Программа создания и развития в России рыночных институтов на 2005-2008

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Защита прав собственности

Без надёжной и цивилизованной защиты прав собственности, а также их перехода от одних лиц — другим, невозможно эффективное использование институтов рыночной экономики. Недостаточный уровень защиты прав собственности значительно затрудняет привлечение инвестиций в экономику и фактически является главным барьером на пути обеспечения устойчивого и динамичного экономического роста.

Ключевым ограничением в системе защиты прав собственности и исполнения контрактных обязательств является неэффективность системы правоприменения. Без радикального изменения ситуации в этой сфере иные меры защиты прав собственности становятся бессмысленными.

Важнейшими структурными шагами, направленными на обеспечение надежной защиты прав собственности, является реформирование правоохранительной и судебной системы, развитие независимых и общественных СМИ, институтов гражданского общества. В области реформирования судебной системы ключевыми задачами являются: повышение прозрачности деятельности судов, при обеспечении реальной независимости судебной системы; повышение уровня требований к профессиональному образовательному и моральному стандарту судейского сообщества; дальнейшее формирование специализированных подразделений — по рассмотрению отдельных категорий дел арбитражных судов. Развитие механизмов досудебного разбирательства и внесудебного порядка урегулирования споров, альтернативных средств разрешения дел совершенствование процессуального законодательства; совершенствование порядка исполнительного производства; В сфере реформирования судебной системы в среднесрочном периоде предстоит осуществить следующие ключевые меры. 1. В целях повышения прозрачности работы судебной системы требуется публикация всех судебных решений, повышение информационной открытости деятельности квалификационных коллегий судей, повышение эффективности участия представителей гражданского общества в составе квалификационных коллегий судей путем уточнения порядка их назначения и предъявляемым к ним квалификационным требованиям, расширение сферы деятельности избираемых мировых судей, формирование системы независимого общественного мониторинга ведения судебных процессов. 2. С целью обеспечения профессионального и образовательного уровня и морального стандарта судейского сообщества необходимо повышение законодательно установленных формализованных требований к кандидату в судьи при одновременном повышении оплаты труда судей, формирование и развитие специализированных учебных программ для кандидатов в судьи, привлечение к образовательному процессу адвокатов, уточнение законодательных требований к процедуре конкурсного отбора кандидатов в судьи. При этом предстоит повысить гарантии независимости суда и судьи путем значительного усложнения процедуры отстранения от должности, с одновременным введением правовых норм, предусматривающих ответственность судей в случае неоднократного вынесения необоснованных и отмененных вышестоящими судебными инстанциями решений, не обеспечивающих беспристрастности правосудия, нарушающих нормы судопроизводства, законность и правовые свободы граждан, нанесших крупный ущерб хозяйствующим субъектам. 3. Для рассмотрения дел в сфере нарушения прав собственности (инвесторов, акционеров) предстоит создать специализированные подразделения арбитражных судов, рассматривающие иски коммерческих организаций и иски по спорам в сфере финансовых рынков. Необходимо стимулировать развитие системы внесудебного урегулирования споров и досудебного разбирательства, включая развитие института третейских судов. 4. В области совершенствования процессуального законодательства ключевым направлением должно стать окончательное разрешение коллизии компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в отношении споров в сфере корпоративного права, путем внесения соответствующие изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Следует уточнить критерии применения судом обеспечительных мер, защищающих от необоснованного их применения, закрепить процедуру доказывания их соразмерности и необходимости применения, а также определить круг доказательств, которые могут использоваться для доказывания истцом и правил допустимости средств доказывания. Следует закрепить право арбитражного суда на применение обеспечительных мер лишь предусмотренных федеральным законом, разработать эффективно действующий механизм возмещения убытков, причиненных в результате принятия судом обеспечительных мер. Должны быть устранены пробелы в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, возникающие в процессе рассмотрения споров международным коммерческим арбитражем, а также исполнение решений иностранных судов и арбитражей. 5. Необходимо совершенствовать порядок исполнительного производства как по линии развития норм закона «Об исполнительном производстве», так и по конкретным процедурам, обязанностям, вознаграждению, защите и ответственности судебных приставов (закон «О судебных приставах»). В частности, целесообразно разработать исчерпывающий порядок обращения взыскания на имущество организаций, законодательно определить новый перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, детально регламентировать проведение публичных торгов, четко определить правила процедур судебного контроля (то есть рассмотрения в суде жалоб взыскателя или должника на действия судебного пристава). На этапе становления эффективной системы правоприменения целесообразно расширение и ужесточение допустимых мер воздействия регулирующих органов (в том числе нормативных актов ФСФР России, ФАС России). Реформирование судебной системы должно сопровождаться повышением эффективности деятельности правоохранительной системы, включая введение соответствующих мировой практике механизмов независимого гражданского контроля за действиями правоохранительных органов (в том числе института омбудсмена). Необходимо повышение ответственности должностных лиц органов исполнительной власти, в том числе контрольных, правоохранительных и налоговых органов за совершение неправомерных действий, наносящих экономический ущерб субъектам экономической деятельности. Нуждается в совершенствовании механизм возмещения экономического ущерба субъектам экономической деятельности от действий органов исполнительной власти. Целесообразно ограничение сроков ареста имущества юридических и физических лиц и прочих обременений, осуществляемых правоохранительными органами без санкции суда. Необходимо приведение пенитенциарной системы в соответствие с минимальными санитарными и иными гуманитарными стандартами, разделение содержащихся в заключении в зависимости от тяжести и состава преступления, осуществление регулярного общественного контроля условий содержания заключенных. Обеспечение эффективного правоприменения требует дальнейшего развития институтов адвокатуры, включая совершенствование механизмов финансирования из федерального бюджета оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора, суда. Ключевую роль в повышении эффективности системы государственного управления, судебной системы, общественного сектора в целом играют независимые СМИ. Наряду с обеспечением гарантированной защиты со стороны государства прав граждан и журналистов на поиск, получение, производство и распространение массовой информации, усилением ответственности за отказ в доступе к информации, либо воспрепятствование законной деятельности СМИ, необходимо сформировать экономические предпосылки развития СМИ. К приоритетным направлениям следует отнести: формирование законодательства об общественном теле- и радиовещании; усиление полномочий Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами принципов свободы слова; проведение эффективной антимонопольной политики по отношению к системе распространения печатных СМИ; внесение изменений в гражданское и уголовное законодательство, направленных на защиту профессиональной деятельности журналистов и СМИ.

[править] Институциональные реформы в корпоративном секторе

Совершенствование корпоративного законодательства, являясь одним из важнейших условий обеспечения защиты прав собственности, должно рассматривается как одно из важнейших институциональных условий экономического роста.

