Государственная экономическая политика в России в XX веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



27 (14) ноября 1917 года — Положение о рабочем контроле, принятое Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.[1]

В целом к началу гражданской войны в России система государственного управления народным хозяйством в России выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал теоретические основы деятельности аппарата. Общее руководство осуществлял Совнарком (СНК), решавший наиболее важные вопросы. Отдельными сторонами народнохозяйственной жизни руководили народные комиссариаты. Их местными органами являлись соответствующие отделы исполкомов Советов. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), созданный в 1917 году как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки на капитал» и под их влиянием трансформируется в центр управления промышленностью. При этом доминирует отраслевой подход к управлению.

28 (15) июня 1918 года — декрет Совета Народных Комиссаров «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта».[2]

Политика, получившая позднее название «военный коммунизм», приобрела завершённые очертания к весне 1919 года и состояла в проведении трёх основных групп мероприятий:

  • для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения. Торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением. В январе 1919 г. была введена продовольственная разверстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб (а позднее и другие продукты и товары массового спроса) распределялся в централизованном порядке по классовой норме;
  • национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия;
  • вводилась всеобщая трудовая повинность. Всех уклонявшихся от неё предлагалось обвинять в дезертирстве, создавать из них штрафные рабочие команды или даже заключать в концентрационные лагеря.

В целях создания конкретного плана социалистической реконструкции IV Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в апреле 1927 г., обязал правительство в кратчайший срок выработать пятилетний план развития народного хозяйства страны.[3]

В декабре 1927 года в СССР партийное руководство вышло с программой дальнейшего социалистического строительства: «перереконструирование» нэпа, развертывание кооперирования по производственному принципу и коллективизации, расширение плановых начал в экономике, активное наступление на капиталистические элементы города и деревни.

Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР был одобрен XVI партийной конференцией, состоявшейся в конце апреля 1929 г.[4]

Крупным хозяйственным экспериментом конца 1950-х годов стал переход с пятилетнего на более продолжительное — семилетнее планирование. Утвержденный в 1956 г. шестой пятилетний план развития народного хозяйства уже через год сочли неудачным и разработали новый, на этот раз семилетний, принятый на внеочередном XXI съезде КПСС в январе 1959 года.

На пленуме ЦК КПСС 22 ноября 1982 года Ю. В. Андропов заявил о необходимости «ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода».[5]

18 августа 1983 г. ЦК КПСС и Совет министров издали постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве», в котором предписывалось с 1985 г. начать массированную модернизацию производства.[6]

В 1985 году, вскоре после избрания генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёва было объявлено о необходимости перемен для ускорения социально-экономического развития СССР и подъема уровня жизни граждан страны.[7]

29.12.1991 — Ука­з Пре­зи­ден­та РФ «Об ус­ко­ре­нии при­ва­ти­за­ции го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий».[8]

В нач. 1992 года пра­ви­тель­ст­во России при­сту­пи­ло к при­ва­ти­за­ции гос. и му­ни­ци­паль­но­го иму­ще­ст­ва.[9]

Вес­ной 1992 года 6-й Съезд нар. де­пу­та­тов при­знал ход эко­но­мич. ре­форм в России не­удов­ле­тво­ри­тель­ным.[10]

Под влия­ни­ем про­мыш­лен­ни­ков в пра­ви­тельств. про­грам­му при­ва­ти­за­ции бы­ли вне­се­ны кор­рек­ти­вы, по­зво­ляв­шие тру­до­вым кол­лек­ти­вам вы­ку­пать по ос­та­точ­ной стои­мо­сти 51 % ак­ций сво­их пред­при­ятий (указ от 1.7.1992).[11]

В авг. 1992 года Пре­зи­дент Ельцин из­дал Указ «О вве­де­нии в дей­ст­вие сис­те­мы при­ва­ти­за­ци­он­ных че­ков в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (14.8.1992), на ос­но­ва­нии ко­то­ро­го на­чал­ся вы­пуск че­ков «на предъ­я­ви­те­ля» (вау­че­ров).[12]

