Железнодорожное строительство в России во II тысячелетии

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 1830-х годах в России началось железнодорожное строительство. В начале 1830-х годов изобретатели, крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили первую железную дорогу (с паровой тягой) на Нижнетагильском заводе. В 1837 году была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Санкт-Петербурга до Царского Села. В 1843 году началось строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, оно продолжалось до 1852 года.

Рас­ту­щий объ­ём хлеб­но­го экс­пор­та и тор­го­вых обо­ро­тов внут­ри стра­ны по­тре­бо­вал со­еди­нить Мо­ск­ву и Санкт-Пе­тер­бург с пор­та­ми на Чёр­ном и Бал­тий­ском мо­рях, а так­же с од­ним из гл. тор­го­вых цен­тров стра­ны — Ни­же­город­ской яр­мар­кой.[1]

В кон. 1850-х гг. пра­ви­тель­ст­во пре­дос­та­ви­ло пра­во ак­цио­нер­ным об­ще­ст­вам, уч­ре­ж­дав­шим­ся на льгот­ных ус­ло­ви­ях, по­стро­ить Ри­го-Ди­на­бург­скую (от­кры­та в 1861), Вол­го-Дон­скую, Мо­с­ков­ско-Ни­же­го­род­скую (обе 1862), Ря­зан­ско-Коз­лов­скую (1866), Ри­го-Ми­тав­скую (1868), Мо­с­ков­ско-­Яро­слав­скую (1870) и Коз­лов­ско-Са­ра­тов­скую (1871) же­лез­ные до­ро­ги, а так­же до­строить Пе­тер­бург­ско-Вар­шав­скую ж. д. (1862). Од­но­вре­мен­но бы­ли по­строе­ны ка­зён­ные Ж. д. — Одес­ская (Одес­са — Ки­ев; 1863-69) и Мо­с­ков­ско-Кур­ская (1864-68).[2]

Бур­ное раз­ви­тие ча­ст­но­го ж.-д. пред­при­ни­ма­тель­ст­ва во 2-й пол. 1860-х — 1870-х гг. по­лу­чи­ло назв. «же­лез­но­до­рож­ная го­ряч­ка», бы­ли по­строе­ны Кур­ско-Ки­ев­ская (1870), Мо­сков­ско-Брест­ская (1871) и др. Ж. д. Ве­лось так­же ка­зён­ное ж.-д. строи­тель­ст­во: в 1872 от­кры­та пер­вая ли­ния За­кав­каз­ской ж. д. (По­ти — Тиф­лис; в 1886-90 на этой до­ро­ге со­ору­жён Су­рам­ский пе­ре­валь­ный ж.-д. тон­нель дли­ной 4 км).[3]

В России в последние два десятилетия XIX века строительство железных дорог осуществлялось прежде всего за счет государственных средств, что позволило обеспечить чрезвычайно высокие темпы расширения сети.[4]

В 1880-х — нач. 1900-х гг. казённое железнодорожное строительство раз­во­ра­чи­ва­лось гл. обр. на «ок­раи­нах» стра­ны [По­лес­ские и При­вис­лин­ские же­лез­ные до­ро­ги, Транс­си­бир­ская ма­ги­ст­раль (до сих пор ос­та­ёт­ся круп­ней­шей в ми­ре), Сред­не­ази­ат­ская (до 1899 За­кас­пий­ская) ж. д. (пер­вая в ми­ре ма­ги­ст­раль, про­ло­жен­ная че­рез пес­ча­ную пус­ты­ню), Таш­кент­ская ж. д. и др.], а так­же за её пре­де­ла­ми [Ки­тай­ско-Вос­точ­ная железная дорога (КВЖД)].[5]

В 1890-е годы продолжалось строительство на Московско-Ярославской, Московско-Казанской, Киево-Воронежской, Московско-Киево-Воронежской, Рязано-Уральской железных дорогах.[6]

21 мая 1897 г. общество Рязанско-Уральской дороги получило разрешение на постройку железнодорожной линии Павелец-Москва. Вслед за этим ему также разрешили сооружение второго пути от Каширы до Москвы.[7]

Технические условия на постройку железнодорожной Московско-Савеловской линии были утверждены министром путей сообщения 24 декабря 1897 г.[8]

В 1897 г. по Высочайшему Указу Николая II началось строительство Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Прокладка колеи была вызвана ростом внешнеторгового оборота России и необходимостью железнодорожного сообщения с незамерзающими портами Балтийского моря.[9]

К строительству Московско-Виндавской дороги приступили весной 1898 г. Она вводилась в эксплуатацию по участкам: Москва-Ржев-Крейцбург и Тукум-Виндава (1901 г.) и Крейцбург-Тукум (1904 г.).[10]

Сре­ди круп­ных новых до­рог: Мо­ск­ва — Рос­тов-на-До­ну — Вла­ди­кав­каз — Ба­ку — Тиф­лис; Сыз­рань — Са­ма­ра — Че­ля­бинск (обе 1892); Че­ля­бинск — ст. Обь (ны­не Но­во­си­бирск, 1896), Таш­кент — Крас­но­водск (1899).[11]

В Первую ми­ро­вую вой­ну в России про­дол­жа­лось строи­тель­ст­во ж. д. (к кон. 1917 по­строе­но 8,5 тыс. км, в том числе го­су­дар­ст­вом — ок. 3 тыс. км), сре­ди них — Амур­ская (за­вер­ши­ла строи­тель­ст­во Транс­си­бир­ской ма­ги­ст­ра­ли) и Мур­ман­ская же­лез­ные до­ро­ги.[12]

В целом за дореволюционный период, в России за счёт акционерного капитала было построено около 70 % железных дорог.[13]

Темпы строительства железных дорог в России в советский период были существенно ниже предреволюционных.[14]

В пе­ри­од фор­си­ро­ван­ной со­циа­ли­стич. ин­ду­ст­риа­ли­за­ции на­прав­ле­ние но­во­го ж.-д. строи­тель­ст­ва оп­ре­де­ля­лось раз­ви­ти­ем Ка­ра­ган­дин­ско­го и Куз­нец­ко­го уголь­ных бас­сей­нов, Май­коп­ско­го неф­тя­но­го рай­она, строи­тель­ст­вом Маг­ни­то­гор­ско­го ме­тал­лур­гич. ком­би­на­та и пр., а так­же не­об­хо­ди­мо­стью уси­ле­ния транс­порт­ных свя­зей Ср. Азии, Си­би­ри и Ка­зах­ста­на с Ев­роп. ча­стью СССР.[15]

15 августа 1941 года нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности Л. П. Берия писал И. В. Сталину: «В связи с военной обстановкой НКВД СССР считает необходимым пересмотреть объем строительства железных дорог на Дальнем Востоке, оставив в плане 1941 г. только линии, которые будут закончены в 1941 г. или в начале 1942 г. и значение которых в условиях войны возросло».[16]

В 1960-1980-е годы в СССР особенно активно строились железные дороги к месторождениям природных ископаемых Сибири.[17]

[править] Государственная политика

Во второй половине XIX века российские власти поощряли строительство железных дорог.[18]

[править] Показатели

В 1866—1880 годах в России было выдано 53 концессии на строительство 23 тыс. км дорог.[19]

В 1880-е гг. в России было вве­де­но в строй 7,17 тыс. км железных дорог, в 1890-е гг. — 19,97 тыс. км железных дорог.[20]

В СССР в 1963 году было построено новых железных дорог всего 673 км.[21]

Личные инструменты