Локомотивы в России в XXI веке
Материал из Documentation.
В сфере локомотивостроения России в 2018 году произошло сразу несколько повлиявших на развитие подотрасли значимых событий, одним из которых является переход ОАО «РЖД» (ключевого заказчика тягового подвижного состава) на закупку локомотивов по контракту жизненного цикла (КЖЦ). В 2018 году по данной схеме были куплены магистральные локомотивы.[1]
Другим немаловажным событием 2018 года для сферы локомотивостроения стало вступление в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» для маневровых локомотивов. Со 2 августа 2018 года введен запрет допуска на сеть маневровых тепловозов с продлением срока службы без соответствующей сертификации.[2]
В августе 2019 года был представлен прототип гибридного локомотива компании «Трансмашхолдинг», разработанный в партнерстве с группой компаний Ctrl2GO, и использующий литий-ионные аккумуляторы «Лиотех». Концепт создан для апробации технических разработок.
В 2019 году в России осуществлено обновление парка локомотивов в количестве 738 единиц.[3]
Содержание |
[править] Производство
В июле 2020 года в России выпущено 43 локомотива — 12 секций тепловозов и 31 электровоз.[4]
[править] Беспилотные технологии
Технологию управления локомотивом без машиниста начали применять в сортировочной системе станции Лужская в 2017 году.[5]
[править] Виды локомотивов
[править] Грузовые локомотивы
Март 2013 года. Произведен и направлен на испытания новый магистральный грузовой локомотив переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС7.[6]
[править] Маневровые локомотивы
На станции Лужской Октябрьской дороги в 2015 году стартовал проект по автоматизации движения трёх маневровых локомотивов.[7]
По состоянию на июль 2021 года на станции Лужская Октябрьской дороги проходит тестирование системы автоматического управления маневровыми локомотивами-беспилотниками.[8]
[править] Магистральные локомотивы
[править] Газотурбовозы
21 июня 2012 год – ОАО «РЖД» и ЗАО «Группа Синара» подписано соглашение об организации производства и поставки магистральных газотурбовозов ГТ1h.[9]
[править] Электровозы
4 августа 2011 года — рейс по маршруту Екатеринбург-Сортировочный — Первоуральск — Балезино опытного образца грузового электровоза с асинхронным тяговым приводом «Гранит» (серия 2ЭС10) с рекордным весом 9 тыс. тонн. Впервые в истории российских железных дорог поезд такого веса пересек перевал между Европой и Азией. Это достижение стало возможным благодаря новому электровозу, созданному совместными российскими и немецкими инженерами. Электровоз произведен на ООО «Уральские локомотивы» — совместном предприятии Группы «Синара» и немецкого концерна «Сименс» в соответствии с техническим заданием ОАО «РЖД».[10]
[править] Тепловозы
27 апреля 2012 года — в Москве на Рижском вокзале состоялась презентация первого российского инновационного локомотива с интеллектуальным асинхронным гибридным приводом SinaraHybrid (ТЭМ9H).[11]
3 сентября 2015 года ОАО «РЖД» получило в эксплуатацию первый в мире газотепловоз.[12]
[править] Магистральные тепловозы
Выпуск магистральных тепловозов в России в 2019 году составил 283 секции (+69 секций к 2018 г.) — это новый исторический максимум (рекорд 2016 г. равнялся 223 секциям).[13]
[править] Грузовые тепловозы
В июне 2019 года компания «БалтТрансСервис» начала эксплуатацию первого нового локомотива 2ТЭ25КМ производства БМЗ. Запуск тепловоза состоялся 25 июня 2019 года в городе Великие Луки (Псковская область).[14]
[править] Магистральные
[править] 3ТЭ28
1 февраля 2023 года «ТМХ» сообщил, что первый образец магистрального грузового тепловоза 3ТЭ28 отправлен для прохождения приёмочных и сертификационных испытаний.[15]
[править] 3ТЭ25К2М
В 2020 году состоялся ввод в эксплуатацию новых трехсекционных магистральных грузовых тепловозов 3ТЭ25К2М, созданных на Брянском машиностроительном заводе АО «Трансмашхолдинг» (Брянская область).[16]
В 2021 году на 50-м салоне пространства 1520 «PRO//Движение. Экспо» Трансмашхолдинг представил новый дизайн магистрального грузового тепловоза 3ТЭ25К2М, разработанный в соответствии с принятой в ТМХ концепцией «ДНК бренда».
[править] Ремонт
В 11:16 мск 17 февраля 2023 года «РЖД» писали: «Открыли в Тюмени обновлённый цех по ремонту грузовых тепловозов в депо Войновка».[17]
[править] Пассажирские тепловозы
В мае 2020 года было сообщено, что в локомотивном депо Иваново Северной железной дороги введён в эксплуатацию пассажирский тепловоз серии ТЭП70БС № 350 производства Коломенского завода.[18]
[править] Маневровые тепловозы
Тепловозы ТЭМ18ДМ серийно выпускаются на «БМЗ» с 2008 года.
24 декабря 2013 года — первая поездка маневрового тепловоза ТЭМ19-001 с газопоршневым двигателем, работающим на сжиженном природном газе. Испытание прошло на участке Голутвин — Карасёво Озёрской ветки Рязанского направления.[19]
По состоянию на март 2021 года тепловозы ТЭМ9 эксплуатировались в 60 регионах России на площадках крупных машиностроительных, химических, металлургических и других предприятий, имеющих собственное путевое хозяйство, а также на железнодорожных узлах и грузовых станциях ОАО «РЖД».[20]
[править] Модели
[править] ТЭМ9H
27 апреля 2012 года — в Москве на Рижском вокзале состоялась презентация первого российского локомотива с интеллектуальным асинхронным гибридным приводом SinaraHybrid (ТЭМ9H).[21]
[править] Компании
[править] РЖД
В 2019 году ОАО «Российские железные дороги» инвестировало в обновление локомотивного парка более 98 млрд рублей.[22]
Всего за 2022 год РЖД закупили 497 новых локомотивов:[23]
- 305 электровозов;
- 192 тепловоза.