Государственная экономическая политика в России в XX веке
Материал из Documentation.
27 (14) ноября 1917 года — Положение о рабочем контроле, принятое Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.[1]
В целом к началу гражданской войны в России система государственного управления народным хозяйством в России выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совнарком (СНК), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народнохозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 году как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» и под их влиянием трансформируется в центр управления промышленностью. При этом доминирует отраслевой подход к управлению.
28 (15) июня 1918 года — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта».[2]
Политика, получившая позднее название «военный коммунизм», приобрела завершённые очертания к весне 1919 года и состояла в проведении трёх основных групп мероприятий:
- для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме;
- национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия;
- вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от неё предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря.
В целях создания конкретного плана социалистической реконструкции IV Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в апреле 1927 г., обязал правительство в кратчайший срок выработать пятилетний план развития народного хозяйства страны.[3]
В декабре 1927 года в СССР партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: «перереконструирование» нэпа, развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни.
Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР был одобрен XVI партийной конференцией, состоявшейся в конце апреля 1929 г.[4]
Крупным хозяйственным экспериментом конца 1950-х годов стал переход с пятилетнего на более продолжительное — семилетнее планирование. Утвержденный в 1956 г. шестой пятилетний план развития народного хозяйства уже через год сочли неудачным и разработали новый, на этот раз семилетний, принятый на внеочередном XXI съезде КПСС в январе 1959 года.
На пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 года Ю. В. Андропов заявил о необходимости «ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода».[5]
18 августа 1983 г. ЦК КПСС и Совет министров издали постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве», в котором предписывалось с 1985 г. начать массированную модернизацию производства.[6]
В 1985 году, вскоре после избрания генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёва было объявлено о необходимости перемен для ускорения социально-экономического развития СССР и подъема уровня жизни граждан страны.[7]
29.12.1991 — Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий».[8]
В нач. 1992 года правительство России приступило к приватизации гос. и муниципального имущества.[9]
Весной 1992 года 6-й Съезд нар. депутатов признал ход экономич. реформ в России неудовлетворительным.[10]
Под влиянием промышленников в правительств. программу приватизации были внесены коррективы, позволявшие трудовым коллективам выкупать по остаточной стоимости 51 % акций своих предприятий (указ от 1.7.1992).[11]
В авг. 1992 года Президент Ельцин издал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14.8.1992), на основании которого начался выпуск чеков «на предъявителя» (ваучеров).[12]
В соответствии с указом Ельцина от 28.6.1994, утвердившим новый порядок приватизации, начался «денежный» этап разгосударствления собственности в России.[13]
20 июля 1995 года — Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».[14]
Указ Президента Ельцина от 31.8.1995 предусматривал передачу на конкурсной основе контрольных пакетов акций крупнейших гос. предприятий заинтересованным банкам, акционерным компаниям и др. в обмен на кредиты (т. н. залоговые аукционы), что фактически вылилось в неконкурентную продажу акций по заниженным ценам.[15]
Первая Государственная стратегия экономической безопасности России была принята указом президента России Бориса Ельцина от 29 апреля 1996 года. Документ выделял четыре основные угрозы экономической безопасности: обеднение и имущественное расслоение населения; деформированность структуры российской экономики (в том числе усиление топливно-сырьевого сектора); неравномерность развития регионов; криминализация общества.[16]
16 января 1998 года премьер-министр Виктор Черномырдин принимает решение о сужении полномочий вице-премьеров-«младореформаторов». У Анатолия Чубайса отбирают финансовую сферу, а у Бориса Немцова — большую часть полномочий в области топливно-энергетического комплекса.[17]
С 2000 года в России снова начались институциональные реформы, которые были почти заморожены после приватизации 1996 года.[18]
В 2000 году, сразу же после своего избрания на пост, российский президент Владимир Путин поручил команде экономистов во главе с Германом Грефом, министром экономического развития и торговли России, разработать программу социально-экономического развития России, направленную на сокращение бедности и достижение 10-процентного роста экономики.[19]
В мае 2000 года была представлена «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», в центре внимания которой находились налоговая реформа и сокращение налогового бремени, реформирование бюджетной системы, дебюрократизация (снижение барьеров входа на рынок), сокращение присутствия государства в экономике и повышение эффективности использования гос. собственности, развитие финансового рынка и финансовых институтов, реформа естеств. монополий, реформирование системы социальной поддержки и пенсионной системы.[20]
В конце июня 2000 года Герман Греф представил новую программу российского социально-экономического развития, которая содержала перечень основных мер, которые должны быть осуществлены в течение первых 18 месяцев.[21]
28 июля 2000 года на первой встрече президента России Владимира Путина с крупными предпринимателями обсуждались отношения крупного бизнеса и государства. Присутствовавшим на встрече 22 предпринимателям был разъяснён тезис о «равноудаленности»: «Ни один клан, ни один олигарх не должны быть приближены к региональной и к федеральной власти, они должны быть равноудалены от власти».[22]
[править] ВСНХ
14 (1) декабря 1917 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О Высшем Совете Народного Хозяйства».[23]
8 августа (26 июля) 1918 г. — Положение Совета Народных Комиссаров «О Высшем Совете Народного Хозяйства».[24]