Сухопутный транспорт Москвы во II тысячелетии
Материал из Documentation.
В конце XII века начинает развиваться уличная сеть Москвы.
В XIV—XV веках наметилось радиально-кольцевое начертание плана Москвы.[1]
Наметившаяся ранее радиально-кольцевая система планировки Москвы получила в XVII веке более отчётливое выражение.[2]
До начала XVIII века сеть сухопутных дорог России была в основном связана с Москвой.
В 1775 году был разработан проект устройства на месте сооружений Белого города Бульварного кольца, включающего три полосы движения. Посередине — прогулочную озеленённую аллею, и с двух сторон — проезжие части бульвара. У пересечения Бульварного кольца с городскими улицами были запланированы и устроены большие площади — Тверская, Арбатская и другие.[3]
Москва в 1812 году являлась крупнейшим в России узлом дорог.[4]
Содержание |
[править] Виды транспорта
[править] Рельсовый транспорт
[править] Железнодорожный транспорт
В 1913 году Москва была крупнейшим железнодорожным узлом России.
[править] Метро
2 октября 1931 года был учреждён «Метрострой».[5]
Строительство Московского метро началось в ноябре 1931 года.[6]
Московский метрополитен открыл свои двери 15 мая 1935 года.[7] В этот день в Москве торжественно открыли первую линию метрополитена. Поезда пошли от станции Сокольники до Охотного ряда с вилочным ответвлением до станции Парк Культуры. В день открытия в метро было 13 станций, длина путей составляла 11,2 километра, по которым ходили 12 составов.[8]
В ночь на 25 июня 1941 г. по учебной тревоге проведено первое массовое размещение москвичей в метрополитене.[9]
27 июня 1941 года закрыта для пассажиров станция метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды»).[10]
14 марта 1954 года замкнулась Кольцевая линия Мосметро. Последний участок соединил станции «Парк культуры» и «Белорусская».
[править] Трамвайный транспорт
6 апреля 1899 года в Москве торжественно открылось трамвайное движение. На следующий день маршрут стал постоянным.[11]
В 1912 году московский трамвай перевез 274 млн человек (в 1904 году 48 млн).[12]
В 1936 году к Рижскому вокзалу пустили трамвай, позже линию продлили через проспект Мира к ВДНХ и Медведково. Однако в 1995 году линию решили разбить на две.[13]
[править] Конка
В 1872 году в Москве построены городские железные дороги с конной тягой (конка). Депо конки размещалось на Миуссах, недалеко от Тверской заставы.[14]
К 1900 году протяжённость линий конки составляла около 100 км, причём на всех линиях курсировал 241 вагончик.[15]
[править] Автомобильный транспорт
[править] Автобусный транспорт
В середине 1920-х годов в Москве было открыто регулярное движение автобусов, приобретённых в Англии.[16]
[править] Троллейбусный транспорт
Троллейбусное движение в Москве было открыто в 1933 году.[17]
Первый троллейбус в Москве пустили в ноябре 1933 года, от Тверской заставы по Ленинградскому шоссе до окружной железной дороги — тогда дальней окраины Москвы.[18]
С 1939 по 1953 гг. по Москве ездили двухэтажные троллейбусы.[19]
На 1 января 1964 года в Москве было 1811 троллейбусов.
В 1971 году в Москве длина троллейбусной сети достигла 1253 км и стала самой протяжённой в мире.[20]
В 1975 году в троллейбусном парке Москвы числилось 2217 машин.[21]
Наивысший расцвет троллейбусного движения в Москве пришелся на начало 1980‑х годов, когда проложили линии во многие окраинные жилые массивы.[22]
В 1992 году открыли последнюю новую троллейбусную линию в Москве.[23]
[править] Такси
Самое раннее упоминание о такси в Москве было опубликовано в газете «Голос Москвы» от 22 сентября (5 октября по новому стилю) 1907 года. Надпись гласила: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому „олдсмобилю“ плакат „извозчик, такса по соглашению“. Он разъезжал по улицам, останавливался на углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков».[24]
К 1913 году в Москве насчитывалось 224 таксомотора.[25]
К 1930 году в Москве работало два таксопарка.[26]
[править] Дороги
Большой Каменный мост возвели в 1938 году по проекту выдающихся архитекторов Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса.
Новоарбатский мост был сооружен в 1957 г. через реку Москву в районе ее Дорогомиловской излучины, выше Бородинского моста. С 1957 по 1963 г. назывался Новоарбатский, а после завершения строительства проспекта Калинина в 1964 г. получил название Калининский, соединявший Калининский и Кутузовский проспекты. Построен Мостотрядом № 4 Минтрансстроя по проекту М. С. Руденко.[27]
В 2000 году продолжилось строительство московского Третьего транспортного кольца.[28]
[править] Парковки
Первые платные муниципальные уличные парковки в Москве были введены в декабре 1997 года постановлением мэра Москвы Юрия Лужкова.[29]
[править] Дилижансы
Для организации регулярного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой в 1820 году было образовано первое в России крупное дилижансное общество.
[править] Общественный транспорт
В 1840 году в Москве появляется первый общественный транспорт — «линейки».[30]
В 1985—1991 годах билеты на весь наземный общественный транспорт в Москве стоили одинаково — 5 копеек.
[править] Покрытие дорог
С XIV века улицы в Москве мостили брёвнами, а начиная с эпохи Петра I — камнем. С начала XVIII века стали распространяться булыжные мостовые, вплоть до конца XIX столетия остававшиеся наиболее популярными в Москве. Сооружали их из довольно крупных камней овальной и круглой формы. По такому покрытию было тяжело ходить пешком, а экипажи на булыжнике издавали сильный грохот.[31]
[править] Количество замощённых улиц
Перед Первой мировой войной замощено в Москве было всего 67 улиц, а в конце XIX века таковых было около 50.[32]
[править] Загруженность путей сообщения
Катастрофическая пробка в Москве случилась 6 января 1931 года. В тот день не ходили ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси. Город был полностью парализован.[33]
[править] Мосты
В течение XVIII столетия в Москве были построены каменные мосты.[34]
[править] Улицы
[править] Великая
К XVII веку улица Великая утратила своё значение и превратилась в небольшой московский переулок, а в 1950-х годах была полностью утрачена.[35]
[править] Никольская
В отличие от преимущественно торговых улиц — Ильинской и Варварки — наиболее парадной и значимой улицей в древней Москве считалась Никольская, которая вела от Кремля вглубь Китай-города к Лубянке.[36]
[править] Тверская
На Тверской улице в XVII столетии было устроено деревянное мощение тротуаров и проезжей части.[37]