Федеральный бюджет России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



В 2002 и 2003 годах в России были при­ня­ты пла­но­во-про­фи­цит­ные бюд­же­ты с це­лью фор­ми­ро­ва­ния фи­нан­со­во­го ре­зер­ва для ис­поль­зо­ва­ния его на по­га­ше­ние внеш­не­го дол­га в го­ды пи­ко­вых вы­плат.[1]

К нач. 2003 за счёт ак­ку­му­ли­ро­ва­ния средств про­фи­ци­тов бюд­же­та пре­ды­ду­щих лет был на­ко­п­лен зна­чи­тель­ный фи­нан­со­вый ре­зерв (бо­лее 200 млрд руб.).[2]

2005 год — Корректировка бюджетного правила — «цена отсечения» повышена до $27/баррель.[3]

24 мая 2006 года в Бюджетном послании Путин предложил принимать федеральный бюджет не на один год, а на три.[4]

В весеннюю сессию 2007 года был впервые принят трёхлетний федеральный бюджет, закрепивший переход России к новой системе бюджетного планирования.[5]

Закон «О федеральном бюджете на 2011—2013 гг.» был направлен на постепенное расширение налогооблагаемой базы ненефтяных отраслей и сокращение расходов. Он предусматривал создание дополнительного бюджетного пространства в размере 5,1 процентного пункта ВВП за трёхлетний период и постепенное сокращение бюджетного дефицита. Финансировать дефицит планировалось преимущественно за счёт внутренних источников, в частности, с помощью займов, а также небольшого объёма внешних заимствований.[6]

2013 год — Корректировка бюджетного правила — возвращение к базовой цене нефти (средняя за последние 10 лет) — доходы, свыше этого уровня, поступают в Резервный фонд.[7]

Кризис 2014 года, падение цен на нефть, внешние ограничения на привлечение финансирования позволили Минфину России скоординированно с Банком России провести масштабную бюджетную реформу. Начало ей положило кризисное сокращение бюджетных расходов 2015—2017 годов с их жёсткой фиксацией на уровне не выше 15,5 трлн руб. в год. Кризис оказался значительно более мягким, чем предполагал Белый дом, однако в 2017—2019 годах процесс консолидации был продолжен введением бюджетного правила для наполнения Фонда национального благосостояния.[8]

В середине 2017 года в России было принято новое бюджетное правило, разработанное Министерством финансов России. Его суть заключалась в том, что федеральный бюджет отказывается от использования сверхдоходов от продажи нефти и направляет их на закупки валюты на открытом рынке.[9]

В 2018 году правительство России продолжало придерживаться исключительно консервативной бюджетной политики, объясняя её сложной геополитической ситуацией и необходимостью избежать рисков при её дальнейшем ухудшении. Дополнительным аргументом в пользу этого курса стало ожидание нового циклического кризиса в мировой экономике. В результате предпринятых действий по сокращению расходов и росту доходов бюджета 2018 года снова сформировался профицит федерального бюджета.[10]

С начала 2018 года в соответствии с новым бюджетным правилом дополнительные доходы бюджета, формируемые в случае превышения фактической цены на нефть $40,8 за баррель, конвертируются в иностранную валюту и поступают в суверенный фонд. Подобные операции проводились до второй половины августа 2018 года и были временно приостановлены в связи с нестабильной ситуацией на финансовых рынках.[11]

Доходы федерального бюджета в 1П19 выросли на 10,7 % к уровню прошлого года.[12]

Госдума 28 октября 2020 года приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2021—2023 гг., в соответствии с которым дефицит бюджета в ближайшую трехлетку будет на уровне 2,4 % ВВП, 1 % ВВП и 1,1 % ВВП. Доходы составят в 2021 г. 18,77 трлн руб., в 2022 г. — 20,64 трлн руб., в 2023 г. — 22,26 трлн руб.; расходы — 21,52 трлн руб., 21,88 трлн руб. и 23,67 трлн руб. соответственно.

В 2020 году ухудшение баланса федерального бюджета России произошло на фоне пакета антикризисной поддержки в размере 4,5 % ВВП (что привело к увеличению федеральных расходов на 25 %) и более слабых налоговых и нефтяных доходов.[13]

В 1-м квартале 2021 г:[14]

  • доходы федерального бюджета достигли 5,3 трлн руб., что на 12 % больше, чем за аналогичный период 2020 г. QoQ.
  • нефтегазовые доходы от продажи энергоресурсов в федеральном бюджете — 1,6 трлн руб., сократившись почти на 10 % по сравнению с 1 м кварталом 2020 г.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме поступлений в федеральный бюджет РФ в 1 м квартале 2021 г. составила 30 %, что стало рекордно низким показателем за всю историю наблюдений с 2011 г.[15]

Содержание

[править] Доходы

В 2018 году доходы федерального бюджета обновили 5-летний максимум, достигнув 18,8 % ВВП (19 457,9 млрд руб.), что выше их значения за 2017 г. на 2,4 п.п. ВВП (табл. 14). Рост совокупных доходов федерального бюджета вызван увеличением как нефтегазовой составляющей на 2,2 п.п. ВВП, так и ненефтегазовых поступлений на 0,2 п.п. ВВП.[16]

Доля нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета в 2018 г. увеличилась до 46,3 % против 39,6 % в 2017 г.[17]

