Разработки ракет в России
Материал из Documentation.
Содержание |
[править] Межконтинентальные баллистический ракеты
[править] Сармат
Тип разработки: МБР.
Разработчик: ГРЦ им. Макеева.[1]
[править] Ракеты-носители
[править] Proton Medium
Тип разработки: ракета-носитель.
Ракета сможет выводить на геостационарную орбиту 2,2 тонны полезной нагрузки.[2]
Первый запуск ракеты планируется в 2018 году.[3]
[править] Proton Light
Тип разработки: ракета-носитель.
Ракета сможет выводить на геостационарную орбиту 1,45 тонны полезной нагрузки.[4]
Центр им. Хруничева планирует определиться со своими дальнейшими действиями по проекту Proton Light после реализации проекта Proton Medium и создания пятиметрового головного обтекателя.[5]
[править] Ангара-А5М
Тип разработки: ракета-носитель.
Прототип: «Ангара-А5М» создаётся на базе «Ангары-А5» с максимальным сохранением основных конструкторских решений изделия-прототипа, путем реализации доработок, значительно повышающих технико-экономические характеристики.[6]
Первый пуск ракеты «Ангара-А5М» с космодрома «Восточный» планируется на 2021 год.[7]
[править] Иртыш

Тип разработки: ракета-носитель среднего класса.
Разработчик: РКК «Энергия».[8]
Производитель: Ракетно-космический центр «Прогресс».[9]
На первой ступени ракеты планируется использовать двигатели РД-171МВ. На второй — РД-0124М вместо РД-120 (производится на Украине).[10]
Для ускорения лётных испытаний новой ракеты планируется задействовать имеющийся на космодроме «Байконур» стартовый комплекс ракеты «Зенит», который в рамках проекта «Байтерек» будет модернизирован Казахстаном под новую российскую ракету. При этом при пусках по проекту «Байтерек» ракета будет называться «Сункар» («Сокол»), хотя в России ракета получила наименование «Союз-5».[11]
Федеральная космическая программа на 2016—2025 годы предусматривает создание космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (опытно-конструкторская работа «Феникс») в период с 2018 года по 2025 год. На создание носителя планируется направить почти 30 млрд рублей. Бюджетное финансирование проекта начнется в 2018 году.[12]
Первый пуск «Союза-5» с «Байконура» планируется на 2022 год с кораблем «Федерация» без экипажа, а в 2024 году — с экипажем на борту.[13]
[править] Ангара-А5В
Тип разработки: ракета-носитель.
Разработчик: «ГКНПЦ имени Хруничева».[14]
Прототип: Ракета «Ангара-А5В» будет создана путём замены кислородно-керосинового блока УРМ-2 «Ангары-А5М» кислородно-водородной ступенью.[15]
Стартовая масса: 815 тонн.[16]
Маршевые двигатели: РД-191М и РД-0150.[17]
«Ангара-А5В» может вывести на низкую круговую орбиту 37,5 тонны полезного груза. При этом эта ракета сможет выводить на геопереходную орбиту приблизительно 13 тонн грузов, на геостационарную орбиту — до 8 тонн. Предполагается, что «Ангара-А5В» будет запускаться со стартовой площадки космодрома «Восточный».[18]
Стоимость создания ракеты-носителя «Ангара-А5В» составит 37 млрд рублей, а вся программа создания «Ангары-А5В» с учётом строительства и оснащения всей наземной инфраструктуры для этого носителя обойдется в 150 млрд рублей.[19]
Решение о создании «Ангары-А5В» было принято научно-техническим советом Роскосомса в марте 2015 года.[20]
В июне 2017 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил о начале разработки водородного двигателя для ракеты-носителя «Ангара-А5В».[21]
Начало лётных испытаний ракеты «Ангара-А5В» намечено на 2027—2028 годы.[22]
[править] Союз-7
Тип разработки: ракета-носитель.
Разработчик: РКЦ «Прогресс».[23]
На ракете будут использоваться двигатели, работающие на метане.[24]
[править] Амур-СПГ
Тип разработки: ракета-носитель.
[править] Энергия-3
Тип разработки: ракета-носитель.
Ракета фигурирует в документах под условным названием «Сверхтяжелый комплекс — 3» или «Энергия-3», в котором цифрой обозначено количество ракетных модулей первой и второй ступеней, которыми, по сути, станут ракеты среднего класса «Союз-5». В отличие от версии «Энергия-5» с грузоподъемностью в районе 100 тонн, которая может быть создана из «Энергии-3» добавлением ещё двух блоков первой ступени, её облегчённая версия будет иметь грузоподъёмность в районе 68-72 тонн (в случае использования водородной третьей ступени).[25]
По расчётам Роскосмоса, создание сверхтяжёлой ракеты и строительство под неё инфраструктуры на космодроме «Восточный» обойдётся в 1,5 трлн рублей.[26]
Ракета «Энергия-3» по планам должна стартовать с космодрома «Восточный» в 2028 году.[27]
[править] Энергия-5В
Тип разработки: ракета-носитель.
