Экономические отношения России с США во II тысячелетии
Материал из Documentation.
Октябрь 1992 года. Буш подписывает Акт о поддержке свободы, предоставив России помощь в размере 4 миллиардов долларов и отменив некоторые ограничения США на торговлю, существовавшие во время холодной войны.[1]
В сентябре 1994 года Борис Ельцин и Билл Клинтон в Вашингтоне подписали заявление «Партнёрство для экономического прогресса», в котором США обязались добиваться законодательного оформления статуса наибольшего благоприятствования.[2]
Содержание |
[править] Торговля
При содействии Н. П. Румянцева архангельский купец К. А. Анфилатов в 1806 г. организовал первые прямые плавания русских торговых судов в Северо-Американские Соединенные Штаты с освобождением от пошлин вывезенных и привезенных товаров.[3]
За 1992—1996 годы произошло удвоение торгового оборота США с Россией.[4]
[править] Экспорт из России в США
Основными экспортными статьями в торговле России с США в первой половине XIX века были пенька, железо, канаты и веревки, щетина, а также льняные изделия (равендук, парусина, фламандское полотно).[5]
В 1820—1840-х гг. российские товары составляли 2—3 % всего объёма импорта в США.[6]
В начале 1840-х годов стала постепенно снижаться доля российского экспорта в общем объёме импорта в США, в первую очередь в связи с появлением новых источников поступления более дешёвых аналогичных или эквивалентных товаров (Китай, Филиппины и др.). Сыграло свою роль и свертывание коммерческой деятельности американских торговых компаний на территории России, особенно в Санкт-Петербурге.[7]
[править] Пенька
Экспорт пеньки из России в США к 1830-м годам достиг значений в 300—400 тыс. пудов в год, однако к концу 1840-х годов уменьшился наполовину по двум причинам: из-за конкуренции манильской пеньки, привозимой с Филиппин и известной своим приличным качеством и невысокой стоимостью, и в связи с ростом возделывания этого продукта непосредственно на территории США, а кроме того, из-за протекционистских ввозных пошлин.[8]
[править] Удобрения
В 1999 году Россия поставила в США 238 тыс. тонн удобрений по ценам 40-50 долларов за тонну.[9]
[править] Экспорт из США в Россию
К концу 1830-х годов российский импорт из США стал намного превосходить в стоимостном выражении экспорт из России в США.[10]
[править] Дефектоскопы
В 1925 году в США приобрели для советской авиапромышленности первый в советской истории рентгеновский дефектоскоп.[11]
[править] Трактора
Если в 1928 г. СССР закупил в США 5200 тракторов, в 1929 г. — 23100, в 1930 г. — 23100, то к 1931 г. эта цифра возросла до 24300.
[править] Транспорт
[править] Воздушный транспорт
15 июля 1993 года выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Вашингтон лайнер Ил-96-300.
[править] Финансы
В ноябре 1927 года СССР подписал договор с американским предпринимателем Фаркуаром о предоставлении советскому правительству 6-летнего кредита на 40 млн долларов для перестройки и переоборудования Макеевского металлургического завода.[12]
В Вене 1927 году был подписан договор между Внешторгбанком и американским бизнесменом В. Фриманом на открытие кредита в 50 млн долларов под обеспечение советским экспортом.[13]
Вопрос о царских долгах поднимался на переговорах с США в 1933 и 1934 годах.[14]
Установлению дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. предшествовало достижение предварительных договоренностей о принципах погашения задолженности по долгам царской России и Временного правительства. Они предусматривали погашение задолженности со стороны СССР, в том числе за счет расширения советского экспорта, и предоставление долгосрочных кредитов США для развития советско-американской торговли. Точная сумма выплат согласована не была. СССР говорил о сумме в 75 млн долларов и был готов увеличить ее до 100 млн долл. Данные выплаты должны были осуществляться в виде дополнительных процентных платежей по кредитам, которые должны были предоставить США. Соединенные Штаты же настаивали на 150 млн долл. как минимальной задолженности по долгам царской России и Временного правительства. Но впоследствии эти договоренности не были реализованы. Более того, с 13 апреля 1934 г. вступил в действие закон Джонсона, согласно которому частным обществам и банкам США запрещалось предоставлять прямые займы и кредиты правительствам стран, прекративших платежи по своим долгам правительству США. Действие этого закона было распространено и на Советский Союз.[15]
В 1945 году СССР получил кредит от США.[16]
[править] Компании США в России
В 2000 году АвтоВАЗ подписал соглашение о создании совместного предприятия с американской General Motors.[17]
[править] Строительство Сталинградского тракторного завода
8 мая 1929 г. был заключён договор о проектировании и консультировании строительства СТЗ между советской внешнеторговой организацией «Амторг» и основанной знаменитым американским архитектором Альбертом Каном американской архитектурно-строительной фирмой «Albert Kahn, Inc.», начинавшийся следующими строками: «Восьмого мая тысяча девятьсот двадцать девятого года между Амторгтрэйдингкорпорейшн, акционерным обществом, утверждённым на основании законов штата Нью-Йорк с главными конторами на 261 Фифт Авеню, Нью-Йорк, в дальнейшем именуемым „Рядчик“, представляющим Тракторострой, Сталинград, СССР, с одной стороны, и Альберт Кан Инкорпорэйтед, акционерным обществом, утверждённым на основании законов штата Мичиган, с главным конструктором в Маркет Бильдинг, Детройт, Мичиган, в дальнейшем именуемым „Архитектор“, с другой стороны, заключили настоящий договор». Согласно данному договору, за подготовку архитектурных и инженерных чертежей основных зданий завода, водопроводно-канализационной сети, систем отопления, вентиляции и электроснабжения, дорожных и железнодорожных подъездных путей, а также за оказание содействия в поставке из США строительных материалов и оборудования и выполнение монтажных работ фирма получала 130 тыс. долларов.
В Нижнее Поволжье иностранные специалисты были приглашены в конце 1920-х годов из США для строительства и пуска Сталинградского тракторного завода (СТЗ).
В начале июля 1929 г. на Тракторострой прибыла группа инженеров компании Альберта Кана во главе с Джоном К. Колдером, который в то время был одним из немногих уникальных специалистов по строительству сооружений новейшего типа на металлических конструкциях. В середине июля 1929 г. начальник Тракторостроя В. И. Иванов издал приказ, согласно которому Дж. К. Колдер был назначен ответственным руководителем всеми строительными работами производственных цехов, а его заместителем был утверждён американский специалист Леон Суваджан.