Непрофильная деятельность российских предприятий

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



[править] 1990-е годы

Подробнее см. также: 1990-е в экономике России

Одной из наиболее характерных особенностей переходной российской экономики стала высокая прибыльность торгово-посреднической и финансовой деятельности на фоне хронического кризиса в производственном секторе.[1] Такое положение дел подтолкнуло некоторых предприимчивых директоров промышленных предприятий к участию в различных финансовых и посреднических операциях. Эти операции часто не имели никакого отношения к основной деятельности предприятий, но зато позволяли им при удачных обстоятельствах пополнить свои денежные ресурсы.[1]

Наиболее распространёнными видами подобной непрофильной деятельности стали:[1]

  • создание специальных коммерческих структур при предприятиях для проведения торгово-посреднических операций;[1]
  • перепродажа ликвидных материальных ресурсов по более высоким ценам;[1]
  • депонирование валютных активов в банках с целью получения рублёвой прибыли за счёт роста обменного курса.[1] Позднее, когда динамика обменного курса замедлилась, а доходность валютных и рублевых вкладов выровнялась, предприятия стали депонировать свободные средства как в твёрдой валюте, так и в рублях.[1] При этом основной целью депонирования стало получение процентных доходов;[1]
  • участие в сделках с государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и другими ценными бумагами, предоставление временно свободных денежных средств для «прокрутки» на финансовых рынках и т. д.[1]

Первые попытки предприятий найти новые прибыльные сферы деятельности в условиях спада производства предпринимались ещё в 1990—1991 годах.[1] Многие предприятия начали создавать при себе коммерческие отделы, кооперативы и малые предприятия, которые должны были заниматься перепродажей потребительских товаров, посредническими операциями, оказанием различных услуг, консалтингом и т. д.[1] Некоторые наиболее решительные предприятия занялись даже организацией собственных товарных бирж и банков (иногда самостоятельно, иногда вместе с другими партнёрами).[1] При этом предполагалось, что значительная часть заработанных в результате подобной коммерческой деятельности денег будет возвращаться на предприятия и использоваться для развития основного производства.[1]

Однако, как показал опыт, такие действия оказались мало результативными.[1] Интересы дочерних коммерческих структур совершенно не совпадали с интересами материнских предприятий и прежде всего в части распределения прибыли.[1] Поэтому коммерсанты, встав на ноги и найдя свою нишу на рынке, всячески стремились обособиться от своих создателей для того, чтобы не делиться получаемыми доходами.[1] В итоге предприятия практически ничего не сумели получить от непрофильной коммерциализации.[1] Более того, начавшие самостоятельную жизнь коммерсанты нередко успевали откачать с предприятий существенную часть их ресурсного потенциала: квалифицированных работников, значительную долю оборотных средств, материальных запасов и т. д.[1] Поэтому неудивительно, что к 1993 году предприятия практически утратили интерес к коммерческой деятельности такого рода. Исключением стали лишь коммерческие подразделения, которые занимались реализацией получаемых по бартеру потребительских товаров, а также небольшие и строго контролируемые администрацией дочерние фирмы, которые на некоторых предприятиях осуществляли конфиденциальные финансовые операции: обналичивание, «прокрутку» денег на финансовых рынках и т. п.[1] При этом, однако, подобные «засекреченные» дочерние фирмы довольно часто становились каналом для хищений и коррупционных действий со стороны руководства предприятий.[1]

Особенностью жизни некоторых предприятий в 1991—1994 годах стала спекулятивная перепродажа высоколиквидных материальных ресурсов — металлопроката, нефтепродуктов, строительных материалов и пр.[1] В этот период ряд предприятий мог приобретать эти ресурсы по ценам существенно ниже средних.[1] Это происходило, например, в результате бартерных сделок или благодаря субсидируемым государством закупкам.[1] В то же время опережающий рост цен на упомянутые ресурсы позволял накопившим их предприятиям через некоторое время продавать свои запасы и получать заметную прибыль.[1]

Так поступал, например, отдел снабжения шахты «Распадская», который при первой возможности закупал большие партии металла, даже если шахта и не нуждалась в нём.[1] Однако через некоторое время, когда дирекция шахты поручала отделу снабжения «достать» необходимые материалы или оборудование, но денег при этом не давала, предусмотрительные снабженцы пускали в ход накопленные ими запасы металлопроката.[1] При этом металл либо продавался для получения необходимых денег, либо передавался поставщику по бартеру.[1] А поскольку за время после покупки цена на металл, как правило, успевала вырасти больше, чем цена на необходимое оборудование, при подобных сделках шахта получала дополнительный финансовый выигрыш.[1] Таким образом, подобные операции позволяли отделу снабжения довольно эффективно компенсировать нехватку оборотных средств.[1]

