Доходы федерального бюджета России в XXI веке

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в 2023 году составил 29 123 млрд рублей, что на 4,7 % выше объема поступления доходов за 2022 год.[1]

Содержание

[править] Виды доходов

[править] Ненефтегазовые доходы

Объём ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018 г. относительно предыдущего года увеличился по всем налоговым доходам, кроме внутренних акцизов, которые сократились на 0,2 п.п. ВВП в основном за счет снижения поступлений по акцизам на этиловый спирт, автомобильный бензин и табачную продукцию. По другим налоговым ненефтегазовым доходам отмечается рост в 2018 г. относительно предыдущего года: на 0,2 п.п. ВВП по налогу на прибыль организаций и импортному НДС и на 0,1 п.п. ВВП по внутреннему НДС. При этом поступления по налогу на прибыль организаций, зачисляемые в бюджеты по соответствующим ставкам, возросли на 0,1 п.п. ВВП, или на 29,8 % в номинальном выражении.[2]

В 2023 году ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 20 301 млрд рублей и увеличились на 25,0 % г/г. Объем ненефтегазовых доходов по итогам 2023 года превысил параметры, заложенные при формировании закона о бюджете (№ 466-ФЗ от 5 декабря 2022 года), более чем на 3,1 трлн руб. (18,1 %).[3]

[править] Нефтегазовые доходы

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28 июня 2012 года был принят Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 268-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета», который установил правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета, а также порядок формирования и направления использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.[4]

В 2018 году объём поступления нефтегазовой составляющей в федеральный бюджет увеличился на 2,2 п.п. ВВП за счет роста поступлений по НДПИ на 1,4 п.п. ВВП и по вывозным таможенным пошлинам на 0,8 п.п. ВВП, что обусловлено ростом цен на нефть марки Urals (средняя цена на нефть по итогам 2017 г. составила 53,03 долл./барр. против 70,01 долл./барр. в 2018 г.) и курса доллара по отношению к рублю (58,3 руб./долл. в 2017 г. против 62,7 руб./долл. в 2018 г.). Также на увеличение нефтегазовых доходов повлияло изменение расчетной ставки налога на добычу полезных ископаемых в виде газа горючего природного с учетом повышения коэффициента Кгп для организаций — собственников Единой системы газоснабжения в IV квартале 2018 г. (с 1,4022 до 2,055).[5]

Доля НДПИ в общем объёме нефтегазовых доходов федерального бюджета имела стойкую тенденцию к увеличению (с 38,3 % в 2014 г. до 66,6 % в 2018 г.) за счет сокращения доли доходов по вывозным пошлинам (следствие налогового маневра в нефтегазовом секторе).[6]

В 2023 году нефтегазовые доходы федерального бюджета России составили 8 822 млрд рублей, значимо превысив их базовый размер (8 трлн рублей в год). Дополнительные нефтегазовые доходы составили по итогам года 822 млрд рублей. Общее снижение нефтегазовых доходов на 23,9% г/г к 2022 году связано с высокой базой сравнения предыдущего года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа.[7]

[править] Налоговые доходы

Поступления налога на прибыль в федеральный бюджет в 2022 году увеличились на 7,5 % (до 1,67 трлн руб.), НДС по внутренним операциям — на 18,4 % (до 6,49 трлн). Но основной рост, опережающий инфляцию, продемонстрировали углеводородные налоги: сбор НДПИ на нефть вырос на 33 %, до 8,39 трлн руб., налога на дополнительный доход (НДД) — на 67 %, до 1,69 трлн, а НДПИ на газ — более чем в три раза, до 1,87 трлн.[8]

[править] Показатели

Доходы федерального бюджета России (% ВВП):[9]

  • 2014 год: 18,3 %
  • 2015 год: 16,4 %
  • 2016 год: 15,7 %
  • 2017 год: 16,4 %
  • 2018 год: 18,8 %

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета России (% ВВП):[10]

  • 2014 год: 8,9 %
  • 2015 год: 9,4 %
  • 2016 год: 10,1 %
  • 2017 год: 9,9 %
  • 2018 год: 10,1 %

Нефтегазовые доходы федерального бюджета России (% ВВП):[11]

  • 2014 год: 9,4 %
  • 2015 год: 7,0 %
  • 2016 год: 5,6 %
  • 2017 год: 6,5 %
  • 2018 год: 8,7 %

[править] Примечания

  1. [1]
  2. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  3. [2]
  4. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации // Москва, 2013
  5. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  6. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  7. [3]
  8. [4]
  9. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  10. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
  11. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019
Личные инструменты