К числу приоритетных направлений совершенствования корпоративного законодательства следует отнести: ужесточение требований к раскрытию информации и ответственности за содержание раскрываемой информации для публичных компаний; уточнение понятия аффилированного лица и развитие системы раскрытия информации об аффилированных лицах и бенефициарных владельцах; расширение требований по обязательному привлечению независимых оценщиков; введение механизмов привлечения к гражданско-правовой ответственности должностных лиц, директоров и должностных лиц органов контроля акционерных обществ за причинение ущерба акционерному обществу или акционерам. В сфере корпоративного управления необходимо создание механизмов защиты прав акционеров, адекватных сегодняшней ситуации пост-приватизационного перераспределения собственности, формирование четкого правового поля такого перераспределения, что также требует комплексного подхода к совершенствованию государственного регулирования. Общая стратегия совершенствования государственного регулирования должна обеспечить решение следующих задач: нормативное правовое закрепление эффективной практики корпоративного управления; соблюдение в законодательстве баланса прав и интересов различных групп акционеров; развитие и совершенствование нормативного правового регулирования отдельных вопросов корпоративного законодательства (реорганизация, слияния и поглощения, крупные сделки и сделки с заинтересованностью); формирование эффективной и прозрачной системы контроля и инфорсмента, включая надзор за полнотой и содержанием раскрываемой бухгалтерской отчетности. В рамках реализации указанных направлений и принципов также необходимо: совершенствовать законодательство в части формирования различного подхода к вопросам прозрачности, стандартов корпоративного управления компаний разного типа (публичных и непубличных); сформировать законодательство, регулирующее понятие аффилированных лиц, их обязанности и ответственность за нераскрытие информации, усиление полномочий государственных органов по выявлению аффилированных лиц; усилить возможности по контролю и мониторингу действий исполнительных органов акционерных обществ и крупных акционеров со стороны советов директоров. Также необходимо определить механизмы ответственности директоров за причинение ущерба обществу или акционерам; совершенствовать правовое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью; совершенствовать законодательство в сфере слияний и поглощений; подготовить и реализовать комплекс законодательных и правоприменительных мер, препятствующих выводу активов и трансфертному ценообразованию в ущерб интересам акционеров, кредиторов, государства. Наряду с совершенствованием законодательства данные меры должны включать совершенствование практики применения норм уголовного кодекса, налогового законодательства, норм международного сотрудничества, в том числе в сфере оффшорного законодательства. Необходимо реализовать комплекс мер, направленных на создание общедоступной системы раскрытия информации, а также мер по совершенствованию системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности путем активизации использования МСФО в качестве основного инструмента реформирования этой системы. Основными направлениями дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности являются: повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. Важным направлением является дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности, включая ужесточение требований к независимости аудиторов и строгому следованию ими нормам профессиональной этики, изменение системы аттестации аудиторов, повышение уровня внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, введение общественного надзора за развитием аудиторской профессии. Большое значение имеет совершенствование законодательства регулирующего оценочную деятельность, разработка стандартов оценки, повышение ответственности независимого оценщика. Важной частью реформ является совершенствование института банкротства, которое должно осуществляться по следующим направлениям: совершенствование баланса прав, интересов и ответственности участников дел о банкротстве и процедур банкротства; совершенствование института саморегулирования в сфере банкротства; совершенствование процессуальных вопросов реализации процедур банкротства; совершенствование процедур участия государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства; совершенствование механизмов банкротства отдельных категорий должников, с учетом их статуса и социально-экономической значимости последствий их банкротства.

[править] Развитие финансовых рынков

В течение нескольких последних лет российский финансовый рынок имел высокие темпы развития. Кардинально выросла его емкость и роль в обеспечении инвестиционных ресурсов реального сектора, усложнилась структура и появились новые сектора (корпоративные облигации и срочный рынок ценных бумаг), создана система коллективных инвестиций. Капитализация российского рынка акций в конце 2004 года составила 45 % ВВП. В 2003 году российскими предприятиями на рынках ценных бумаг было привлечено в совокупности 11,4 млрд долл., в том числе на внутренних рынках — 2,7 млрд долларов. За 10 месяцев 2004 года аналогичные показатели составили, соответственно, 12,4 млрд долл. и 3,4 млрд долл. Однако на фоне положительной динамики накопились проблемы, без решения которых невозможно дальнейшее развитие фондового рынка. По-прежнему, рынок характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, большую долю капитализации рынка составляют компании нефтегазового сектора, не представлены или находятся в зачаточном состоянии целые классы финансовых инструментов. Российский фондовый рынок, по-прежнему, не является значимым источником инвестиций. Российские предприятия либо реинвестируют собственные средства, либо привлекают капитал с помощью займов или IPO на зарубежных рынках капитала. Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. Все более значительной становится тенденция перевода активности по торговле ценными бумагами на зарубежные рынки. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры. Кроме того, необходима разработка законодательства по целому ряду направлений. Для развития финансового рынка Правительству Российской Федерации необходимо активизировать свою деятельность по ряду направлений. 1. Совершенствование системы регулирования финансового рынка. В настоящее время регулирование и надзор на финансовом рынке, по-прежнему, осуществляется несколькими государственными органами. Это создает риск дублирования функций, порождает конкуренцию между регуляторами. По-прежнему, недостаточной является координация между ведомствами. Слабое развитие получили институты саморегулирования. Недостаточны возможности регулятора в области мониторинга финансового рынка. Следующие меры направлены на преодоление указанных негативных явлений: повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка; дальнейшее развитие саморегулирования на финансовом рынке, совершенствование его принципов и отработка взаимодействия СРО с органами государственной власти и управления; создание системы мониторинга за финансовым рынком; установление на законодательном уровне порядка обмена информацией с регуляторами финансовых рынков других стран. В перспективе возможно объединение функций по регулированию различных сегментов финансового рынка и создание мегарегулятора. 2. Обеспечение четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов: усиление роли регуляторов финансового рынка и СРО в нормировании и совершенствовании системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка; усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке, в том числе путем введения специализации судей на вопросах финансового законодательства; оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия информации о своей деятельности профессиональными участниками финансового рынка; обеспечение раскрытия информации о результатах управления пенсионными резервами, утверждение методики оценки эффективности управления для государственных и частных управляющих пенсионными резервами; совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами. 3. Расширение спектра финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без государственной регистрации эмиссии, выпуска и обращения российских депозитарных расписок. 4. Внесение изменений в законодательство, направленных на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков: производных финансовых инструментов с различными базовыми активами; секьюритизации финансовых активов; двойных и простых складских свидетельств; повышение эффективности института залога как способа обеспечения исполнения обязательств. 5. Развитие институтов коллективного инвестирования: совершенствование налогообложения закрытых ПИФов, в частности, проблем определения налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета НДС при приобретении недвижимости от имени закрытого ПИФа; унификация принципов и стандартов деятельности коллективных инвестиций (ПИФов и НПФов), приближение их к принципам деятельности зарубежных институтов коллективных инвестиций; расширение спектра разрешенных для инвестирования инструментов ПИФов и НПФов. 6. Создание равных конкурентных и комфортных условий для деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и трансакционных издержек: снижение трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO); уточнение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в отношении ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного капитала, в части смягчения и упрощения действующих норм (подобные операции составляют значительную долю рынка, и соблюдение норм действующего законодательства резко повышает издержки участников оборота); сокращения информационной асимметрии между эмитентом и инвестором, варьирования порядка раскрытия информации публичными и непубличными (закрытыми) компаниями; пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществления торговли с использованием инсайдерской информации; введения понятий квалифицированного и не квалифицированного инвестора; внесение изменений в Уголовный кодекс и КоАП (расширение составов правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточение наказаний); введение системы компенсации гражданам на различных секторах финансового рынка, а также системы страхования ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе развитие системы раскрытия информации (базы данных для осуществления актуарных расчетов), обеспечивающие равные конкурентные возможности для финансовых институтов различных типов. 7. Совершенствование налогообложения финансового рынка, в том числе урегулирование вопросов правоприменения налогового законодательства в отношении финансовых инструментов и институтов. Обеспечение равных условий налогообложения для различных финансовых инструментов в рамках постепенного снижения ставок налогов на доходы по финансовым инструментам. 8. Совершенствование деятельности государственных финансовых институтов развития, а также порядка участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций: подготовка стратегии деятельности государственных финансовых институтов развития, предусматривающей использование новых механизмов и различных форм финансирования проектов, реализуемых Правительством Российской Федерации; введение запрета на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций, кроме случаев участия государства в капиталах финансовых организаций (в том числе государственных финансовых институтов развития), деятельность которых имеет стратегическое значение для решения задач государственной экономической политики. 9. Развитие инфраструктуры финансового рынка, повышение ее надежности и капитализации: совершенствование законодательства о клиринге; совершенствование законодательства, регулирующего учет прав на ценные бумаги, в том числе создание Центрального депозитария; совершенствование законодательства об организаторах торговли и биржах, в том числе формирование единого законодательного регулирования всех видов бирж;

