Железные дороги России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Первыми проявлениями начавшегося «железнодорожного бума» в России стало строительство в 1859—1862 годах первых направлений Московско-Ярославской и Московско-Рязанской железных дорог, на конечных станциях которых на Каланчевской площади рядом с вокзалом С.-Петербургско-Московской железной дороги были построены вокзалы — Северный (ныне Ярославский) и Рязанский (ныне Казанский). С появлением этих двух вокзалов бывший пустырь начал превращаться в привокзальную площадь — уникальную «площадь трёх вокзалов».
В 1916 году в России было сдано в эксплуатацию 4193 км железнодорожных путей, а всего за годы Первой мировой войны — около 10 тыс. км.
Во время Великой Отечественной войны в ходе воен. действий было разрушено более половины ж.-д. линий, 13 тыс. ж.-д. мостов. В воен. годы, наряду с восстановит. работами (завершены уже после войны — к 1950), велось строительство новых ж.-д. линий (св. 9 тыс. км).[1]
[править] Длина
К 1861 году в России насчитывалось менее 2 тыс. км железных дорог.
[править] Территориальный охват
К кон. 1900 ж.-д. сеть (всего св. 51 тыс. км; из них ок. 18 % — двухпутные линии) охватила 64 губернии Европ. России (85 % ж.-д. сети), 8 губерний Вел. кн-ва Финляндского, 7 областей Азиат. части России.[2]
К 1904 ж. д. соединили 418 городов России (44 % от их общего числа).[3]
[править] Виды дорог
[править] Дороги общего пользования
11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года открылась первая в России железная дорога общего пользования, она соединила Санкт-Петербург и Царское село.[4]
[править] Двухпутные дороги
В 1877—1878 гг. был уложен и вскоре открыт для движения второй путь на железнодорожных участках от Москвы до Кубинки и от Смоленска до Бреста.[5]
В 1891—1892 гг. уложили и открыли второй путь на всем протяжении железной дороги от Кубинки до Смоленска.[6]
[править] Электрифицированные дороги
В соответствии с планом ГОЭЛРО началась электрификация ж.-д. транспорта (в 1926 открыта первая электрифицированная линия Баку — Сабунчи — Сураханы).[7]
Электрификация советских железных дорог вывела их на качественно новый уровень развития.[8]
В годы второй пятилетки 271 км пригородных подмосковных железнодорожных линий был переведён на электротягу.[9]
В 1956 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О генеральном плане электрификации железных дорог».[10]
В 1958 году СССР вышел на первое место в мире по протяжённости электрифицированных железнодорожных линий.[11]
Наибольший прирост протяжённости электрифицированных железнодорожных линий в СССР был достигнут в 1965 году, когда было электрифицировано 2268 км железных дорог.[12]
С 1956 по 1991 годы в СССР было переведено на электрическую тягу около 50 тыс. км важнейших магистралей и целых направлений.[13]
[править] Частные дороги
Правительство стимулировало частное ж.-д. строительство, в том числе с привлечением иностр. капитала. В 1867 образован гос. ж.-д. фонд для помощи частному ж.-д. строительству.[14]
В 1881—1900 государство выкупило 37 частных ж.-д. линий (в осн. небольших, из-за финансовой несостоятельности их владельцев) протяжённостью 21,3 тыс. км, из числа крупных казной по стратегич. соображениям приобретены некоторые ж. д., которые вели к зап. границам империи. Одновременно была усилена гос. регламентация деятельности частных ж. д. (в 1885 введён Общий устав рос. железных дорог, в 1889 — единые ж.-д. тарифы), сократилось строительство частных ж. д.[15]
Декретами от 28 июня и 4 сент. 1918 были национализированы частные ж. д.[16]
[править] Линии
[править] Актау — Узень
В 1967 году была введена в строй железнодорожная линия Актау — Узень.[17]
[править] Аллагуват — Кумертау
В 1951 году введена в строй прошедшая через Мелеуз ж.-д. линия Аллагуват — Кумертау.[18]
[править] Астапово — Лебедянь
В 1890 введена в строй ж.-д. линия Астапово — Лебедянь.[19]
[править] БАМ
В решении Политбюро, принятом 16 февраля 1932 года и имевшем высший гриф секретности — «Особая папка», говорилось:[20]
- а) Признать необходимым немедленный приступ к проведению вторых путей от Читы до Уруши и новой железнодорожной Байкало-Амурской одноколейной линии с соединительной веткой от Уруши с отходом на север на 200—250 километров.
