Отношения России с США в 2014 году
Материал из Documentation.
В 2014 году произошло фронтальное сокращение масштабов взаимодействия с США, которые в инициативном порядке пошли на свертывание большинства традиционных форматов сотрудничества с Россией, одновременно провозгласив курс на ее «изоляцию» на международной арене и формирование своего рода международного «антироссийского клуба». Администрация Б.Обамы выступила с инициативой приостановки деятельности всех рабочих групп совместной Президентской комиссии, прервала межведомственные контакты по большинству направлений, в несколько этапов ввела односторонние, противоречащие международному праву санкции против российских граждан и организаций, направленные на ослабление российской экономики и создание условий для «раскачивания» внутриполитической ситуации. Против Российской Федерации и ее руководства была развернута агрессивная информационная кампания, имеющая все признаки информационной войны.[1]
Эти откровенно враждебные шаги были предприняты Вашингтоном в попытке выставить Россию виновной в драматических событиях на Украине, во многом ставших следствием целенаправленной линии самих США и их союзников в Европе. Наши неоднократные предупреждения об опасности разрушения хрупкого внутриполитического баланса на Украине, что чревато возникновением серьезного очага нестабильности в Европе, руководством США были проигнорированы — Белый дом осуществил грубое вмешательство во внутриукраинские дела, срежиссировав и поддержав антиконституционный государственный переворот в Киеве с опорой на ультранационалистические и неонацистские силы.[2]
Американская политика на Украине носила ярко выраженный деструктивный характер на протяжении всего года. Так, Вашингтон «забыл» о своих обязательствах по содействию общенациональному конституционному процессу с участием всех политических сил и регионов Украины, закрепленных в Женевском заявлении от 17 апреля 2014 г., подписанном в том числе и США. На практике Белый дом прямо подталкивал Киев к силовому подавлению протестов в тех регионах страны, где не приняли итоги произошедшего в столице насильственного свержения законной власти. За океаном предпочли «закрыть глаза» на вооруженные расправы над населением Юго-Востока Украины, бомбовые удары украинской армии по городам Донбасса, чудовищное преступление против мирных жителей 2 мая 2014 г. в Одессе.[3]
Россия, руководствуясь принципом взаимности и необходимостью защиты национальных интересов, ввела зеркальные визовые ограничения в отношении ряда американских граждан и приостановила импорт ряда американских продовольственных товаров. В то же время исходили из особой ответственности двух стран за поддержание стратегической стабильности и понимания последствий, которыми чреват разлад между ядерными сверхдержавами для всего пространства Евро-Атлантики. В контактах с официальными американскими представителями разъясняли, что курс на изоляцию России в современном многополярном мире не имеет перспектив, равно как и попытки оказания на нее внешнего давления. Единственно возможный путь выстраивания конструктивного диалога — честный и открытый разговор на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела, взаимоуважения и соблюдения баланса интересов.[4]
Соответствующая принципиальная позиция озвучивались в ходе контактов между президентами В. В. Путиным и Б.Обамой, которые трижды в течение года встречались «на полях» многосторонних форумов (Нормандия — июнь, Пекин и Брисбен — ноябрь) и провели десять телефонных бесед, а также в рамках постоянного диалога руководителей внешнеполитических ведомств С. В. Лаврова и Дж. Керри, у которых состоялось 17 обстоятельных личных встреч и около 60 телефонных разговоров.[5]
Заложником линии Белого дома на обострение отношений с Россией стал целый комплекс острых проблем двусторонней повестки дня, в том числе военно-политические вопросы, обсуждение которых, как следствие, носило эпизодический и несистемный характер. Такой подход грозит окончательно завести их решение в тупик. В первую очередь речь идет о планах США и их союзников по развертыванию элементов глобальной системы ПРО. Практическое обсуждение путей снятия российских озабоченностей было с подачи американской стороны свернуто, что вынуждает нас разрабатывать адекватные контрмеры. Продвижение Администрацией Б.Обамы идеи дальнейшего сокращения ядерных арсеналов России и США также происходило в условиях полного игнорирования российских аргументов о необходимости увязки данного процесса с подключением к нему других государств, обладающих военным ядерным потенциалом. На этом фоне продолжалась реализация американской концепции «молниеносного глобального удара», предполагающей использование стратегических систем в обычном оснащении. В Вашингтоне по-прежнему избегали того, чтобы четко заявить о готовности отказаться от намерений вывода оружия в космос. Обнародованы планы наращивания военного присутствия США и НАТО вблизи российских границ, что чревато прямыми рисками изменения конфигурации сил в Европе.[6]