[править] Развитие банковского и страхового сектора

За 2004 год активы кредитных организаций увеличились на 27,4 % (за 2003 год — на 35 %), депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц — на 29,7 % (за 2003 год — на 47 %). Кредиты нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам в 2003 году выросли с 1,65 трлн рублей до 2,39 трлн рублей и до 3,27 трлн руб. на конец 2004 года. В случае реализации предлагаемых действий к 2009 году соотношение активов банковского сектора к ВВП увеличится с 42 % (на начало 2004 года) до 56 — 60 %, капитала к ВВП — с 6 % до 7 — 8 %, кредитов, предоставленных нефинансовому сектору к ВВП — с 18 % до 26 — 28 %. В настоящее время основными проблемами в банковской сфере являются: высокие вмененные издержки ведения банковского бизнеса, несоответствующий международным подходам уровень защиты прав кредиторов-залогодержателей, низкая интенсивность конкуренции на ряде сегментов рынка банковских услуг, недостаточная прозрачность процессов функционирования, банкротства и ликвидации кредитных организаций. Для решения вопросов эффективного аккумулирования банками денежных средств и их трансформации в инвестиции, увеличения конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке, повышения устойчивости банковского сектора, усиления защиты интересов кредиторов банков, предотвращения их использования в недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях, Правительство Российской Федерации сконцентрирует свои усилия на решении следующих стратегических задач. 1. Институциональное развитие банковского сектора: обеспечение развития системы страхования вкладов; упрощение процедуры слияния и присоединения кредитных организаций; повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций; введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 1 процента акций (долей) уставного капитала кредитной организации и разрешительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами более 10 процентов акций (долей) уставного капитала кредитной организации; создание системы бюро кредитных историй; введение запрета на открытие филиалов иностранных банков. 2. Рост эффективности и прозрачности банковской деятельности: отмена сбора за открытие филиала; снятие с банков вмененных им несвойственных функций; сокращение форм отчетности кредитных организаций и переход на их предоставление в электронном виде; обеспечение прозрачности структуры собственности кредитных организаций путем установления требований к представлению сведений о себе и своей деятельности, в том числе сведений о финансовом положении и деловой репутации, лицами (группами лиц), имеющими возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации (реальными владельцами); совершенствование корпоративного управления (установление критериев деловой репутации членов совета директоров, усиление роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, включая введение в его состав так называемых «независимых директоров», определение перечня вопросов, относимых к его исключительной компетенции); создание устойчивой ресурсной базы кредитных организаций путем введения нового вида вклада с особыми условиями возврата. 3. Стимулирование кредитования частного и потребительского сектора: упрощение процедур обращения взыскания на предмет залога для кредитных организаций, расширение перечня способов обеспечения исполнения обязательств, а также унификация процедур удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, в том числе в случаях, не связанных с ликвидацией и банкротством должника; создание системы регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав (бюро регистрации); совершенствование законодательного регулирования деятельности микрофинансовых организаций; развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов «конечному потребителю», прежде всего розничного потребительского кредитования и ипотеки; развитие потребительского кредитования, в том числе, обеспечение гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формирование механизмов защиты указанных прав в случае их нарушения; развитие инструментов рефинансирования и управления ликвидностью банков. 4. Совершенствование банковского надзора: развитие содержательных риск-ориентированных подходов; продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем; совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с некредитными организациями — участниками банковских групп и банковских холдингов; совершенствование использования в целях банковского надзора института кураторов кредитных организаций; 5. Участие государства в кредитных организациях: завершение процедур выхода государственных унитарных предприятий из числа учредителей (участников) кредитных организаций в 2006 году; в банках, где доля государства будет сохранена, предстоит усилить роль представителей государства в управлении, осуществить специализацию этих банков на выполнении установленных государственных задач. На 1 октября 2004 г. на страховом рынке России зарегистрировано 1265 страховых организаций. Общая сумма страховых премий и страховых выплат по всем видам страхования за январь-сентябрь 2004 года составила соответственно 365,8 и 202,3 млрд.руб. или 107,5 и 110,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. В структуре валовой страховой премии в январе-сентябре 2004 года стали преобладать взносы по страхованию имущества (31,6 %), которые возросли по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 23,6 %. Также произошел значительный рост взносов по обязательному страхованию (на 72,1 %), в основном за счет взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (прирост на 272,3 %). Развитие обязательного и добровольного страхования привело к значительному увеличению объемов страховых операций. В связи с этим повысилась и ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение потребовало принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. В соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 июля 2007 года страховые организации должны увеличить размер уставного капитала до 60 млн рублей для страхования жизни, до 30 млн рублей — для иных видов страхования, до 120 млн рублей — для перестрахования. Увеличение собственного капитала повысит финансовую устойчивость страховых организаций, позволит им увеличить объем операций страхования и, как следствие, размер своих инвестиционных ресурсов. Для обеспечения развития страхового сектора в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи: 1. Развитие системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: внесение изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; внесение изменений в нормативные правовые акты, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». 2. Реализация положений Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», касающихся: лицензирования субъектов страхового дела; развития института страховых актуариев; специализации страховых организаций на осуществляющих страхование жизни и иные виды личного страхования, или виды страхования иные, чем страхование жизни; разработки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность и финансовую устойчивость субъектов страхового дела. 3. Упорядочение введения обязательных видов страхования: унификация положений в различных «отраслевых» законах, касающихся обязательного страхования, и приведение их в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», устранение коллизий в законодательстве; реформирование системы обязательного медицинского страхования; развитие видов обязательного страхования ответственности определенных категорий лиц. 4. Повышение капитализации страхового рынка: реализация положения Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» по увеличению размера уставного капитала страховых организаций; стимулирование консолидации субъектов страхового дела; разработка мер по развитию сострахования, взаимного страхования и перестрахования. 5. Совершенствование надзора за деятельностью субъектов страхового дела, в том числе за исполнением ими требований, установленных Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

