Севернорусское наречие
Материал из Documentation.
Севернорусское наречие (Северновеликорусское наречие) — одна из диалектных групп русского языка.
Содержание |
[править] Формирование
В период великого переселения народов мощная переселенческая волна забросила крупные массы славян (вероятно, вместе с частью иноплеменников) из среднеевропейских земель в лесные области Восточной Европы. Миграция охватила Верхнее Подвинье и Смоленское Поднепровье, на севере достигла Псковского озера и большей части Ильменского бассейна, на востоке переселенцами было освоено междуречье Волги и Клязьмы, а отдельные группы переселенцев проникли на Оку.[1]
Наступил продолжительный этап изолированного проживания этих групп славян. В конце I и во II тыс. н. э. на этой территории крупных перемещений населения ни археологическими, ни историческими материалами не документируется. Фиксируются лишь внутренние перемещения мелких и крупных групп древнерусского населения. С историко-археологической точки зрения, думается, есть все основания считать, что говоры славянских середины I тыс. н. э. заложили основу диалектного своеобразия, которое позднее развилось в северновеликорусское наречие переселенцев.[2]
Наступившая вслед за расселением среднеевропейского населения стабилизация привела к формированию в лесной полосе Восточной Европы нескольких археологических культур, которые соответствуют диалектным образованиям внутри северновеликорусского наречия.[3]
[править] Новгородский и псковский диалекты
Довольно отчетливо видна культурно-племенная группировка славян, расселившаяся в V—VII вв. в бассейнах рек, связанных с Псковским озером, в Южном и Восточном Приильменье. Она представлена культурой псковских длинных курганов. Около рубежа VII—VIII вв. в Ильменском бассейне формируется культура сопок, которую уже можно с уверенностью рассматривать как культуру летописных словен ильменских. Слагаемыми последней стали местная культура псковских длинных курганов и пока слабо изученные древности типа удомельских, принадлежащие также переселенцам из среднеевропейского ареала и сохранившие в какой-то степени элементы пашенного земледельческого уклада. До VIII в. эти группы славян проживали чересполосно, при этом доминирующими были племена культуры длинных курганов.[4]
Положение резко изменяется с VIII веке, когда в результате улучшения климатических условий создались благоприятные условия для развития земледелия, прежде всего пашенного. Топография памятников культуры сопок показывает это довольно ярко — словене ильменские для мест своего расселения выбирали участки, наиболее притягательные для пашенного земледелия. Население культуры псковских курганов в Ильменском бассейне постепенно освоило этот хозяйственный уклад, в итоге произошло слияние двух групп славян и формирование словен ильменских.[5]
В бассейнах р. Великой и Псковского озера не было племен типа удомельских, и культура псковских длинных курганов здесь продолжала функционировать вплоть до древнерусского времени. Это ареал кривичей псковских, с собственными культурными особенностями.[6]
Такое культурное развитие привело к становлению на северо-западе Русской равнины двух областей диалектов — новгородского и псковского. Поильменье, нужно полагать, стало ядром племенного диалекта словен ильменских, Псковщина — регионом говоров кривичей псковских. Так как никаких перемещений населения в Ильменском бассейне не наблюдается, можно допустить, что в древнерусский период новгородский диалект, фиксируемый берестяными грамотами, был непосредственным продолжением племенных говоров словен ильменских. Его ареал и соответствовал основной территории (ядру) исторической Новгородской земли.[7]
Общие элементы, свойственные как новгородским, так и псковским говорам (в том числе и отсутствие второй палатализации), очевидно, при-надлежат к языковым особенностям, сформировавшимся в третьей чет¬верти I тыс. н. э., к эпохе культуры псковских длинных курганов, носи¬тели которой позднее дифференцировались на словен ильменских и кривичей псковских. К тому же некоторые общие черты новгородских и псковских говоров обусловлены единым прибалтийско-финским субстратом. Таковым, в частности, скорее всего является цоканье (в памятниках письменности это диалектное явление проявляется с конца XI в., но его возникновение должно быть отнесено к более раннему вре¬мени). Значительно и общее лексическое проникновение в новгородско-псковские говоры.[8]
[править] Ростово-суздальский диалект
В середине XX в. Б. М. Ляпунов и Ф. П. Филин, разрабатывая проблему диалектного членения славянско¬го населения Восточной Европы, высказали мысль о том, что Ростово-Суздальская земля была заселена особым восточнославянским племе¬нем, название которого до нас не дошло, и владимиро-суздальские говоры ведут свое начало от диалекта этого племени. Это положение не только не утратило свою силу к настоящему времени, но нашло подтверждение и в археологических материалах, и в акцентологических изысканиях. Территория исторической Ростово-Суздальской земли, согласно акценто¬логическим исследованиям, принадлежит к региону отдельной четвер-той группы, восходящей к первичному диалектному членению праславянского языка. Ее акцентологические особенности указывают на раннюю изоляцию этой славянской племенной группировки. Нужно полагать, что носители рассматриваемого диалекта представляли собой ранний колонизационный поток славян63. С. Л. Николаев в другой работе обра¬щает внимание также на отсутствие в говорах Волго-Клязьминского меж¬дуречья заметного числа финно-угорских лексических заимствований, в отличие от Русского Севера, где такие заимствования весьма много¬численны и широко распространены. Последнее вместе с выявляемыми во владимиро-поволжских говорах другими архаизмами дополнительно свидетельствует о раннем освоении Ростово-Суздальской земли славяна¬ми, некой их особой племенной группировкой.[9]
И вряд ли можно сомневаться в том, что племенной диалект этой группы праславян стал основой говоров исторической Ростово-Суздальской земли, в которых выявляются инновации, не известные в других областях Древней Руси. Ядром населения Ростово-Суздальского региона безусловно были славяне — носители браслетообразных незавязанных височных колец. Со временем ростово-суздальский диалект древнерусского языка, очевидно, эволюционировал во владимирско-поволжскую группу северновеликорусского наречия65, несколько более широкое территориальное распространение которой может быть объяснено продвижением носителей этого диалекта в земли Среднего Поволжья уже в сравнительно позднее время.[10]
[править] Волго-вятские говоры
Северное Заволжье, включая Белозерский край, первоначально было заселено, как показывают данные археологии, славянами той же племенной группы. Расселение на этом этапе, нужно полагать, исходило из срединных районов Ростово-Суздальской земли. Позднее, в период ак¬тивности Великого Новгорода, в Белозерский край и окрестные области имела место инфильтрация населения из Новгородской земли. Ныне эта территория в диалектном отношении является регионом, где фиксируется процесс взаимодействия особенностей ростово-суздальского и новгородского происхождения. По-видимому, это явление и стало причиной формирования волго-вятских говоров севернорусского наречия.[11]
[править] Примечания
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999
- ↑ Седов В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование // Москва, 1999