Железнодорожное строительство в России во II тысячелетии
Материал из Documentation.
В 1830-х годах в России началось железнодорожное строительство. В начале 1830-х годов изобретатели, крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили первую железную дорогу (с паровой тягой) на Нижнетагильском заводе. В 1837 году была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Санкт-Петербурга до Царского Села. В 1843 году началось строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, оно продолжалось до 1852 года.
Растущий объём хлебного экспорта и торговых оборотов внутри страны потребовал соединить Москву и Санкт-Петербург с портами на Чёрном и Балтийском морях, а также с одним из гл. торговых центров страны — Нижегородской ярмаркой.[1]
В кон. 1850-х гг. правительство предоставило право акционерным обществам, учреждавшимся на льготных условиях, построить Риго-Динабургскую (открыта в 1861), Волго-Донскую, Московско-Нижегородскую (обе 1862), Рязанско-Козловскую (1866), Риго-Митавскую (1868), Московско-Ярославскую (1870) и Козловско-Саратовскую (1871) железные дороги, а также достроить Петербургско-Варшавскую ж. д. (1862). Одновременно были построены казённые Ж. д. — Одесская (Одесса — Киев; 1863-69) и Московско-Курская (1864-68).[2]
Бурное развитие частного ж.-д. предпринимательства во 2-й пол. 1860-х — 1870-х гг. получило назв. «железнодорожная горячка», были построены Курско-Киевская (1870), Московско-Брестская (1871) и др. Ж. д. Велось также казённое ж.-д. строительство: в 1872 открыта первая линия Закавказской ж. д. (Поти — Тифлис; в 1886-90 на этой дороге сооружён Сурамский перевальный ж.-д. тоннель длиной 4 км).[3]
В России в последние два десятилетия XIX века строительство железных дорог осуществлялось прежде всего за счет государственных средств, что позволило обеспечить чрезвычайно высокие темпы расширения сети.[4]
В 1880-х — нач. 1900-х гг. казённое железнодорожное строительство разворачивалось гл. обр. на «окраинах» страны [Полесские и Привислинские железные дороги, Транссибирская магистраль (до сих пор остаётся крупнейшей в мире), Среднеазиатская (до 1899 Закаспийская) ж. д. (первая в мире магистраль, проложенная через песчаную пустыню), Ташкентская ж. д. и др.], а также за её пределами [Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)].[5]
В 1890-е годы продолжалось строительство на Московско-Ярославской, Московско-Казанской, Киево-Воронежской, Московско-Киево-Воронежской, Рязано-Уральской железных дорогах.[6]
21 мая 1897 г. общество Рязанско-Уральской дороги получило разрешение на постройку железнодорожной линии Павелец-Москва. Вслед за этим ему также разрешили сооружение второго пути от Каширы до Москвы.[7]
Технические условия на постройку железнодорожной Московско-Савеловской линии были утверждены министром путей сообщения 24 декабря 1897 г.[8]
В 1897 г. по Высочайшему Указу Николая II началось строительство Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Прокладка колеи была вызвана ростом внешнеторгового оборота России и необходимостью железнодорожного сообщения с незамерзающими портами Балтийского моря.[9]
К строительству Московско-Виндавской дороги приступили весной 1898 г. Она вводилась в эксплуатацию по участкам: Москва-Ржев-Крейцбург и Тукум-Виндава (1901 г.) и Крейцбург-Тукум (1904 г.).[10]
Среди крупных новых дорог: Москва — Ростов-на-Дону — Владикавказ — Баку — Тифлис; Сызрань — Самара — Челябинск (обе 1892); Челябинск — ст. Обь (ныне Новосибирск, 1896), Ташкент — Красноводск (1899).[11]
В Первую мировую войну в России продолжалось строительство ж. д. (к кон. 1917 построено 8,5 тыс. км, в том числе государством — ок. 3 тыс. км), среди них — Амурская (завершила строительство Транссибирской магистрали) и Мурманская железные дороги.[12]
В целом за дореволюционный период, в России за счёт акционерного капитала было построено около 70 % железных дорог.[13]
Темпы строительства железных дорог в России в советский период были существенно ниже предреволюционных.[14]
В период форсированной социалистич. индустриализации направление нового ж.-д. строительства определялось развитием Карагандинского и Кузнецкого угольных бассейнов, Майкопского нефтяного района, строительством Магнитогорского металлургич. комбината и пр., а также необходимостью усиления транспортных связей Ср. Азии, Сибири и Казахстана с Европ. частью СССР.[15]
15 августа 1941 года нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности Л. П. Берия писал И. В. Сталину: «В связи с военной обстановкой НКВД СССР считает необходимым пересмотреть объем строительства железных дорог на Дальнем Востоке, оставив в плане 1941 г. только линии, которые будут закончены в 1941 г. или в начале 1942 г. и значение которых в условиях войны возросло».[16]
В 1960-1980-е годы в СССР особенно активно строились железные дороги к месторождениям природных ископаемых Сибири.[17]
[править] Государственная политика
Во второй половине XIX века российские власти поощряли строительство железных дорог.[18]
[править] Показатели
В 1866—1880 годах в России было выдано 53 концессии на строительство 23 тыс. км дорог.[19]
В 1880-е гг. в России было введено в строй 7,17 тыс. км железных дорог, в 1890-е гг. — 19,97 тыс. км железных дорог.[20]
В СССР в 1963 году было построено новых железных дорог всего 673 км.[21]