Государственная экономическая политика в России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2008—2013 годах государственная эко­но­мическая по­ли­ти­ка в России бы­ла на­прав­ле­на на сгла­жи­ва­ние влия­ния внеш­них шо­ков, вос­ста­нов­ле­ние мак­ро­эко­но­мич. ста­биль­но­сти в ус­ло­ви­ях мас­си­ро­ван­но­го от­то­ка ка­пи­та­ла и со­кра­ще­ния экс­порт­ных до­хо­дов, под­дер­жа­ние ди­на­ми­ки внутр. по­треб­ле­ния, на вы­ра­бот­ку но­вых сти­му­лов эко­но­мич. раз­ви­тия.[1]

В конце 2000-х годов в России произошло постепенное замедление реализации экономических структурных реформ второго поколения, направленных на улучшение инвестиционного климата, диверсификацию экономической структуры и устранение дефицита инфраструктуры.[2]

Макроэкономическая политика 2017—2019 годов, проводимая в рамках бюджетных правил и в соответствии с принципами инфляционного таргетирования, обусловила существенное повышение устойчивости внутренних экономических и финансовых параметров к изменению внешнеэкономической конъюнктуры. В частности, практически исчезла зависимость курса рубля от колебаний цен на нефть. Одновременно более чем в 2 раза сократилась цена нефти, балансирующая бюджет: с уровня более $100 за баррель в 2014 году до около $50 за баррель в 2018—2019 годах.[3]

Содержание

[править] Регулирование предпринимательской деятельности

В 2001—2012 годах российское правительство разработало инициативу по дерегулированию, в рамках которой были приняты благоприятные для бизнеса законы в сфере лицензирования, проверок и регистрации.[4]

При­ня­тые в 2001—2003 годах в России за­ко­ны бы­ли на­прав­ле­ны на уп­ро­ще­ние ус­ло­вий соз­да­ния пред­при­ятий (прин­цип од­но­го ок­на), сня­тие адм. барь­е­ров пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, ог­ра­ни­че­ние ко­ли­че­ст­ва про­ве­рок на пред­при­яти­ях.[5]

В мае 2012 года вышел указ Путина, в котором перед Россией была поставлена задача войти в первую двадцатку экономик мира в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Этот указ напрямую связал эффективность деятельности федеральных ведомств (Росреестра и Федеральной таможенной службы) с соответствующими улучшениями показателей оценки «Ведение бизнеса». Указ Путина в значительной степени способствовал улучшению позиции России в рейтинге «Ведение бизнеса». Согласно глобальному докладу «Ведение бизнеса», Россия поднялась со 120-й позиции (в рейтинге 183 стран), которую она занимала в 2012 году, на 51-ю (среди 189 экономик) в 2016 году, впервые показав лучший результат среди всех стран БРИКС в совокупном рейтинге.[6]

В апреле 2019 года было сообщено, что Владимир Путин дал поручение, согласно которому Россия должна занять 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business к 2024 году.[7]

[править] Контрольно-надзорная деятельность

За­кон «О за­щи­те прав юри­ди­че­ских лиц и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей при про­ве­де­нии го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля (над­зо­ра)» (2001 год) оп­ре­де­лил прин­ци­пы за­щи­ты прав пред­при­ни­ма­те­лей при осу­ще­ст­в­ле­нии гос. кон­тро­ля.[8]

17 мая 2008 года, вскоре после своей инаугурации, президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», который запрещал проверять юридические лица органами госконтроля чаще, чем раз в три года (за исключением налоговых проверок).[9]

Реформа контрольно-надзорной деятельности в России начата в декабре 2016 года по инициативе президента Путина.[10] Ключевые цели реформы — снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба.[11]

1 марта 2018 года Путин заявил: «В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход».[12]

[править] Техническое регулирование

За­кон «О тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии» (2002 год) из­ме­нил сис­те­му стан­дар­ти­за­ции, сер­ти­фи­ка­ции и под­твер­жде­ния со­от­вет­ст­вия, сни­мая с неё бю­ро­кра­тич. пре­по­ны.[13]

[править] Государственно-частное партнёрство

13.07.2015 — федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».[14]

[править] Антикризисная политика

[править] Кризис 2008—2009 годов

В ответ на рецессию во время глобального экономического кризиса 2008—2009 годов правительство России предприняло энергичные контрциклические меры, что смягчило отрицательные последствия кризиса для страны и способствовали быстрому восстановлению экономики. Динамика показателей всеобщего процветания в период кризиса была лучше, чем в других странах.[15]

