Контракты компаний Украины с зарубежными странами

Материал из Documentation.

Перейти к: навигация, поиск



Содержание

[править] Страны

[править] Австрия

В 2015 году завод «Мотор Сич» подписал контракт на поставку двигателей для австрийской компании Diamond Aircraft. Президент компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что завод будет выпускать турбовинтовой двигатель АИ-450С для легкого самолета DA50-JP7. По словам главы набсовета «Мотор Сич» Анатолия Малыша, контракт предполагает сертификацию самолёта за счёт австрийской стороны, а также поставку до 100 двигателей АИ-450С в год.[1]

[править] Азербайджан

[править] Нефть

«Укртранснафта» и «Укртатнафта» 3 ноября 2016 г. подписали договор о поставке с 2017 г. на Кременчугский НПЗ не менее 1,3 млн тонн нефти сорта Azeri Light в год. Документ предусматривает возобновление работы участка нефтепровода Одесса-Кременчуг, простаивающего около пяти лет.[2]

В конце декабря 2016 года «Укртатнафта» импортировала первые 80 тыс. тонн азербайджанской нефти в рамках контракта с государственной компанией SOCAR (Азербайджан) на поставку 1,3 млн тонн нефти в 2017 г.[3]

[править] Самолёты

По контракту от ноября 2005 г. стоимостью 55,41 млн долл. с ГК «Укрспецэкспорт» министерство обороны Азербайджана приобрело 12 капитально от¬ремонтированных и модернизированных истребителей МиГ-29 (изделие 9-13) и два учебно-боевых МиГ-29УБ из наличия ВВС Украины, поступивших в Азербайджан в 2006—2007 гг.[4]

В 2006 г. Азербайджану было поставлено 12 учебно-боевых самолетов L-39 из наличия министерства обороны Украины согласно контракту на общую сумму 4,5 млн долл. с ГХВП «Спецтехноэкспорт».[5]

[править] Вертолёты

В 2008 г. украинский «Спецтехноэкспорт» подписал контракт на по¬ставку министерству обороны Азербайджана десяти боевых вертолетов Ми-24 в модернизированном варианте Super Hind Mk IV, разработанном южноафри¬канской компанией Advanced Technology and Engineering (АТЕ). Модернизация осуществлялась при участии АТЕ на ГП "Конотопский авиаремонтный за¬вод «Авиакон» путем переделки полученных на Украине из наличия разве-дывательных вертолетов Ми-24Р. Все десять модернизированных вертолетов были поставлены ВВС Азербайджана в 2010—2011 гг., получив обозначение Ми-24G (азерб. Geca — ночной).[6]

[править] Прочее

В 2007 г. киевское ООО «Проектно-производственное предприятие „Проект-Аэро“» по контракту с фирмой Airtechservice Corporation под гарантии «Спецтехноэкспорта» поставило и установило в Азербайджане комплект центрального командного пункта ВВС и ПВО.[7]

В 2013 г. завод «Топаз», находящийся в Донецке, получил контракт на поставку Азербайджану нескольких комплексов пассивного радиотехнического обнаружения «Кольчуга-М», однако неизвестно, смог ли он выполнить заказ до начала гражданской войны на Украине.[8]

[править] Алжир

[править] Ил-78

Украина подписала с Алжиром контракт на поставку шести самолетов Ил-78 в конфигурации с двумя (вместо трех) унифицированными подвесными агрегатами заправки УПАЗ-1 для ВВС Алжира на общую сумму свыше $20 млн.[9]

[править] Скиф

В июле 2016 года было сообщено, что недавно Алжир подписал контракт на закупку украинских переносных противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Скиф». Тем самым, контракт с Алжиром стал очередным экспортным успехом производителя комплекса — украинского ГП «ГосККБ „Луч“» (Киев).[10]

[править] Белоруссия

В феврале 2006 года Белоруссия и Украина подписали контракт на поставку для белорусской армии 10 лёгких штурмовиков Л-39 чешского производства. Эти машины поступили на вооружение учебно-тренировочной эскадрильи, сформированной на 206-й штурмовой авиационной базе ВВС и войск ПВО Белоруссии (Лида).[11]

[править] ДР Конго

Танки Т-64Б1М представляют собой модернизацию танков Т-64Б из наличия, предназначавшихся для поставки в количестве 50 единиц в Демократическую Республику Конго (ДРК) в рамках известного контракта, заключенного ГК «Укроборонсервис» в конце 2013 года. Это стало первым «официальным» контрактом на продажу на экспорт танков семейства Т-64, которые ранее не поставлялись за рубеж (за пределы СССР/СНГ/Украины).[12]

В 2014 году польский интернет-ресурс «Altair» сообщил, что украинское правительство решило разорвать контракт с Демократической Республикой Конго на поставку 50 модернизированных ГП «Завод имени Малышева» танков Т-64БM1M. Представители Конго выразили понимание причинами нарушения условий контракта и запрета на передачу бронетехники, но подчеркнули, что в будущем ДРК не будет заинтересовано в каких-либо новых закупках военной техники на Украине.[13]

В декабре 2014 года было сообщено, что, по неофициальной информации, в Демократическую Республику Конго в 2014 году все-таки была отправлена партия модернизированных танков Т-64Б1М в рамках известного контракта на поставку 50 таких машин, заключенного ГК «Укроборонсервис» в конце 2013 года — хотя 12 модернизированных для ДРК танков Т-64Б1М и были переданы Национальной гвардии Украины.[14]

[править] Египет

Как сообщает пресс-служба ПАО «АвтоКрАЗ» (Кременчуг, Украина), в конце декабря 2015 года в Африку была отгружена партия грузовых автомобилей КрАЗ. 2016 год ПАО «АвтоКрАЗ» начало отгрузкой большой партии автомобилей-шасси КрАЗ-63221 (6х6). Данной поставкой предприятие завершило выполнение крупного контракта 2015 года на изготовление и поставку техники Египту.[15]