[править] Расходы

Расходы федерального бюджета за 2018 год составили 16,1 % ВВП (16 664,7 млрд руб.), что ниже на 1,7 п.п. ВВП уровня предыдущего года (17,8 % ВВП). В номинальном выражении расходы выросли на 244,4 млрд рублей в абсолютном выражении, или на 1,5 %.[18]

Доля производительных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета выросла с 16,8 % в 2017 г. до 18,4 % в 2018 г. и не изменилась в долях ВВП (3,0 % ВВП).[19]

[править] Профицит

В 2016 году дефицит федерального бюджета увеличился до 3,4 % ВВП.[20]

Сальдо федерального бюджета по итогам 2018 г. достигло 2,7 п.п. ВВП (2793,2 млрд руб.) против 1,4 п.п. ВВП годом ранее. При этом ненефтегазовый дефицит сократился на 1,9 п.п. ВВП до 6,0 % ВВП.[21]

По данным Минфина России, дополнительные нефтегазовые доходы, полученные в 2018 году в результате превышения фактической цены на нефть над базовой, оцениваются в объеме 4261,4 млрд руб. Таким образом, разница между объемом доходов без учета дополнительных нефтегазовых доходов (15 196,5 млрд руб.) и номинальным объемом расходов федерального бюджета (условно-расчётный дефицит) составляет −1468,2 млрд руб., или −1,4 % ВВП.[22]

В 2019 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом 1,97 трлн рублей, или 1,8 % ВВП.

В январе-октябре 2020 года федеральный бюджет России был исполнен с дефицитом в размере 1,8 трлн рублей.[23]

Дефицит федерального бюджета России в октябре 2020 года составил 143,5 миллиарда рублей.[24]

Дефицит федерального бюджета России в 2020 году составил рекордные за последние 10 лет 4,1 триллиона рублей, или 3,8 % ВВП (ухудшение на 5,7 процентных пунктов ВВП по сравнению с предыдущим годом). Выше дефицит в % к ВВП был только в кризис 2009—2010 годов — 5,9 и 3,9 % ВВП соответственно. В 2016 году расходы превысили доходы на 3,5 % ВВП.

Федеральный бюджет России в январе-апреле 2022 года, по предварительной оценке Минфина России, был исполнен с профицитом в размере 1,041 трлн рублей. В апреле 2022 года впервые в 2022 году был зафиксирован месячный дефицит — 262,29 млрд рублей.

Годовой дефицит федерального бюджета России в 2022 году в 3,3 трлн руб. — один из крупнейших в истории России. Больше было только в пандемийном 2020 году — 4,1 трлн руб.[25]

Существенный рост бюджетного дефицита в январе 2023 г. до 1,76 трлн руб. произошёл преимущественно под влиянием разовых факторов.[26]

Федеральный бюджет России был закрыт в июне 2023 года с профицитом в 816 млрд рублей.[27]

[править] Показатели

Федеральный бюджет на 2008 год был исполнен с профицитом в 1,7 трлн руб., доходы составили 9,3 трлн руб., расходы — 7,6 трлн руб.[28]

По итогам 2012 года федеральный бюджет России был сведён с незначительным дефицитом в 0,06 % ВВП (доходы составили 12 трлн 854 млрд рублей, расходы — 12 трлн 895 млрд рублей).[29]

По итогам 2018 года федеральный бюджет России был профицитным (2,7 % ВВП). Доходы составили 19 трлн 454 млрд рублей, расходы — 16 трлн 713 млрд рублей.[30]

Минфин России исполнил федеральный бюджет России в апреле 2020 года с небольшим профицитом 9,5 млрд рублей, или 0,2 % ВВП. При этом расходы бюджета в апреле 2020 года выросли почти на полтриллиона рублей по сравнению с мартом 2020 года — до 2,26 трлн рублей. Доходы в апреле составили 2,27 триллиона рублей по сравнению с 1,91 триллиона месяцем ранее.

Федеральный бюджет России в мае 2020 года стал дефицитным — по предварительной оценке Минфина России, расходы превысили поступления в казну на 655,8 млрд рублей. Поступления в бюджет в мае упали до 889 миллиардов рублей с 2,27 триллиона в апреле и 1,91 триллиона рублей в марте. Расходы бюджета в мае составили 1,54 триллиона рублей по сравнению с 2,14 триллиона рублей в апреле.

Общие доходы федерального бюджета в 2022 году составили 27,77 трлн руб., расходы — 31,11 трлн руб., дефицит — 3,35 трлн руб., следует из оперативных данных с единого портала бюджетной системы. По сравнению с 2021 годом доходы увеличились примерно на 10 %, а расходы — на 25,6 %.[31]

[править] Примечания

  1. Финансовая система
  2. Финансовая система
  3. Наша экономическая политика. Главные события за 20 лет. 8 октября 2019
  4. [1]
  5. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  6. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование // Всемирный банк, 2016
  7. Наша экономическая политика. Главные события за 20 лет. 8 октября 2019
  8. Двадцать лет вместе. Экономическая история времен Владимира Путина
  9. [2]
  10. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  11. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  12. Российская экономика: под влиянием кредитного цикла. 26 августа 2019
  13. Fitch Affirms Russia at 'BBB'; Outlook Stable. 5 февраля 2021
  14. [3]
  15. [4]
  16. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  17. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  18. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  19. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  20. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  21. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  22. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  23. 16 декабря 2020: 44-й выпуск Доклада об экономике России
  24. [5]
  25. [6]
  26. Обзор рисков финансовых рынков. Январь 2023
  27. [7]
  28. [8]
  29. [9]
  30. [10]
  31. [11]
Личные инструменты