[править] Развитие рынков земли и недвижимости

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан. В экономике развитых стран отношение капитализации рынка недвижимости к валовому внутреннему продукту достигает 100 %, что позволяет рынку недвижимости и строительной отрасли привлекать значительные инвестиции. В Российской Федерации отношение капитализации рынка недвижимости к ВВП не превышает 4 %. Учитывая, что Российская Федерация обладает огромными земельными ресурсами, такой низкий уровень капитализации рынка недвижимости свидетельствует об отставании национальной экономики в борьбе за инвестиции. Развитие рынка земли и недвижимости требует дальнейшего совершенствования основополагающих институтов, таких как система учета недвижимости и регистрации прав, система налогообложения недвижимости, процедуры приватизации земли. Отсутствует единый государственный информационный ресурс, содержащий информацию обо всех видах недвижимого имущества. До сих пор учет недвижимости ведется в двух различных системах — земельном кадастре для земельных участков и организациях (бюро) технической инвентаризации для зданий и сооружений. По состоянию на начало 2005 г. кадастровый учет осуществлен в отношении менее 45 % земельных участков. При этом действующие системы учета недвижимости не обеспечивают достаточной степени индивидуализации и идентификации недвижимого имущества, что создает возможность регистрации нескольких прав собственности на один и тот же объект недвижимости. Процедуры приватизации земельных участков и предоставления прав на земельные участки для строительства и иного хозяйственного использования непрозрачны и чрезмерно усложнены. Одной из причин неэффективности процедур предоставления прав на земельные участки является отсутствие во многих городах правил землепользования и застройки (приняты менее чем в 10 населенных пунктах). Привлечению достаточно объема инвестиций в строительство препятствует, в частности, неразвитость ипотечного кредитования. В 2004 году в Российской Федерации общая сумма ипотечных кредитов не превысила 4 миллиардов рублей, тогда как в развитых странах объемы ипотечного кредитования обеспечивают до 20-30 % валового внутреннего продукта. Увеличение объемов строительства, ввода новых объектов в эксплуатацию, в том числе линейных сооружений, требует развития нормативной базы гражданского оборота недвижимого имущества в части детализации правового регулирования сервитутов. Существующая система налогообложения недвижимости характеризуется отсутствием экономически обоснованной налогооблагаемой базы. Применяемые сегодня в качестве налогооблагаемой базы инвентаризационная и балансовая стоимость недвижимого имущества, нормативная цена земельных участков практически не связаны с рыночной стоимостью недвижимости. Не развит в достаточной мере институт оценки недвижимости, в том числе в части массовой оценки недвижимого имущества для целей налогообложения. Кроме того, эффективное администрирование имущественных налогов затруднено в связи с тем, что значительное число объектов недвижимости не учтено в государственных кадастрах и реестрах. В период с 2005—2008 годы должны быть проведены преобразования в рамках следующих основных направлений. 1. Создание единого государственного кадастра недвижимости, включающего в себя сведения об объектах недвижимости, административно-территориальном делении и территориальных зонах Для чего должны быть осуществлены следующие мероприятия: принят законодательный акт, устанавливающий порядок ведения государственного кадастра недвижимости, совершенствующий порядок формирования объектов недвижимости, устанавливающий основы государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, а также порядок внесения в единый государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; после принятия указанного выше федерального закона Правительству Российской Федерации необходимо создать на базе существующих систем координат единую систему координат для определения местоположения объектов недвижимости, после чего должны быть предприняты действия, направленные на демаркацию государственной границы Российской Федерации. Правительство Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации должно обеспечить на базе имеющихся топографических, геодезических и картографических материалов создание инфраструктуры пространственных данных о недвижимости, а также мониторинга таких данных, провести работы по установлению границ административно-территориальных образований и внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить координацию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию (восстановлению) пунктов опорно-межевой сети и внесению о них сведений в государственный кадастр недвижимости, а также определить порядок информационного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти при ведении государственного кадастрового учета. Институциональное и функциональное развитие информационной системы кадастра будет способствовать снижению временных издержек правообладателей при постановке объектов недвижимости на кадастровый учет. 2. Необходимо обеспечить наполнение единого государственного кадастра недвижимости актуальными сведениями об объектах недвижимости и территориальных зонах. Для целей наполнения единого государственного кадастра недвижимости должны быть реализованы следующие мероприятия: проведена инвентаризация ранее учтенных в данных земельного кадастра земельных участков на всей территории Российской Федерации, а также архивов организаций (бюро) технической инвентаризации; по результатам инвентаризации сведения о существующих объектах недвижимости должны быть включены в государственный кадастр недвижимости. 3. Необходимо продолжить совершенствование механизмов предоставления и переоформления прав на земельные участки, в том числе для целей ускорения выкупа и переоформления земельных участков под приватизированной недвижимостью, а также разграничения государственной и муниципальной собственности на землю. Необходимо обеспечить упрощение порядка оформления права собственности на находящиеся в фактическом пользовании граждан объекты недвижимости. Необходимо усовершенствовать законодательную базу по следующим направлениям: снижение выкупных цен под приватизированной недвижимостью; совершенствование процедуры переоформления земельных участков; совершенствование процедуры разграничения государственной и муниципальной собственности на землю путем отказа от разграничения земель, подлежащих приватизации; предоставление полномочий по принятию решений о выкупе органам местного самоуправления, с одновременным увеличением средств, поступающих в бюджет муниципальных образований от выкупа; упростить требования и контроль за межеванием и подготовкой землеустроительной документации. 4. Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить плановое использование земель на территории поселений, совершенствование механизмов использования имущества, ограниченного в обороте. В рамках реализации названной задачи необходимо провести следующие мероприятия: обеспечить принятие правил землепользования и застройки всеми муниципальными образованиями; обеспечить создание органами местного самоуправления на базе данных государственного кадастра недвижимости информационных систем обеспечения градостроительной деятельности; усовершенствовать правила по предоставлению в аренду и иное пользование временно не используемого недвижимого имущества с учетом того, что особенности предоставления имущества целесообразно применять исключительно к имуществу, ограниченному в обороте (стратегическому имуществу, а также военному имуществу и т. п.). 5. Также требуется продолжить совершенствование гражданского оборота недвижимого имущества и правового регулирования сервитутов. Для чего необходимо осуществить следующие мероприятия: ввести в законодательство понятие «границы земельного участка»; создать нормативную базу вовлечения в гражданский оборот единых комплексов недвижимого имущества, таких как домовладение, дачный участок (земельный участок и расположенное на нём здание), предприятие (имущественно-технологический комплекс, предназначенный для производства или хозяйственной деятельности); регламентировать вопросы содержания имущества общего пользования (помещения общего пользования, внутренняя и внешняя инфраструктура зданий и сооружений, дороги, мелиоративные сооружения и т. п.), с учетом целесообразности отнесения такого имущества к общей собственности заинтересованных лиц; усовершенствовать правовое регулирование отношений в области установления, использования и прекращения частных и публичных сервитутов, в том числе уточнение оснований и порядка установления частных и публичных сервитутов, позволяющих использовать сервитуты для строительства линейных сооружений, освободить владельца сервитута от платы за пользование сервитутом с сохранением его обязанности полного возмещения убытков, причиняемых собственникам недвижимого имущества; разработать и принять техническое регламенты по формированию объектов недвижимости, обеспечивающие быстрое и эффективное описание объектов недвижимости для целей их кадастрового учета. 6. Правительство Российской Федерации должно принять меры по улучшению инвестиционного климата, в том числе развитию рынка ипотечного кредитования и создание необходимой для этого инфраструктуры, в связи с чем необходимо: на базе сведений государственного кадастра недвижимости создать систему мониторинга рынка ипотеки; совместно с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями реализовывать программы поддержки ипотечного кредитования, в особенности для целей создания рынка доступного жилья, а также ипотеки земель сельскохозяйственного назначения; обеспечить развитие системы кредитных бюро; обеспечить разработку механизма частно-государственного партнерства при реализации инвестиционных проектов в сфере недвижимости. 7. Уже в среднесрочной перспективе должен быть обеспечен переход к налогообложению недвижимости на основе кадастровой стоимости недвижимого имущества, а также осуществлено развитие института массовой оценки недвижимости для целей налогообложения. В рамках указанной задачи необходимо осуществить следующие мероприятия: продолжить совершенствование нормативной базы новой системы налогообложения, основанной на применении в целях налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости, приближенной к рыночной стоимости; разработать положение о государственной кадастровой оценке земель с учетом необходимости проведения оценки и введения в действие системы кадастровой оценки земель в кратчайшие сроки, а также того, что в целях экономии бюджетных средств следует оценивать только недвижимое имущество, подлежащие налогообложению; разработать методические указания по проведению массовой оценки земель в зависимости от их категории, оценки недвижимого имущества, в том числе оценки для целей определения ущерба недвижимости, оценки для целей ипотеки, и др. После внесения сведений обо всех объектах недвижимости в единый государственный кадастр недвижимости необходимо также: подготовить проект федерального закона, действие которого будет направлено на переход к налогообложению всей недвижимости в зависимости от ее кадастровой стоимости; провести совместно с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями кадастровую оценку всей недвижимости; обеспечить переход к использованию кадастровой стоимости в качестве налогооблагаемой базы для исчисления налогов на недвижимость.

