Внешняя политика Таджикистана

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Зарубежные регионы

[править] Азия

[править] Индия

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Республика Таджикистан с учетом роли и влияния Республики Индия в регионе и мире, многовекового опыта исторических и культурных связей таджикского народа с народами Индии, а также ее широких экономических и технологических возможностей, будет расширять и углублять многоаспектное сотрудничество с этой страной».[1]

14 ноября 2003 года Таджикистан и Индия создали двустороннюю рабочую группу по борьбе с терроризмом и договорились создать антитеррористическую структуру.

[править] Иран

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «В отношениях между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран фактор исторической, языковой и культурной общности имеет важное значение. Республика Таджикистан и в дальнейшем будет стремиться к расширению прочных отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с этой страной в двустороннем и многостороннем форматах.»[2]

С 1998 года Таджикистан и Иран сотрудничают в военно-технической сфере.

[править] Киргизия

Зимой 2014 года Таджикистан и Киргизия ввязались в территориальные распри, что сопровождалось военными действиями в приграничных зонах.

[править] Китай

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Укрепление отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одной из важнейших задач внешней политики Республики Таджикистан на азиатском направлении. Эти отношения благодаря воле и усилиям обеих сторон достигли уровня стратегического партнерства и создали благоприятную основу для поступательного наращивания многоаспектного взаимодействия в политической области, сфере безопасности, военно-техническом, торгово-экономическом и культурном направлениях.»[3]

В марте 1993 года Таджикистан и Китай подписали Меморандум о взаимопонимании в области гражданской авиации.

В 2009 году Таджикистан и Китай подписали соглашения о строительстве ГЭС «Нурабад-1» ($560 млн), ТЭЦ в Душанбе ($400 млн).

В 2012 году товарооборот Таджикистана и Китая составил $1,58 млрд.

[править] Пакистан

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Для Республики Таджикистан укрепление политического взаимодействия и расширение широкого многоаспектного сотрудничества с Исламской Республикой Пакистан с учётом её торгово-экономических возможностей и геостратегического положения имеет особое значение».[4]

[править] Турция

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Республика Таджикистан будет приветствовать развитие взаимовыгодного сотрудничества с Турецкой Республикой в различных сферах, в том числе привлечении инвестиций в экономику Таджикистана».[5]

[править] Узбекистан

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «В отношениях с Республикой Узбекистан определяющими факторами являются важность и необходимость равных, взаимовыгодных, бескорыстных и стабильных отношений. Республика Таджикистан в своей политике в отношении этого соседнего государства всегда будет придерживаться принципа взаимоуважения, созидательного взаимодействия и доброжелательности.»[6]

В апреле 2010 года Таджикистан и Узбекистан не смогли достигнуть соглашения относительно управления водными ресурсами Кайраккумского водохранилища.

В ноябре 2015 года Таджикистан и Узбекистан достигли договоренностей о взаимном предоставлении скидок на транспортировку грузов.

[править] Япония

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Республика Таджикистан заинтересована расширять и укреплять разностороннее взаимодействие с Японией как верным партнером и донором как в двустороннем формате, так и посредством международных финансовых институтов».[7]

[править] Америка

[править] США

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Республика Таджикистан с учетом огромного авторитета и роли Соединенных Штатов Америки в мировой политике и экономике и в дальнейшем будет прилагать усилия для развития многоплановых отношений с этим государством на взаимовыгодной основе и поддерживать их партнёрский характер».[8]

[править] Африка

[править] Египет

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Республика Таджикистан, принимая во внимание международный авторитет и значение Арабской Республики Египет в региональной и мировой политике, заинтересована в расширении отношений сотрудничества с этой страной».[9]

[править] Европа

[править] Россия

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «Учитывая позиции Российской Федерации в мире и в регионе, для Республики Таджикистан расширение и укрепление традиционно дружественных отношений и стратегического партнерства с нею имеет особое значение. Развитие отношений с Российской Федерацией на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества в политической, военной, военно-технической, экономической, торговой, инвестиционной областях, сферах трудовой миграции, культуры, информации, науки и образования и других направлениях отвечает национальным интересам Республики Таджикистан и является важным фактором обеспечения регионального мира и стабильности.»[10]

25 мая 1993 года Таджикистан и Россия подписали Договор о дружбе и взаимопомощи и Договор о сотрудничестве в военной области, а также ещё шесть соглашений.

В 1993 году Таджикистан и Россия подписали соглашение, согласно которому строительство Рогунской ГЭС считается совместным.

В октябре 2004 года Таджикистан и Россия подписали межправительственное Соглашение о защите прав трудовых мигрантов.

В 2009 году Таджикистан и Россия на уровне президентов утвердили документы об организации на Памире Международного научного центра.

В 2014 г. товарооборот Таджикистана и России составил $1251 млн.

[править] Международные организации

Таджикистан является членом около 30 международных организаций, в том числе ООН и ряда её специализированных учреждений, СНГ, ОДКБ, ШОС, ОИК, ОБСЕ, ОЭС, ЕБРР, ЭСКАТО, МБРР, МВФ, САСС.[11]

[править] Всемирный банк

В апреле 1993 года Таджикистан стал членом Всемирного банка.[12]

[править] ВТО

В марте 2013 года Таджикистан вступил в ВТО.

[править] ЕврАзЭС

В 2001 году Таджикистан вступил в ряды Евразийского экономического сообщества.

[править] Евросоюз

В Концепции внешней политики Таджикистана, утверждённой указом президента Таджикистана от 27 января 2015 года, говорится: «С началом XXI столетия в отношениях между Таджикистаном и Европейским Союзом произошли коренные изменения позитивного свойства, и эта тенденция год от года укрепляется. Таджикистан рассматривает Европейский Союз, который содействует развитию приоритетных направлений национальной экономики, как одного из своих важных экономических партнёров и в дальнейшем будет стремиться к расширению и углублению долгосрочного стабильного взаимодействия с этим влиятельным межгосударственным объединением на основе принципа взаимной выгоды.»[13]

[править] ОБСЕ

В 1992 году Таджикистан присоединился к ОБСЕ.

[править] ООН

В марте 1992 года Таджикистан вступил в Организацию Объединенных Наций.

[править] СНГ

21 декабря 1991 года Таджикистан вступил в СНГ.

[править] ШОС

В 2001 году Таджикистан вступил в ШОС.

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
Международные отношения
Европа  АвстрияАлбанияАндорраБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Азия  АзербайджанАрменияАфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнамГрузияИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКипрКиргизияКитайКНДРКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОманПакистанПалестинаСаудовская АравияСингапурСирияТаджикистанТаиландТуркменияТурцияУзбекистанФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Америка  АнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрубаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГватемалаГондурасГренадаДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаМонтсерратНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСШАСуринамТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Африка  АлжирАнголаБенинБотсванаБуркина ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинеяГвинея-БисауДжибутиДР КонгоЕгипетЗамбияЗападная СахараЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморыРеспублика КонгоКот-д’ИвуарЛесотоЛиберияЛивияМаврикийМавританияМадагаскарМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигерНигерияРуандаСан-Томе и ПринсипиСвазилендСейшельские ОстроваСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоТунисУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭфиопияЮАР
Австралия и Океания  АвстралияНовая ЗеландияПалауВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваНауруПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонгаТувалуФедеративные Штаты МикронезииФиджи
Прочее  Внешнеэкономическая политика
Личные инструменты