- б) Предложить НКПС немедленно организовать два строительных управления: одно для вторых путей, другое для Байкало-Амурской дороги.
- в) Поручить НКПС все расчеты по постройке представить в СНК СССР
В 1932 году начато строительство Байкало-Амурской магистрали (прервано в Вел. Отеч. войну).[21]
В середине 1932 г. Байкало-Амурскую магистраль строили всего 2500 чел.[22]
И. В. Сталин 8 сентября 1932 года на заседании Политбюро резко критиковал руководителей НКПС. По итогам рассмотрения его заявления было принято решение, где о БАМе было сказано:[23]
- …г) Принять к сведению заявление НКПС, что им утверждена трасса Байкало-Амурской ж. д. магистрали с прохождением после примыкания у ст. Ольдой Уссурийской ж. д. через поселок Тынду по пойме реки Гелюй на расстоянии не более 120 клм от ст. Ольдой.
- д) Строительство Байкало-Амурской ж. д. магистрали выделить в самостоятельную единицу с правами всесоюзного объединения, подчинив его непосредственно Народному Комиссару Путей Сообщения.
- е) В остальном проект постановления по вопросу о строительстве Байкало-Амурской ж. д. магистрали передать на рассмотрение СТО
Бюро Дальневосточного крайкома ВКП(б) 13 июня 1933 года приняло решение о завершении строительства головного участка БАМа к 1 января 1934 года.[24]
5 июля 1933 года Политбюро приняло решение, в котором говорилось: «В связи с передачей строительства Байкало-Амурской магистрали ОГПУ, удовлетворить просьбу т. Ворошилова об отмене постановления ЦК об образовании Правительственного Комитета содействия строительству БАМ».[25]
В 1942 году с уже принятого в эксплуатацию участка от станции БАМ до станции Тында по постановлению Государственного комитета обороны (ГКО) СССР для нужд фронта были сняты звенья пути и конструкции мостов.[26]
30 августа 1945 года ГКО утвердил решение «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».[27]
В 1984 году было открыто движение по Байкало-Амурской магистрали.[28]
[править] Батум — Баку
В 1883 году была введена в строй железная дорога Батум — Тифлис — Баку.[29]
[править] Белореченская — Майкоп
В 1915 введена в строй ветка Владикавказской ж. д. Белореченская — Майкоп.[30]
[править] Бескудниково — Савёлово
С января 1901 года началось регулярное движение на железнодорожной линии Бескудниково — Савелово.[31]
[править] Брянск — Москва
В 1891—1892 гг. землячества обратились с просьбой о сооружении железнодорожной линии Брянск — Калуга — Москва.[32]
[править] Будгощь — Овинище
В 1915 году началось строительство ж.-д. линии Будогощь — Овинище (официально введена в строй в 1932 году).[33]
[править] Варшава — Скерневице
В 1840 году было открыто движение по железнодорожной линии от Варшавы до Скерневице, она была построена на деньги польских банкиров.[34]
[править] Варшаво-Венская железная дорога
В 1845-48 в пределах России построен участок Варшавско-Венской ж. д. (ок. 308 км).[35]
[править] Волжская железнодорожная рокада
В 1942 году была введена в строй Волжская ж.-д. рокада (Сталинград — Иловля — Саратов — Сызрань — Ульяновск — Свияжск).[36]
[править] Еленовка — Мариуполь
В 1882 году была введена в строй железная дорога Еленовка — Мариуполь, соединившая город Мариуполь с Донбассом.[37]
[править] Казанбургская линия
В 1918—1919 годах была введена в строй Казанбургская линия Московско-Казанской ж. д. (в 1919-20 cерьёзно пострадала, постоянное движение вновь открыто в 1924), соединившая Казань с Екатеринбургом.[38]
[править] Кизляр — Трусово
В 1942 году введена в строй ж.-д. линия Кизляр — Трусово.[39]
[править] Коломна — Рязань
В 1863 г. Карл фон Мекк получил подряд на строительство железнодорожного участка от Коломны до Рязани, и менее чем через полтора года, в августе 1864 г., было открыто движение до Рязани, кроме моста через Оку.[40]
[править] Красное Село — Гатчина
В 1872 введена в строй ж.-д. линия Красное Село — Гатчина.[41]
[править] Кременчуг — Крюков
В 1872 году введена в строй железнодорожная линия Кременчуг — Крюков (через р. Днепр).[42]
[править] Кременчуг — Полтава
В 1870 введена в строй ж.-д. линия Кременчуг — Полтава.[43]
[править] Кузнецк — Кольчугино
Постоянное движение по железнодорожной линии Кузнецк — Кольчугино открыто в 1926 году.[44]
