Экспорт вооружений из России в Китай
Материал из Documentation.
Экспорт вооружений из России в Китай — одна из крупных статей российского экспорта вооружений и экспорта в Китай.
Россия является одним из основных поставщиков вооружений в Китай. По данным SIPRI, в 2014—2018 годах Россия занимала 1-е место по объёму экспорта вооружений в Китай с долей 70 %.
В 2013 году Китай приобрёл у России вооружений и военной техники на сумму более $1,8 млрд, заняв таким образом 4-е место по закупкам российской продукции военного назначения.[1]
В 2014 году Россия экспортировала в Китай военную продукцию на сумму около $2,35 млрд.[2]
Содержание |
[править] История
[править] СССР
После создания КНР в 1949 году началось активное военное сотрудничество нового государства с СССР. Китай получил готовое вооружение, лицензии, заводы «под ключ», инженерные кадры и некоторые начала современной конструкторской школы, позволившие уже после разрыва с СССР самостоятельно завершить некоторые разработки, включая создание ядерной бомбы и межконтинентальных ракет.[3]
Вместе с тем «привой» не дал ожидавшегося руководством Китая эффекта: «большой скачок», «культурная революция» и прочие потрясения, пережитые Китаем в 1960—1970-х годах, вкупе с отсутствием собственной инженерной школы и традиции привели к тому, что к 1990-м годам Китай подошёл практически с тем же арсеналом, который получил от СССР тремя десятилетиями ранее. Некоторые улучшения были достигнуты благодаря нормализации отношений с США и Западом в целом в середине 1970-х, однако технологический разрыв между КНР и лидерами гонки вооружений оставался чудовищным: в то время как ВВС НОАК продолжали эксплуатировать машины первого-второго поколений, ВВС СССР и США завершали перевооружение на четвёртое.[4]
Однако большой ассортимент простого и недорогого вооружения сделал Китай желанным поставщиком соответствующей продукции для стран третьего мира и многочисленных национальных движений. Китайское оружие, а точнее — копии советского, которые Китай продолжал выпускать, самостоятельно освоив производство комплектующих, уже без всяких лицензий получало значительное число стран и движений.[5]
К 1980-м годам в Китае освоили производство аналогов советского вооружения, созданного в том числе и после разрыва китайско-советских отношений: так, созданный в конце 1970-х переносной зенитно-ракетный комплекс HN-5 был копией советского ПЗРК «Стрела-2», созданного десятилетием ранее. Оригинальные комплексы Китай получил во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, и, имея уже навыки освоения советской радиоэлектронной техники, китайские инженеры скопировали очередную разработку. ТТХ HN-5 по крайней мере поначалу уступали «Стреле», но свою порцию неприятностей эта система доставила и Советскому Союзу — во время афганской войны 1979—1989 годов.[6]
К концу 1980-х годов, когда между Китаем и СССР возобновились нормальные деловые отношения, Китай уже прочно занял нишу главного поставщика «пиратских копий» советского оружия на мировой рынок. Однако технологический разрыв нужно было как-то закрывать, при этом Запад, хоть и проявлял готовность к ограниченному сотрудничеству, отнюдь не собирался делиться с Китаем новейшими разработками. Отдельные исключения типа успешно купленной у Израиля проектной документации на не пошедший в серию истребитель IAI Lavi погоды не делали. Вдобавок даже эти приобретения требовалось как-то освоить.[7]
[править] С 1992 года
Полоса везения для военной промышленности Китая началась с распадом СССР. Брошенные по факту на произвол судьбы оборонные производства были готовы к любому сотрудничеству, способному принести деньги. Исключение составляла разве что ядерная сфера, традиционно жёстко контролировавшаяся.[8]
