1942 году была вве­де­на в строй Волж­ская ж.-д. рока­да (Ста­лин­град — Илов­ля — Са­ра­тов — Сыз­рань — Уль­я­новск — Сви­яжск).[36]

[править] Еленовка — Мариуполь

В 1882 году была вве­де­на в строй железная дорога Еле­нов­ка — Ма­риу­поль, со­еди­нив­шая го­род Мариуполь с Дон­бас­сом.[37]

[править] Казанбургская линия

В 1918—1919 годах была вве­де­на в строй Ка­зан­бург­ская ли­ния Мо­сков­ско-Ка­зан­ской ж. д. (в 1919-20 cерьёзно по­стра­да­ла, по­сто­ян­ное дви­же­ние вновь от­кры­то в 1924), со­еди­нив­шая Казань с Ека­те­рин­бур­гом.[38]

[править] Кизляр — Трусово

В 1942 году вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Киз­ляр — Тру­со­во.[39]

[править] Коломна — Рязань

В 1863 г. Карл фон Мекк получил подряд на строительство железнодорожного участка от Коломны до Рязани, и менее чем через полтора года, в августе 1864 г., было открыто движение до Рязани, кроме моста через Оку.[40]

[править] Красное Село — Гатчина

В 1872 вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Крас­ное Се­ло — Гатчина.[41]

[править] Кременчуг — Крюков

В 1872 году введена в строй железнодорожная ли­ния Кре­мен­чуг — Крю­ков (че­рез р. Днепр).[42]

[править] Кременчуг — Полтава

В 1870 вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Кре­мен­чуг — Пол­та­ва.[43]

[править] Кузнецк — Кольчугино

По­сто­ян­ное дви­же­ние по железнодорожной ли­нии Куз­нецк — Коль­чу­ги­но от­кры­то в 1926 году.[44]

[править] Курск — Льгов

5 апреля 1943 года было восстановлено движение на железнодорожном участке Курск — Льгов Московско-Киевской дороги.[45]

[править] Кустанай — Тобол

В 1959 году по­строе­на ж.-д. ли­ния Ку­ста­най — То­бол.[46]

[править] Кустанай — Урицкое

В 1960 году вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Кус­та­най — Уриц­кое.[47]

[править] Лебедянь — Елец

В 1894 вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Лебедянь — Елец.[48]

[править] Лигово — Красное Село

В 1859 вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Ли­го­во — Крас­ное Се­ло.[49]

[править] Луганск — Лутугино

В 1926 году была вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Лу­ганск — Лу­ту­ги­но.[50]

[править] Майкоп — Хаджох

В 1931 году была вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Май­коп — Хад­жох.[51]

[править] Макат — Мангышлак

В 1966 году была введена в строй железнодорожная линия Макат — Мангышлак.[52]

[править] Москва — Архангельск

В 1868 г. главное предприятие Мамонтовых — Общество Московско-Ярославской железной дороги, добилось разрешения на строительство линии от Москвы до Вологды и Архангельска.[53]

[править] Москва — Брест

В 1896 г. Московско-Брестская дорога была выкуплена казной.[54]

[править] Москва — Владимир

Движение поездов на железнодорожном участке Москва — Владимир было открыто 14 июня 1861 г.[55]

[править] Москва — Донбасс

29 апреля 1932 года Постановлением СНК СССР было предложено немедленно приступить к строительству двухпутной железнодорожной магистрали Донбасс — Москва. В том же году стройка была объявлена ударной.[56]

В июне 1932 года вышло постановление Политбюро «О ходе строительства железнодорожной магистрали Москва — Донбасс», в котором, в частности, говорилось: «ЦК ВКП(б) признаёт, что темпы развёртывания работ по сооружению железнодорожной магистрали Москва — Донбасс явно недостаточны, не обеспечивают выполнения календарного плана строительства в установленные сроки. НКПС, НКТяжпром и другие наркоматы не выполнили постановления СНК СССР о снабжении строительства необходимыми механизмами, автотранспортом и стройматериалами».[57]