[править] Индия

[править] Контракт от июня 2009 года на модернизацию Ан-32

Базовый контракт № STE-1-32-K/KE-09 на сумму $397,7 млн между Государственным хозрасчетным внешнеторговым предприятием «Спецтехноэкспорт», дочерним предприятием госкомпании «Укрспецэкспорт», и Президентом Республики Индия, подписанный 15 июня 2009 г., предусматривал ремонт, модернизацию и продление ресурса 105 военно-транспортных самолетов Ан-32 для ВВС Республики Индия. По условиям контракта, на Украине выполнялся капитальный ремонт с одновременным проведением модернизации на 40 самолетах Ан-32. Оставшиеся 65 должны были подвергнуться аналогичной процедуре в Индии на технической базе BRD № 1 ВВС Индии в г. Канпур. Общий срок реализации контракта — 5 лет.[16]

Головным исполнителем выступал украинский спецэкспортёр (держатель контракта), опытно-конструкторскую работу по разработке документации на модернизацию и продление ресурса выполняло ГП «Антонов», а сам капитальный ремонт и переоборудование проводились на мощностях киевского «Завода № 410 ГА».[17]

В мае 2011 года были поставлены 5 модернизированных Ан-32.[18]

Вследствие ряда факторов реализация украинского этапа на 40 самолётах была завершена только в ноябре 2015 г., а в Индии удалось отработать только два Ан-32 и на еще четырех начать такие работы. При этом весь контракт первоначально планировалось закончить к марту 2017 г. Таким образом, по состоянию на июнь 2016 года контракт фактически не выполнен, $400 млн полностью не получены.[19]

[править] Ракеты для самолётов

В 2013 году был реализован контракт стоимостью $246 млн на поставку 400 ракет (180 Р-27ЭР1, 180 Р-27ЭТ1 и 40 учебных) в Индию.[20]

[править] Оборудование для АЭС

Контракт на поставку 4-х комплектов энергетического оборудования (турбина, конденсатор, генератор, сепаратор, система управления и вспомогательное оборудование) для АЭС «Кайга-3,4», «РАПП-5,6» между «Турбоатомом» и Национальной корпорацией атомной энергии Индии был заключен в 2002 г.[21]

ПАО «Турбоатом» (Харьков) и Trafalgar (Индия) 1 февраля 2016 года подписали контракт на поставку оборудования. Об этом сообщил сайт «Турбоатома». Согласно контракту, предприятие поставит запасные части для энергетического оборудования действующих четырех турбин мощностью 240 МВт на АЭС «Раджастан» (RAPP) и «Кайга» в Индии. Это первый контракт на поставку запасных частей для атомных турбин Индии. Срок поставки оборудования — 2016 год.[22]

[править] Грузовики

В июле 1995 г. Украина и Индия подписали контракт на поставку новых 6,5-тонных грузовых автомобилей.[23]

[править] Индонезия

Министерство обороны Индонезии заключило контракт на приобретение партии из пяти БТР-4 в специализированном амфибийном варианте БТР-4М в конце февраля 2014 года. Все пять машин были закончены изготовлением на ХКБМ в первом полугодии 2016 года. Судно Texel с четырьмя БТР-4М на палубе вышло из порта Октябрьск на Украине в конце июля 2016 года. 28 сентября 2016 года в индонезийском порту Танджунг-Приок (Джакарта) с борта прибывшего туда с Украины судна Texel были выгружены четыре бронетранспортера БТР-4М.[24]

[править] Ирак

Оружейная сделка между Киевом и Багдадом от 2009 года стала крупнейшей за всю историю современной Украины. По контракту от 25 сентября 2009 года, заключенному между министерством обороны Ирака и госпредприятием «Специализированная внешнеторговая фирма „Прогресс“» (в структуре госконцерна «Укрспецэкспорт»), Украина обязалась отремонтировать для ближневосточной страны вертолет Ми-8Т на сумму 3,6 млн долларов, поставить шесть самолетов Ан-32Б на 99 млн долларов, а также 420 единиц колесных бронетранспортеров БТР-4 и машин на его базе на 457,5 млн долларов. По состоянию на октябрь 2015 года итог выполнения контракта выглядит так: по указанным контрактам украинский «Прогресс» получил 261,85 млн долларов. За эти деньги оборонно-промышленный комплекс Украины изготовил шесть самолетов Ан-32Б и 128 БТР-4Е, из которых лишь 88 доставлены заказчику, остальные машины так и не были переданы.[25]

[править] Контракт от сентября 2009 года на поставку БТР-4

Ещё в сентябре 2007 года Пентагон опубликовал извещение о предстоящей продаже Ираку 336 украинских бронетранспортеров БТР-3Е1 через механизм американских межправительственных поставок по линии FMS. Однако в итоге Ирак был вынужден заключить контракт на приобретение на Украине более новых БТР-4, став их стартовым заказчиком.[26]

В сентябре 2009 года был заключён контракт на поставку Ираку 420 бронетранспортеров БТР-4 производства Украины. Стоимость контракта — $457,5 млн. Основной исполнитель контракта — Харьковское конструкторское бюро имени Морозова (ХКБМ), соисполнитель — Государственное предприятие «Завод имени Малышева» (г. Харьков). Контракт фактически был навязан правительству Ирака Соединенными Штатами и представлял собой (вместе с контрактом на Ан-32Б) своего рода «отступное» Украине со стороны американцев в качестве компенсации за поддержку Киевом кампании США в Ираке.[27][28]

По условиям контракта, все 420 машин БТР-4 должны были быть поставлены к марту 2012 года.[29]

