Инновации в России в 1990-х годах
Материал из Documentation.
Первые шаги рыночных реформ были связаны с созданием, по существу, новой нормативно-правовой базы инновационной политики. Так, только за 1994—1996 годы было принято около 160 нормативно-правовых актов, касающихся регулирования отношений в инновационной сфере. Наиболее важными являлись Доктрина развития российской науки, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».[1]
В конце 1990-х гг. была создана новая система бюджетного финансирования инновационной сферы.[2]
К числу целевых научно-технических программ федерального уровня, принятых в 1990-е годах относятся, в частности:[3]
- Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы»;
- Президентская программа «Разработка и применение технологий двойного назначения» («Спецхимия») (1996—1999 гг.);
- программа «Государственная защита станкостроения» (1993—1998 гг.);
- программа «Техническое перевооружение и развитие металлургии России» (1993—2000 гг.).
К числу наиболее значимых в инновационной сфере можно отнести также межведомственную программу «Активизация инновационной деятельности в Российской Федерации», которая с 1997 года реализовывалась усилиями Миннауки РФ, Минобразования РФ и другими ведомствами. Основной акцент в этой программе был сделан на создание и развитие деятельности Инновационных технологических центров (ИТЦ). Среди проблем, на решение которых должна быть направлена деятельность ИТЦ, следующие:[4]
- развитие и обеспечение устойчивой технологической инновационной деятельности малых предприятий научно-технической сферы (МП НТС), размещенных в ИТЦ, для производственного освоения научных знаний и ускоренного продвижения на рынок новых технологий;
- загрузка крупных промышленных предприятий производством продукции, разрабатываемой в ИТЦ, в первую очередь — предприятий, участвующих в создании ИТЦ;
- повышение инвестиционной привлекательности проектов в области высоких технологий;
- превращение ИТЦ в центры обслуживания не только МП НТС, находящихся на их территории, но и иных предприятий, ведущих технологическую инновационную деятельность.
Идея создания ИТЦ была одобрена в Решении Правительства РФ «Об основных направлениях государственной научно-технической политики на 1999 год». Во исполнение этого решения научные правительственные ведомства констатировали следующее:[5]
- воссоздана на новой основе система государственного научно-технологического прогнозирования на среднесрочный и долгосрочный периоды;
- принято постановление Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий»;
- проведена работа по корректировке приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, утвержденных 21 июля 1996 г.;
- созданы 57 государственных научных центров Российской Федерации.
Содержание |
[править] Доктрина развития российской науки
Доктрина развития российской науки — это система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.[6]
В Доктрине государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей. Основными принципами государственной политики в области развития науки являются:[7]
- опора на отечественный научный потенциал;
- стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
- сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
- создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
- интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
- развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства.
Важным направлением реформирования научной сферы становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:[8]
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
- обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других ведущих высших учебных учреждений, научных библиотек, музеев и информационных центров;
- обеспечение множественности источников финансирования науч-но-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет актив-ной поддержки целевых государственных фондов;
- создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;
- развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и при-влечении научного сообщества к контролю за использованием средств;
- поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
- введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;
- создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах;
- создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.
[править] Закон «О науке и государственной научно-технической политике»
Основные цели и принципы государственной научно-технической политики определены в ст. 11 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».[9]
Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.[10]
Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:[11]
- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
- развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур.
[править] Программа «Национальная технологическая база»
Главная цель программы «Национальная технологическая база», принятой в 1996 г. и рассчитанной до 2000 г., а затем продолженной до 2008 г., — создать систематизированную совокупность базовых технологий, важнейших научно-производственных объектов и интеллектуального и производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях жизнедеятельности страны.[12]
Основные постулаты Программы следующие:[13]
- реализация Программы должна решить ряд крупнейших, беспрецедентных по объему экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности (в частности, ее технологической основы);
- коренной перестройки требует система образования, подготовки и повышения квалификации кадров;
- в макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкости промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу;
- обладание передовыми технологиями является важнейшим факто-ром обеспечения национальной безопасности и процветания национальной экономики. Отстать в развитии базовых технологий, представляющих основу технологической базы, — это отстать в общечеловеческом прогрессе.
И еще одна важная идея, положенная в основу Программы, — стратегия технологического развития России должна в корне отличаться от стратегии СССР. Россия должна отказаться от замкнутого технологического пространства, то есть от создания всего спектра технологий собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, организовать технологическое сотрудничество, стремиться к максимально широкой кооперации, активно участвовать в международном разделении труда. Этот процесс происходит во всем мире. Передовые в технологическом отношении страны создали единое технологическое пространство. Россия должна войти в него на правах равного партнера.[14]
В Программе предусмотрено решение ряда краткосрочных и долгосрочных задач:[15]
- сохранение, модернизация, развитие отечественной технологической базы;
- технологическое перевооружение промышленности;
- развитие технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
- создание научно-технологического задела для целереализующих систем будущего;
- подготовка и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;
- совершенствование системы государственного регулирования технологического развития страны;
- выявление и широкое внедрение в практику базовых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность российской промышленности и др.
В качестве ключевых технологий в Программе названы:[16]
- Технологии новых материалов.
- Микроэлектронные технологии.
- Оптоэлектронные и лазерные технологии.
- Радиоэлектронные технологии.
- Компьютерные и информационные технологии.
- Уникальные ядерные технологии.
- Технологии промышленного оборудования.
- Технологии перспективных двигательных установок.
- Технологии энергетики и энергосбережения.
- Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов.
- Биотехнологии.
- Уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний.
- Химические технологии и катализ.
- Технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания.
- Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы.
В Программе подчеркивается, что без государственной поддержки неосуществимы сохранение и развитие наукоемкой технологической базы. Государственная поддержка и базовое финансирование науки и новейших технологий исторически всегда были российской особенностью. Частный сектор еще недостаточно развит, особенно в области наукоемкого производства, чтобы обеспечить достаточные вложения в базовые технологии.[17]
[править] Примечания
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
- ↑ Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»