В со­от­вет­ст­вии с ука­зом Ельцина от 28.6.1994, ут­вер­див­шим но­вый по­ря­док при­ва­ти­за­ции, на­чал­ся «де­неж­ный» этап раз­го­су­дар­ст­вле­ния соб­ст­вен­но­сти в России.[13]

20 июля 1995 года — Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».[14]

Указ Пре­зи­ден­та Ельцина от 31.8.1995 пре­ду­смат­ри­вал пе­ре­да­чу на кон­курс­ной ос­но­ве кон­троль­ных па­ке­тов ак­ций круп­ней­ших гос. пред­при­ятий за­ин­те­ре­со­ван­ным бан­кам, ак­цио­нер­ным ком­па­ни­ям и др. в об­мен на кре­ди­ты (т. н. за­ло­го­вые аук­цио­ны), что фак­ти­че­ски вы­ли­лось в не­кон­ку­рент­ную про­да­жу ак­ций по за­ни­жен­ным це­нам.[15]

Первая Государственная стратегия экономической безопасности России была принята указом президента России Бориса Ельцина от 29 апреля 1996 года. Документ выделял четыре основные угрозы экономической безопасности: обеднение и имущественное расслоение населения; деформированность структуры российской экономики (в том числе усиление топливно-сырьевого сектора); неравномерность развития регионов; криминализация общества.[16]

16 января 1998 года премьер-министр Виктор Черномырдин принимает решение о сужении полномочий вице-премьеров-«младореформаторов». У Анатолия Чубайса отбирают финансовую сферу, а у Бориса Немцова — большую часть полномочий в области топливно-энергетического комплекса.[17]

С 2000 года в России снова начались институциональные реформы, которые были почти заморожены после приватизации 1996 года.[18]

В 2000 году, сразу же после своего избрания на пост, российский президент Владимир Путин поручил команде экономистов во главе с Германом Грефом, министром экономического развития и торговли России, разработать программу социально-экономического развития России, направленную на сокращение бедности и достижение 10-процентного роста экономики.[19]

В мае 2000 года была пред­став­ле­на «Стра­те­гия раз­ви­тия Рос­сийской Федерации до 2010 года», в цен­тре вни­ма­ния ко­то­рой на­хо­ди­лись на­ло­го­вая ре­фор­ма и со­кра­ще­ние на­ло­го­во­го бре­ме­ни, ре­фор­ми­ро­ва­ние бюд­жет­ной сис­те­мы, де­бю­ро­кра­ти­за­ция (сни­же­ние барь­е­ров вхо­да на ры­нок), со­кра­ще­ние при­сут­ст­вия го­су­дар­ст­ва в эко­но­ми­ке и по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния гос. соб­ст­вен­но­сти, раз­ви­тие фи­нан­со­во­го рын­ка и фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов, ре­фор­ма ес­теств. мо­но­по­лий, ре­фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы со­ци­аль­ной под­держ­ки и пен­си­он­ной сис­те­мы.[20]

В конце июня 2000 года Герман Греф представил новую программу российского социально-экономического развития, которая содержала перечень основных мер, которые должны быть осуществлены в течение первых 18 месяцев.[21]

28 июля 2000 года на первой встрече президента России Владимира Путина с крупными предпринимателями обсуждались отношения крупного бизнеса и государства. Присутствовавшим на встрече 22 предпринимателям был разъяснён тезис о «равноудаленности»: «Ни один клан, ни один олигарх не должны быть приближены к региональной и к федеральной власти, они должны быть равноудалены от власти».[22]

[править] ВСНХ

14 (1) декабря 1917 г. — декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О Высшем Совете Народного Хозяйства».[23]

8 августа (26 июля) 1918 г. — Положение Совета Народных Комиссаров «О Высшем Совете Народного Хозяйства».[24]

История государственной экономической политики в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты