Объединённая двигателестроительная корпорация

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК) — российская машиностроительная компания, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ, а также газотурбинных установок для производства электрической и тепловой энергии и газоперекачивающих и корабельных силовых установок. Компания входит в состав госкорпорации Ростех.[1]

Содержание

[править] Виды двигателей

ОДК производит следующие виды двигателей:[2]

  • Двигатели для военной авиации:
    • Двигатели для боевой авиации;
    • Двигатели для военно-транспортной и стратегической авиации;
  • Двигатели наземного применения:
    • Газотурбинные установки;
    • Пэкидж газотурбинных установок;
  • Вертолетные двигатели;
  • Двигатели для гражданской авиации;
  • Ракетные двигатели;
  • Короткоресурсные газотурбинные двигатели;
  • Морские газотурбинные двигатели.

[править] История

В ноябре 2007 года была создана «Объединённая двигателестроительная корпорация».[3]

Процесс консолидации предприятий под эгидой ОДК в основном завершился в 2010 г., а с 2011 г. началось формирование дивизионной структуры корпорации по четырем основным направлениям деятельности.[4]

[править] Структура

Дочерние компании ОДК:[5]

Наиболее крупным по объемам производства и размеру выручки среди предприятий ОДК остается ПАО «УМПО», заработавшее в 2015 г. более 67,5 млрд руб. (рост на 38 % к предыдущему году) и получившее чистую прибыль свыше 3,5 млрд руб. (10-кратный рост). На втором месте — интегрируемое в состав корпорации акционировавшееся в прошлом году АО «НПЦ газотурбостроения „Салют“» с выручкой 43,4 млрд руб. (рост за год на 24 %) и чистой прибылью более 3 млрд руб. (рост почти в 18 раз). Занимающее третью строчку ПАО «НПО „Сатурн“» получило в 2015 г. доходы на сумму более 24 млрд руб. (рост на 33 %), но по-прежнему еще демонстрирует чистый убыток (около 2,3 млрд руб., годом раньше он был вдвое больше) и имеет высокую долговую нагрузку (суммарный объем обязательств — более 41 млрд руб., что почти на 75 % больше годовой выручки).[6]

Именовавшееся долгие годы Пермским моторным заводом нынешнее АО «ОДК — Пермские моторы» сохранило в 2015 году выручку на уровне 20 млрд руб. (чистая прибыль — 63 млн руб.). АО «Климов» увеличило за год свои доходы в полтора раза — до 15,2 млрд руб. при чистой прибыли в 484 млн руб. Головной разработчик ПД-14 — пермское ОАО «Авиадвигатель» продемонстрировало рост выручки на 38 % (10,4 млрд руб.), сохранив чистую прибыль на уровне 150 млн руб.[7]

В тяжелой ситуации находится ПАО «Кузнецов», заработавшее в 2015 году, как и годом ранее, чуть больше 10 млрд руб. при чистом убытке более 1 млрд руб. и долговых обязательствах почти вдвое больше выручки. Вероятно, положение «Кузнецова» начнет выправляться в ближайшие годы с возобновлением поставок двигателей НК-32. Самым же проблемным предприятием ОДК в 2015 году оставалось АО «ММП им. В. В. Чернышева» с чистым убытком почти 11 млрд руб. при выручке около 10 млрд руб. (возросла на 40 %) и суммарным объемом обязательств более 67 млрд руб., то есть почти в 7 раз больше годового дохода.[8]

[править] Дивизионы

Дивизион «Двигатели для боевой авиации» включает в себя ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (г. Уфа, ведущее предприятие дивизиона), филиал УМПО — ОКБ им. А. Люльки (г. Москва), АО «ММП им. В. В. Чернышева» (г. Москва), АО «НПП „Мотор“» (г. Уфа).[9]

В дивизион «Двигатели для гражданской авиации» входят ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь), АО «ОДК — Пермские моторы» (до февраля 2016 г. — ОАО «Пермский моторный завод») и ПАО "НПО «Сатурн» (г. Рыбинск), которое параллельно ведет еще ряд работ для военной авиации, в частности для беспилотных летательных аппаратов.[10]

Основным предприятием дивизиона «Вертолетные двигатели» является АО «Климов» (г. С.-Петербург), которое также ведет работы по турбореактивным двигателям для истребительной авиации и турбовинтовым двигателям для транспортных и пассажирских самолетов.[11]

Вне дивизионной структуры ОДК пока остается ПАО «Кузнецов» (г. Самара), специализирующееся на разработке и производстве двигателей для тяжелых самолетов.[12]