Первая партия БТР-4 для Ирака изготовлена на производственной базе КБ имени Морозова и в количестве 26 единиц отправлена заказчику 20 апреля 2011 года.[30][31][32] В конце мая 2011 года в порт Ум-Касср (Ирак) прибыл корабль с украинской военной техникой. 29 мая 2011 года там состоялась разгрузка 26-ти БТР-4, а также машин технического обслуживания и тренажеров для экипажей, произведенных в Украине в рамках иракского контракта.[33]

Вторая партия из 62 БТР-4 была поставлена заказчику в октябре 2012 года. Имелись сведения о трещинах в бронекорпусах БТР-4, выявленных на машинах этой партии.[34]

Осенью 2012 года министерство обороны Ирака, ссылаясь на истечение срока действия контракта с Украиной 2009 года и меморандумов к нему, инициировало переговоры с Южной Корей и Россией о возможности поставок аналогичной техники.[35]

В январе 2013 года блог bmpd сообщил, что из осведомленных источников, близких к министерству обороны Украины и украинской оборонной промышленности, стало известно, что министерство обороны Ирака рассматривает возможность аннулирования контракта 2009 года на закупку 420 украинских колесных бронетранспортеров БТР-4. По имеющейся информации, иракские военные проявляют недовольство некоторыми техническими и эксплуатационными характеристиками БТР-4, качеством их изготовления, а также хроническими срывами с украинской стороны сроков поставок. Кроме того, видимо, в данном деле имеется и политический аспект.[36]

В феврале 2013 года представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха обвинил Украину в поставке некачественных БТР-4 иракской армии и срыве сроков поставок по контракту от 2009 года. «Расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка ста машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет», — заявил Таха. По словам депутата, расследование выявило, что все поставленные БТР «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации».[37]

Третья партия из 42 машин, которую весной 2013 года доставило в порт Умм-Каср судно SE PACIFICA (флаг Сингапура, владелец — White Whale Shipping), оказалась бракованной. Принимающая сторона обнаружила трещины в корпусе и наотрез отказалась выгружать БТРы на берег. Судну пришлось стать на якорь посреди Персидского залива. В августе 2013 года SE PACIFICA ушла в Индию — на борту, кроме «коробочек», был груз металла для этой страны. Там теплоход арестовали — индийцы потребовали выплаты неустойки за трехмесячное опоздание. В Персидский залив судно вернулось в конце сентября 2013 года. Тогда же стало известно о том, что Ирак окончательно аннулировал контракт с Украиной.[38]

Таким образом, всего Ирак получил по этому контракту 88 БТР-4 из 420 заказанных.[39] Про полученные Ираком 88 БТР-4 в декабре 2013 года сообщалось, что «на сегодняшний день почти 80 % боевых машин не могут эксплуатироваться по их техническому состоянию».[40]

[править] Контракт от сентября 2009 года на поставку Ан-32Б

В сентябре 2009 года был заключён контракт на закупку на Украине шести военно-транспортных самолётов Ан-32Б (стоимостью 95 млн долл). Контракт фактически был навязан правительству Ирака Соединенными Штатами и представлял собой (вместе с контрактом на БТР-4) своего рода «отступное» Украине со стороны американцев в качестве компенсации за поддержку Киевом кампании США в Ираке.[41]

[править] Китай

[править] Кольчуга

Автоматизированная станция пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга» победила в тендере на систему радиотехнической разведки, проведенном КНР в 2001 году, в котором российский «Рособоронэкспорт» выставлял систему «Зоопарк»: «Кольчуга» имела существенно более высокие тактико-технические характеристики. В январе 2002 года «Укрспецэкспорт» подписал с Китаем контракт на поставку четырех установок «Кольчуги» в течение 2002 года.[42]

[править] Двигатели ТВ3-117ВМ

В декабре 2008 года «Мотор Сич» заключил контракт с китайской стороной на поставку 63 двигателей ТВ3-117ВМ для вертолётов Ми-171.[43]

[править] Двигатели АИ-222

По состоянию на 2013 год «Мотор Сич» осуществлял реализацию контракта на поставку в Китай авиадвигателей АИ-222, предназначенных для учебных самолётов.[44]

[править] Корабли

В 2009 году Украина заключила контракт на поставку в Китай 4-х малых десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Сумма контракта — $350 млн.[45][46]

[править] Самолёты Ил-78

9 декабря 2011 года КНР заключила контракт с ГК «Укроборонпром» стоимостью $44,7 млн на приобретение трех самолетов-заправщиков Ил-78 с хранения с проведением их капитально-восстановительного ремонта в качестве заправщиков, с последующей поставкой их ВВС НОАК. Украинские СМИ в связи с этим сообщали, что контракт был заключён украинской стороной по заведомо заниженной цене, и что рентабельность контракта достигается только при стоимости $52,5 млн, и что в результате работы по Ил-78 для КНР на НАРП являлись убыточными для завода. Хотя по условиям контракта первый самолет Ил-78 должен был быть поставлен в КНР в конце 2013 года, а два других — в 2014 году, однако украинская сторона не смогла выдержать контрактные сроки. Фактически первый самолет Ил-78 по данному контракту (серийный номер 59-10, заводской номер 0073478359, прежняя советская/украинская регистрация СССР/UR-76744), прошедший ремонт на НАРП, совершил первый послеремонтный полет в Кульбакино (Николаев) только 25 марта 2014 года и был поставлен КНР в октябре 2014 года, получив бортовой номер ВВС НОАК «20641». Второй самолет Ил-78 по контракту (серийный номер 60-10, заводской номер 0073479400, прежняя регистрация CCCP/UR-76760) был поставлен в Китай в июне 2015 года, получив бортовой номер ВВС НОАК «20642». 16 апреля 2016 г. аэродром Кульбакино покинул третий заключительный самолет по контракту. В ВВС НОАК все полученные самолеты Ил-78 вошли в состав 38-го транспортного авиационного полка 13-ой транспортной авиационной дивизии, базирующегося на аэродром Ухань-Паочжувань в провинции Хэбэй.[47][48]