[править] Антимонопольная политика

Создание среды для равной добросовестной конкуренции, способствующей эффективному распределению ресурсов и устойчивому экономическому развитию — будет основной задачей государственной антимонопольной политики. В среднесрочной перспективе решением данной задачи должна стать реализация следующих мер: усиление санкций за нарушение антимонопольного законодательства и расширение перечня нарушений антимонопольного законодательства, подлежащих наказанию в административном порядке; совершенствование законодательства и активизация работы по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов; установление исчерпывающего регулирования процедур, порядков и правил рассмотрения заявлений, уведомлений и ходатайств, рассмотрения дел по нарушениям законодательства, проверки, пересмотра, обжалования решений и предписаний органов защиты конкуренции, исчисления сроков, предоставления и обмена информации; расширение полномочий антимонопольного органа при проведении расследований дел о нарушении антимонопольного законодательства; упрощение процедуры обращения участников рынка по поводу нарушений антимонопольного законодательства, не возлагая при этом обязанности по представлению доказательств нарушений (документов, подтверждающих факт нарушения) на лицо, обращающееся с заявлением; активизация работы по выявлению и пресечению фактов недобросовестной конкуренции; разработка четких механизмов предоставления хозяйствующим субъектам государственной помощи, а также ее использования и учета; разработка комплекса мер по развитию биржевой инфраструктуры и совершенствованию механизмов регулирования биржевой торговли отдельными видами товаров, в первую очередь нефтепродуктами и сельскохозяйственной продукцией; обеспечение контроля соблюдения антимонопольных требований при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд; повышение эффективности антимонопольного регулирования на рынках продукции и услуг естественных монополий, усиление контроля над обеспечением недискриминационного доступа к инфраструктурным услугам, упорядочение системы договорных отношений в данных секторах экономики, создание равных возможностей для потребителей услуг естественных монополий, разработка принципов принудительного разделения субъектов естественных монополий, предусматривающих разделение структурных подразделений, работающих в естественно-монопольных секторах от подразделений, работающих в потенциально конкурентных секторах; исключение практики создания органами власти хозяйствующих субъектов, наделенных функциями или правами указанных органов; разработка четких механизмов «группового доминирования» хозяйствующих субъектов; обеспечение недискриминационного доступа к ограниченным природным ресурсам; совершенствование системы контроля экономической концентрации с одновременным сокращением видов сделок и операций, подпадающих под указанный контроль. Особое внимание будет уделено вопросу анализа конкурентной среды на стратегически и социально значимых товарных рынках в целях принятия действенных мер по защите внутреннего рынка с учетом интеграции России в мировую экономику. Планируется переход к полному раскрытию информации об участниках сделки как основному условию осуществления предварительного антимонопольного контроля экономической концентрации, в том числе с использованием Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, как ключевого инструмента контроля экономической концентрации в целях предотвращения злоупотребления доминирующим положением на рынках. Будет продолжена работа по сближению систем регулирования и проведения антимонопольной политики Российской Федерации и зарубежных стран, являющихся стратегическими торговыми партнерами России, путем расширения договорной базы с зарубежными антимонопольными ведомствами, с целью обеспечения единообразной среды функционирования хозяйствующих субъектов и недопущения дискриминации российских экспортеров при проведении зарубежными ведомствами расследований дел о нарушении антимонопольного законодательства. В рамках усиления санкций за нарушение антимонопольного законодательства будет установлена ответственность не только за сам факт злоупотребления доминирующим положением, за заключение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, за недобросовестную конкуренцию, но и введена система понижающих коэффициентов размера санкций в случае добровольного прекращения хозяйствующим субъектом нарушения антимонопольного законодательства, оказания содействия антимонопольному органу. Размытость рекламного законодательства, неэффективность и отсутствие некоторых ограничений в сфере рекламной деятельности не обеспечивают адекватной защиты от ненадлежащей рекламы. В связи с этим для совершенствования законодательства о рекламе необходимо: обеспечить механизм противодействия распространению рекламы товаров, запрещенных и ограниченных к рекламированию в определенном месте (времени, способом); определить порядок размещения средств наружной рекламы (рекламных конструкций) и рекламы на транспортных средствах; конкретизировать порядок размещения рекламы в радио- и телепрограммах; обеспечить уведомительный порядок размещения рекламы на почтовых отправлениях; определить перечень обязательных сведений, сообщаемых в рекламе, осуществляемой при продаже товаров по почте и при продаже товаров с доставкой их потребителю; конкретизировать требования к рекламе алкогольных напитков, лекарственных средств, медицинских услуг, изделий медицинского назначения, медицинской техники и методов лечения, биологически активных добавок; уточнить полномочия антимонопольных органов, в части предупреждения и пресечения ненадлежащей рекламы, а также порядка их взаимодействия с органами саморегулирования рекламы. Для обеспечения эффективности развития финансовых рынков необходимо создание равных условий конкуренции всем участникам рынка, определяющих как равный старт, так и равные условия деятельности в секторах финансового рынка. В этих целях предусматривается: поэтапное прекращение государственного участия в капиталах финансовых организаций на всех уровнях — федеральном и в субъектах Российской Федерации, сокращение доли участия органов местного самоуправления, а также сохранение государственного контроля только над финансовыми организациями, имеющими стратегическое значение; соблюдение процедуры открытого конкурса при привлечении финансовых компаний к осуществлению операций за счет бюджетных средств; упрощение порядка проведения кредитных операций с малым бизнесом и частными лицами, а также создание системы кредитных бюро; повышение качества контроля финансовых организаций и качества проверок адекватности капитала и прозрачности собственности, введение качественных критериев оценки состояния финансовых организаций. Будут установлены процедуры аукционов и определения победителя конкурса по одному критерию для предоставления земельных участков в аренду на время строительства, осуществлено распределение заказов на проведение инженерной подготовки земельных участков предоставляемых для строительства посредством торгов с определением победителя по одному критерию. Особо следует отметить необходимость развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем внедрения новых форм управления жилищным фондом, в частности, объединения собственников жилья. Необходимо предоставить потребителям ЖКУ право выбора организации по обслуживанию, управлению и оказанию услуг. В целях недопущения ущемления интересов потребителей и для обеспечения недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре коммунального комплекса, а также для создания равных условий деятельности хозяйствующих субъектов, необходимо закрепить сетевые объекты в государственной или муниципальной собственности.