Новую ракету предлагается строить по модульному принципу. Ключевые узлы будут заимствовать из уже существующих или разрабатываемых проектов ракетной техники. Так, первая и вторая ступени должны быть взяты из проекта перспективной ракеты среднего класса «Союз-5». Верхнюю ступень с двигателями, использующими водородное топливо, планируется заимствовать у проектируемой тяжёлой ракеты «Ангара-А5В». Проектом «Энергия-5В» предлагается создание своеобразного конструктора, из которого можно будет собирать носитель нужной конфигурации с требуемыми характеристиками. Целью подобного подхода является сокращение сроков завершения работ и стоимости проекта.[28]
Два варианта ракеты «Энергия-5В» получили собственные рабочие названия «Энергия-5В-ПТК» и «Энергия-5ВР-ПТК». Ракеты обоих типов будут строиться по трехступенчатой схеме и использовать жидкостные двигатели. Первую и вторую ступени двух ракет предлагается оснащать двигателями РД-171МВ. Первая должна получить четыре таких изделия, вторая — два. Третья ступень должна будет комплектоваться двумя двигателями РД-0150, использующими водородное топливо. Два варианта ракеты будут близки по своим характеристикам, но предполагается предусмотреть некоторую разницу в возможностях. Ракета-носитель «Энергия-5В-ПТК», по существующим расчетам, будет иметь стартовую массу 2368 т. Она сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 100 т полезной нагрузки. На окололунную орбиту можно будет отправить до 20,5 т. Проектом «Энергия-5ВР-ПТК» предлагается оснащение ракеты разгонным блоком, имеющим двигатели на водородном топливе. В такой конфигурации носитель будет иметь стартовую массу 2346 т.[29]
Стартовый комплекс для ракет «Энергия-5В» будет построен на космодроме «Восточный».[30]
О существовании планов по созданию сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия-5В» было объявлено осенью 2016 года.[31]
[править] Энергия-6
Тип разработки: ракета-носитель.
Стартовая масса: 3570 тонн.[32]
Грузоподъёмность (Нкр = 200 км, i = 51,7°): 167,5 тонн.[33]
На первой ступени ракеты планируется использовать двигатели РД-171МВ. На второй — РД-0120.[34]
Ракета может быть создана на основе ракеты «Энергия-3».[35]
[править] Корона
Тип разработки: ракета-носитель.[36]
Разработчик: Российский Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева.[37]
«Корона» — полностью многоразовая, одноступенчатая ракета-носитель вертикального взлёта и посадки. «Корона» не имеет отделяемых ступеней и фактически является космическим кораблём мягкого взлёта и посадки.[38]
Проект разработки ракеты «Кометы» был заморожен в 2012 году.[39]
В январе 2018 года было сообщено о возобновлении разработки ракеты «Комета».[40]
[править] Сверхлёгкая ракета без ступеней многоразового использования
Тип разработки: ракета-носитель.
Разработка ракеты начнётся в 2026 году, а лётные испытания стартуют в 2028 году.[41]
[править] Сверхлёгкая ракета с многоразовой первой ступенью
Тип разработки: ракета-носитель.
Для запусков ракеты планируется использовать стартовый комплекс от ракеты «Ангара» на космодроме «Восточный».[42]
Роскосмос заказал разработку метанового двигателя для многоразовой ракеты. Проект выполнит Конструкторское бюро химавтоматики.[43]
Разработка ракеты должна начаться в 2026 году.[44]
Начало лётных испытаний сверхлёгкой ракеты с многоразовой первой ступенью планируется на 2031 год.[45]
[править] Крылатые ракеты
[править] Противокорабельная крылатая ракета «Циркон»
Тип разработки: гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета.[46][47]
Разработчик: НПО машиностроения.[48]
Ракета будет способна достигать восьми скоростей звука.[49]
По состоянию на август 2017 года ракета проходит испытания.[50]
[править] Авиационная крылатая ракета Х-50
Тип разработки: авиационная крылатая ракета.[51]
Разработчики: «Государственное машиностроительное конструкторское бюро „Радуга“ им. А. Я. Березняка» (Дубна).[52]
Ракета Х-50, предположительно, является дозвуковой крылатой ракетой, использующей систему наведения стратегической крылатой ракеты Х-101, но с меньшим по размерам малозаметным планером, подобным американской ракете AGM-158 JASSM.[53]
Ракета Х-50, спроектированная для размещения в оружейных отсеках бомбардировщиков Ту-22М3 и стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160, имеет длину 6 м в длину — примерно 1,5 м меньше, чем ракета Х-101 — и имеет массу около 1600 кг. Ожидается, что ракета, оснащенная турбовентиляторным двигателем разработки АО «Омское моторостроительное конструкторское бюро» (OMKБ) «Изделие 37-04» (или ТРДД-50Б), достигает дальности более 1500 км, имея крейсерскую скорость полета 700 км/ч и максимальную скорость 950 км/ч.[54]