Новый этап военно-технического сотрудничества Москвы и Пекина был не столь масштабен, как в первые годы после образования КНР, всё же создавать с нуля промышленность Китаю уже не требовалось, да и определённая инженерная школа имела место быть. Однако современных изделий и технологий был острый дефицит. И этот дефицит был восполнен поставками из России самолётов Су-27СК и Су-30МКК, двигателей АЛ-31ФН и РД-93, подлодок проекта 636, эсминцев проекта 956, зенитно-ракетных систем С-300 и т. д.[9]
Получив доступ к современной технике, а в случае с Су-27, например, и лицензионную сборку, Китай немедленно занялся привычным делом — созданием пиратских копий. Освоив производство необходимых комплектующих, он запустил в серию уже не собранные из машинокомплектов, а собственного производства истребители J-11 и ЗРК HQ-9. Затем повторилась и история с копированием не передававшихся официально вооружений: закупив на Украине два нелетающих опытных экземпляра палубного истребителя Су-33, оставшихся с советских времен на испытательном комплексе морской авиации в Крыму, Китай сумел построить собственный самолет J-15, практически неотличимый от Су-33 по внешнему виду.[10]
Российские инженеры участвовали также в доводке многих китайских проектов — от превращения Lavi в J-10 до разработки новейшего учебно-тренировочного самолета L-15. Российские умы, по мнению экспертов, приложены и к китайским опытным машинам пятого поколения — J-20 и J-31. Российские технологии там присутствуют вполне определённо — и та и другая машины взлетели на российских двигателях, хотя в отношении J-31 утверждается, что там были всё же китайские копии российских РД-93, известные как WS-13.[11]
Некогда зиявший технологический разрыв между Китаем и Россией значительно сузился, а кое-где Китай вырвался вперед: при всех вопросах к происхождению и начинке проекта J-31 собственного легкого истребителя пятого поколения у России пока нет.[12]
Тем не менее по ряду стратегически важных направлений Россия продолжает опережать Китай, в том числе в авиации. Су-35 на голову превосходит по возможностям своего прародителя Су-27, а тем более его экспортную версию Су-27СК и «ухудшенную копию» J-11. Китайские двигатели WS-10, скопированные с российских АЛ-31ФН, значительно уступают им по ресурсу и экономичности, а показатели изделий 117С, стоящих на Су-35, для Китая и вовсе пока недоступны.[13]
[править] Виды техники
[править] Самолёты
Россия в последние годы поставила в Китай военные самолёты Су-27, Су-30, Су-35 и Ил-76.
[править] Двигатели для военных самолётов
Китай является одним из крупнейших покупателей российских авиационных двигателей. Технологический уровень страны в настоящее время не позволяет выпускать собственные авиационные двигатели, пригодные для длительной эксплуатации на военной технике. В стране выпускаются силовые установки WS-10 и некоторые другие для самолетов J-10 и J-11, однако их надежность, тяга и величина межремонтного ресурса значительно уступают российским АЛ-31.[14]
В 2011 году Китай приобрёл 150 двигателей АЛ-31Ф, которые устанавливаются на истребители Су-27, поставленные ранее этой стране, а также на их китайские доработанные копии семейства J-11. Тогда же китайская сторона приобрела 123 силовые установки АЛ-31ФН, которые ставятся на самолеты J-10. Кроме того, осенью 2011 года был подписан контракт на поставку Китаю 184 двигателей Д-30КП-2 для транспортников Ил-76, бомбардировщиков H-6 (копия Ту-16) и нового транспортника Y-20.[15]
В октябре 2011 года генеральный директор «Салюта» Владислав Масалов рассказал, что общее количество поставленных Китаю силовых установок уже превысило тысячу единиц. При этом «Салюту» с ростом заказов на силовые установки становится все труднее исполнять контракты. «У нас есть и узкие места, связанные с поставщиками металла и отдельных компонентов», — отметил Масалов.[16]
