Иртыш (ракета)

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Ракета-носитель Союз-5
Ракета-носитель Союз-5

Иртыш (Союз-5, Сункар) — проектируемая в России двухступенчатая ракета-носитель. Она будет способна вывести на низкую околоземную орбиту 17 тонн полезного груза.[1]

Головным разработчиком станет ракетно-космическая корпорация «Энергия», производителем — ракетно-космический центр «Прогресс» (при участии Центра Хруничева и Ракетного центра Макеева).[2]

Содержание

[править] Характеристики

«Союз-5» в качестве топлива будет использовать экологически безопасную смесь.[3]

Одной из технологических особенностей «Союза-5» станет «безлюдный старт». На «Союзе-5», начиная с установки ракеты на стартовый стол, все заправочные и иные операции будут происходить без нахождения людей непосредственно около ракеты. Для сравнения — во время подготовки старта ракеты «Союз-2» на заправленной ракете работает от 50 до 100 человек.[4]

[править] Комплектующие и материалы

Ракета будет изготавливаться только из российских комплектующих.[5]

Принципиально новые решения в ракете:

  • двигатель РД-171МВ оснащён новой системой управления, улучшенной защитой от возгорания и системой аварийной защиты;
  • у двигателя РД-0124МС две новые камеры взамен четырех старых. Благодаря этому общая тяга вдвое выше предшественников (60,34 тонны);
  • общая перегородка баков окислителя и горючего второй ступени. Она облегчает конструкцию ракетного блока и увеличивает массу выводимого полезного груза;
  • новый алюминиевый сплав Р-1580 более прочный по сравнению с предшественниками;
  • новая система управления. Она строится на базе волоконно-оптических гироскопов, благодаря чему будет легче и дешевле прежней.

[править] Двигатели

На первой ступени используется жидкостный кислородно-керосиновый ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа РД-171МВ разработки АО «НПО Энергомаш» (г. Химки). РД-171МВ — самый мощный жидкостный ракетный двигатель в России с тягой 740 тонн.[6]

На второй ступени применяется кислородно-керосиновый двигатель РД-0124МС разработки воронежского АО «КБХА». РД-0124МС имеет удельный импульс в 361 секунду.[7][8]

[править] Система управления

В составе ракеты «Союз-5» будет использоваться система управления, созданная на российской элементной базе. За её разработку отвечает дочернее предприятие АО «РКЦ „Прогресс“» — АО «НПО Автоматика» из Екатеринбурга.[9]

[править] Алюминиевые сплавы

Совместно с самарским металлургическим заводом и рядом организаций, для «Союза-5» разработан новый алюминиевый сплав Р-1580, который по своим прочностным характеристикам превышает свойства ранее используемого сплава, из которого было сделано большинство ракет в Российской Федерации и Советском Союзе.[10]

[править] Космодромы

Для ускорения лётных испытаний новой ракеты планируется задействовать имеющийся на космодроме «Байконур» стартовый комплекс ракеты «Зенит», который в рамках проекта «Байтерек» будет модернизирован Казахстаном под новую российскую ракету.[11]

Не исключено, что ракета «Союз-5» будет использована и в проекте «Морской Старт» — по своим характеристикам «Союз-5» соответствует требованиям к ракете, которая может быть запущена с плавучего космодрома.[12]

[править] Название

При пусках по проекту «Байтерек» ракета будет называться «Сункар» («Сокол»).[13]

[править] Финансирование программы

На создание ракеты «Союз-5» в Федеральной космической программе на 2016—2025 годы предусмотрено выделение 30 млрд рублей с 2018 года. Для носителя казахстанская сторона обещала вложиться в строительство пусковой площадки.[14]

[править] История

Разработка ракеты началась в 2016 году.[15]

В августе 2016 года Роскосмос представил Казкосмосу проект ракеты «Сункар», которая должна заменить носитель «Зенит» в рамках совместного проекта с Казахстаном «Байтерек». Предложение предварительно удовлетворило Казахстан.[16]

В апреле 2017 года были начаты работы по разработке эскизного проекта комплекса ракеты-носителя «Союз-5».[17]

В августе 2017 года распоряжением правительства головным разработчиком ракетного комплекса «Союз-5» была назначена РКК «Энергия».[18]

В июле 2018 года было сообщено, что «Роскосмос» подписал с РКК «Энергия» контракт на создание ракеты «Союз-5». Контракт предусматривает разработку эскизного проекта, выпуск конструкторской документации, наземную отработку элементов ракеты и комплекса, изготовление летных образцов, а также проведение летных испытаний.[19]

Фонд развития промышленности (Группа ВЭБ.РФ) на организацию производства ракеты-носителя «Союз-5» в 2019 году предоставил РКЦ льготный заем по специальной программе «Конверсия» на сумму 750 млн рублей.[20]

Генеральный график создания ракетного комплекса «Союз-5» был утвержден в феврале 2021 года.[21]

21 октября 2021 года ФРП и РКЦ «Прогресс» объявили о завершении ряда статических испытаний топливных баков первой ступени ракеты-носителя «Союз-5». В ходе испытаний была подтверждена заявленная прочность и жесткость элементов конструкции. В процессе статических испытаний одного из двух опытных образцов бака окислителя его конструкция была доведена до разрушения внутренним давлением.[22]

[править] Сравнение с аналогами

[править] Союз-2

Основным отличием «Союза-5» от ракет-носителей «Союз-2» является большая грузоподъемность — «Союз-2» способен выводить на околоземную орбиту порядка 8 тонн полезного груза, а «Союз-5» сможет выводить 17 тонн (стартовая масса «Союз-2» — 310 тонн, «Союза-5» — 535 тонн).[23]

[править] Зенит

«Союз-5» будет отличаться от ракеты «Зенит» главным образом конструкцией второй ступени. Производимый для второго носителя на Украине двигатель РД-120 будет в первой ракете заменен на российский агрегат РД-124а, который в настоящее время используется на ракете «Союз 2.1б». Стартовая масса ракеты «Союз-5» по сравнению с «Зенитом» будет увеличена с 320 до 398 тонн (из-за прироста массы топлива для первой ступени), а масса полезной нагрузки, выводимой на низкую опорную орбиту — с 13,7 до 17 тонн.[24]

[править] Перспективы

Первый лётный образец ракеты-носителя «Союз-5» планируют создать к 2022 году.[25]

Первый пуск «Союза-5» с «Байконура» планируется на 2022 год с кораблем «Федерация» без экипажа, а в 2024 году — с экипажем на борту.[26]

[править] Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]
  4. [4]
  5. [5]
  6. [6]
  7. [7]
  8. [8]
  9. [9]
  10. [10]
  11. [11]
  12. [12]
  13. [13]
  14. [14]
  15. [15]
  16. [16]
  17. [17]
  18. [18]
  19. [19]
  20. [20]
  21. Журнал «Русский космос». Выпуск № 29
  22. [21]
  23. [22]
  24. [23]
  25. [24]
  26. [25]
Личные инструменты