[править] Курск — Льгов
5 апреля 1943 года было восстановлено движение на железнодорожном участке Курск — Льгов Московско-Киевской дороги.[45]
[править] Кустанай — Тобол
В 1959 году построена ж.-д. линия Кустанай — Тобол.[46]
[править] Кустанай — Урицкое
В 1960 году введена в строй ж.-д. линия Кустанай — Урицкое.[47]
[править] Лебедянь — Елец
В 1894 введена в строй ж.-д. линия Лебедянь — Елец.[48]
[править] Лигово — Красное Село
В 1859 введена в строй ж.-д. линия Лигово — Красное Село.[49]
[править] Луганск — Лутугино
В 1926 году была введена в строй ж.-д. линия Луганск — Лутугино.[50]
[править] Майкоп — Хаджох
В 1931 году была введена в строй ж.-д. линия Майкоп — Хаджох.[51]
[править] Макат — Мангышлак
В 1966 году была введена в строй железнодорожная линия Макат — Мангышлак.[52]
[править] Москва — Архангельск
В 1868 г. главное предприятие Мамонтовых — Общество Московско-Ярославской железной дороги, добилось разрешения на строительство линии от Москвы до Вологды и Архангельска.[53]
[править] Москва — Брест
В 1896 г. Московско-Брестская дорога была выкуплена казной.[54]
[править] Москва — Владимир
Движение поездов на железнодорожном участке Москва — Владимир было открыто 14 июня 1861 г.[55]
[править] Москва — Донбасс
29 апреля 1932 года Постановлением СНК СССР было предложено немедленно приступить к строительству двухпутной железнодорожной магистрали Донбасс — Москва. В том же году стройка была объявлена ударной.[56]
В июне 1932 года вышло постановление Политбюро «О ходе строительства железнодорожной магистрали Москва — Донбасс», в котором, в частности, говорилось: «ЦК ВКП(б) признаёт, что темпы развёртывания работ по сооружению железнодорожной магистрали Москва — Донбасс явно недостаточны, не обеспечивают выполнения календарного плана строительства в установленные сроки. НКПС, НКТяжпром и другие наркоматы не выполнили постановления СНК СССР о снабжении строительства необходимыми механизмами, автотранспортом и стройматериалами».[57]
[править] Москва — Коломна
Работы на железнодорожном участке Москва — Коломна начались 11 июля 1860 г.[58]
[править] Москва — Курск
17 сентября 1868 г. открылось движение по всей железной дороге от Москвы до Курска.[59]
[править] Москва — Нижний Новгород
Сооружение Московско-Нижегородской дороги было предусмотрено Указом императора Александра II от 26 января 1857 г. о создании сети железных дорог в России.[60]
Строительство Московско-Нижегородской дороги началось в 1858 г.[61]
Первый поезд из Нижнего Новгорода в Москву ушел в августе 1862 г.[62]
[править] Москва — Орёл
Император Александр II подписал 21 мая 1864 г. повеление о строительстве дороги за счет казны от Москвы до Орла.[63]
[править] Москва — Серпухов
Железнодорожный участок Москва — Серпухов протяженностью 93 версты был пущен 17 ноября 1866 г.[64]
[править] Москва — Ярославль
История строительства железной дороги от Москвы до Сергиева Посада неразрывно связана с именем И. Ф. Мамонтова, потомственного Почетного гражданина, который вместе с предпринимателями братьями Шиповыми и инженером бароном А. И. Дельвигом в 1859 г. учредили Общество по строительству этой магистрали. Так было положено начало Московско-Ярославской железной дороге.[65]
[править] Московская окружная железная дорога
Строить Московскую окружную железную дорогу (МОЖД) начали 3 августа 1903 года. Курировал строительство московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. К участию привлекли лучших инженеров и архитекторов. Мосты, в том числе Андреевский и Дорогомиловский, проектировали известные инженеры-мостостроители Лавр Проскуряков и Николай Белелюбский. Над обликом сооружений работал выдающийся архитектор Александр Померанцев — автор проекта Верхних торговых рядов на Красной площади (ныне ГУМ). Сооружения нового московского кольца Померанцев оформил в стиле русский модерн. Станционные павильоны из красного кирпича с белой отделкой построили по типовым проектам — за исключением зданий на станциях Братцево, Владыкино, Воробьевы Горы, Пресня, Серебряный Бор и Лихоборы, а также остановочных пунктов Военное Поле и Потылиха. Несмотря на то что первоначально окружная железная