[править] Суда

ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» и фирма Monaco Shipping Services (MSS) 29 октября 2015 подписали контракт о сотрудничестве в организации и строительстве серии рефрижераторов типа «Бухта Русская» для Китая.[49]

[править] КНДР

Контракт на поставку в КНДР двух пассажирских самолётов Ан-148-100В был подписан в 2011 г. при посредничестве российской лизинговой компании ОАО «Ильюшин Финанс Ко», которая обеспечила финансирование и поставки комплектующих изделий. Первый самолет был передан заказчику авиакомпании «Air Koryo» еще в феврале 2013 г., задержка с поставкой второго, собранного почти два года назад, объяснялась проблемами с оплатой предыдущего борта.[50]

[править] Куба

В 2013 году с помощью «Ильюшин Финанс Ко» был заключён контракт на поставку в Кубу пассажирских самолётов Ан-158. В июне 2015 года Куба получила шестой, заключительный, самолёт по этому контракту.[51]

[править] Ливия

В 2005 году Украина заключила контракт с Ливией на ремонт четырех самолетов Ан-74ТК-300 для Каддафи. В 2009 году машины отремонтировали и усовершенствовали на Харьковском авиазаводе. Три самолета успели передать Ливии.[52]

[править] Нигерия

Был заключён контракт на поставку нигерийской армии неизвестного числа (предположительно, несколько десятков) грузовиков КрАЗ-6322 (6х6), которые стали поступать в вооруженные силы Нигерии в 2014—2015 годах.[53]

В 2014 году «Львовский бронетанковый ремонтный завод» осуществлял реализацию контракта на поставку танков в Нигерию. Как можно судить, это Т-72А или Б, оснащаемые комплектами динамической защиты 4С20.[54]

В октябре 2015 года было сообщено, что власти Нигерии подписали целый ряд оборонных контрактов с Украиной по направлению закупки бронетехники и авиационных средств поражения.[55]

[править] Пакистан

[править] Танки

Т-80УД демонстрировался и проходил испытания в Пакистане в 1993 и 1995 годах в рамках тендера на поставку нового ОБТ для этой страны.[56]

Летом 1996 года был заключён контракт на продажу Пакистану 320 танков Т-80УД Харьковского завода. Украина в течение четырёх лет должна была поставить Пакистану танки, запчасти, обучить персонал и обеспечить сервисное обслуживание на общую сумму $650 млн.[57][58] Экспортный вариант Т-80УД (объект 478БЭ) специально доработан именно под этого заказчика. Пакистан, испортивший отношения с западными поставщиками оружия из-за своей ядерной программы, приобрел Т-80УД исключительно потому, что больше никто танки третьего поколения ему не продавал.[59]

19 февраля 1997 года первые 15 машин были отправлены морем из Николаева в Карачи.[60][61]

В день отправки первой партии танков в Пакистан, то есть 19 февраля 1997 года, российский вице-премьер Олег Давыдов, курирующий деятельность МВЭС, заявил, что Россия не собирается поставлять комплектующие для производства украинских танков. И кроме того, не выдаст ни одной лицензии какой-либо третьей стране на продажу Украине запчастей. А на следующий день госкомпания «Росвооружение» официально заявила, что не участвует в украино-пакистанском контракте. Иначе говоря, поставка комплектующих по каналам «Росвооружения» для Киева была перекрыта. В ответ Украина обвинила Россию в нарушении соглашения о принципах сотрудничества в области загрузки предприятий ВПК обеих стран (подписано в 1995 году) и пригрозила прекратить поставки стыковочных узлов для российских космических кораблей. В разговоре с корреспондентом Ъ правительственный эксперт, курирующий вопросы оружейного экспорта в страны СНГ, объяснил причины отказа Москвы. Официальный Дели поставил жесткий ультиматум. Или Россия отказывается от участия в пакистанском контракте, или Индия замораживает индийско-российскую программу военно-технического сотрудничества, которая оценивается в $2,0-2,5 млрд.[62]

Киев оказался в критическом положении. Если вместо обещанных пакистанцам газотурбинных двигателей, которые производятся в России, можно было поставить свои, дизельные (что и было сделано), то технологией производства 125-мм танковых орудий и бронированных башен обладала лишь российская сторона. Было два решения: либо купить комплектующие у восточноевропейских соседей, либо снять их с законсервированных устаревших образцов бронетехники. Первый вариант провалился. Польша не осмелилась нарушить лицензионное соглашение по производству танков, подписанное еще с Советским Союзом. Как известно, страна-производитель обязана согласовывать продажу лицензионных товаров со страной-разработчиком.[63]

По данным Ъ, в начале апреля 1997 года, после испытаний первой партии украинских танков, пакистанские военные эксперты составили документ, который назывался «Независимая экспертная оценка технического состояния и возможностей танков Т-80УД, поставленных украинской стороной». Эксперты указывали на вопиющее несоответствие между контрактом и реальным товаром.[64]

Во-первых, Т-80УД были оснащены не газотурбинными, как было обещано, а старыми дизельными двигателями марки 6ТД. В условиях азиатской жары дизельные двигатели теряют в мощности, а значит, падает скорость и маневренность танка, что является в условиях боя одним из самых главных условий его живучести. И на двигателях стояли клейма выпуска середины 1980-х годов, что нарушало один из пунктов контракта, который обязывал «Укрспецэкспорт» поставлять Пакистану только новую технику.[65]

На танках Т-80УД не было тепловизоров — приборов, позволяющих эффективно вести бой ночью. В то время они выпускались лишь в России, причем были освоены российским ВПК совсем недавно, так что украинским производителям даже неоткуда было снимать эти приборы. А по контракту Исламабад платил за танки с тепловизорами.[66]

Наконец, Пакистан столкнулся с проблемой запчастей. Киев в нарушение подписанного контракта смог предложить Исламабаду только комплекты запчастей, бывших в употреблении. Иначе говоря, снятых со старых танков. Пакистан отказался.[67]