Общий объём антикризисных мер в России в 2008—2009 годах превысил $90 млрд, что составило примерно 7 % от ВВП. Первоначально антикризисные бюджетные меры были направлены на поддержку финансового сектора и (крупных) предприятий. Оперативные и масштабные меры реагирования правительства и Банка России позволили предупредить системный банковский кризис и нехватку ликвидности и избежать валютного кризиса. Доверие к банковской системе быстро восстановилось, что привело к возобновлению притока депозитов. Однако по мере ухудшения показателей безработицы и бедности началось постепенное перераспределение государственных средств в пользу поддержки домохозяйств, действующих программ на рынке труда и малого и среднего бизнеса. Федеральное правительство оказывало значительную бюджетную поддержку регионам и региональным предприятиям сферы услуг.[16]

Принятые в России меры были более масштабными, чем аналогичные меры, принятые во многих странах G20. Однако, принимая во внимание более существенное замедление темпов экономического роста, слабые автоматические стабилизаторы и большой размер бюджетных резервов, они были адекватными и позволили полностью покрыть бюджетный дефицит 2009 года за счёт внутренних источников.[17]

Принятие масштабных антикризисных мер в 2008—2009 годах стало возможным благодаря накопленным средствам в государственных резервных фондах.[18]

[править] Кризис 2014—2015 годов

В качестве ответных мер после резкого снижения цен на нефть и геополитических осложнений Россия в начале 2015 года приняла антикризисный план в размере $40 млрд или 3 % ВВП. Эта программа предусматривала масштабную рекапитализацию банков и меры, направленные на смягчение последствий рационализации расходов, проведённой после резкого падения нефтяных доходов и ослабления экономической деятельности.[19]

[править] Кризис 2020 года

2 июня 2020 года премьер Михаил Мишустин представил президенту Общенациональный план восстановления экономики.[20]

[править] Приватизация

Закон о приватизации унитарных предприятий (МУП и ГУП) был подписан Путиным в 2019 году.[21]

В феврале 2021 года Путин заявил: «Приватизация сама по себе ради приватизации, она, особенно так, как это делалось в 1990-е годы, неприемлема. Она должна улучшать структуру экономики. Мы должны исходить из того, что любой шаг в этом направлении должен создавать нового, более эффективного собственника. Но в рамках определенной конъюнктуры, с тем чтобы за копейки не раздавать миллионы и миллиарды.»[22]

[править] Институты развития

Во второй половине 2000-х годов в России ак­тив­но соз­да­ва­лись ин­сти­ту­ты раз­ви­тия, ори­ен­ти­ро­ван­ные на дос­ти­же­ние це­лей гос. по­ли­ти­ки и сни­же­ние рис­ков ча­ст­ных ин­ве­сто­ров, сти­му­ли­ро­ва­ние их к оп­ре­де­лён­ным вида­м дея­тель­но­сти: Ин­ве­стиц. фонд Рос. Фе­де­ра­ции (2006); Гос. кор­по­ра­ция «Банк раз­ви­тия и внеш­не­эко­но­мич. дея­тель­но­сти (Внеш­эко­ном­банк)» (2007); ОАО «Российская вен­чур­ная ком­па­ния» (2006); ОАО «Агент­ст­во по ипо­теч­но­му жи­лищ­но­му кре­ди­то­ва­нию»; Гос. кор­по­ра­ция «Рос­сий­ская кор­по­ра­ция на­но­тех­но­ло­гий»; Гос. кор­по­ра­ция «Фонд со­дей­ст­вия ре­фор­ми­ро­ва­нию ЖКХ»; ОАО «Рос. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ный банк»; ОАО «Рос­аг­ро­ли­зинг»; ОАО «Рос. фонд ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий»; Фонд со­дей­ст­вия раз­ви­тию ма­лых форм пред­при­ятий в на­уч.-тех­нич. сфе­ре; Фонд «Скол­ко­во».[23]

В начале декабря 2020 года правительство России инициировало радикальную реформу государственных институтов развития.[24]

[править] Планы

«Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)» была утверждена распоряжением Правительства России от 19 января 2006 года N 38-р.[25]

В мае 2009 года подписан указ президента России «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».[26]

[править] Стратегия-2020

Формально процесс создания Концепции долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации до 2020 года начался в 2006 году по поручению Минэкономики, базой были разработки ЦСР предыдущих лет.[27]

В 2008 году Путин инициировал разработку «Стратегии-2020» — масштабного проекта социально-экономических реформ в стране.