Описанную выше деятельность шахта осуществляла вплоть до конца 1993 года, когда прекратился опережающий рост цен на металл.[1] В новых условиях закупки металла в объёмах, превышавших потребность, приводили только к иммобилизации части оборотных средств, и поэтому стали невыгодными для шахты.[1] В целом по России число подобных операций также заметно уменьшилось, прежде всего, из-за выравнивания динамики цен на различные товары.[1] Однако даже в 1996 году ещё встречались случаи спекулятивной продажи материальных ресурсов предприятиями.[1] В частности, имели место сообщения о перепродаже хлопка из госзакупок, полученной по бартеру (и потому относительно дешёвой) нефти и т. д.[1]

Получение доходов от валютных сбережений было особенно популярным в 1992 году и в первой половине 1993 года, когда круг возможных действий на финансовом рынке был ещё очень узким.[1] Многие предприятия реального сектора, получавшие доход от внешнеторговых операций, имели возможность оставить часть вырученной валюты в своем распоряжении.[1] Благодаря постоянному росту обменных курсов в этот период времени рублевая стоимость валютных активов предприятий увеличивалась на 10-20 % в месяц, даже если эта валюта хранилась в виде остатков на текущем счете или наличности в сейфе.[1] Если же валютные сбережения помещались на срочный депозит, доходы предприятия увеличивалась ещё и на величину довольно солидного банковского процента.[1] Однако большинству предприятий было гораздо удобнее хранить валюту именно на текущих счетах, поскольку нестабильная экономическая обстановка вынуждала их довольно часто прибегать к использованию своих «валютных резервов» для решения оперативных проблем. Например для срочной выплаты задолженности по зарплате.[1]

Поэтому создание накоплений в твёрдой валюте было весьма привлекательным для многих предприятий, особенно если учесть, что в первое время федеральные власти не облагали налогом возникающую из-за курсовой разницы номинальную прибыль.[1] Наличие валютных активов позволяло предприятиям, как минимум, защитить свои денежные накопления от обесценения.[1] Иначе говоря, «жизнь на курсовую разницу» на несколько лет стала весьма эффективным инструментом для борьбы с последствиями высокой инфляции.[1] Благодаря этому многие предприятия, как небольшие, так и очень крупные, периодически продавая накопленную валюту, были в состоянии пополнять оборотные средства и поддерживать производство в периоды наиболее неблагоприятной конъюнктуры.[1] При этом номинальная прибыль, которую приносили валютные сбережения, часто была сопоставимой по величине с прибылью от основной деятельности, а иногда и превышала её.[1] Например, у АО «Норси» из Нижнего Новгорода (крупнейший нефтеперерабатывающий завод, ныне принадлежащий ОАО «Лукойл», а в те годы бывший самостоятельным предприятием) доход от внереализационной деятельности, сформировавшийся большей частью именно за счет курсовой разницы, в 1993 году составил 49 % балансовой прибыли, а в I квартале 1994 года — 75 %.[1]

Свою компенсационную функцию валютные накопления перестали выполнять в середине 1995 года, когда в России был стабилизирован обменный курс рубля по отношению к твёрдым валютам.[1] В то же время, начиная примерно с 1994 года, значительно изменилась ситуация с рублёвыми банковскими вкладами.[1] Реальные (учитывавшие темп инфляции) ставки процента по рублёвым депозитам в эти годы приблизились к положительным значениям, а в некоторые периоды времени и достигали их.[1] Таким образом, юридические лица получили новую возможность предохранять свои сбережения от инфляции, чем некоторое число предприятий и постаралось воспользоваться.[1]

Однако рублёвые депозиты уже не могли играть столь же важную роль для адаптации предприятий, какую ранее сыграли валютные накопления.[1] Во-первых, большинство предприятий, испытывая постоянную нехватку оборотных средств, могло отдавать временно свободные деньги «в рост» не более чем на несколько недель.[1] Поэтому тогдашние стандартные сроки депозитных договоров с банками (3, 6 и 12 месяцев) их не устраивали.[1] Во-вторых, низкая надёжность российской банковской системы, которая была доказана масштабными кризисами в октябре 1993 года и августе 1995 года, отбивала у предприятий желание спасать свои накопления от инфляции при помощи банков.[1] В-третьих, и это главное, к 1994 году многим предприятиям уже просто нечего было помещать на банковские депозиты.[1]