Одновременно стало известно, что качество орудий и башен, изготовленных на Украине, не выдерживает никакой критики. 125-мм орудие украинского производства могло произвести лишь 25 выстрелов, а не 1000, как российский аналог. Что касается башен, то они раскалывались при лобовом попадании, хотя именно лобовая часть танка должна быть наиболее защищенной.[68]

Таким образом, украинские поставщики нарушили сразу несколько важнейших условий подписанного с Пакистаном контракта. В итоге министр обороны Пакистана в одном из своих интервью заявил, что «украинские танки оказались пригодными лишь для участия в парадах».[69]

23 мая 1997 года генеральный директор завода, на котором собираются танки для Пакистана, Григорий Малюк заявил, что контракт с Исламабадом выполняется успешно и очередная партия танков готова к отправке. Правдой в этом заявлении была только информация о том, что следующая партия танков готова к отправке.[70]

26 мая 1997 года индийская газета «Стейтсмен» со ссылкой на правительственные источники в Исламабаде сообщила, что Пакистан собирается пересмотреть вопрос о своих финансовых обязательствах по контракту. По данным Ъ, в тот же день 26 мая 1997 года Пакистан официально выразил украинской стороне в лице компании «Укрспецэкспорт» свою озабоченность качеством выполнения контракта и объявил о возможном пересмотре его условий.[71]

Источники в Киеве, с которыми корреспондент Ъ встречался в июне 1997 года, уже даже не обсуждали вопрос о продолжении поставок танков: «Теперь выйти бы из этой ситуации без скандала». В том же месяце, как сообщили источники Ъ в Дели, корректировка контракта состоялась. Украина останется при $70 млн, уже перечисленных Пакистаном. Пакистану отправят в счет аванса 35 уже собранных танков. Применение им, как было сказано выше, уже найдено. Демонстрация военной мощи Пакистана на парадах.[72]

В мае 1998 года было сообщено, что за счёт запасов, накопленных на украинских базах хранения бронетанковой техники, а также благодаря личным связям руководства завода им. Малышева с российскими производителями комплектующих (некоторые российские заводы направили на Украину электронику под видом запчастей), контракт с Пакистаном реализуется строго по графику: уже поставлены 105 машин.[73]

В 1999 году контракт был выполнен.[74]

[править] Танковые двигатели

С 2001 года Украина сотрудничает с Пакистаном и Китаем в проекте пакистанского ОБТ Al-Khalid: тогда был заключён первый контракт на поставку МТО на базе двигателя 6ТД-2 для собираемого на мощностях в Таксиле и пакистанского ОБТ.[75]

В июле 2012 года завод им. Малышева (Харьков) заключил контракт на поставку в Пакистан для танков Al Khalid более 100 моторно-трансмиссионных отделений с двигателями 6ТД-2Е на срок около пяти лет.[76]

В феврале 2013 года концерн «Укрспецэкспорт» подписал контракт с представителями Пакистана на изготовление и поставку в эту страну 110 силовых установок для танков на сумму более $50 млн. Контракт рассчитан на 4 года и будет выполняться на мощностях ГП «Завод имени Малышева».[77]

[править] Ил-78

«Укрспецэкспорт» заключил в конце 2006 г. контракт с Пакистаном, который предусматривал поставку партии из четырех самолетов-заправщиков Ил-78 (и пока не использованный опцион на пятый самолет) для ВВС Пакистана на общую сумму более 25 млн долл.[78]

[править] Перу

Контракт стоимостью в 10,3 млн долларов получило украинское государственное предприятие «Антонов». Согласно соглашению, украинская сторона должна была провести ремонтные работы на авиационной базе в Перу и в последствии передать самолеты военно-морским силам. В 2015 году стало известно, что указанная сделка была сначала приостановлена, а в дальнейшем отменена. Официальная причина отмены контракта с украинской стороной не называется, но источники в министерстве обороны Перу сообщили о значительном росте стоимости работ и комплектующих с украинской стороны, что и побудило Перу к аннулированию контракта с ГП «Антонов».[79]

[править] Польша

ВВС Польши объявили тендер на закупку 40 ракет Р-27Р1 для истребителей МиГ-29 в ноябре 2015 года. Тендер с самого начала был формальностью, поскольку единственным реальным поставщиком ракет Р-27Р1 нового производства для Польши могла выступить только ГАХК «Артем», и таким образом, вопрос сводился по сути к выбору компании-"прокладки"-посредника для поставки этих ракет с Украины. Помимо консорциума WB Electronics и ГВП «СпецТехноЭкспорт», заявки на участие в тендере подали также две польские фирмы — Megmar Logistics & Consulting (Кутно) и Cenzin (Варшава). Как сообщил летом 2016 года польский веб-ресурс www.altair.com.pl, инспекторат вооружения министерства национальной обороны Польши присудил консорциуму в составе WB Electronics и украинского государственного внешнеторгового предприятия «СпецТехноЭкспорт» контракт на поставку 40 управляемых ракет Р-27Р1 класса «воздух — воздух» средней дальности нового производства с полуактивной радиолокационной системой наведения для оснащения истребителей МиГ-29 ВВС Польши. Поставка всех 40 ракет должна быть произведена до 30 ноября 2016 года на 23-ю тактическую авиационную базу в Минске-Мазовецком. Консорциум поставит новые ракеты Р-27Р1 производства киевской ГАХК «Артем». Это будут первые новые ракеты семейства Р-27, приобретаемые ВВС Польши после получения ракет этого типа из СССР при поставках истребителей МиГ-29, а также получения также ракет еще советского производства из наличия ВВС ФРГ вместе с переданными немцами бывшими ГДР-овскими истребителями МиГ-29. По условиям тендера, закупаемые ракеты Р-27Р1 должны быть изготовлены не более чем за год до даты поставки. Для ГАХК «Артем» это, видимо, наиболее значительный контракт на поставку ракет серии Р-27 после реализации в 2013 году контракта стоимостью 246 млн долл на поставку 400 ракет (180 Р-27ЭР1, 180 Р-27ЭТ1 и 40 учебных) в Индию.[80]

