Объединённая двигателестроительная корпорация
Материал из Documentation.
АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК) — российская машиностроительная компания, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ, а также газотурбинных установок для производства электрической и тепловой энергии и газоперекачивающих и корабельных силовых установок. Компания входит в состав госкорпорации Ростех.[1]
Содержание |
[править] Виды двигателей
ОДК производит следующие виды двигателей:[2]
- Двигатели для военной авиации:
- Двигатели для боевой авиации;
- Двигатели для военно-транспортной и стратегической авиации;
- Двигатели наземного применения:
- Газотурбинные установки;
- Пэкидж газотурбинных установок;
- Вертолетные двигатели;
- Двигатели для гражданской авиации;
- Ракетные двигатели;
- Короткоресурсные газотурбинные двигатели;
- Морские газотурбинные двигатели.
[править] История
В ноябре 2007 года была создана «Объединённая двигателестроительная корпорация».[3]
Процесс консолидации предприятий под эгидой ОДК в основном завершился в 2010 г., а с 2011 г. началось формирование дивизионной структуры корпорации по четырем основным направлениям деятельности.[4]
[править] Структура
Дочерние компании ОДК:[5]
- АО «НПО „Сатурн“»
- АО «Климов» (Санкт-Петербург)
- АО «Стар» (Пермь)
- АО «Пермский моторный завод»
- ОДК — газовые турбины
- АО «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва»
- АО «Кузнецов»
- АО «НПП Мотор» (Уфа)
- АО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»
- АО «Авиадвигатель» (Пермь)
Наиболее крупным по объемам производства и размеру выручки среди предприятий ОДК остается ПАО «УМПО», заработавшее в 2015 г. более 67,5 млрд руб. (рост на 38 % к предыдущему году) и получившее чистую прибыль свыше 3,5 млрд руб. (10-кратный рост). На втором месте — интегрируемое в состав корпорации акционировавшееся в прошлом году АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“» с выручкой 43,4 млрд руб. (рост за год на 24 %) и чистой прибылью более 3 млрд руб. (рост почти в 18 раз). Занимающее третью строчку ПАО «НПО „Сатурн“» получило в 2015 г. доходы на сумму более 24 млрд руб. (рост на 33 %), но по-прежнему еще демонстрирует чистый убыток (около 2,3 млрд руб., годом раньше он был вдвое больше) и имеет высокую долговую нагрузку (суммарный объем обязательств — более 41 млрд руб., что почти на 75 % больше годовой выручки).[6]
Именовавшееся долгие годы Пермским моторным заводом нынешнее АО «ОДК — Пермские моторы» сохранило в 2015 году выручку на уровне 20 млрд руб. (чистая прибыль — 63 млн руб.). АО «Климов» увеличило за год свои доходы в полтора раза — до 15,2 млрд руб. при чистой прибыли в 484 млн руб. Головной разработчик ПД-14 — пермское ОАО «Авиадвигатель» продемонстрировало рост выручки на 38 % (10,4 млрд руб.), сохранив чистую прибыль на уровне 150 млн руб.[7]
В тяжелой ситуации находится ПАО «Кузнецов», заработавшее в 2015 году, как и годом ранее, чуть больше 10 млрд руб. при чистом убытке более 1 млрд руб. и долговых обязательствах почти вдвое больше выручки. Вероятно, положение «Кузнецова» начнет выправляться в ближайшие годы с возобновлением поставок двигателей НК-32. Самым же проблемным предприятием ОДК в 2015 году оставалось АО «ММП им. В. В. Чернышева» с чистым убытком почти 11 млрд руб. при выручке около 10 млрд руб. (возросла на 40 %) и суммарным объемом обязательств более 67 млрд руб., то есть почти в 7 раз больше годового дохода.[8]
[править] Дивизионы
