Эстония в XXI веке
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Внутренняя политика
18 января 2002 года Партия Реформ и Центристская партия заключают коалиционный договор, сформировав новое правительство. Лидер Партии Реформ Сийм Каллас занимает пост премьер-министра Эстонии.[1]
2 апреля 2003 года Партия Реформ заключила коалиционный договор с партиями Res Publica и Народный союз, на основе которого сформировали правительство. Партия Реформ получила 5 министерских постов: министром экономики и коммуникаций стал Меэлис Атонен, Кристийна Оюланд сохранила за собой пост министра иностранных дел, Урмас Паэт занял место министра культуры, Пауль-Ээрик Руммо - министра народонаселения, а Маргус Хансон - министра обороны.[2]
В октябре 2004 года Партия Реформ заключает в Таллине новый договор о правящем союзе с Res Publica и Народным союзом. У Партии Реформ, согласно коалиционному договору, 3 вице-мэра и 5 старейшин частей города.[3]
23 сентября 2006 года при поддержке Партии Реформ, Социал-демократов и Союза Отечества и Республики президентом Эстонии выбран Тоомас Хендрик Ильвес.[4]
В марте 2014 года занимавший 3249 дней пост премьер-министра ЭР Андрус Ансип добровольно уходит в отставку. Новое правительство формирует Таави Рыйвас.[5]
Март Хельме до лета 2020 года был лидером Консервативной народной партии (EKRE).[6]
[править] Экономика
[править] Национальные счета
10 марта 2020 года министр финансов Эстонии Мартин Хельме заявил, что Эстония вошла в фазу нового экономического кризиса. «Цифры показывают, что такого резкого падения не было с 2008 года. И это будет иметь последствия в реальной жизни. Балансы предприятий резко сократятся, а банки начнут отзывать кредиты или требовать дополнительное обеспечение. Предприятия, которые финансируют себя выпуском облигаций, больше не смогут это делать», — сказал Хельме.[7]
[править] Жилищное строительство
Начиная с 2012 года в Эстонии сохранялась тенденция роста строительства нового жилья.[8]
[править] Транспорт
[править] Сухопутный транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
AS Eesti Liinirongid (Elron) заключило в 2010 году договор о покупке 20 дизельных и 18 электропоездов с компанией Stadler, которые были поставлены в 2012—2014 годах. За электропоезда было уплачено 79,5 млн евро (85 % внес Европейский фонд сплочения), а за дизельные Elron должен выплатить 197,7 млн евро на условиях финансовой аренды в течение 20 лет.[9]
[править] Общественный транспорт
В Таллине с 2013 года городской общественный транспорт бесплатный для местных жителей.[10]
В июле 2018 года бесплатный проезд на общественном транспорте для жителей появился в 11 из 15 уездов Эстонии.[11]
[править] Морской транспорт
Грузооборот портов Эстонии в 2012 году в целом составил 43,3 млн тонн, что на 10,2 процента меньше, чем в 2011 году. Через крупнейший в ЭР — Таллиннский порт прошло 29,47 млн тонн грузов, что на 19,2 % меньше, чем в 2011 году. Наливных грузов в этом порту обработано 6,9 млн тонн, что на 26,4 % меньше. В то же время выросли объемы перевозок удобрений. Объем контейнерных перевозок в 2012 году достиг рекорда и составил 228 000 TEU, что на 15,2 % больше, чем в 2011 году.[12]
Грузооборот порта Таллин в 2014 году составил 28,32 млн тонн.[13]
Грузооборот порта Таллин за 2018 год составил около 20,6 млн тонн.[14]
Грузооборот порта Таллин по итогам 2019 года снизился на 3,3 % в сравнении с показателем 2018 года — до 19,9 млн тонн. Сокращение связано, главным образом, с уменьшением объема перевалки жидких грузов в третьем квартале 2019 года, которое частично было компенсировано ростом объема перевалки балкерных грузов.[15]
[править] 5G
В Эстонии технология 5G стала доступна в конце 2020 года.[16]
10 ноября 2020 года Telia открыла первую в Эстонии сеть 5G.[17]
[править] Финансы
[править] Деньги
1 января 2011 года Эстония перешла на евро.[18]
[править] Банковская система
Эстонские банки стали массово закрывать подозрительные счета после того, как в 2019 году датский Danske Bank признался, что прошедшие через его эстонское подразделение в 2007–2015 годах $230 млрд могут иметь сомнительное происхождение.[19]
[править] Государственные финансы
10 марта 2020 года министр финансов Эстонии Мартин Хельме заявил: «Теперь мы очевидно в фазе экономического спада, и самое плохое, что можно сделать в такой фазе — это сокращение государственных расходов, которое усиливает спад. Все-таки очень большая часть экономики связана с государственными инвестициями и зарплатами публичного сектора. Если мы начнем их урезать, то мы усилим спад. Этого нам точно делать нельзя. <...> Этот образ мыслей, который был 10 лет назад, что самое важное — это равновесие бюджета, чтобы он не ушел в минус, совершенно чужд нынешнему правительству. Никакого сумасшедшего урезания точно не будет.»[20]
[править] Налоги
С 1 января 2005 года подоходный налог с частного лица понижается с 26 % до 24 %.[21]
[править] Пенсии
По состоянию на сентябрь 2019 года, участниками второй пенсионной ступени в Эстонии являлись примерно 740 тыс. человек.[22]
Министерство финансов направило 30 октября 2019 года на межведомственное согласование законопроект о пенсионной реформе, согласно которому присоединение ко второй пенсионной ступени и выход из нее станут добровольными, а у ее участников появится возможность снять накопленные средства до выхода на пенсию.[23]
[править] Машиностроительная продукция
[править] Катера
Государственный центр оборонных инвестиций министерства обороны Эстонии (Riigi Kaitseinvesteeringute Keskus - RKIK) 17 апреля 2020 года сообщил, что заключил контракт стоимостью 3,9 млн евро с эстонской судостроительной компанией Baltic Workboats AS (BWB, расположена в Насва на острове Сааремаа) на постройку для ВМС Эстонии двух 18-метровых сторожевых катеров.[24]
[править] Патрульные корабли
В 2018 году Baltic Workboats сдала Полицейской и пограничной службе Эстонии 260-тонный 44,6-метровый цельноалюминиевый патрульный корабль PVL-203 Raju.[25]
[править] Энергоносители
[править] Дизельное топливо
В ноябре 2019 года Министерство финансов Эстонии сообщило о том, что рассматривает возможности снизить акциз на дизельное топливо, так как, согласно проведенному Институтом конъюнктуры исследованию среди занятых в секторе шоссейных перевозок предприятий, такая мера улучшит конкурентоспособность занимающихся перевозками компаний.[26]
По состоянию на 31 декабря 2019 года акциз на дизельное топливо в Эстонии составлял 49,3 цента за литр.[27]
[править] Внешняя политика
[править] Германия
Министерство обороны Эстонии 20 июня 2019 года подписало в Таллине контракт с израильско-германским консорциумом EuroSpike GmbH (совместное предприятие израильской компании Rafael и германских Diehl BGT Defence GmbH & Co. KG и Rheinmetall Defence Electronics) на закупку партии противотанковых ракетных комплексов Spike стоимостью 40 млн евро.[28]
[править] Мали
Эстонский военный контингент начал присутствовать в Мали с августа 2018 года.[29]
[править] США
12 марта 2019 года на эстонском аэродроме Эмари состоялась церемония передачи Соединёнными Штатами ВВС Эстонии первого лёгкого транспортного самолета С-145А Skytruck, ранее эксплуатировавшегося Командованием специальных операций ВВС США. С-145А — обозначение самолета польского производства PZL Mielec М28 Skytruck («вестернизированного» варианта выпускавшегося заводом PZL Mielec по советской лицензии самолёта Ан-28).[30]
2 июля 2019 года в Давенпорте (штат Айова, США) Государственный центр оборонных инвестиций министерства обороны Эстонии (Riigi Kaitseinvesteeringute Keskus — RKIK) подписал контракт стоимостью 75 млн евро с американской компанией Lewis Machine & Tool Company (LMT) на поставку 16 тысяч автоматических винтовок калибров 5,56 и 7,62 мм для вооруженных сил и силовых структур Эстонии.[31]
15 февраля 2020 года в Эстонию была доставлена очередная партия из 128 американских противотанковых управляемых ракет Javelin.[32]
[править] Финляндия
Газовая магистраль Baltic Interconnector между Эстонией и Финляндией была построена осенью 2019 года, с 1 января 2020 года, после всех регламентных проверок, она принята в эксплуатацию.[33]
В декабре 2019 года Эстония подписала с Латвией и Финляндией письмо о намерениях по созданию общей системы бронетехники, которая будет адаптирована к потребностям сухопутных войск каждой страны.[34]
Министерство обороны Эстонии 6 апреля 2020 года сообщило, что генеральный секретарь министерства Кристиан Прикк подписал техническое соглашение о НИОКР по совместной разработке перспективной колесной бронированной платформы с Финляндией и Латвией.[35]
[править] Южная Корея
26 июня 2018 года Эстония подписала контракт на приобретение из наличия армии Южной Кореи 12 самоходных 155-мм/52 гаубиц К9 Thunder. Стоимость контракта 46 млн евро, он был заключен Государственным центром оборонных инвестиций министерства обороны Эстонии (Riigi Kaitseinvesteeringute Keskus - RKIK) c южнокорейским государственным внешнеторговым объединением KOTRA и объединением Hanwha Land Systems (входящим в состав южнокорейской группы Hanwha).[36]
В октябре 2019 года министерство обороны Эстонии приняло решение приобрести в Южной Корее еще шесть 155-мм/52 самоходных гаубиц К9 Thunder в дополнение к 12 заказанным ранее.[37]
[править] Примечания
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ Вильнюсцы нагоняют жителей Таллина: после всех расходов в среднем у людей остается 1580 евро
- ↑ [10]
- ↑ [11]
- ↑ [12]
- ↑ [13]
- ↑ [14]
- ↑ [15]
- ↑ [16]
- ↑ [17]
- ↑ [18]
- ↑ [19]
- ↑ [20]
- ↑ [21]
- ↑ [22]
- ↑ [23]
- ↑ [24]
- ↑ [25]
- ↑ [26]
- ↑ [27]
- ↑ [28]
- ↑ [29]
- ↑ [30]
- ↑ [31]
- ↑ [32]
- ↑ [33]
- ↑ [34]
- ↑ [35]
- ↑ [36]