[править] Россия

[править] Вертолётные двигатели

По состоянию на 2015 год самым крупным для «Мотор Сича» является российский рынок: до 2016 года компания выполняет пятилетний контракт для госкомпании «Вертолёты России» на поставку 1300 двигателей на сумму $1,2 млрд.[81]

[править] Ракеты-носители

В апреле 2017 между компанией S7 SeaLaunch Limited и «Южмашем» заключен контракт на изготовление 12 единиц РН «Зенит». В январе 2018 года отмечалось, что в рамках этого контракта выполняется заказ на изготовление двух изделий со сроком их поставки в 2018 году.[82]

[править] США

[править] Контракт от 2005 года на поставку Ил-78

Контракт на приобретение двух самолетов-заправщиков Ил-78 был заключен в июле 2005 г. с компанией «North American Tactical Aviation», созданной отставными летчиками морской авиации США, пытавшейся выйти на рынок контрактных заправочных услуг для авиации ВМС США, в частности, в интересах частной компании «Tactical Air Defense Services». В дальнейшем борт номер N78GF, прибывший в конце мая 2006 г. в аэропорт Шерман/Дэнисон-Грейсон (штат Техас), был перепродан другой американской компании «Air Support Systems», которая, в свою очередь, сдала его в аренду фирме «Tactical Air Defense Services», продолжавшей предлагать использование двух Ил-78 и двух Ил-76МД, якобы находившихся в собственности.[83]

Летную и наземную эксплуатацию самолета в течение нескольких лет после продажи осуществляли специалисты ГП "Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» до тех пор, пока в июле 2009 г. пять украинцев не были задержаны в связи с нарушением иммиграционного законодательства США после посадки Ил-78 на дозаправку в Международном аэропорту Сойера в Техасе.[84]

Сообщалось, что в июле 2009 г. «Tactical Air Defense Services» получила первый контракт на использование этого Ил-78 по назначению от некоего ближневосточного заказчика, однако к реальной эксплуатации Ил-78 из-за затянувшейся американской сертификации самолета, а также борьбы внутри менеджмента за контроль над фирмой так и не приступила.[85]

В связи с неудачным бизнес-стартом второй самолет Ил-78 (N78RX) также не использовался по первоначальному назначению и был продан в начале 2010 г. «Air Support Systems» частному лицу в г. Сент-Луис (штат Миссури) и ныне зарегистрирован на компанию «Il78-2 LLC». Сертификат FAA на оба самолета истек уже в 2013 г., но никаких сведений об их эксплуатации больше не поступало. При этом самолет так и не покинул территорию Украины.[86]

Существует также неподтвержденная официально версия о том, что истинной причиной заключения этого невыгодного, на первый взгляд, контракта послужило желание Китая приобрести на Украине около десятка Ил-78, что затрагивало интересы национальной безопасности США. После соответствующего воздействия на администрацию президента Виктора Ющенко сделку «переиграли», причем разница в финансовых результатах оказалась для Украины несоизмеримой. Так, представители «Рособоронэкпорта» обсуждали с Китаем цену в 25-30 млн долл. за один заправщик, а цена, зафиксированная украинской таможней за первый проданный американцам самолет, составила всего лишь 600 тыс. долл.[87]

[править] Судан

10 октября 2009 года украинская государственная компания «Спецтехноэкспорт» заключила контракт с Военно-промышленной корпорацией (Military Industrial Corporation — MIC) министерства обороны Судана при посредничестве суданской компании El Shaheed Ibrahim Shamseldeen Complex For Heavy Industries на поставку крупной партии наземного вооружения, включавшей 110 основных танков Т-72М1, 60 модернизированных танков Т-55М и 120 бронетранспортеров БТР-3Е1. Танки поступали из наличия министерства обороны Украины с последующим ремонтом, а БТР-3Е1 должны были поставляться нового производства ГП «Киевский ремонтно-механический завод». БТР-3Е1 должны были поставляться со штатным комплектом индивидуальных ЗИП, дополнительной защитой и новым удешевленным боевым модулем «Штурм-3МС» (основные отличия — отсутствие ПТРК «Барьер» и 30-мм гранатомета, изменено место размещения прицельного комплекса). Общая стоимость продаваемой по этому контракту в Судан бронетехники составила около 70 млн евро., а дополнительное соглашение к нему предполагало поставку запчастей на сумму еще не менее 7 млн евро. Это должно было стать лишь первой частью поставок Судану с Украины наземной техники и вооружения по так называемому «большому контракту» на сумму несколько сот миллионов евро.[88]

В течение 2010—2012 годов Украина, согласно данным предоставленным ею в Регистр обычных вооружений ООН, поставила в Судан суммарно 110 танков Т-72М1 (фактически, как можно судить, имеются в виду Т-72А из наличия с установкой навесной динамической защиты «Контакт-1»), 60 танков Т-55М, 30 БМП-1, 10 БРДМ-2, 41 самоходную гаубицу 2С1 калибра 122 мм, 30 боевых машин РСЗО БМ-21 «Град» калибра 122 мм, а также один модернизированный бронетранспортер БТР-70Дi в варианте командно-штабной машины.[89]