[править] Москва — Коломна

Работы на железнодорожном участке Москва — Коломна начались 11 июля 1860 г.[58]

[править] Москва — Курск

17 сентября 1868 г. открылось движение по всей железной дороге от Москвы до Курска.[59]

[править] Москва — Нижний Новгород

Сооружение Московско-Нижегородской дороги было предусмотрено Указом императора Александра II от 26 января 1857 г. о создании сети железных дорог в России.[60]

Строительство Московско-Нижегородской дороги началось в 1858 г.[61]

Первый поезд из Нижнего Новгорода в Москву ушел в августе 1862 г.[62]

[править] Москва — Орёл

Император Александр II подписал 21 мая 1864 г. повеление о строительстве дороги за счет казны от Москвы до Орла.[63]

[править] Москва — Серпухов

Железнодорожный участок Москва — Серпухов протяженностью 93 версты был пущен 17 ноября 1866 г.[64]

[править] Москва — Ярославль

История строительства железной дороги от Москвы до Сергиева Посада неразрывно связана с именем И. Ф. Мамонтова, потомственного Почетного гражданина, который вместе с предпринимателями братьями Шиповыми и инженером бароном А. И. Дельвигом в 1859 г. учредили Общество по строительству этой магистрали. Так было положено начало Московско-Ярославской железной дороге.[65]

[править] Московская окружная железная дорога

Строить Московскую окружную железную дорогу (МОЖД) начали 3 августа 1903 года. Курировал строительство московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. К участию привлекли лучших инженеров и архитекторов. Мосты, в том числе Андреевский и Дорогомиловский, проектировали известные инженеры-мостостроители Лавр Проскуряков и Николай Белелюбский. Над обликом сооружений работал выдающийся архитектор Александр Померанцев — автор проекта Верхних торговых рядов на Красной площади (ныне ГУМ). Сооружения нового московского кольца Померанцев оформил в стиле русский модерн. Станционные павильоны из красного кирпича с белой отделкой построили по типовым проектам — за исключением зданий на станциях Братцево, Владыкино, Воробьевы Горы, Пресня, Серебряный Бор и Лихоборы, а также остановочных пунктов Военное Поле и Потылиха. Несмотря на то что первоначально окружная железная дорога находилась за чертой города, все ее объекты создавали как часть единого городского ансамбля. «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», — написал Николай II на титульном листе проекта Рашевского. Над его реализацией работали в соответствии с этим замечанием. Черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре». По замыслу Рашевского, новая дорога, в первую очередь предназначенная для грузоперевозок, должна была стать и пассажирской. Поэтому на станциях работали кассы и залы ожидания. Кроме того, все станционные помещения отапливались. Помимо 19 зданий на 14 станциях и остановочных пунктах, в архитектурно-инженерный комплекс Окружной дороги вошли четыре больших и 68 малых мостов, 30 путепроводов, а также жилые дома для железнодорожных служащих и сооружения технического назначения. Все пассажирские постройки находились с внутренней стороны кольца, а товарные платформы и станционные пути — с внешней.[66]

В 1908 г. все сходящиеся между собой в Москве железнодорожные линии, которых было девять, соединила Московская Окружная дорога. 19 июля 1908 г. на станции Серебряный Бор состоялось торжественное открытие Окружной дороги. 19 июля 1908 года по кольцу прошел первый поезд.[67][68]

В 1934 г. Окружная дорога была выведена из состава Московско-Курской дороги и стала самостоятельной, получив официальное название Московско-Окружная железная дорога.[69]

В 1959 г. Московско-Окружная железная дорога вошла в состав вновь образованной Московской железной дороги.[70]

[править] Мурманская железная дорога

В декабре 1914 года был создано Управление по строительству Мурманской железной дороги, а 1 января 1915 года император Николай II утвердил ассигнование средств на ее строительство.[71]

В 1915 на­ча­то строи­тель­ст­во Мур­ман­ской ж. д.[72]