Дивизион «Двигатели для боевой авиации» включает в себя ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (г. Уфа, ведущее предприятие дивизиона), филиал УМПО — ОКБ им. А. Люльки (г. Москва), АО «ММП им. В. В. Чернышева» (г. Москва), АО «НПП „Мотор“» (г. Уфа).[9]
В дивизион «Двигатели для гражданской авиации» входят ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь), АО «ОДК — Пермские моторы» (до февраля 2016 г. — ОАО «Пермский моторный завод») и ПАО "НПО «Сатурн» (г. Рыбинск), которое параллельно ведет еще ряд работ для военной авиации, в частности для беспилотных летательных аппаратов.[10]
Основным предприятием дивизиона «Вертолетные двигатели» является АО «Климов» (г. С.-Петербург), которое также ведет работы по турбореактивным двигателям для истребительной авиации и турбовинтовым двигателям для транспортных и пассажирских самолетов.[11]
Вне дивизионной структуры ОДК пока остается ПАО «Кузнецов» (г. Самара), специализирующееся на разработке и производстве двигателей для тяжелых самолетов.[12]
[править] Техника

[править] Изделие 30
По состоянию на сентябрь 2016 года первый опытный образец двигателя «Изделие 30» находится в стадии изготовления.[13]
В рамках реализации этого проекта «ОДК» реализует масштабную программу технического перевооружения предприятий, принимающих участие в создании двигателя, прежде всего, «УМПО».[14]
[править] ПД-14
В ближайшее время начнётся второй этап испытаний двигателя ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Сертификацию изделия планируется завершить в 2018—2019 годах.[15]
[править] ВК-2500
Двигатель ВК-2500 производится уже полностью из российских комплектующих. Поставка этих изделий осуществляется как в интересах государственной авиации, так и на экспорт.[16]
[править] ТВ7-117В
Для новейшего вертолёта Ми-38 разработан и сертифицирован новый российский двигатель ТВ7-117В.[17]
[править] Показатели
Выручка «ОДК»:[18]
- 2013 год: 159 млрд рублей (около $5,0 млрд)[19]
- 2014 год: 200 млрд рублей (около $5,2 млрд)[20]
- 2015 год: 212 млрд рублей (около $3,5 млрд)[21]
- 2016 год: 223 млрд рублей (около $3,4 млрд)[22]
Выручка «ОДК» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания Defense News):[23]
- 2009 год: $713 млн
- 2010 год: $1244 млн
- 2011 год: $1246 млн
- 2012 год: $1858 млн
- 2013 год: $2647 млн
- 2014 год: $3324 млн
Выручка «ОДК» от продаж продукции военного назначения (по оценке SIPRI):[24]
- 2016 год: $2049 млн
- 2017 год: $2570 млн
[править] Ссылки
- Официальный сайт
- Годовые отчёты
- Новости компании
- ОДК
- Консолидированная финансовая отчётность «ОДК» за 2016 год
- Консолидированная финансовая отчётность «ОДК» за 2015 год
- АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»: достигнутые результаты и перспективы развития
[править] Примечания
- ↑ Россия закрепится в китайском небе. 18 ноября 2014
- ↑ О корпорации
- ↑ [1]
- ↑ [2]
- ↑ Структура
- ↑ [3]
- ↑ [4]
- ↑ [5]
- ↑ [6]
- ↑ [7]
- ↑ [8]
- ↑ [9]
- ↑ «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
- ↑ «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
- ↑ «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
- ↑ «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
- ↑ «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
- ↑ Данные по курсу доллара к рублю: История курса доллара к рублю
- ↑ Годовой отчёт «ОДК» за 2013 год
- ↑ Годовой отчёт «ОДК» за 2014 год
- ↑ Годовой отчёт «ОДК» за 2015 год
- ↑ Годовой отчёт «ОДК» за 2016 год
- ↑ Top 100
- ↑ Рейтинг SIPRI ТОП-100 за 2017 год — концерн ВКО «Алмаз-Антей» вошел в первую десятку. 10 декабря 2018