Экспорт военных самолётов из России в Китай

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Экспорт военных самолётов из России в Китай — основная статья российского экспорта самолётов в Китай.

Россия в последние годы поставила в Китай военные самолёты Су-27, Су-30 и Ил-76. Подписан контракт на поставку самолётов Су-35.

Содержание

[править] Типы самолётов

[править] Су-27/Су-30

Истребитель Су-27СК
Истребитель Су-27СК

В общей сложности в Китай с 1991 по 2012 г. было поставлено 178 истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно-боевых самолётов Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2.[1]

Кроме того, в 1996 г. Китай приобрел лицензию на выпуск 200 истребителей Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Стоимость этой сделки составила около $2,5 млрд. Сборка истребителей осуществлялась на авиастроительном заводе в Шэньяне (провинция Ляонин), построенном по российскому проекту, основное его оборудование также российского производства. К концу 2007 г. из российских машинокомплектов было собрано 105 самолетов. От оставшихся 95 комплектов для сборки Су-27СК Китай отказался, создав собственную версию этого самолета — истребитель Shenyang J-11 («Шэньян Джей-11»). С учетом собранных по лицензии 105 Су-27СК, общее количество истребителей марки «Су» в Китае составляет 283 машины.[2]

[править] Ил-76 и Ил-78

В 1993 году Россия экспортировала в Китай 10 транспортных самолётов Ил-76М.[3]

В 2005 году Китай заключил контракт с Россией на приобретение 34 новых транспортника Ил-76 и 4 самолёта-заправщика Ил-78. Сумма этой сделки составила $1,5 млрд. Этот контракт так и не был исполнен из-за банкротства Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, которое и должно было заняться строительством самолётов.[4]

В конце 2011 года Китай подписал с Россией контракт на поставку трёх транспортников Ил-76МД. В ноябре 2012 года контракт был увеличен до десяти самолётов.[5]

[править] Контракт на поставку Су-35

Истребитель Су-35 ВВС НОАК
Истребитель Су-35 ВВС НОАК

Впервые китайские военные обозначили свой интерес к Су-35 ещё в 2008 году во время авиакосмического салона Airshow China. Тогда главком ВВС Китая генерал-полковник Сюй Цилян на стенде компании «Сухой» ознакомился с возможностями истребителя и оценил его летные и тактико-технические характеристики.[6]

В 2011 году Минобороны Китая официально обратилось в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству с предложением о закупке Су-35.[7]

В конце 2012 года было подписано предварительное соглашение, но ещё три года согласовывались технические и финансовые условия.[8]

В мае 2015 года китайские СМИ (в частности, Want China Times) отмечали, что закупка Китаем самолётов Су-35, по сути, неизбежна, поскольку существующие мощности по производству собственных самолётов J-11 не позволяли сократить разрыв по оснащённости от ВВС других стран. Они также обращали внимание, что российские истребители обладают увеличенным внутренним запасом топлива, что позволит Пекину беспрепятственно контролировать спорные территории. Такого рода конфликты у Китая с Филиппинами и Японией (на вооружении последней состоят американские истребители F-15). По словам источника «Ъ», близкого к переговорам, именно контроль акватории китайская сторона называла своей «стратегической целью».[9]

В ноябре 2015 года было объявлено, что Россия и Китай подписали крупнейший авиационный контракт на закупку 24 многофункциональных истребителей Су-35. Сумма сделки оценивается не менее чем в $2 млрд. Китайские военные, таким образом, стали первыми иностранными заказчиками этих самолётов: до этого их эксплуатировали только ВКС России.[10]

[править] 2003 год

По оценке замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в 2003 году весь экспорт самолётов ОКБ «Сухой» в Китай составил примерно четверть в общем объёме российского оружейного экспорта, который составляет $5,56 млрд.[11]

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Военно-техническое сотрудничество России и Китая. Досье
  2. Военно-техническое сотрудничество России и Китая. Досье
  3. Поставки вооружений из России в Китай: начало конца. 25 июля 2008
  4. Россия начала поставку Китаю транспортников Ил-76. 1 февраля 2013
  5. Россия начала поставку Китаю транспортников Ил-76. 1 февраля 2013
  6. Китай продолжит династию «Су». Москва и Пекин заключили авиационный контракт на $2 млрд 19 ноября 2015
  7. Китай продолжит династию «Су». Москва и Пекин заключили авиационный контракт на $2 млрд 19 ноября 2015
  8. Китай продолжит династию «Су». Москва и Пекин заключили авиационный контракт на $2 млрд 19 ноября 2015
  9. Китай продолжит династию «Су». Москва и Пекин заключили авиационный контракт на $2 млрд 19 ноября 2015
  10. Китай продолжит династию «Су». Москва и Пекин заключили авиационный контракт на $2 млрд 19 ноября 2015
  11. Китай с помощью России начинает азиатскую гонку вооружений
Личные инструменты