[править] Техника

Авиационный двигатель ПД-14
Авиационный двигатель ПД-14

[править] Изделие 30

По состоянию на сентябрь 2016 года первый опытный образец двигателя «Изделие 30» находится в стадии изготовления.[13]

В рамках реализации этого проекта «ОДК» реализует масштабную программу технического перевооружения предприятий, принимающих участие в создании двигателя, прежде всего, «УМПО».[14]

[править] ПД-14

В ближайшее время начнётся второй этап испытаний двигателя ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Сертификацию изделия планируется завершить в 2018—2019 годах.[15]

[править] ВК-2500

Двигатель ВК-2500 производится уже полностью из российских комплектующих. Поставка этих изделий осуществляется как в интересах государственной авиации, так и на экспорт.[16]

[править] ТВ7-117В

Для новейшего вертолёта Ми-38 разработан и сертифицирован новый российский двигатель ТВ7-117В.[17]

[править] Показатели

Выручка «ОДК»:[18]

  • 2013 год: 159 млрд рублей (около $5,0 млрд)[19]
  • 2014 год: 200 млрд рублей (около $5,2 млрд)[20]
  • 2015 год: 212 млрд рублей (около $3,5 млрд)[21]
  • 2016 год: 223 млрд рублей (около $3,4 млрд)[22]

Выручка «ОДК» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания Defense News):[23]

  • 2009 год: $713 млн
  • 2010 год: $1244 млн
  • 2011 год: $1246 млн
  • 2012 год: $1858 млн
  • 2013 год: $2647 млн
  • 2014 год: $3324 млн

Выручка «ОДК» от продаж продукции военного назначения (по оценке SIPRI):[24]

  • 2016 год: $2049 млн
  • 2017 год: $2570 млн

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Россия закрепится в китайском небе. 18 ноября 2014
  2. О корпорации
  3. [1]
  4. [2]
  5. Структура
  6. [3]
  7. [4]
  8. [5]
  9. [6]
  10. [7]
  11. [8]
  12. [9]
  13. «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
  14. «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
  15. «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
  16. «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
  17. «Ростех»: Готовим первый образец нового двигателя для истребителя пятого поколения. 12 сентября 2016
  18. Данные по курсу доллара к рублю: История курса доллара к рублю
  19. Годовой отчёт «ОДК» за 2013 год
  20. Годовой отчёт «ОДК» за 2014 год
  21. Годовой отчёт «ОДК» за 2015 год
  22. Годовой отчёт «ОДК» за 2016 год
  23. Top 100
  24. Рейтинг SIPRI ТОП-100 за 2017 год — концерн ВКО «Алмаз-Антей» вошел в первую десятку. 10 декабря 2018
Ракетное двигателестроение России
История  СССР1990-е годы (1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999) • 2000-е годы (2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020)
Компании  НПО ЭнергомашГКНПЦ им. М. В. Хруничева (Конструкторское бюро химавтоматики, Воронежский механический завод, Протон-ПМ) • Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК-Кузнецов, ОДК-Сатурн) • НПО «Искра»
Ракетные двигатели  РД-180РД-181РД-191РД-276РД-107РД-171МРД-275М
ЦФО  Белгородская областьБрянская областьВладимирская областьВоронежская областьИвановская областьКалужская областьКостромская областьКурская областьЛипецкая областьМосковская областьОрловская областьРязанская областьСмоленская областьТамбовская областьТверская областьТульская областьЯрославская областьМосква
СЗФО  КарелияКомиАрхангельская областьНенецкий автономный округВологодская областьКалининградская областьЛенинградская областьМурманская областьНовгородская областьПсковская областьСанкт-Петербург
ЮФО  АдыгеяКалмыкияКраснодарский крайАстраханская областьВолгоградская областьРостовская область
КФО  КрымСевастополь
СКФО  ДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная ОсетияЧечняСтавропольский край
ПФО  БашкортостанМарий ЭлМордовияТатарстанУдмуртияЧувашияПермский кpайКировская областьНижегородская областьОренбургская областьПензенская областьСамарская областьСаратовская областьУльяновская область
УФО  Курганская областьСвердловская областьТюменская областьХанты-Мансийский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЧелябинская область
СФО  АлтайБурятияТываХакасияАлтайский крайЗабайкальский кpайКрасноярский крайИркутская областьКемеровская областьНовосибирская областьОмская областьТомская область
ДФО  ЯкутияКамчатский кpайПриморский крайХабаровский крайАмурская областьМагаданская областьСахалинская областьЕврейская автономная областьЧукотский автономный округ
Личные инструменты