Дискриминация русских в Прибалтике

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Положение русских жителей стран Прибалтики, их дискриминация со стороны титульной нации, бесправие, политическая пассивность — эти темы достаточно часто поднимались как отечественными, так и зарубежными исследователями в период после развала СССР и создания новых суверенных государств, чьи основополагающие принципы национальной идентификации зачастую были связаны с утверждением своего превосходства над инородцами.[1]

Огромное количество фактов этнической дискриминации русских подробно фиксируются публицистами и правозащитниками, освещаются в прессе и интернет — ресурсами.[2]

Превращение значительной части русского населения в неграждан дало возможность латвийским и эстонским властям на вполне «законных» основаниях дискриминировать его. В правовом статусе граждан и неграждан этих стран закреплено до 70 различий. Среди них: запрет для неграждан занимать все посты в государственном и муниципальном аппарате, быть судьями, прокурорами, адвокатами, нотариусами, служить в полиции и армии, в таможне и пожарной охране, быть пограничниками, охранниками. В экономической сфере неграждане ограничены в возможности участвовать в приватизации государственного имущества, они получили меньшее число приватизационных сертификатов. Для них существуют ограничения на занятие высших должностей в акционерных компаниях, банках, на работу в государственные компании.[3]

Дискриминация при приеме на работу не только мешает профессиональной реализации и приобретению более высокого социального статуса, но и ведет к экономическим потерям для русского населения. В Латвии ежемесячные доходы служащих в сфере государственного управления, практически полностью комплектуемой из латышей, составляли на начало 2008 г. 595 лат, работники промышленности, по большей части комплектующиеся из нелатышей, получали в среднем 407 лат, то есть на 31,5 % меньше.[4]

Специфической формой дискриминации русского населения в странах Прибалтики является принудительное вытеснение русского языка из официальной сферы употребления, запрет на преподавание на нем в государственных высших и средних специальных учебных заведениях, ограничение на преподавание в средних школах. Русская история, литература преподаются в государственных школах в урезанном и искаженном виде. Русская культура практически не финансируется из бюджета, хотя русские являются исправными налогоплательщиками. Уничтожаются или обесцениваются русские национальные памятники и символы. Переименовываются русские топографические названия, искажаются русские имена и фамилии. Существуют существенные ограничения на деятельность средств массовой информации на русском языке.[5]

Русский язык в Латвии, Литве и Эстонии объявлен иностранным и запрещен к официальному употреблению, хотя он является родным для немалой части населения. Внедрение языков титульных наций в качестве официальных проводится жесткими методами. Установлены высокие требования к его знанию, и проводится обязательная сертификация работников. Созданы специальные языковые комиссии, которые следят за его употреблением, штрафуют тех, кто им недостаточно владеет, принуждают работодателей к увольнению «виновных» с работы. Властями принудительное внедрение официального языка рассматривается как средство интеграции общества, но оно оборачивается инструментом дискриминации русского населения.[6]

Дискриминацию и массовые нарушения прав человека в Латвии и Эстонии, в том числе и в отношении русского населения, неоднократно отмечали в последние годы в своих докладах специальные комиссии ООН, Совета Европы, ПАСЕ, Еврокомиссии. Все они ссылались на нарушение рассматриваемыми странами: Всеобщей Европейской конвенции по правам нацменьшинств 1994 года; Гаагских рекомендаций по правам нацменьшинств на образование 1996 года; Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 года; Европейской Хартии о региональных языках или языках меньшинств 1992 года, Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и множества других международных норм.[7]

Содержание

[править] Страны

[править] Эстония

В Эстонии основное дискриминационное давление со стороны политического режима испытывает русская община. Публичные нападки эстонских политиков и националистической прессы на украинцев, белорусов, евреев, азербайджанцев, грузин, корейцев, и т. д. практически не встречаются.[8]

[править] Латвия

Распад СССР и образование второй Латвийской республики вновь привели к ухудшению положения русского населения. Правящая латышская элита установила этнократический режим правления, который в институциональной форме осуществляет политическую, экономическую и социальную дискриминацию всего нетитульного, главным образом, русского населения. Действия властей привели к расколу латвийского общества на две общины, между которыми возникло сильное этническое напряжение.[9]

Введение института неграждан в Латвии позволило проводить дискриминацию значительной части русского населения под юридическим прикрытием. Неграждане законодательным путем лишились права работать в государственном аппарате, заниматься многими свободными профессиями, важнейшими видами бизнеса, участвовать в политической деятельности. Всего, по данным Латвийского комитета по правам человека, было установлено почти 70 различий в правах граждан и неграждан.[10]

Дискриминация вызывает протесты русского населения Латвии. Русские постоянно выходят на демонстрации, проводят митинги, устраивают шествия, организовывают пикеты. Особенно широкий размах протесты приобрели в 2003—2004 гг., когда власти предприняли попытку провести реформу школьного образования, которая лишала русских права обучать детей на родном языке. По сведениям организации Штаб защиты русских школ, координировавшей проведение акций протеста, только в 2004 г. состоялось 106 митингов, пикетов, демонстраций. Во многих из них принимали участие десятки тысяч человек, состоялось несколько вселатвийских конференций родителей учеников русских школ, 10 родителей, в знак протеста, устроили многодневную публичную голодовку. Остановить протесты русского населения удалось, только ограничив право на проведение массовых мероприятий, применив репрессии против организаторов акций, депортировав одного из их руководителей — журналиста А.Казакова в Россию.[11]

В ответ на политику дискриминации произошла институционализация русского населения Латвии на национальной основе. Латвийское общество оказалось расколото на две обособленные национальные общины. Между этими общинами возникло сильное этническое напряжение. Это напряжение фиксируется в высказываниях политиков, в различном, часто диаметрально противоположном, содержании латышского и русского информационных пространств, в материалах ряда социологических обследований. Эти же обследования показывают, что источником этнического напряжения выступает латышская правящая элита, а на уровне простого населения сохраняется желание поддерживать толерантные отношения с представителями других этносов, жить в неразделенном обществе.[12]

Одним из видов дискриминации русского населения в Латвии является дискриминация по признаку знания языка. Принятый в Латвии «Закон о государственном языке» требует от всех занятых хорошего знания латышского языка. Знания эти должны подтверждаться удостоверениями, которые выдаются специальными языковыми комиссиями на основании результатов экзаменов. Требования, предъявляемые языковыми комиссиями, чрезвычайно высоки и служат дополнительным барьером для занятия русскими значительной части рабочих мест. Уровень знания языка и наличие удостоверений постоянно проверяются на предприятиях языковыми инспекторами. Работников, не имеющих удостоверений о знании латышского языка или показавших его плохое знание, при проверке штрафуют либо увольняют с работы. Штрафуют и работодателей, не проявивших достаточной строгости при отборе работников.[13]

[править] Литва

В этническом вопросе Литву отличает от Латвии и Эстонии отсутствие правовой дискриминации русского населения, принятый в Литве закон о гражданстве соответствует цивилизованным международным нормам.[14]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Смердова Н. В. Нужна ли Эстонии русская диаспора? // Власть. 2010. № 2. С. 41-43.
  2. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  3. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  4. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  5. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  6. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  7. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  8. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  9. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  10. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  11. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  12. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  13. Дискриминация русских в странах Прибалтики: причины, формы, возможности преодоления
  14. Страны СНГ и Балтии: курс лекций // В. Г. Хандорин. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. — 166 с.
Русские
География  РоссияУкраинаБелоруссияСШАЦентральная Азия и ЗакавказьеЛатвияЭстония
Дискриминация  ПрибалтикаУкраина
Личные инструменты