[править] Сокращение нерыночного сектора

В Российской экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, причем в отраслях, где должны нормально развиваться рыночные отношения. Кроме общепринятой бюджетной сферы, представляющей публичные услуги за государственный счет, включающей в себя: образование, здравоохранение, охрана законности и правопорядка и т. п., в этот сектор входят: газовая промышленность в части поставок на внутренний рынок по регулируемым ценам; электроэнергетика; железнодорожный транспорт; жилищно-коммунальное хозяйство; значительная часть отрасли связи; предприятия других отраслей, существующие не только за счет собственных доходов, но и длительное время получаемых дотаций, субсидий и иных явных или скрытых льгот, например, пониженных цен на топливо, энергию и иные услуги. Основные признаки принадлежности к нерыночному сектору — наличие регулируемых цен, дотаций и субсидий. Значительная часть населения, большей частью это работники бюджетной сферы и пенсионеры, получают многообразные льготы и удешевленные услуги, которые призваны отчасти возместить низкую оплату труда и пенсии. Но при этом низкий уровень заработной платы и пенсий определяется в значительной мере необходимостью финансировать те самые льготы и удешевленные услуги. Таким образом, и домашние хозяйства оказываются в известной мере в зоне нерыночных отношений. Всего, по оценкам экспертов, в нерыночном секторе занято: с традиционными бюджетными отраслями — 20,3 млн человек, то есть 31,2 % всей численности занятых; кроме традиционных отраслей бюджетной сферы — 5,8 млн человек, то есть 9 % занятых. Наличие столь значительного сектора экономики, исключенного из легальных рыночных отношений, влечет за собой ряд весьма негативных последствий, в том числе: искажение рыночных сигналов и, стало быть, ограничение сферы эффективного распределения ресурсов; отсутствие стимулов рационального ведения хозяйства — экономии материальных и финансовых ресурсов, роста производительности как в рамках нерыночного сектора, так и за его пределами. Ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства; отрасли, входящие в нерыночный сектор, не могут рассчитывать на нормальное воспроизводство основного капитала из-за ограничений доступа к инвестиционным ресурсам или необходимости прибегать к перекрестному субсидированию: Газпром инвестирует за счет доходов от экспорта, РАО ЕЭС субсидирует население за счет промышленных потребителей; РЖД — внутренние и пассажирские перевозки за счет экспортных. Данные процессы неизбежно ведут к непрозрачности финансовых потоков и низкому уровню доверия со стороны кредиторов и инвесторов; поддержание теневой экономики, которая всегда развивается на стыках нормальных рыночных отношений, государственного регулирования цен и иных рыночных по своей природе инструментов; усиление неравенства в распределении денежных доходов населения, обусловленное наличием льгот и низких заработков в бюджетной сфере. В связи с этим создаются условия для коррупции. Государство на протяжении последнего времени последовательно проводило политику, направленную на сокращение нерыночного сектора. Ключевую роль в этой работе играли реформы электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионная реформа. Реформы образования и здравоохранения, нацеленные на переход к бюджетному финансированию этих отраслей по результатам, также должны вести к сокращению нерыночного сектора. Дальнейшее сокращение нерыночного сектора представляет собой доведения до разумного завершения либерализации экономики, начатой в 1992 году и незаконченной из-за опасений социальных конфликтов. В данный момент есть и необходимость, и реальная возможность решения этой проблемы, что позволит серьезно продвинуть структурные реформы и дать новые импульсы модернизации и росту экономики. Правительством Российской Федерации в целом определены направления реформирования основных отраслей естественных монополий, представляющих большую часть нерыночного сектора. Кроме того, реформы электроэнергетики и железнодорожных перевозок уже запущены. При этом до настоящего времени не видно каких-либо ощутимых результатов в области реформирования газовой отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Нестабильность финансирования жилья и коммунальных услуг со стороны бюджета сдерживает развитие конкурентных отношений в жилищном секторе. В то же время, в ближайшие годы имеется реальная возможность осуществить основные преобразования в ЖКК, связанные с его переводом на рыночные основы функционирования. Основными направлениями работ должны стать: развитие частной инициативы и конкуренции в управлении и обслуживании жилищного фонда; привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении публичной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуры; оптимизация бюджетных расходов в жилищно-коммунальном комплексе, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения в оплате жилищно-коммунальных услуг; разработка новых эффективных механизмов государственной поддержки процессов модернизации жилых домов и инженерно-коммунальной инфраструктуры городов и поселений. Другим приоритетом является дерегулирование отрасли связи. Основными направлениями работы должны стать: переход от прямого установление тарифов к контролю за обоснованностью ценообразования операторов связи на основе антимонопольного законодательства; ликвидация перекрестного субсидирования в отрасли и отмена исключительных прав «Ростелекома» на предоставление услуг междугородней и международной связи; распространение действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на лицензирование связи; развитие рыночных механизмов и повышение прозрачности распределения радиочастотного спектра, совершенствование механизмов выделения ресурсов нумерации, включая приведение разовых (единовременных) платежей за получение ресурса нумерации к величине, отражающей экономически обоснованные затраты на организацию работы по выделению ресурса нумерации; повышение эффективности и понижение обременительности для хозяйствующих субъектов системы контроля и надзора в области связи.