Александр Трепов отвечал за использование 180 млн рублей (5 % бюджета страны), выделенных на строительство Мурманской железной дороги. Новаторские технические решения и облегченные нормы проектирования позволили значительно сократить объем работ. Например, использовались временные деревянные мосты из круглого леса упрощенной конструкции (по пути насчитывалось около 1000 водных препятствий — по одному на каждый километр), что требовало минимальных затрат труда на обделку материала; предельный уклон пути увеличивался вдвое и составлял 15°, а минимальный радиус кривых был уменьшен с 640 м до 225 м, что позволило сократить объем земляных работ на 40 %. Строительство шло сразу по всему пути, и это тоже было нестандартным решением. Вольнонаемный труд обеспечивал высокое качество работ. На стройку завербовали около 100 000 человек из Центральной России, 10 000 китайцев, несколько тысяч казахов из Семиречья и финнов. Также использовался труд 40 000 пленных. По контракту рабочий день ограничивался 10 часами. Чернорабочие и лесорубы получали в месяц 35 рублей, землекопы — до 45 рублей, а плотники — 45-56 рублей, что сильно превышало обычные расценки. К осени 1916-го из-за роста цен зарплата была повышена на 37-40 %. Было открыто 14 лечебных пунктов, в каждом по одному врачу и 2-3 фельдшера.[73]

Мурманская железная дорога была проложена за 18 месяцев. 3 ноября 1916 года открылось сквозное движение по Мурманской железной дороге.[74]

[править] Муром — Ковров

В 1880 году была вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Му­ром — Ков­ров.[75]

[править] Овруч — Белокоровичи

В 1935 году была вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Ов­руч — Белокоровичи.[76]

[править] Павелец — Бирюлёво

В сентябре 1899 года железнодорожную линию на участке Павелец — Бирюлево, а также соединительную ветку от Бирюлево до станции Царицыно Московско-Курской дороги предъявили к сдаче. Приёмная комиссия освидетельствовала её, и с 19 января 1900 г. началась постоянная эксплуатация участка.[77]

[править] Петербургско-Варшавская железная дорога

15 февраля 1851 года император Николай I подписал указ «О проведении изысканий для постройки средствами казны дороги Санкт-Петербург — Варшава»:[78]

  1. Соорудить железную дорогу от С.-Петербурга к Варшаве;
  2. Дорогу эту именовать С.-Петербурго-Варшавской железной дорогой;
  3. Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С.- Петербурга, так и от Варшавы.

18 июня 1851 года были начаты предварительные работы по строительству железной дороги Санкт-Петербург — Варшава.[79]

В 1852 на­ча­то со­ору­же­ние Пе­тер­бург­ско-Вар­шав­ской ж. д.[80]

[править] Петербургско-Московская железная дорога

Одним из главных идеологов строительства Николаевской железной дороги был Константин Чевкин.[81]

1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км.[82]

В 1843-51 по про­ек­ту рос. ин­же­не­ров П. П. Мель­ни­ко­ва и Н. О. Краф­та со­ору­же­на пер­вая в ми­ре двух­пут­ная же­лез­ная до­ро­га боль­шой про­тя­жён­но­сти — С.-Пе­тер­бург — Мо­сква (с 1855 Ни­ко­ла­ев­ская ж. д., с 1923 в со­ста­ве Ок­тябрь­ской же­лез­ной до­ро­ги), по­ло­жив­шая на­ча­ло соз­да­нию ши­ро­кой се­ти до­рог об­ще­ро­с­сий­ско­го зна­че­ния. Ши­ри­на ко­леи этой до­ро­ги (5 фу­тов, или 1524 мм) бы­ла при­ня­та как нор­маль­ная для рос. же­лез­ных до­рог.[83]

Первой железнодорожной магистралью, существенно повлиявшей на экономику и культуру России, стала железная дорога Санкт-Петербург — Москва, введенная в эксплуатацию в 1851 году. Она обеспечила регулярное, быстрое и надежное сообщение между двумя российскими столицами, двумя главными экономическими и культурными центрами России.[84]