В ноябре 2008 года была подготовлена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегия 2020»).[28]

Стра­те­гия-2020 сфор­му­ли­ро­вала клю­че­вые идеи но­вой эко­но­мической по­ли­ти­ки, вклю­чая пе­ре­ход к тар­ге­ти­ро­ва­нию ин­фля­ции, но­вое бюд­жет­ное пра­ви­ло, кон­цеп­цию бюд­жет­но­го ма­нёв­ра, на­прав­лен­ную на по­вы­ше­ние ро­ли че­ло­ве­че­ско­го ка­пи­та­ла в эко­но­ми­ке, ин­но­ва­ци­он­ное раз­ви­тие, кон­цеп­цию раз­ви­тия фи­нан­со­вых рын­ков, транс­порт­ной и энер­ге­тической ин­фра­струк­ту­ры, ме­ры по сти­му­ли­ро­ва­нию де­ло­вой ак­тив­но­сти и ди­вер­си­фи­ка­ции экс­пор­та.[29]

В январе 2011 года правительство России приняло решение об обновлении «Стратегии 2020». Было решено, что пересмотр «Стратегии 2020» будет осуществляться не по отраслевым блокам, а по наборам проблем в области развития, и что по этим проблемам будут организованы широкие общественные дебаты. Было определено пять приоритетных направлений: 1) новая модель экономического роста; 2) развитие человеческого капитала и повышение качества жизни; 3) эффективное государство и новый социальный контракт между государством, бизнесом и обществом; 4) преодоление территориальной и информационной разобщенности; 5) международная позиция России. В соответствии с распоряжением председателя правительства России Путина была образована 21 экспертная группа для выработки рекомендаций по стратегии социально-экономического развития на период с 2012 по 2020 год. Предварительные результаты работы над «Стратегией 2020» были представлены в правительство России в августе 2011 года в виде промежуточного доклада. В этом докладе было дано всестороннее представление о том, как должна развиваться Россия, чтобы стать более диверсифицированной, инновационной экономикой, движимой частными инвестициями, имеющей стабильную макроэкономическую среду, более эффективный государственный сектор, более благоприятный инвестиционный климат, располагающей работниками необходимой квалификации и инфраструктурой высокой качества.[30]

Вторая версия «Стратегии-2020» была представлена в декабре 2011 года.[31]

«Стратегия-2020» сыграла важную роль в определении контуров социально-экономической политики на следующее десятилетие.[32]

[править] Майские указы

В мае 2012 года был принят ряд указов президента России, в которых обозначены ключевые задачи по развитию различных сторон жизни России, включая экономику и благосостояние граждан.[33] В частности, согласно майским указам, чиновники должны были увеличить долю инвестиций в ВВП, производительность труда, упростить ведение бизнеса, повысить зарплаты и т. д.[34]

7 мая 2012 года Путин подписал Указ «О долгосрочной государственной экономической политике». В указе поставлены цели повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения доходов населения и достижения технологического лидерства российской экономики.[35]

Программный Указ Президента России от 7 мая 2018 года предусматривает осуществление сложного комплекса мероприятий макроэкономического, институционального и структурного характера. Сформулированная Путиным модель экономического роста существенно отличается от подходов предыдущих 10 лет. Государственные ресурсы концентрируются на инвестиционном обеспечении реализации национальных целей и приоритетов, а повышение потребительского спроса следует в основном за инвестиционным спросом.[36]

[править] Стратегия экономической безопасности

15 мая 2017 года опубликована Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года. Документ был подписан президентом России 13 мая 2017 года.[37]

[править] Стратегия пространственного развития

В феврале 2019 года в России была принята Стратегия пространственного развития на период до 2025 года. В неё включён перечень экономических специализаций регионов, который рекомендовано учитывать при подготовке федеральных и местных программ.[38][39]

[править] Организации

[править] Министерство экономического развития России

21 января 2020 года президент России Владимир Путин назначил министром экономического развития России Максима Решетникова, ранее занимавшего должность губернатора Пермского края.[40]

[править] Экономический совет при президенте России

Экономический совет при президенте Российской Федерации создан в соответствии с указом президента России от 16 июля 2012 года.[41]