Кроме того, некоторые предприятия пытались самостоятельно работать на рынках межбанковских кредитов и ГКО, тем более что на втором из этих рынков существовали ещё и значительные налоговые льготы. Кое-где эта деятельность была поставлена на широкую ногу.[1] Ряд предприятий сочетал операции на финансовых рынках с теневым обналичиванием денег и сложными схемами взаимозачетов, для чего обзаводился необходимой инфраструктурой в виде дочерних и дружественных фирм.[1] Таким образом, на этих предприятиях была создана целая надстройка, позволявшая им при помощи чисто финансовых операций более-менее успешно изыскивать дополнительные ресурсы для своего основного производства.[1]

Тем не менее, результаты непрофильной коммерческой деятельности предприятий были весьма неоднозначными.[1] С одной стороны, доходы, полученные от этой деятельности, довольно часто помогали предприятиям пополнять свои оборотные средства, защищать денежные накопления от обесценения и, следовательно, сохранять жизнеспособность в условиях экономического кризиса.[1] Менеджеры предприятий получали опыт работы в новых условиях, знакомились с новыми финансовыми технологиями, учились взаимодействовать с банками и приобретали в целом небесполезные знания о принципах функционирования фондового рынка и т. д.[1]

С другой стороны, такого рода деятельность влекла за собой немало отрицательных последствий.[1] Во-первых, она создавала дополнительные риски. Участие в непродуманных коммерческих проектах часто приводило к большим потерям.[1] Например, шахта «Распадская», включившись в подобные рискованные проекты (строительство международного аэропорта и т. п.) в 1992—1993 годах потеряла $7-8 млн, что составило примерно половину нетто-задолженности шахты на начало 1994 года.[1] Многочисленные банковские крахи и финансовые кризисы также нанесли значительный урон реальному сектору, приведя к безвозвратным потерям части денежных сбережений, накопленных предприятиями.[1]

Во-вторых, непрофильная коммерческая деятельность приводила и к потерям другого рода.[1] В частности, эта деятельность создавала дополнительный канал для широкомасштабной утечки квалифицированных работников в торговую и финансовую сферы.[1] Кроме того, «конфиденциальные» финансовые операции довольно часто были сопряжены с прямыми и косвенными хищениями, которые совершали люди, осуществлявшие сделки от имени предприятий.[1]

В-третьих, нередко предприятия сосредотачивали свои основные усилия именно на побочной коммерческой деятельности, ослабляя при этом внимание к развитию основного производства.[1] В частности, был случай, когда предприятие реального сектора приняло решение в течение трёх лет вдвое сократить основное производство, а высвободившиеся денежные ресурсы частично положить на срочные банковские депозиты, а частично использовать для операций с ценными бумагами.[1] Такой план был принят предприятием в 1995 году, хотя ещё в 1994 году оно активно искало способы модернизации и повышения эффективности основного производства.[1] Этот случай доказывает, что не только на макроэкономическом, но и на микроэкономическом уровне имела место заведомо порочная тенденция развития финансового сектора в ущерб реальному производству.[1]

[править] 2000-е годы

Подробнее см. также: 2000-е в экономике России

В 2000-е годы российские предприятия уменьшили непрофильную деятельность (перевод финансовых активов в твёрдые валюты; использование ликвидных материальных запасов для спекулятивной игры; торгово-посреднические операции, участие в сделках на финансовых рынках и пр.).[2] Стабилизация обменного курса рубля устранила возможность лёгких заработков за счет валютных накоплений.[2] Замедление динамики цен на внутреннем рынке сделало бессмысленной деятельность по аккумулированию и дальнейшей перепродаже ликвидных материальных ресурсов (металла, нефтепродуктов и т. п.).[2] Баснословные прибыли от торгово-посреднических операций и деятельности на финансовых рынках также ушли в прошлое.[2] В этих обстоятельствах отвлечение ресурсов на непрофильную деятельность становилось все менее выгодным, и потому предприятия все чаще отказывались от неё.[2] Вследствие такого развития событий доля предприятий, проводивших непрофильные торгово-посреднические и финансовые операции с целью получения дополнительной прибыли, сократилась с 7,56 % в 2002 году до 2,96 % в 2008 году.[2]

[править] Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 1,43 1,44 1,45 1,46 1,47 1,48 1,49 1,50 1,51 1,52 1,53 1,54 1,55 1,56 1,57 1,58 1,59 1,60 1,61 1,62 1,63 1,64 1,65 1,66 1,67 1,68 1,69 1,70 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Особенности поведения российских предприятий в годы экономического подъёма» // М.: МАКС Пресс, 2009
Личные инструменты