В то же время поддерживалось двустороннее взаимодействие на некоторых многосторонних площадках, прежде всего в сфере нераспространения ОМУ. Речь идет, в частности, о деятельности «ядерной пятерки», сохранении за Россией совместно с США лидирующей роли в работе над укреплением режима резолюции СБ ООН 1540 и реализации Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма.[7]
В целях урегулирования проблемных вопросов рыболовства в Беринговом море проведено заседание очередной сессии Межправительственного консультативного комитета по рыбному хозяйству (Владивосток, сентябрь). В фокусе взаимного внимания оставалась тема сотрудничества в Арктике, в том числе с учетом предстоящего в 2015—2016 гг. председательства США в Арктическом совете.[8]
В заложниках негативной политической конъюнктуры оказались торгово-экономические связи. Американские власти попытались организовать внешнеэкономическую блокаду Крыма, фактически запретили национальным финансовым институтам кредитование российских компаний. Остановлена поставка в Россию оборудования и технологий для добычи углеводородов на арктическом шельфе и из глубоководных месторождений, а также товаров двойного назначения. Беспрецедентный нажим был оказан на американское деловое сообщество с целью сворачивания его деятельности на российском направлении. Тем не менее, американский бизнес уходить с российского рынка не спешил. Напротив, двусторонний товарооборот в 2014 г. продемонстрировал позитивную динамику, увеличившись за январь-октябрь на 11,1 % до 25,04 млрд долл. США.[9]
Отмечен рост количества арестов российских граждан в третьих странах по запросам американских правоохранительных органов, а нередко и при их непосредственном участии. Со своей стороны настаивали на прекращении подобной неприемлемой практики и соблюдении положений двустороннего Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам (от 1999 г.). Добивались освобождения похищенного американцами с Мальдив 5 июля 2014 г. гражданина Российской Федерации Р. В. Селезнева и возвращения на Родину ранее незаконно вывезенных в США и приговоренных к длительным срокам заключения В. А. Бута и К. В. Ярошенко. Оказывали консульское содействие проживающим в США соотечественникам, которым были предъявлены обвинения в правонарушениях — предпринимателю В. Е. Микерину и хоккеисту В. Л. Войнову.[10]
Повышенное внимание уделяли защите прав и интересов усыновленных американскими семьями детей из России, в том числе тех из них, кто подвергся жестокому обращению со стороны усыновителей. Продолжали добиваться консульского доступа к Максиму Бабаеву, Егору Шатабалову и подросткам, брошенным приемными родителями и проживающим в частном приюте «Рэнч фор кидс». С учетом решения Псковского областного суда об отмене усыновления Кирилла Кузьмина — брата Максима Кузьмина, погибшего в январе 2013 г. по вине семьи из Техаса, — прорабатывали возможность возвращения мальчика в Россию. Настаивали на создании базы данных обо всех россиянах, усыновленных в США. В Вашингтоне, однако, самоустранились от содействия в решении этих вопросов. Безучастность официальных властей к их судьбе и нежелание предпринимать практические шаги для выправления неблагоприятной обстановки в данной сфере оставалась серьезным раздражителем в двусторонних отношениях. Осложняет ситуацию и сужение правовых рамок для приложения российской стороной усилий по защите данной категории соотечественников в связи с прекращением действия с 1 января 2014 г. действия межправительственного соглашения о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей.[11]
Принимали меры для парирования угрозы возможного ареста принадлежащего России за рубежом имущества в связи с иском хасидской общины Нью-Йорка в отношении «коллекции Шнеерсона». Американская сторона проинформирована о нашей готовности дать зеркальный ответ на любые посягательства на российскую собственность. Также довели до сведения Государственного департамента решение Арбитражного суда Москвы от 22 мая 2014 г. о взыскании с США штрафа (из расчета 50 тысяч долларов в день) за отказ вернуть Российской государственной библиотеке семь книг из шнеерсоновского собрания, полученных этой страной в 1994 г. во временное пользование.[12]
Руководствуясь желанием укрепить взаимное доверие и способствовать оздоровлению неблагоприятной атмосферы в двусторонних связях, неизменно акцентировали важное значение тесного общения между гражданами двух стран, включая туристические, культурные, спортивные и научные обмены, призывали обезопасить их от политических колебаний в межгосударственных отношениях. В ходе состоявшихся в октябре консультаций по консульским вопросам подтверждено обоюдное стремление расширять выдачу многократных виз на основании российско-американского Соглашения об упрощении визовых формальностей (от 2011 г.). Со своей стороны вновь выступили за дальнейшее облегчение режима взаимных поездок. Активно поддерживали усилия представителей российской и американской общественности по популяризации совместного культурно-исторического наследия, продолжали масштабную работу с целью сбережения связанных с Россией памятных мест на территории США, включая первое русское поселение в Калифорнии Форт-Росс, превращенное в музей-заповедник.[13]
Удалось сохранить наработанное с американской стороной взаимодействие в решении ряда важных международных и региональных проблем. В частности, успешно завершена международная операция по ликвидации сирийского военно-химического потенциала в соответствии с разработанным Исполнительным советом Организации по запрещению химического оружия и одобренным резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН планом по уничтожению сирийского химического оружия за пределами страны. Во многом совместными усилиями двух стран была организована международная конференция в Монтре (январь) с участием представителей Дамаска и сирийской оппозиции, нацеленная на поиск путей прекращения идущей в Сирии гражданской войны.[14]
Интенсивный характер носило сотрудничество двух стран в рамках переговоров «шестерки» международных посредников и Ирана о всеобъемлющем окончательном урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Поддерживались контакты с Вашингтоном по тематике разрешения ядерной проблемы Корейского полуострова. Осуществлялась координация усилий России и США по поиску путей всеобъемлющего и справедливого урегулирования палестино-израильского конфликта.[15]
Россия продолжала оказывать поддержку американским военным усилиям в Афганистане, в том числе на основании двустороннего соглашения об авиационном транзите от 6 июля 2009 г. В связи с окончанием мандата Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Исламской Республике Афганистан и выводом к концу 2014 г. из страны основной части международного контингента поддержали резолюцию Совета Безопасности ООН 2189 от 12 декабря 2014 г., согласно которой с 1 января 2015 г. в ИРА разворачивается миссия НАТО. В качестве ее задач заявлены обучение и консультативная помощь афганским силам безопасности. Принимая решение о голосовании в пользу данной резолюции, исходили из того, что НАТО продолжает нести повышенную ответственность за подготовку сотрудников силовых структур Афганистана и ситуацию с обеспечением безопасности в стране в целом. ОАО «Рособоронэкспорт» полностью завершило исполнение контрактов с Министерством обороны США на поставку в Кабул 63 вертолетов Ми-17В5 для нужд афганской армии.[16]
[править] Примечания
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
- ↑ Обзор МИД России «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2014 году». 7 мая 2015
Отношения России с США в XXI веке | |
---|---|
2000-е | 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 |
2010-е | 2010 • 2011 • 2012 • 2013 • 2014 • 2015 • 2016 • 2017 • 2018 • 2019 |
2020-е | 2020 • 2021 • 2022 • 2023 • 2024 • 2025 • 2026 • 2027 • 2028 • 2029 |
2030-е | 2030 • 2031 • 2032 • 2033 • 2034 • 2035 • 2036 • 2037 • 2038 • 2039 |
2040-е | 2040 • 2041 • 2042 • 2043 • 2044 • 2045 • 2046 • 2047 • 2048 • 2049 |
2050-е | 2050 • 2051 • 2052 • 2053 • 2054 • 2055 • 2056 • 2057 • 2058 • 2059 |
2060-е | 2060 • 2061 • 2062 • 2063 • 2064 • 2065 • 2066 • 2067 • 2068 • 2069 |
2070-е | 2070 • 2071 • 2072 • 2073 • 2074 • 2075 • 2076 • 2077 • 2078 • 2079 |
2080-е | 2080 • 2081 • 2082 • 2083 • 2084 • 2085 • 2086 • 2087 • 2088 • 2089 |
2090-е | 2090 • 2091 • 2092 • 2093 • 2094 • 2095 • 2096 • 2097 • 2098 • 2099 |
2100-е | 2100 |
Экономика | Торговля (Экспорт из России, Импорт в Россию) • Инвестиции • Финансы • Туризм |
Темы | Авиация • Космос • Ядерная сфера |