Боевые катера на Украине
Материал из Documentation.
Боевые катера на Украине — один из видов катеров на Украине.
Содержание |
[править] Принадлежащие Украине катера
[править] Ракетный катер «Прилуки»
В 1996 году ракетный катер «Прилуки» передали Украине. На вооружении катера были артиллерийские установки АК-176М и АК-630М и две пусковые установки советских противокорабельных ракет П-15М «Термит». Однако после воссоединения Крыма с Россией боекомплект для катера остался на территории полуострова. Катер «Прилуки» находился под контролем России с 20 марта по 11 апреля 2014 года.[1]
В 2016 году отмечалось, что небольшой ракетный катер «Прилуки» оснащён двумя пусковыми установками противокорабельных ракет «Термит». Последние ракетные стрельбы основным комплексом проводились в 1999 году. Запас ракет советской разработки и производства П-15М катастрофически уменьшился, а их техническое состояние (паспортные ресурсы уже давно исчерпаны), весьма плачевно.[2]
В декабре 2018 года было сообщено, что с катера «Прилуки» были демонтированы пусковые контейнеры противокорабельных ракет «Термит».[3]
[править] Десантный катер «Сватово»
Украине принадлежит десантный катер «Сватово».[4]
[править] Рейдовые катера U172 и U173
Украине принадлежат рейдовые катера U172 и U173.[5]
[править] Сторожевой катер «Скадовск»
Украине принадлежит сторожевой катер «Скадовск».[6]
[править] Проекты
[править] 58155
Бронекатер проекта 58155 («Гюрза-М») разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием катеров проекта 58150 («Гюрза»).[7]
Катер проекта 58155 («Гюрза-М») крупнее своего прототипа, и имеет полное водоизмещение 50,7 тонн, длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Максимальная скорость хода «Гюрзы-М» до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом 700 миль, автономность пять суток. Экипаж всего пять человек. Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант боевого модуля БМ-3 «Штурм» для бронетехники. Каждый модуль «Катран-М» включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения. Катер должен быть оснащен оптико-электронной системой управления огнем и наблюдения «Сова» и иметь также комплект переносного ЗРК.[8]
Закладка двух первых предназначенных для ВМС Украины малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 («Гюрза-М») была произведена на ПАО «Завод „Ленинская кузница“» в Киеве 25 октября 2012 года. Катера предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей и должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года. Согласно первоначальным планам министерства обороны Украины (МОУ), до 2017 года намечалось построить для ВМС Украины девять катеров типа «Гюрза-М».[9]
Хотя оба бронекатера должны были быть сданы ВМСУ к концу 2013 года, однако из-за недостаточного финансирования и низкого качества работы завода «Ленинская кузница» их строительство значительно затянулось, а в декабре 2013 года МОУ вообще расторгло контракт с «Ленинской кузницей», планируя передать постройку этих катеров на другое предприятие.[10]
Строительство обеих бронекатеров было возобновлено осенью 2014 года уже в качестве «чрезвычайного военного заказа», дополнительным фактором в пользу их достройки стала принадлежность завода «Ленинская кузница» коммерческим структурам, контролируемым нынешним президентом Украины Петром Порошенко.[11]
Спуск на воду обоих бронекатеров БК-01 (заводской номер 01023, бортовой номер U 174) и БК-02 (заводской номер 01024, бортовой номер U 175) был осуществлен в Киеве в ноябре 2015 года, после чего оба катера были переправлены для доукомплектования и проведения испытаний в Одессу на ОСП «Судоверфь Украина» (бывший судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины), входящее в состав ГП «Одесский морской торговый порт». Испытания обеих катеров были начаты в Одессе 3-4 февраля 2016 года.[12]
В октябре 2016 года командующий Военно-морскими силами Украины Игорь Воронченко заявил: «Есть хорошая новость. Катера [проекта 58155] уже прошли заводские испытания и со дня на день выйдут на государственные. Все проблемы, которые были, успешно решены. Катера показали неплохую мореходность, скорость соответствует техническому заданию, а система вооружения после некоторых доработок неплохо зарекомендовала себя. Конечно, быстро решить все проблемы нам не удалось, испытания и доработки затянулись почти на год, но это и понятно — техника новая, недоведенная, так было всегда, но хотелось сделать это побыстрее. В ближайшее время я хочу посетить завод „Ленинская кузница“, чтобы посмотреть, как продвигается работа по четырем катерам, заложенным еще в апреле. В общем, работа там идет быстро и слаженно, завод работает, как отлаженный механизм, во всех цехах кипит работа, сразу видно, что результат будет.»[13]
[править] Кентавр
«Кентавр» представляет собой перспективный тип штурмовых катеров украинской разработки, способный решать боевые задачи в морской и речной акватории, а также осуществлять высадку десанта.[14]
[править] Лань
«Лань» является проектом катера, оснащённого противокорабельными ракетами.[15]
По состоянию на декабрь 2018 года контракт на строительство перспективного ракетного катера пр. «Лань» с противокорабельными ракетами «Нептун» министерством обороны Украины пока не подписан, хотя «Кузня на Рыбальском» завершила технический проект и приступила к выпуску рабочей документации.[16]
[править] История
[править] 2000-е годы
Два катера проекта 58150 («Гюрза») были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на средства американского финансирования (в $5,6 млн).[17]
[править] 2010-е годы
В 2014 году российские войска захватили ракетный катер «Приднепровье» и противодиверсионный катер «Феодосия».[18]
Два МБАК «Гюрза-М» спущены на воду на «Ленинской кузнице» в ноябре 2015 года.[19]
По состоянию на июнь 2016 год на заводе «Ленинская кузница» (Украина) шло строительство 4-х малых бронированных артиллерийских катеров типа «Гюрза-М».[20][21]
5 ноября 2016 года два новейших катера типа «Гюрза-М» — «Аккерман» и «Бердянск» — вышли в море на испытания.[22]
8 сентября 2018 года в Бердянск был доставлен автомобильным трейлером и спущен там на воду один из шести входящих в состав ВМС Украины новых малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (шифр «Гюрза-М»). Тем самым была начата практическая реализация решений состоявшегося 6 сентября 2018 года Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины об усилении украинского военно-морского присутствия на Азовском море.[23]
По состоянию на декабрь 2018 года «Кузница на Рыбальском» осуществляла строительство седьмого малого бронированного артиллерийского катера «Гюрза-М».[24]
[править] Ссылки
- Западные аналитики об украинском бронекатере проекта 58155 «Гюрза-М». 20 ноября 2017
- Интервью главы киевского завода «Кузня на Рыбальском»
- Украина играет в песочнице: катера ВМСУ «Кентавр» — большие, уязвимые и ненужные
- В Николаев на ремонт и модернизацию под ПКР «Нептун» зашел ракетный катер «Прилуки». 15 сентября 2018
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]