Авиационная промышленность Украины в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



По мнению Анатолия Вовнянко, «авиационная отрасль Украины начала стремительно деградировать с 2005 года, когда должность генерального конструктора приобрёл Кива Д. С., который потом стал ещё и президентом ГП „Антонов“».[1]

Тяжёлый удар по авиастроительной отрасли Украины был нанесён разрывом связей с основным партнёром Украины в авиастроительной отрасли — Россией, откуда поставлялись материалы, большое количество оборудования, авионика и где строились по кооперации с Украиной самолёты Ан-148 и Ан-140.[2]

Содержание

[править] Самолётостроение

В январе 2010 года Киевский Авиационный завод «Авиант» переименован в Филиал Государственного предприятия «Антонов» «Серийный завод „Антонов“».[3]

[править] Компании

[править] Национальное объединение «Антонов»

На основании Указа Президента Украины от 27 мая 2005 года, Кабинет Министров Украины 14 июля 2005 года создал объединение предприятий авиапрома Украины. Вначале эта структура получила название Государственная самолётостроительная корпорация «Национальное объединение „Антонов“». Устав объединения был утвержден 3 октября 2005 года и в соответствии с ним в корпорацию вошли государственные предприятия «АНТК Антонов», Киевский авиационный завод «Авиант», «Завод 410 ГА» и ХГАПП.[4]

[править] Государственный авиастроительный концерн «Антонов»

В 2007 году Дмитрий Семенович Кива был одним из апологетов создания авиастроительного консорциума «Авиация Украины».[5]

14 марта 2007 года Кабинет Министров Украины своим постановлением создаёт Государственный авиастроительный концерн «Авиация Украины» и этим же документом отменяет свои постановления об образовании Государственной самолётостроительной корпорации «Национальное объединение „Антонов“». Таким образом корпорация с этого момента перешла в режим ликвидации (была ликвидирована решением Кабмина 13 июня 2007 года), а концерн «Авиация Украины» получил путёвку в жизнь. При этом в составе концерна к 4-м предприятиям, ранее бывшим в составе корпорации, были добавлены государственные предприятия: научно-исследовательский институт «Буран» (Киев), Харьковское агрегатное конструкторское бюро, Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко, предприятие «Новатор», казенное предприятие «Радиоизмеритель» — всего стало 10 предприятий. Концерн был создан с целью «объединения разработчиков и производителей авиационной техники в единый комплекс с централизованным управлением». Правда, уже 30 октября 2008 года из состава концерна были выведены предприятия из «дополнительного списка» и была оставлена уже названная четвёрка авиационных предприятий, а сам концерн был переименован в Государственный авиастроительный концерн «Антонов» с подчинением Минпромполитики Украины.[6][7][8]

26 января 2016 года правительство Украины приняло постановление о ликвидации государственного авиастроительного концерна «Антонов».[9] Это было сделано в связи с отсутствием участников, поскольку три предприятия, которые составляли концерн, в течение марта и июня 2015 года вышли из его состава и были переданы в Государственный концерн «Укроборонпром».[10]

[править] Укроборонпром

28 января 2016 года на сайте государственного концерна «Укроборонпром» появилась информация о создании в его структуре авиационного кластера на основе ГП «Антонов».[11]

[править] Украинская авиастроительная корпорация

31 мая 2016 года была создана «Украинская авиастроительная компания», в состав которой вошли ГП «Антонов», УкрНИИАТ, ГП «Новатор», Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», Харьковское агрегатное конструкторское бюро и завод «Маяк». Целью такого объединения госконцерн «Укроборонпром» называет общее планирование серийного производства, единый центр закупок материалов и комплектующих, объединенный маркетинг продукции и обеспечение продаж.[12][13][14]

[править] Государственная политика

В конце 2001 года на свет появилась Государственная комплексная программа развития авиационной промышленности Украины до 2010 года.[15]

Президент Украины в мае 2005 года подписал указ «О неотложных мерах по развития авиастроительной промышленности», в котором Кабинету министров Украины предписывалось создать условия для государственного экспортного кредитования авиационного производства. Указ предусматривал, что такая схема заработает с 2006 года.[16]

В 2015 году авиастроительную отрасль передали из Министерства экономического развития и торговли в ГК «Укроборонпром».[17]

23.02.2017 года Премьер-министр Украины проводил совещание по вопросам авиастроения в Харькове.[18]

В июне 2021 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, который вводит в действие решение Совета национальной безопасности и обороны «О развитии авиастроительной отрасли Украины» от 4 июня 2021 года.[19]

1 сентября 2021 года Кабинет Министров Украины одобрил Государственную целевую научно-техническую программу развития авиационной промышленности на 2021—2030 годы.[20]

Личные инструменты