Инновации в России в 1990-х годах

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Первые шаги рыночных реформ были связаны с созданием, по существу, новой нормативно-правовой базы инновационной политики. Так, только за 1994—1996 годы было принято около 160 нормативно-правовых актов, касающихся регулирования отношений в инновационной сфере. Наиболее важными являлись Доктрина развития российской науки, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».[1]

В конце 1990-х гг. была создана новая система бюджетного финансирования инновационной сферы.[2]

К числу целевых научно-технических программ федерального уровня, принятых в 1990-е годах относятся, в частности:[3]

  • Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы»;
  • Президентская программа «Разработка и применение технологий двойного назначения» («Спецхимия») (1996—1999 гг.);
  • программа «Государственная защита станкостроения» (1993—1998 гг.);
  • программа «Техническое перевооружение и развитие металлургии России» (1993—2000 гг.).

К числу наиболее значимых в инновационной сфере можно отнести также межведомственную программу «Активизация инновационной деятельности в Российской Федерации», которая с 1997 года реализовывалась усилиями Миннауки РФ, Минобразования РФ и другими ведомствами. Основной акцент в этой программе был сделан на создание и развитие деятельности Инновационных технологических центров (ИТЦ). Среди проблем, на решение которых должна быть направлена деятельность ИТЦ, следующие:[4]

  • развитие и обеспечение устойчивой технологической инновационной деятельности малых предприятий научно-технической сферы (МП НТС), размещенных в ИТЦ, для производственного освоения научных знаний и ускоренного продвижения на рынок новых технологий;
  • загрузка крупных промышленных предприятий производством продукции, разрабатываемой в ИТЦ, в первую очередь — предприятий, участвующих в создании ИТЦ;
  • повышение инвестиционной привлекательности проектов в области высоких технологий;
  • превращение ИТЦ в центры обслуживания не только МП НТС, находящихся на их территории, но и иных предприятий, ведущих технологическую инновационную деятельность.

Идея создания ИТЦ была одобрена в Решении Правительства РФ «Об основных направлениях государственной научно-технической политики на 1999 год». Во исполнение этого решения научные правительственные ведомства констатировали следующее:[5]

  • воссоздана на новой основе система государственного научно-технологического прогнозирования на среднесрочный и долгосрочный периоды;
  • принято постановление Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий»;
  • проведена работа по корректировке приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, утвержденных 21 июля 1996 г.;
  • созданы 57 государственных научных центров Российской Федерации.

Содержание

[править] Доктрина развития российской науки

Доктрина развития российской науки — это система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.[6]

В Доктрине государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей. Основными принципами государственной политики в области развития науки являются:[7]

  • опора на отечественный научный потенциал;
  • стимулирование развития фундаментальных научных исследований;
  • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
  • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
  • интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней;
  • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства.

Важным направлением реформирования научной сферы становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:[8]

  • выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
  • обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других ведущих высших учебных учреждений, научных библиотек, музеев и информационных центров;
  • обеспечение множественности источников финансирования науч-но-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет актив-ной поддержки целевых государственных фондов;
  • создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;
  • развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и при-влечении научного сообщества к контролю за использованием средств;
  • поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
  • введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;
  • создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах;
  • создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.

[править] Закон «О науке и государственной научно-технической политике»

Основные цели и принципы государственной научно-технической политики определены в ст. 11 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».[9]

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.[10]

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:[11]

  • признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;
  • гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
  • интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности;
  • поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
  • развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур.

[править] Программа «Национальная технологическая база»

Главная цель программы «Национальная технологическая база», принятой в 1996 г. и рассчитанной до 2000 г., а затем продолженной до 2008 г., — создать систематизированную совокупность базовых технологий, важнейших научно-производственных объектов и интеллектуального и производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях жизнедеятельности страны.[12]

Основные постулаты Программы следующие:[13]

  • реализация Программы должна решить ряд крупнейших, беспрецедентных по объему экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности (в частности, ее технологической основы);
  • коренной перестройки требует система образования, подготовки и повышения квалификации кадров;
  • в макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкости промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу;
  • обладание передовыми технологиями является важнейшим факто-ром обеспечения национальной безопасности и процветания национальной экономики. Отстать в развитии базовых технологий, представляющих основу технологической базы, — это отстать в общечеловеческом прогрессе.