В феврале 2012 года Китай приобрёл у России 140 авиадвигателей АЛ-31Ф, устанавливаемых на истребители Су-27/30, а также китайские измененные копии таких самолетов J-11. Сумма сделки составила $700 млн.[17]
По приблизительной оценке Рособоронэкспорта, в 2012 году авиадвигатели составляли около 90 % российского экспорта вооружений в Китай.[18]
[править] Средства ПВО
В конце 2002 года отмечалось, что Россия поставила Китаю ряд наземных зенитно-ракетных комплексов среднего радиуса дальности С-300ПМУ-1 и ЗРК ближнего радиуса «Тор-М1».[19]
В 2007 году Россия подписала контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300ПМУ2 и четырёх систем управления 83М6Е2. Поставка комплексов завершилась в апреле 2010 года; они вошли в состав систем ПВО Пекина, Шанхая и некоторых других крупных городов Китая.[20]
В ноябре 2014 года было сообщено, что Россия подписала с Китаем контракт на поставку зенитно-ракетных систем большой дальности С-400 «Триумф». Согласно договору, в Китай будет поставлено не менее шести дивизионов ЗРК С-400 на сумму более $3 млрд.[21]
[править] Морская техника
В 2002 году отмечалось, что Китай приобрёл у России два эсминца класса «Современный» и заключил контракт на постройку еще двух таких кораблей, но с новым зенитно-ракетным комплексом и противокорабельными ракетами на сумму в $1,4 млрд. Купил две дизельные подводные лодки класса «Варшавянка» и две модернизированные подлодки этого же класса, но более современные, проекта «Амур».[22]
В марте 2013 года подписан рамочный контракт по поставке в Китай четырёх дизель-электрических подлодок «Амур — 1650».[23]
[править] Бронеавтомобили
В 2011 г. российская Военно-промышленная компания направила в КНР 25 машинокомплектов бронеавтомобиля «Тигр» для сборки на территории этой страны, затем Китай получил еще 25 «Тигров» и заключил контракт на поставку еще 10 машин.[24]
[править] РСЗО
Из России в Китай была поставлена реактивная система залпового огня «Смерч».[25]
[править] ПТРК
Из России в Китай были поставлены противотанковые ракетные комплексы «Метис» и «Конкурс».[26]
[править] Управляемые снаряды
В 1997 г. Китай приобрёл лицензию на производство управляемых снарядов «Краснополь-М».[27]
[править] Показатели
[править] Объём экспорта
За период 1992—2007 годов Китай приобрёл у России вооружений и военной техники на сумму примерно на $25 млрд.[28]
В 1992—2009 годах Россия экспортировала в Китай вооружений на сумму $28,15 млрд.[29]
В 2008—2011 годах Россия экспортировала в Китай вооружений на сумму $3,5 млрд.[30]
[править] Доля России в оружейном импорте Китая
Доля России в оружейном импорте в Китай (по данным SIPRI):
[править] Место России в оружейном импорте Китая
Место России среди стран мира в оружейном импорте в Китай (по данным SIPRI):
[править] Доля Китая в оружейном экспорте России
Доля Китая в оружейном экспорте из России (по данным SIPRI):
[править] Место Китая в оружейном экспорте России
Место Китая среди стран мира в оружейном экспорте из России (по данным SIPRI):
[править] Ссылки
- Сотрудничество с Китаем
- Вооруженная дружба: как Россия и Китай торгуют оружием. 1 ноября 2017
- Военно-техническое сотрудничество России и Китая. Досье
- Россия как двигатель китайского авиастроения
- Опасно ли торговать оружием с Китаем?
- На китайских берегах «Амуры»
- Венесуэла стала первой среди импортеров сухопутного вооружения из РФ
- Поднебесная борется за господство в небе
- Производство в Китае истребителей J-10 ограничивается поставками двигателей АЛ-31ФН из России
- Россия закрепится в китайском небе. 18 ноября 2014
- China-Russia Military-to-Military Relations: Moving Toward a Higher Level of Cooperation