13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие дороги. Ровно в 11 ч 15 мин. из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч 45 мин.[85]

В 1995 году Коллегией Министерства путей сообщения России было принято решение о комплексной реконструкции железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва для организации скоростного движения.[86]

[править] Полетаево — Кустанай

В 1914 всту­пи­ла в строй ж.-д. ли­ния По­ле­тае­во — Тро­ицк — Кус­та­най.[87]

[править] Самаро-Уфимская железная дорога

В 1888 году была вве­де­на в строй Са­ма­ро-Уфим­ская ж. д. от ст. Ки­нель до Уфы.[88]

[править] Тайшет — Братск

В 1947 г. закончилось строительство дороги Тайшет — Братск.[89]

[править] Ташино — Шатки

В 1928 вве­де­на в строй уз­ко­ко­лей­ная ж. д. Та­ши­но — Шат­ки (в 1952 пе­ре­ши­та на ши­ро­кую ко­лею).[90]

[править] Трансполярная железнодорожная магистраль

Строительство Трансполярной железнодорожной магистрали велось в 1947—1953 годах между Чумом, Лабытнанги, Салехардом, Надымом, Уренгоем и Игаркой с использованием труда заключенных. Всего на стройке работали порядка 30 тыс. человек. Проект имел военно-стратегический характер. После смерти руководителя СССР Иосифа Сталина стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки между Чумом и Лабытнанги (180 км) и между Новым Уренгоем и Надымом (230 км). Все остальные участки были заброшены.[91]

[править] Транссиб

17 марта 1891 года российский император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений».[92]

Торжественная церемония начала строительства Транссиба прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока.[93]

Транссибирская железнодорожная магистраль была построена на рубеже ХIХ-ХХ веков. Она обеспечила регулярное и быстрое железнодорожное сообщение Европейской России с Сибирью и Дальним Востоком.[94]

В результате строительства Транссиба на карте России появились многочисленные новые посёлки и города.

Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года со сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском.[95]

[править] Турксиб

В 1927—1931 по­стро­ен Турксиб.[96]

[править] Узново — Рыбное

В 1989 году была открыта 69-километровая однопутная рокадная ветвь Узуново — Рыбное, соединившая Павелецкое и Рязанское направления и ставшая элементом обхода Москвы с юга.[97]

[править] Цар­ско­сель­ская же­лез­ная до­ро­га

Пер­вой в России железнодорожной ли­ни­ей об­ществ. поль­зо­ва­ния ста­ла Цар­ско­сель­ская железная дорога ме­ж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Пав­лов­ском (ок. 27 км), со­ору­жён­ная в 1836-38 по про­ек­ту Ф. А. Гер­ст­не­ра; дви­же­ние по ней ме­ж­ду С.-Пе­тербур­гом и Цар­ским Се­лом на­ча­то 30.10(11.11).1837.[98]

Строительство в 1837 году первой в России железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село ознаменовало появление в России инновационного для той поры вида транспортного сообщения.[99]

[править] Чернигов — Овруч

В 1930 году была вве­де­на в строй ж.-д. ли­ния Чер­ни­гов — Ов­руч.[100]

[править] Ярославль — Архангельск

В 1898 со­ору­же­на пер­вая в Рос­сии ма­ги­ст­раль­ная уз­ко­ко­лей­ная ж. д. об­ще­го поль­зо­ва­ния Яро­славль — Во­ло­гда — Ар­хан­гельск дли­ной 853 км (за­ме­не­на на нор­маль­ную ко­лею в 1915-16).[101]

[править] Мосты

Железнодорожный мост через Оку в районе Серпухова построен в 1928 году.[102]

Петровский железнодорожный мост в Киеве построили в 1945 году.[103]

Дарницкий железнодорожный мост был построен в 1949 году.[104]

Мерефо-Херсонский железнодорожный мост был восстановлен после войны в 1951 году.[105]