И еще одна важная идея, положенная в основу Программы, — стратегия технологического развития России должна в корне отличаться от стратегии СССР. Россия должна отказаться от замкнутого технологического пространства, то есть от создания всего спектра технологий собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, организовать технологическое сотрудничество, стремиться к максимально широкой кооперации, активно участвовать в международном разделении труда. Этот процесс происходит во всем мире. Передовые в технологическом отношении страны создали единое технологическое пространство. Россия должна войти в него на правах равного партнера.[14]

В Программе предусмотрено решение ряда краткосрочных и долгосрочных задач:[15]

  • сохранение, модернизация, развитие отечественной технологической базы;
  • технологическое перевооружение промышленности;
  • развитие технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
  • создание научно-технологического задела для целереализующих систем будущего;
  • подготовка и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;
  • совершенствование системы государственного регулирования технологического развития страны;
  • выявление и широкое внедрение в практику базовых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность российской промышленности и др.

В качестве ключевых технологий в Программе названы:[16]

  1. Технологии новых материалов.
  2. Микроэлектронные технологии.
  3. Оптоэлектронные и лазерные технологии.
  4. Радиоэлектронные технологии.
  5. Компьютерные и информационные технологии.
  6. Уникальные ядерные технологии.
  7. Технологии промышленного оборудования.
  8. Технологии перспективных двигательных установок.
  9. Технологии энергетики и энергосбережения.
  10. Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов.
  11. Биотехнологии.
  12. Уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний.
  13. Химические технологии и катализ.
  14. Технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания.
  15. Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы.

В Программе подчеркивается, что без государственной поддержки неосуществимы сохранение и развитие наукоемкой технологической базы. Государственная поддержка и базовое финансирование науки и новейших технологий исторически всегда были российской особенностью. Частный сектор еще недостаточно развит, особенно в области наукоемкого производства, чтобы обеспечить достаточные вложения в базовые технологии.[17]

[править] Примечания

  1. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  2. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  3. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  4. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  5. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  6. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  7. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  8. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  9. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  10. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  11. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  12. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  13. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  14. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  15. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  16. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
  17. Учебное пособие «Государственное регулирование экономики»
История инноваций в России
Виды  ТехнологическиеОрганизационныеМаркетинговыеЭкологические
IX век  800-е годы810-е годы820-е годы830-е годы840-е годы850-е годы860-е годы870-е годы880-е годы890-е годы
X век  900-е годы910-е годы920-е годы930-е годы940-е годы950-е годы960-е годы970-е годы980-е годы990-е годы
XI век  1000-е годы1010-е годы1020-е годы1030-е годы1040-е годы1050-е годы1060-е годы1070-е годы1080-е годы1090-е годы
XII век  1100-е годы1110-е годы1120-е годы1130-е годы1140-е годы1150-е годы1160-е годы1170-е годы1180-е годы1190-е годы
XIII век  1200-е годы1210-е годы1220-е годы1230-е годы1240-е годы1250-е годы1260-е годы1270-е годы1280-е годы1290-е годы
XIV век  1300-е годы1310-е годы1320-е годы1330-е годы1340-е годы1350-е годы1360-е годы1370-е годы1380-е годы1390-е годы
XV век  1400-е годы1410-е годы1420-е годы1430-е годы1440-е годы1450-е годы1460-е годы1470-е годы1480-е годы1490-е годы
XVI век  1500-е годы1510-е годы1520-е годы1530-е годы1540-е годы1550-е годы1560-е годы1570-е годы1580-е годы1590-е годы
XVII век  1600-е годы1610-е годы1620-е годы1630-е годы1640-е годы1650-е годы1660-е годы1670-е годы1680-е годы1690-е годы
XVIII век  1700-е годы1710-е годы1720-е годы1730-е годы1740-е годы1750-е годы1760-е годы1770-е годы1780-е годы1790-е годы
XIX век  1800-е годы1810-е годы1820-е годы1830-е годы1840-е годы1850-е годы1860-е годы1870-е годы1880-е годы1890-е годы
XX век  1900-е годы1910-е годы1920-е годы1930-е годы1940-е годы1950-е годы1960-е годы1970-е годы1980-е годы1990-е годы
XXI век  2000-е годы2010-е годы2020-е годы2030-е годы2040-е годы2050-е годы2060-е годы2070-е годы2080-е годы2090-е годы
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский крайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайТываХакасияАлтайский крайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  БурятияЯкутияЗабайкальский крайКамчатский крайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ


Инновации в России
История  СССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015)
Виды  ТехнологическиеОрганизационныеМаркетинговыеЭкологические
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКрымКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская областьСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Инновационные компании  ABBYYKaspersky LabM2M TelematicsДНК-ТехнологияДоктор ВебИСКЧЛазерные системыЛУКойлМикробор НанотехМикронНева-металл посудаНИПК «Электрон»ОДК-СатурнНПО «Стример»НТ-МДТОптоганРосатомРоснаноЭковэйвЯндекс
Прочее  Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики РоссииРоссийская венчурная компания • «Сколково» • Производство инновационной продукцииЭкспорт инновационной продукцииОсновные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года
Личные инструменты