[править] Реформирование науки и стимулирование инноваций

Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста. При этом для обеспечения инновационного развития страны необходимо: наличие конкурентоспособного сектора «генерации знаний», включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки; эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии и услуги, и включающей в себя совокупность хозяйствующих субъектов, институциональной базы инновационной деятельности, инфраструктуры и ресурсов; широкое применение в социально-экономической сфере и государственном управлении информационно-коммуникационных технологий, позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы. В научном секторе существуют следующие основные проблемы: недостаточная эффективность большого числа научных исследований и разработок вследствие недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества; сохранение барьеров между наукой и образованием и, как следствие, отсутствие синергетического эффекта от научно-образовательной деятельности. Система формирования приоритетов бюджетного финансирования недостаточно эффективна — существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы, в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и глобальном рынках. Основная задача в области организации научных исследований состоит в сохранении и укреплении лидирующих позиций российской науки в приоритетных для государства направлениях исследований при одновременном повышении эффективности использования бюджетных средств. Хотя результаты фундаментальных исследований, как правило, общедоступны и активно используются в странах, не затрачивавших усилий и средств для их достижения, возможная утрата собственной фундаментальной науки приведет к отставанию в подготовке творческих кадров высшей квалификации, потере статуса России как важнейшего субъекта мировой политики, к снижению потенциала национальной безопасности. В то же время экономические возможности государства позволяют нам вести полноценные исследования не по всему фронту фундаментальной науки. Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению России в мировое научно-образовательное пространство. Интеграция научной и образовательной деятельности решает задачу повышения качества образования и подготовки научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, а также привлечения и закрепления талантливой молодежи в науке и образовании. Решение поставленных задач требует реализации следующих ключевых мер: приоритетная поддержка исследований мирового класса и структурное реформирование науки, в том числе модернизация структуры и механизмов финансирования и нормативной правовой базы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус. Обеспечение развития системы базовых институтов и университетов, ведущих фундаментальные исследования на приоритетных для государства направлениях развития науки и технологий путем повышения бюджетной обеспеченности научных сотрудников государственного сектора науки; дальнейшая интеграция науки и образования и создание нормативно-правовой базы, достаточной для формирования научно-образовательных структур, в том числе с участием организаций различной организационно-правовой формы. В области создания и функционирования национальной инновационной системы (далее — НИС) наблюдаются следующие тенденции. В 90-е годы в России началось формирование элементов новой НИС рыночного типа, в которую вошли, в частности, независимые исследовательские центры, малые инновационные фирмы (включая инжиниринговые и консультационные), центры трансфера технологий, фонды, финансирующие инновационную деятельность. Однако масштабы и темпы создания современной НИС явно недостаточны, а низкая восприимчивость российских компаний к инновациям приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции, обуславливает низкую рентабельность предприятий, сдерживает рост заработной платы. Вследствие этого нарастает технологическое отставание России от развитых стран. Для развития эффективной НИС требуется принятие следующих первоочередных мер: развитие рынка интеллектуальных активов путем совершенствования системы введения в коммерческий оборот результатов научно- технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, и создания национальной системы учета и контроля научно-исследовательских работ; развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; развитие рынка услуг поддержки инновационной деятельности; совершенствование системы образования в инновационной сфере, в том числе создание единого научного и учебно-методический механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей; совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности; развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.); стимулирование экспорта и внутреннего спроса на инновационную продукцию российских предприятий. Как показывает мировой опыт, широкое применение в социально-экономической сфере и государственном управлении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, развития человеческого капитала, а также модернизации основных институтов государственной власти. Приоритетами государственной политики в области стимулирования использования ИКТ является: в области образования — обеспечение эффективного внедрения ИКТ в организацию и обеспечение учебного процесса в учреждениях начального, среднего и высшего образования, обеспечение подключения к Интернет всех средних учебных заведений и учреждений специального образования для детей с недостатками физического развития, распространение технологий дистанционного обучения на основе ИКТ, обеспечение высокого уровня компетенции в использовании ИКТ всех выпускников средних школ; в области государственного управления — обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов власти, при реализации принципа презумпции открытости информации государства (с уточнением и детализацией категорий информации, отнесенной к закрытой), развитие систем электронного учета и документооборота, электронных административных регламентов; в сфере развития электронной коммерции — совершенствование законодательства об электронной цифровой подписи, включая отмену наименее обоснованных ограничений и распространение его действия на иные электронные аналоги подписи, внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок, снятие ограничений на разработку и применение средств криптографии гражданами и организациями. Обеспечение эффективности использования информационных технологий, минимизация рисков неудачи проектов в области информатизации, требует формирования развитых механизмов стратегического планирования использования ИКТ субъектами бюджетного планирования, формирования дополнительных требований к структуре и обоснованию ведомственных программ в области информатизации, системе показателей их эффективности, механизмам управления ИКТ-проектами и аудита информационных систем, финансируемых из государственного бюджета. Мерами в области повышения доступности современных ИКТ для населения станет снижение импортных пошлин на компьютеры и комплектующие, поддержка создания общедоступных центров повышения компьютерной грамотности населения и центров общественного доступа к сети Интернет.

[править] Развитие малого предпринимательства

В 2004 году количество малых предприятий в России составляло 950 тыс., а количество занятых на них — около 8,3 млн человек, что составляет 17 % всех наемных работников. В период до 2003 года количество малых предприятий оставалось неизменным (около 850 тыс.), а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества предприятий и занятых на них работников не оказывали значимого эффекта.

Наметившаяся в 2004 году положительная динамика (рост числа занятых на малых предприятиях составил 3 %, объём производства товаров и услуг увеличился на 33 % по сравнению с 2003 годом) во многом обусловлена осуществленной в 2003—2004 годах государственной политикой по следующим направлениям:

  • упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна», в течение 5 рабочих дней;
  • введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий;
  • установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход).

Хотя Правительство Российской Федерации постоянно осуществляло различные меры поддержки, обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличения их вклада в экономику страны не удалось. При этом отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32 % от общего объема производства товаров и услуг), объемы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают второе-третье места (22,8 и 20,9 процентов соответственно), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании ничтожно мала — 1,9 %.

Очевидно, что для достижения задачи ускорения темпов экономического роста страны, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и развития инноваций нужно стимулировать создание новых малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики. К 2004 году действующее законодательство, затрагивающее вопросы поддержки, стимулирования развития малого предпринимательства, не только не содействовало развитию предпринимательства, но и вступило в противоречие с гражданским, налоговым, бюджетным законодательством.

Чтобы малое предпринимательство стало значимым явлением в экономической и социальной сферах, правительство приняло решение о возобновлении программ поддержки за счет средств федерального бюджета и предусмотрело в бюджете Российской Федерации на 2005 год 1,5 млрд рублей на реализацию первоочередных мер по стимулированию роста субъектов малого предпринимательства и поддержку конкурентоспособных проектов.

Основными целями государственной политики в области поддержки малого бизнеса на среднесрочную перспективу являются:

  • создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности;
  • увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства;
  • увеличение вклада малых предприятий в ВВП, в налоговые доходы бюджета, в численность привлекаемых наемных работников.