Фюзеляж ракеты имеет сплюснутое поперечное сечение и граненые стороны; эти формы сочетают в себе требования к уменьшению радиолокационной заметности и наиболее эффективного использования объемов оружейного отсека тяжелого бомбардировщика при размещении на шестипозиционной револьверной вращающейся пусковой установке. Система наведения включает комбинацию инерциальной навигационной системы с коррекцией по GPS / ГЛОНАСС на маршевом участке и электронно-оптическую цифровую корелляционную систему «Отблеск» (аналог DSMAC) для конечного участка. Помимо малозаметности планера, для проникновения в районы, прикрытые противовоздушной обороной противника, ракета Х-50 использует маловысотный профиль полета и оснащена системой самообороны, в том числе небольшой станцией активных электронных помех и буксируемыми ловушками. Боевая часть ракеты может быть двух типов: проникающей БС-715П для поражения защищенных целей, или кассетной БС-715К для поражения аэродромов и других площадных целей.[55]
Ракета Х-50 была разработана в рамках программы Х-СД («средней дальности»). НИОКР по Х-СД были начаты в начале 1990-х годов, но впоследствии были приостановлены на несколько лет.[56]
Первые упоминания «изделия 715» появились в начале 2017 года.[57]
Развёртывание производства ракет Х-50 планируется в рамках новой российской Государственной программы вооружения на 2018—2027 годы (ГПВ-2027).[58]
[править] Авиационная крылатая ракета Х-БД
Тип разработки: авиационная крылатая ракета.[59]
Разработчики: «Государственное машиностроительное конструкторское бюро „Радуга“ им. А. Я. Березняка».[60]
Х-БД является вариантом Х-101/102 с увеличенной дальностью.[61]
[править] Крылатая ракета корабельного базирования «Калибр-М»
Тип разработки: крылатая ракета корабельного базирования.[62]
«Калибр-М» будет отличаться от стоящих на вооружении «Калибров» как большей дальностью стрельбы (более 4,5 тыс. км), так и своими габаритами. Ракета будет существенно больше, вес ее боевой части приблизится к 1 тонне. Новой ракетой планируется оснащать крупные надводные корабли, начиная с фрегатов, а также атомные подлодки. «Калибр-М» предназначен для уничтожения сухопутных объектов и будет способен нести как обычную, так и ядерную боевую часть.
Как сообщило 8 января 2019 года информационное агентство ТАСС, в России ведутся работы по созданию для Военно-морского флота ракеты «Калибр-М».[63]
Создание «Калибра-М» включено в госпрограмму вооружения до 2027 года, ракета должна быть передана флоту до конца действия программы.[64]
[править] Прочие
[править] Противоракета ПРС-1М
Тип разработки: противоракета.[65]
Разработчик: «Опытное конструкторское бюро „Новатор“» (Екатеринбург).[66]
Прототип: противоракета ПРС-1М (45Т6) является модернизацией противоракеты ближнего эшелона ПРС-1 (53Т6/53Т6М) системы А-135.[67]
По неофициальной информации, первый пуск противоракеты ПРС-1М (45Т6) был произведен в Сары-Шагане 20 декабря 2011 года.[68]
23 ноября 2017 года на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС России в успешно проведён пуск противоракеты ПРС-1М.[69]
[править] Гиперзвуковая ракета ГЗУР
Тип разработки: гиперзвуковая ракета.[70]
Разработчики: «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“» и ГосМКБ «Радуга».[71]
Военное обозначение этой ракеты до настоящего времени остаётся нераскрытым.[72]
ГЗУР — это ракета со скоростью М=6 и с дальностью полета в 1500 км при полёте по высотному профилю. Длина ракеты составляет 6 м, а вес около 1500 кг. Как можно понять, ракета имеет главным образом противокорабельное назначение. Ракета будет оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем «Изделие 70», разработанным ПАО «ТМКБ „Союз“» в Тураево, и оснащается комбинированной активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения, известной как «Грань-75», которая разрабатывается АО «Уральское проектно-конструкторское бюро „Деталь“» в Каменске-Уральском; широкополосный пассивный канал («Грань-75ПК») для этой головки самонаведения создается АО «Центральное конструкторское бюро автоматики» (ЦКБА) в Омске. Под «Гранью-75» понимается модификация головки самонаведения «Грань-К», используемой в тактической противокорабельной ракете Х-35У.[73]
Согласно источникам в российской промышленности, к 2020 году предполагается, что ракета ГЗУР будет серийно выпускаться темпом «до 50 изделий в год», что позволяет предположить, что в настоящее время она проходит испытания.[74]
[править] Авиационная ракета Р-37М
Тип разработки: ракета воздух-воздух.[75]
[править] Противоспутниковый комплекс «Рудольф»
Тип разработки: ударный противоспутниковый комплекс.[76]