В отличие от продаж старой техники, реализация контракта на поставку Судану 120 БТР-3Е1 нового изготовления столкнулась с серьезными трудностями. В конце 2010 года ГП «Киевский ремонтно-механический завод» смог отправить в Судан лишь два первых бронетранспортера, а в 2011 году — лишь еще восемь БТР-3Е1. В связи с хроническими срывами сроков выполнения контракта и выявившимся неудовлетворительным качеством уже полученных десяти машин, суданская сторона в 2012 году аннулировала контракт в части поставки БТР-3Е1 и отказалась от получения 110 остальных единиц. Таким образом, БТР-3 в Судане повторили судьбу этих машин в ОАЭ (стартовом заказчике, финансировавшем его разработку), Мьянме, Азербайджане и Казахстане — когда после получения небольших партий БТР-3 заказчики отказывались от дальнейшего получения этой техники.[90]

[править] Таиланд

В 2006 году Украина заключила контракт на поставку в Таиланд 112 БТР-3Е1. Сумма контракта — $130 млн. В 2010 году были отправлены 14 БТР-3Е1, 2 машины техобслуживания (МТО), 3 тренажера для подготовки экипажей.[91]

По контрактам 2007 и 2011 годов Таиланду должно было быть поставлено суммарно 233 БТР-3Е1 и машины на их базе, из которых в 2010—2013 годах было отгружено, по разным источникам, от 142 до 153 единиц.[92]

В марте 2010 года Т-84 «Оплот» выиграл в таиландском тендере на 200 машин.[93] 1 сентября 2011 года Таиланд заключил контракт с украинской государственной компанией «Укрспецэкспорт» стоимостью более 240 млн долл. на приобретение 49 новых танков БМ «Оплот-Т» и двух бронированных ремонтно-эвакуационных машин на их базе со сроком выполнения до конца 2014 года. Реализация договора харьковским ГП «Завод им. Малышева» затянулась. Первые пять танков «Оплот-Т» были доставлены морским путем в Таиланд 4 февраля 2014, а следующие пять — 31 мая 2015.[94]

[править] Туркмения

В апреле 2016 года было сообщено, что «Крюковский вагоностроительный завод» заключил контракт на поставку в Туркменистан 750 грузовых вагонов. Поставка должна быть осуществлена до июня 2016 года.[95]

[править] Хорватия

Контракт стоимостью 133 млн долл, заключенный в июле 2013 года хорватской стороной с ГК «Укрспецэкспорт», предусматривал ремонт на «Одесавиаремсервисе» пяти истребителей МиГ-21бис и двух учебно-боевых самолетов МиГ-21УМ ВВС Хорватии, а также пяти бывших якобы «йеменских» истребителей, подлежавших восстановлению и модернизации в соответствии с требованиями ВВС Хорватии (сами самолеты покупались хорватами за 19,6 млн долл в рамках общего контракта). Одесское предприятие затянуло сроки выполнения этого контракта (завершив его только к 2015 году при контрактном сроке сдачи 30 июля 2014 года), и хорватская сторона, как сообщают, осталась недовольна качеством работ, а в 2015 году наложила на «Укрспецэкспорт» штраф за срыв их сроков.[96]

[править] Чад

Истребитель МиГ-29
Истребитель МиГ-29

Заключённый украинской стороной контракт предусматривает поставку Чаду из наличия ВВС Украины трёх истребителей МиГ-29 (в том числе, предположительно, одного учебно-боевого МиГ-29УБ).[97]

[править] Экваториальная Гвинея

В 2008 году фактически был сорван контракт Украины на поставку Ан-32 в Экваториальную Гвинею. Африканским заказчикам вместо новых комплектующих подсунули старые узлы, с просроченными ресурсами. Экваториальная Гвинея от дальнейшего сотрудничества с Украиной отказалась.[98]

[править] Эфиопия

[править] Контракт 2011 года на поставку Т-72

В июне 2011 года государственная компания «Укрспецэкспорт» заключила контракт №USE-20.2-8-K/KE-11 с государственной корпорацией «Metals & Engineering Corporation» (Lideta Sub-City, Addis Ababa, Metechead Office) на поставку бронетанковой техники Министерству национальной обороны Федеративной Демократической Республики Эфиопия. Официально было сообщено, что будет поставлено примерно 200 танков Т-72, а его сумма превышает $100 млн, что позволило этому контракту войти в число восьми крупнейших сделок «Укрспецэкспорта» за предыдущие 15 лет. Как сообщили УНИАН в пресс-службе «Укрспецэкспорта», этот вид боевой техники будет оснащен модернизированной силовой установкой и комплексом управления вооружением.[99][100][101]

Сотрудники ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» сообщили, что решение о заключении контракта было принято еще до окончания выставки вооружений в Абу-Даби (ОАЭ), прошедшей в феврале 2011 г., на которой был представлен действующий образец модернизированного танка Т-72УМГ с новой силовой установкой на базе оппозитного дизельного двигателя 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. разработки ГП «Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению» с сохранением вентиляторной системы охлаждения, кондиционером и вспомогательной силовой установкой, улучшенным прицельным комплексом управляемого ракетного вооружения и автоматом заряжания, адаптированным под танковые управляемые ракеты «Комбат» разработки и производства ГосККБ «Луч», и динамической защитой «Нож» разработки ГП МБЦКТ «Микротек».[102]

Выполнение контракта было передано на ГП «Киевский бронетанковый завод» (директор — Вадим Шкавро), также привлекалось ГП «Львовский бронетанковый завод», которое был головным исполнителем на поставку бронетехники в Судан. Из-за стесненного финансового состояния заказчика было принято решение о покупке не только модернизированной версии танка на базе варианта Т-72УМГ, доработанной с учетом его пожеланий, но также и Т-72Б1 второй категории без проведения ремонта, но с проверкой на работоспособность, и танков Т-72Б1 после проведения капитального ремонта. Итоговая сумма контракта составила 137 млн долл. Транспортировка осуществляется из украинского порта Октябрьск в порт Джибути.[103]

В 2011 г. было поставлено:[104]

  • 72 основных боевых танка Т-72Б1, а также четыре тягача БТС-5Б;
  • 5360 элементов динамической защиты ХСЧКВ-34 разработки и производства ГП БЦКТ «Микротек» по цене 202 долл. за штуку;
  • тренажеры механика-водителя танка Т-72 ТМВ-72 и тренажер экипажа модернизированных танков Т-72, предназначенные для обеспечения индивидуальной подготовки механиков-водителей и экипажей танков Т-72 на общую сумму 712 тыс. долл.;
  • 4 передвижных мастерских технического обслуживания (МТО на шасси КрАЗ-6322) — (№ шасси Y7A632207BO814137, № двигателя ВО419967; шасси Y7A632207BO814146, № двигателя ВО419399; № шасси Y7A632207BO814139, № двигателя АО396168; № шасси Y7A632207BO814476, № двигателя ВО444377) — на общую сумму 1,49 млн долл.