Государственная политика в области поддержки малого предпринимательства будет строиться на следующих основных принципах:

  • наращивание объемов софинансирования проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса;
  • увеличение доли государственной поддержки малого бизнеса, осуществляемой посредством «институтов развития». Правительство Российской Федерации будет активно привлекать средства регионов и муниципалитетов, формируя различные каналы поддержки. Подобное многообразие уменьшает риски неэффективности реализуемых программ;
  • постепенное расширение предоставления услуг вместо денег. Стимулы к извлечению ренты из взаимодействия с государственными органами существенно ограничиваются, когда предприятиям вместо денежных субсидий предоставляются услуги;
  • разграничение компетенции уровней государственной власти таким образом, чтобы органы власти Российской Федерации осуществляли нормативное правовое регулирование предпринимательской деятельности, субъекты Российской Федерации непосредственно финансировали программы, стимулирующие развитие предпринимательства, а прямая ответственность за состояние малого предпринимательства была возложена на органы власти муниципальных образований.

Приоритетами государственной политики поддержки на среднесрочную перспективу станут:

  • содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
  • специальные программы поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов;
  • формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования;
  • формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковским учреждениями;

обеспечение доступа к нежилым помещениям.

Особое внимание будет уделяться вовлечению в активную предпринимательскую деятельность недоиспользованного трудового ресурса таких социальных групп, как молодёжь, женщины, безработные, инвалиды.

Для решения задачи увеличения числа субъектов малого предпринимательства предлагается:

  • развить систему бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей;
  • сформировать законодательную базу для деятельности семейных предприятий, артелей, промыслов, ремесленников (микропредпринимательство);
  • организовать совместную с представителями предпринимателей работу над стандартами исчисления базовой доходности для единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности, что позволит определить размер эффективной налоговой нагрузки;
  • использовать возможности социальной рекламы для пропаганды предпринимательской деятельности.

Формирование программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов будет включать в себя:

  • разработку программы компенсации затрат субъектов малого предпринимательства на преодоление административных барьеров и разрешительных процедур, обуславливающих выход на экспортный рынок;
  • с участием субъектов Российской Федерации реализация программы поддержки сертификации конкурентоспособной продукции (товаров, услуг) на соответствие требованиям международных систем сертификации для формирования банка данных о потенциально способной к экспорту продукции;
  • формирование с участием Торгово-промышленной палаты системы поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе с использованием системы возмещения затрат на участие субъектов малого предпринимательства в международных мероприятиях.

Для формирования благоприятных условий и поддержки институтов микрофинансирования предлагается:

  • разработать законодательную базу для активного развития институтов микрофинансирования в форме некоммерческих организаций и кредитных кооперативов;
  • реализовать за счет бюджетных средств программы поддержки организаций микрофинансирования с использованием механизмов гарантирования по кредитам;
  • содействовать международным программам поддержки микрофинансовых организаций, в том числе образовательным программам.

При формировании условий для развития кредитования малых предпринимателей банковскими учреждениями предлагается:

  • пересмотреть нормативную правовую базу деятельности кредитных организаций с целью формирования оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства;
  • сформировать систему распределения рисков, с тем, чтобы для субъектов малого предпринимательства с высокими кредитными рисками таковые могли быть понижены посредством государственной финансовой поддержки и распределения части риска на государство.

Для решения задачи обеспечения доступа к нежилым помещениям предлагается:

  • обеспечить формирование, поддержание и доступ к сведениям об использовании федерального, государственного и муниципального недвижимого имущества, включая производственные мощности, объекты незавершенного строительства;
  • установить режим наибольшего благоприятствования субъектам малого предпринимательства, использующим федеральное имущество: *установить максимальный срок действия арендного договора, ввести принцип обязательной компенсации всех произведенных улучшений;
  • при реализации программы приватизации государственного имущества разработать механизм, который позволит субъектам малого предпринимательства приобрести высвобождаемое имущество: рассрочка платежей, формирование специальных имущественных фондов, малые лоты, система пулов заявок.

Кроме того, необходимо осуществить ряд мер по стимулированию спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства путем установления возможности разделения государственного (муниципального) заказа на несколько лотов для обеспечения возможности привлечения СМП к торгам; включения в обязательные условия государственного (муниципального) контракта обязательств по привлечению в качестве субконтрактантов субъектов малого предпринимательства.

[править] Реформирование технического регулирования

Основными задачами в сфере технического регулирования, как одного из приоритетных направлений политики повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, являются: реализация новой системы технического регулирования с принятием технических регламентов в соответствии с программой Правительства Российской Федерации; сокращение обязательной сертификации до минимального уровня, обеспечивающего безопасность продукции, с учетом развития декларирования как формы подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям; развитие рыночных отношений при выполнении работ по обеспечению единства измерений и сокращение государственного регулирования в данной сфере, при обеспечении надежной защиты прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, создании условий для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений с целью вступления России в ВТО. создание единой системы аккредитации, гармонизированной с международными стандартами в этой области; формирование системы национальных стандартов, соответствующих требованиям технических регламентов и новейшим достижениям науки и технологии; гармонизация законодательства в области технического регулирования в рамках межгосударственного сотрудничества (Единого Экономического Пространства, Евразийского Экономического Сообщества, Содружества Независимых Государств). 1. В целях реализации Программы разработки технических регламентов необходимо обеспечить: проведение конкурсов на разработку технических регламентов и обеспечение эффективной деятельности экспертных комиссий по экспертизе проектов технических регламентов; поэтапное устанавление правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для их проведения, необходимых для применения технических регламентов; проведение реорганизации российских технических комитетов в целях активизации их деятельности на национальном и международном уровнях; формирование системы сбора и анализа информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов; формирование единой информационной системы по техническому регулированию, включающей Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов; установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; 2. Приоритетами в области развития системы технического регулирования должны стать значительное сужение сферы обязательной сертификации, при обеспечении дальнейшего развития систем добровольной сертификации и расширении масштабов подтверждения соответствия посредством принятия деклараций о соответствии в действующих системах обязательной сертификации. Необходимо обеспечить формирование механизмов аккредитации организаций, действующих в области оценки соответствия, межрегиональной и межотраслевой координации работ в этой области. 3. Приоритеты реформирования системы обеспечения единства измерений требуют решения следующих задач: развитие и совершенствование эталонной базы страны; гармонизация нормативно-правовой базы в области обеспечения единства измерений с международным законодательством в области метрологии и федеральным законом «О техническом регулировании»; развитие рынка поверочных и калибровочных работ; обеспечение эффективного функционирования системы метрологического надзора; совершенствование системы передачи размеров единиц величин; метрологическое обеспечение работ по оценке соответствия; 4. Развитие системы стандартов будет осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения Программы разработки национальных стандартов. Разрабатываемые стандарты должны включать требования и показатели, основанные на современных достижениях науки и техники, учитывать международные нормы и быть направлены на повышение конкурентоспособности и безопасности продукции российских товаропроизводителей, создание доказательной базы выполнения требований технических регламентов. 5. Необходимо создать и обеспечить функционирование Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, являющейся основой закупок предметов снабжения при конкурсном размещении и реализации оборонного заказа и экспорте наукоемкой продукции. Данная система позволит формировать оптимальную (рациональную) номенклатуру предметов снабжения, сократить средства на создание и эксплуатацию техники, повысить качество, конкурентоспособность продукции военного назначения и мобилизационную готовность промышленности.

[править] Ссылки

Личные инструменты