дорога находилась за чертой города, все ее объекты создавали как часть единого городского ансамбля. «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», — написал Николай II на титульном листе проекта Рашевского. Над его реализацией работали в соответствии с этим замечанием. Черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре». По замыслу Рашевского, новая дорога, в первую очередь предназначенная для грузоперевозок, должна была стать и пассажирской. Поэтому на станциях работали кассы и залы ожидания. Кроме того, все станционные помещения отапливались. Помимо 19 зданий на 14 станциях и остановочных пунктах, в архитектурно-инженерный комплекс Окружной дороги вошли четыре больших и 68 малых мостов, 30 путепроводов, а также жилые дома для железнодорожных служащих и сооружения технического назначения. Все пассажирские постройки находились с внутренней стороны кольца, а товарные платформы и станционные пути — с внешней.[66]
В 1908 г. все сходящиеся между собой в Москве железнодорожные линии, которых было девять, соединила Московская Окружная дорога. 19 июля 1908 г. на станции Серебряный Бор состоялось торжественное открытие Окружной дороги. 19 июля 1908 года по кольцу прошел первый поезд.[67][68]
В 1934 г. Окружная дорога была выведена из состава Московско-Курской дороги и стала самостоятельной, получив официальное название Московско-Окружная железная дорога.[69]
В 1959 г. Московско-Окружная железная дорога вошла в состав вновь образованной Московской железной дороги.[70]
[править] Мурманская железная дорога
В декабре 1914 года был создано Управление по строительству Мурманской железной дороги, а 1 января 1915 года император Николай II утвердил ассигнование средств на ее строительство.[71]
В 1915 начато строительство Мурманской ж. д.[72]
Александр Трепов отвечал за использование 180 млн рублей (5 % бюджета страны), выделенных на строительство Мурманской железной дороги. Новаторские технические решения и облегченные нормы проектирования позволили значительно сократить объем работ. Например, использовались временные деревянные мосты из круглого леса упрощенной конструкции (по пути насчитывалось около 1000 водных препятствий — по одному на каждый километр), что требовало минимальных затрат труда на обделку материала; предельный уклон пути увеличивался вдвое и составлял 15°, а минимальный радиус кривых был уменьшен с 640 м до 225 м, что позволило сократить объем земляных работ на 40 %. Строительство шло сразу по всему пути, и это тоже было нестандартным решением. Вольнонаемный труд обеспечивал высокое качество работ. На стройку завербовали около 100 000 человек из Центральной России, 10 000 китайцев, несколько тысяч казахов из Семиречья и финнов. Также использовался труд 40 000 пленных. По контракту рабочий день ограничивался 10 часами. Чернорабочие и лесорубы получали в месяц 35 рублей, землекопы — до 45 рублей, а плотники — 45-56 рублей, что сильно превышало обычные расценки. К осени 1916-го из-за роста цен зарплата была повышена на 37-40 %. Было открыто 14 лечебных пунктов, в каждом по одному врачу и 2-3 фельдшера.[73]
Мурманская железная дорога была проложена за 18 месяцев. 3 ноября 1916 года открылось сквозное движение по Мурманской железной дороге.[74]
[править] Муром — Ковров
В 1880 году была введена в строй ж.-д. линия Муром — Ковров.[75]
[править] Овруч — Белокоровичи
В 1935 году была введена в строй ж.-д. линия Овруч — Белокоровичи.[76]
[править] Павелец — Бирюлёво
В сентябре 1899 года железнодорожную линию на участке Павелец — Бирюлево, а также соединительную ветку от Бирюлево до станции Царицыно Московско-Курской дороги предъявили к сдаче. Приёмная комиссия освидетельствовала её, и с 19 января 1900 г. началась постоянная эксплуатация участка.[77]
[править] Петербургско-Варшавская железная дорога
15 февраля 1851 года император Николай I подписал указ «О проведении изысканий для постройки средствами казны дороги Санкт-Петербург — Варшава»:[78]
- Соорудить железную дорогу от С.-Петербурга к Варшаве;
- Дорогу эту именовать С.-Петербурго-Варшавской железной дорогой;
- Работы начать с 1852 года, приступив к оным как от С.- Петербурга, так и от Варшавы.