31 октября 2013 года Владимир Путин утвердил состав президиума Экономического совета. В него вошли 19 человек, среди которых бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин /ныне декан факультета Санкт-Петербургского государственного университета/, первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, вице- премьеры Ольга Голодец и Аркадий Дворкович, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев.[42]

В апреле 2016 года президент Путин включил Алексея Кудрина в состав Экономического совета при Президенте Российской Федерации с целью разработки стратегии реформирования институциональной структуры России; реформирование судебных и правоохранительных органов — одно из пяти приоритетных направлений реформ, которыми поручено заниматься команде Кудрина.[43]

[править] Комиссия по модернизации

Дмитрий Медведев сфор­ми­ро­вал Ко­мис­сию по мо­дер­ни­за­ции и тех­но­ло­гическому раз­ви­тию эко­но­ми­ки Рос­сии (21.5.2009).[44]

[править] Агентство стратегических инициатив

Агентство стратегических инициатив было учреждено в 2011 году по инициативе Путина для поддержки уникальных общественно значимых проектов и инициатив среднего предпринимательства.[45][46]

[править] Государственные компании

2007 год — Создание госкорпораций в России.[47]

[править] Нормативные акты

Госдума шестого созыва приняла федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».[48]

За­кон «О тер­ри­то­ри­ях опе­ре­жаю­ще­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» под­пи­сан Путиным 29.12.2014.[49]

[править] Гражданский кодекс

С 1 марта 2002 года введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившая нормы наследственного права и международного частного права. В наследственных правоотношениях получил закрепление основополагающий принцип свободы завещания.[50]

18 июля 2008 года — Указ Президента Российской Федерации от № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».[51]

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации была одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 года. Концепция была подготовлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». На основании Концепции началась работа над изменениями в Гражданский кодекс России.[52]

3 апреля 2012 года Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 47538-6). 27 апреля 2012 года законопроект был принят в первом чтении, однако текст проекта оказался весьма объемным, и 16 ноября 2012 года Государственная Дума приняла решение принимать законопроект по отдельным тематическим блокам. В 2012—2013 годах в рамках отдельных блоков был принят ряд важных изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части объектов гражданских прав, сделок, представительства и доверенности, ценных бумаг, международного частного права и так далее.[53]

Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступил в силу 1 марта 2013 года. Данный закон закрепил принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей. Закон запрещает действия в обход закона с противоправной целью. В нём уточняется круг отношений, регулируемых гражданским законодательством, предусмотрены корпоративные отношения. В качестве источника гражданского права вводится не только обычай делового оборота, но и любой другой отвечающий признакам обычай. Закрепляется тенденция регистрации права, а не договора, чтобы устранить смешение вещно-правовых и обязательственно-правовых отношений. Существенно расширена категория физических лиц ограниченной дееспособности.[54]

Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», вступил в силу 1 сентября 2013 года (за исключением отдельных положений). Законом внесены существенные изменения в части правового регулирования сделок. В частности, введена специальная статья, касающаяся согласия на совершение сделки. Отменена сверхимперативная норма об обязательной письменной форме внешнеэкономической сделки. Введена презумпция, в соответствии с которой сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является по общему правилу оспоримой, а не ничтожной. Установлены правовые основы принятия и оспаривания решений собраний. Введена статья о безотзывной доверенности.[55]

Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступил в силу 1 октября 2013 года. Законом, в частности, установлен новый вид недвижимого имущества — единый недвижимый комплекс. Под данным комплексом понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Уточняется, что объектами гражданских прав являются результат работ и оказание услуг. Внесены изменения в положения о ценных бумагах, в частности определено, что правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе требовать от лица, на счете которого они находятся, возврата таких же бумаг. Закон вводит современные требования к бездокументарным ценным бумагам с учетом их специфики, а также особые правила по переходу прав на такие бумаги. Предусматривает регулирование восстановления утраченных данных учета бездокументарных ценных бумаг.[56]

Федеральный закон от 30 сентября 2013 года № 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», вступил в силу 1 ноября 2013 года. Изменения внесены в положения о международном частном праве. Законом установлены, в частности, следующие специальные нормы: о сферах действия права, подлежащего применению к вещным правам;об определении права, подлежащего применению к переходу прав кредитора к другому лицу на основании закона;об определении права, подлежащего применению к отношениям представительства; об определении права, применимого к требованиям об ответственности учредителей (участников) иностранной организации по обязательствам последней.[57]

История государственной экономической политики в России
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты