Экспорт инновационной продукции из России
Материал из Documentation.
Экспорт инновационной продукции из России — одна из статей российского экспорта.
Позиции российской инновационной сферы на глобальном рынке характеризуются параметрами экспорта инновационной продукции. В 2009 году объём отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) за пределы России оценивался в 218 млрд руб., что при пересчёте в постоянные цены ниже уровня предыдущего года на 25 %. Отрицательная динамика экспорта инновационной продукции, наблюдаемая в последние два года, очевидно, вызвана негативными последствиями мирового финансового кризиса, в частности падением общего объема мировой торговли и реализацией многими странами политики защиты внутреннего рынка.[1]
Рассмотрение более длительной динамики экспорта инновационной продукции показывает тенденцию к его увеличению: за период 1995—2009 гг. — на 30 %. Причём вплоть до 2009 г. наращивание экспорта инновационной продукции опережало рост её общего объёма. Но даже и по итогам 2009 г. доля экспорта в объёме инновационной продукции составляла почти 25 %.[2]
В структуре экспорта отечественных товаров в целом преобладает продукция, не подвергавшаяся технологическим изменениям, а доля инновационных товаров, работ и услуг равна 5,5 % (из них 2,5 % — вновь внедрённая продукция). В ряде секторов, активно осваивающих инновационную продукцию, соответствующие величины достигают более высоких отметок: 44 % (40 %) — в производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи; 43 % (37 %) — в автомобилестроении; 34 % (32 %) — в производстве пищевых продуктов. Производители инновационной продукции потребительского назначения (текстильной и мебельной) осуществляли ее реализацию преимущественно на внутреннем рынке: доля экспорта здесь не выходила за пределы 3 %.[3]
Почти две трети всей экспортируемой инновационной продукции приходится на добывающие отрасли и среднетехнологичные отрасли высокого уровня. Доля высокотехнологичных секторов в этом отношении не превысила 3 %.[4]
Экспорт инновационной продукции по большей части ориентирован на рынки дальнего зарубежья — 85,6 % его общего объема, а на страны СНГ приходится 14,4 %. Во многом сходные тенденции наблюдаются практически во всех видах экономической деятельности.[5]
Интенсивность экспорта инновационной продукции, измеряемая ее удельным весом в общем объеме отгруженной продукции, снизилась в кризисный период с 1.7 % в 2007 г. до 1.1 % в 2009 г. Максимальные показатели интенсивности относятся к таким видам экономической деятельности, как химическое производство (5.5 %), производство автомобилей (2.5 %) и телекоммуникационной аппаратуры (2.4 %). Самые скромные индикаторы — в организациях, связанных с производством и распределением электроэнергии, газа и воды и производством мебели. Наибольшие значения данного показателя характерны для среднетехнологичных отраслей высокого уровня (2.8 %), а в высокотехнологичных секторах эта величина в 3.5 раза меньше.[6]
[править] Ссылки
[править] Примечания
- ↑ Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
- ↑ Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
- ↑ Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
- ↑ Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
- ↑ Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011
- ↑ Российский инновационный индекс // Под ред. Л. М. Гохберга. — М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011