В Херсоне в 1954 году возвели Антоновский железнодорожный мост через реку Днепр.[106]

[править] Вокзалы

Железнодорожный вокзал, позже получивший название Ленинградского, открыли в 1851 году.[107]

Здание Царскосельского вокзала, построенного в 1849—1852 гг. по проекту К. А. Тона, практически не выделялось в окружающей городской застройке, что определялось не только его масштабным строем, но и размещением в городской среде, при котором лицевой фасад располагался вдоль Загородного проспекта в одну линию с корпусами казарм. Площадь перед вокзалом отсутствовала, а подъезд был организован со стороны плаца, куда выходила высокая аркада.

В 1872 году Петергофский вокзал был переименован в Балтийский.[108]

21 сентября 1896 г. Департамент железных дорог МПС утвердил место расположения пассажирского здания в Дорогомилове, вокзал стал называться Брянским.[109]

В 1901 году открыли Рижский вокзал.[110]

В 1934 г. Брянский вокзал был переименован в Киевский.[111]

В 1990-е годы при И. Л. Паристом проведена реконструкция, сделан капитальный ремонт и возвращен исторический облик московским вокзалам — Казанскому, Киевскому, Ярославскому, Белорусскому, Павелецкому и Савёловскому.[112]

[править] Станции

Станция Москва-Сортировочная появилась в 1881 г. на Московско-Рязанской железной дороге.[113]

Платформа Окружная была построена в 1911 году на Савеловском направлении Московской железной дороги.[114]

В 1970 г. вводится сортировочная станция Орехово-Зуево.[115]

4 мая 1976 г. сортировочный комплекс станции Бекасово-Сортировочное был введен в постоянную эксплуатацию.[116]

[править] Строительство

В конце XIX века в России были достигнуты рекордные темпы железнодорожного строительства.[117]

[править] Показатели

[править] Длина

В 1853 году протяжённость железных дорог в России составляла лишь 1000 км, в 1865 году — около 3000 км.[118]

К середине 1860-х годов суммарная протяженность российских железных дорог составляла около 3500 км, порядка 2 % от мировой железнодорожной сети.[119]

К 1880 году в России по­строе­на ж.-д. сеть про­тя­жён­но­стью 23 тыс. км.[120]

К 1890 году протяжённость железных дорог России превысила 25 тыс. км.[121]

В период 1893—1900 гг. протяженность железных дорог России возрастала в среднем в год почти на 2,5 тыс. км.[122]

К началу XX столетия протяжённость железных дорог России выросла до 51,1 тыс. верст, на них 17 тыс. верст были частными.[123]

К 1913 году протяженность основных магистральных линий железных дорог России составила около 70 тыс. км.[124]

В 1913 году Рос­сия на­ходи­лась на 2-м мес­те в ми­ре (по­сле США) по про­тя­жён­но­сти же­лез­ных до­рог (71,7 тыс. км).[125]

На 1.1.1914 ж.-д. сеть Рос­сии за­ни­ма­ла 2-е ме­сто по­сле США по про­тя­жён­но­сти.[126]

Сеть железных дорог СССР в 1940 году увеличилась по сравнению с 1913 годом в 1,5 раза и превысила 106 тыс. километров.

К 1941 экс­плуа­тац. дли­на ж. д. со­ста­ви­ла 106,1 тыс. км.[127]

К нач. 1951 дли­на глав­ных ж.-д. пу­тей воз­рос­ла не­на­мно­го по срав­не­нию с 1941 и со­ста­ви­ла 116,9 тыс. км.[128]

К 1991 году экс­плуа­тац. дли­на сов. ж. д. со­став­ля­ла 147,5 тыс. км, раз­вёр­ну­тая дли­на гл. пу­тей — 204,9 тыс. км, стан­ци­он­ных пу­тей — 97,1 тыс. км, элек­три­фи­ци­ро­ван­ных — 55,2 тыс. км.[129]

Личные инструменты