18 июня 1851 года были начаты предварительные работы по строительству железной дороги Санкт-Петербург — Варшава.[79]
В 1852 начато сооружение Петербургско-Варшавской ж. д.[80]
[править] Петербургско-Московская железная дорога
Одним из главных идеологов строительства Николаевской железной дороги был Константин Чевкин.[81]
1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км.[82]
В 1843-51 по проекту рос. инженеров П. П. Мельникова и Н. О. Крафта сооружена первая в мире двухпутная железная дорога большой протяжённости — С.-Петербург — Москва (с 1855 Николаевская ж. д., с 1923 в составе Октябрьской железной дороги), положившая начало созданию широкой сети дорог общероссийского значения. Ширина колеи этой дороги (5 футов, или 1524 мм) была принята как нормальная для рос. железных дорог.[83]
Первой железнодорожной магистралью, существенно повлиявшей на экономику и культуру России, стала железная дорога Санкт-Петербург — Москва, введенная в эксплуатацию в 1851 году. Она обеспечила регулярное, быстрое и надежное сообщение между двумя российскими столицами, двумя главными экономическими и культурными центрами России.[84]
13 ноября 1851 года состоялось официальное открытие дороги. Ровно в 11 ч 15 мин. из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч 45 мин.[85]
В 1995 году Коллегией Министерства путей сообщения России было принято решение о комплексной реконструкции железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва для организации скоростного движения.[86]
[править] Полетаево — Кустанай
В 1914 вступила в строй ж.-д. линия Полетаево — Троицк — Кустанай.[87]
[править] Самаро-Уфимская железная дорога
В 1888 году была введена в строй Самаро-Уфимская ж. д. от ст. Кинель до Уфы.[88]
[править] Тайшет — Братск
В 1947 г. закончилось строительство дороги Тайшет — Братск.[89]
[править] Ташино — Шатки
В 1928 введена в строй узкоколейная ж. д. Ташино — Шатки (в 1952 перешита на широкую колею).[90]
[править] Трансполярная железнодорожная магистраль
Строительство Трансполярной железнодорожной магистрали велось в 1947—1953 годах между Чумом, Лабытнанги, Салехардом, Надымом, Уренгоем и Игаркой с использованием труда заключенных. Всего на стройке работали порядка 30 тыс. человек. Проект имел военно-стратегический характер. После смерти руководителя СССР Иосифа Сталина стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки между Чумом и Лабытнанги (180 км) и между Новым Уренгоем и Надымом (230 км). Все остальные участки были заброшены.[91]
[править] Транссиб
17 марта 1891 года российский император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений».[92]
Торжественная церемония начала строительства Транссиба прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока.[93]
Транссибирская железнодорожная магистраль была построена на рубеже ХIХ-ХХ веков. Она обеспечила регулярное и быстрое железнодорожное сообщение Европейской России с Сибирью и Дальним Востоком.[94]
В результате строительства Транссиба на карте России появились многочисленные новые посёлки и города.
Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года со сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском.[95]
[править] Турксиб
В 1927—1931 построен Турксиб.[96]
[править] Узново — Рыбное
В 1989 году была открыта 69-километровая однопутная рокадная ветвь Узуново — Рыбное, соединившая Павелецкое и Рязанское направления и ставшая элементом обхода Москвы с юга.[97]
[править] Царскосельская железная дорога
Первой в России железнодорожной линией обществ. пользования стала Царскосельская железная дорога между С.-Петербургом и Павловском (ок. 27 км), сооружённая в 1836-38 по проекту Ф. А. Герстнера; движение по ней между С.-Петербургом и Царским Селом начато 30.10(11.11).1837.[98]
Строительство в 1837 году первой в России железной дороги Санкт-Петербург — Царское Село ознаменовало появление в России инновационного для той поры вида транспортного сообщения.[99]
[править] Чернигов — Овруч
В 1930 году была введена в строй ж.-д. линия Чернигов — Овруч.[100]
[править] Ярославль — Архангельск
В 1898 сооружена первая в России магистральная узкоколейная ж. д. общего пользования Ярославль — Вологда — Архангельск длиной 853 км (заменена на нормальную колею в 1915-16).[101]
[править] Мосты
Железнодорожный мост через Оку в районе Серпухова построен в 1928 году.[102]
Петровский железнодорожный мост в Киеве построили в 1945 году.[103]
Дарницкий железнодорожный мост был построен в 1949 году.[104]
Мерефо-Херсонский железнодорожный мост был восстановлен после войны в 1951 году.[105]
В Херсоне в 1954 году возвели Антоновский железнодорожный мост через реку Днепр.[106]
[править] Вокзалы
Железнодорожный вокзал, позже получивший название Ленинградского, открыли в 1851 году.[107]
Здание Царскосельского вокзала, построенного в 1849—1852 гг. по проекту К. А. Тона, практически не выделялось в окружающей городской застройке, что определялось не только его масштабным строем, но и размещением в городской среде, при котором лицевой фасад располагался вдоль Загородного проспекта в одну линию с корпусами казарм. Площадь перед вокзалом отсутствовала, а подъезд был организован со стороны плаца, куда выходила высокая аркада.
В 1872 году Петергофский вокзал был переименован в Балтийский.[108]
21 сентября 1896 г. Департамент железных дорог МПС утвердил место расположения пассажирского здания в Дорогомилове, вокзал стал называться Брянским.[109]
В 1901 году открыли Рижский вокзал.[110]
В 1934 г. Брянский вокзал был переименован в Киевский.[111]
В 1990-е годы при И. Л. Паристом проведена реконструкция, сделан капитальный ремонт и возвращен исторический облик московским вокзалам — Казанскому, Киевскому, Ярославскому, Белорусскому, Павелецкому и Савёловскому.[112]
[править] Станции
Станция Москва-Сортировочная появилась в 1881 г. на Московско-Рязанской железной дороге.[113]
Платформа Окружная была построена в 1911 году на Савеловском направлении Московской железной дороги.[114]
В 1970 г. вводится сортировочная станция Орехово-Зуево.[115]
4 мая 1976 г. сортировочный комплекс станции Бекасово-Сортировочное был введен в постоянную эксплуатацию.[116]
[править] Строительство
В конце XIX века в России были достигнуты рекордные темпы железнодорожного строительства.[117]
[править] Показатели
[править] Длина
В 1853 году протяжённость железных дорог в России составляла лишь 1000 км, в 1865 году — около 3000 км.[118]
К середине 1860-х годов суммарная протяженность российских железных дорог составляла около 3500 км, порядка 2 % от мировой железнодорожной сети.[119]
К 1880 году в России построена ж.-д. сеть протяжённостью 23 тыс. км.[120]
К 1890 году протяжённость железных дорог России превысила 25 тыс. км.[121]
В период 1893—1900 гг. протяженность железных дорог России возрастала в среднем в год почти на 2,5 тыс. км.[122]
К началу XX столетия протяжённость железных дорог России выросла до 51,1 тыс. верст, на них 17 тыс. верст были частными.[123]
К 1913 году протяженность основных магистральных линий железных дорог России составила около 70 тыс. км.[124]
В 1913 году Россия находилась на 2-м месте в мире (после США) по протяжённости железных дорог (71,7 тыс. км).[125]
На 1.1.1914 ж.-д. сеть России занимала 2-е место после США по протяжённости.[126]
Сеть железных дорог СССР в 1940 году увеличилась по сравнению с 1913 годом в 1,5 раза и превысила 106 тыс. километров.
К 1941 эксплуатац. длина ж. д. составила 106,1 тыс. км.[127]
К нач. 1951 длина главных ж.-д. путей возросла ненамного по сравнению с 1941 и составила 116,9 тыс. км.[128]
К 1991 году эксплуатац. длина сов. ж. д. составляла 147,5 тыс. км, развёрнутая длина гл. путей — 204,9 тыс. км, станционных путей — 97,1 тыс. км, электрифицированных — 55,2 тыс. км.[129]