В 2012 г. было поставлено:[105]

  • 99 танков Т-72Б1; в том числе -
  • 8550 элементов динамической защиты ХСЧКВ-34 разработки и производства ГП БЦКТ «Микротек» по цене 202 долл. за штуку;
  • передвижная мастерская по ремонту электрооборудования (МЭС на шасси КрАЗ-6322) (№ шасси Y7A632207BO814845, № двигателя CO468164) и контрольно-проверочная машина для комплекса управляемого ракетного вооружения (КПМ на шасси КрАЗ-5133) (№ шасси Y7A513) — на общую сумму 510 тыс. долл.;
  • комплект тренажерно-контрольный КТК1, контролирующий при стрельбе отклонение линии прицеливания, который позволяет оценить техническое состояние лазерного канала прицела и отрабатывать профессиональные навыки наводчиков, за 75 тыс. долл.

В 2013 г. было поставлено:[106]

  • 16 танков Т-72Б1 после капитального ремонта с комплектом ЗИП 1:1, без пулеметов ПКТ и НСВТ по цене 358 тыс. долл. за каждый (зав. номера: Х053822, Х05АТ4173, Ф10ВТ5842, Ц05АТ9202, Б12ВТ1580, Д07ВТ9271, Ц03АТ2515, И12АТ4328, Б12ВТ1625, В09ВТ9440, В10ВТ3246, Б04ВТ4336, Б10ВТ2601 и др.);
  • 13 модернизированных танков Т-72 после капитального ремонта с комплектом ЗИП 1:1, без пулеметов ПКТ и НСВТ по 468,2 тыс. долл. каждый (зав. номера: Х04ВТ3297, Х03ВТ7635, Х02ВТ3308, Х05ВТ3847, Х06ВТ5340, Х06ВТ5275 и др.);
  • 13 комплектов для модернизации танков Т-72 в составе: дизель 5ТДФМА-1 с редуктором привода вентилятора и индивидуальным комплектом ЗИП (1050ДА210Сб) и энергоагрегат ЭА10-2 с индивидуальным комплектом ЗИП (ЭА10-2Сб) по 227 тыс. долл. каждый;
  • 13 комплектов для модернизированных танков Т-72 после капитального ремонта в составе: ночной прицел устройство наведения 1К13-49, обеспечивающий возможность применения танковых управляемых ракет комплекса «Комбат», бронированная защита 1К13-49 в комплекте с редуктором привода заслонки, комплект гусениц 478ДУ2.55.210сб и пр. по 146 тыс. долл. за каждый;
  • 195 125-мм выстрелов для ПТУР «Комбат» по цене 29,25 тыс. долл. за штуку;
  • 2000 аэрозольных гранат ГД-1 разработки и производства ГосНИИ ХП (г. Шостка) на общую сумму 1,17 млн долл.;
  • 6 эксплуатационных комплектов ЗИП 1:30 65.184.1.ЭК-1 к танкам Т-72Б1 по цене 295 тыс. долл. за каждый.

В 2014 г. было поставлено 11 модернизированных танков Т-72 без пулеметов ПКТ и НСВТ.[107]

В 2015 г. было поставлено 4 модернизированных танка Т-72 без пулеметов ПКТ и НСВТ.[108]

Всего за 5 лет было отгружено 215 танков Т-72 в различной комплектации, из них 35 модернизированных.[109]

[править] Контракт 2013 года на поставку запчастей к Т-55

В этом же году «Укрспецэкспорт» заключил контракт № USE-20.2-37-K/КЕ-13 с Центральным Директоратом закупок Министерства национальной обороны ФДР Эфиопии (Ministry of National Defense Central Procurement Directorate) на поставку комплектов запасных частей и специальных инструментов к танкам типа Т-55, остававшихся на вооружении эфиопской армии.[110]

[править] Компании

[править] Укроборонпром

В 2015 году Укроборонпром подписал экспортные контракты на 1,3 миллиарда долларов.[111]

[править] Примечания

  1. «Мотор Сич» подписал контракт на поставку двигателей в Австрию — портал новостей LB.ua // Economics.lb.ua
  2. [1]
  3. [2]
  4. В ожидании бури: Южный Кавказ // ЦАСТ, 2018
  5. В ожидании бури: Южный Кавказ // ЦАСТ, 2018
  6. В ожидании бури: Южный Кавказ // ЦАСТ, 2018
  7. В ожидании бури: Южный Кавказ // ЦАСТ, 2018
  8. В ожидании бури: Южный Кавказ // ЦАСТ, 2018
  9. [3]
  10. Алжир приобрел украинские ПТРК «Скиф». 29 июля 2016
  11. Захаров В. М. Военное строительство в государствах постсоветского пространства // РИСИ, 2011
  12. Контракт на поставку украинских танков Т-64БМ1М в Конго аннулирован — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  13. Контракт на поставку украинских танков Т-64БМ1М в Конго аннулирован — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  14. Украина поставила Нигерии танки Т-72АВ и БТР-4Е — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  15. Египет получил очередную партию грузовиков «КрАЗ» и заключил новый контракт на их закупку — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  16. Продолжение историй об откатах в оружейной торговле Украины — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  17. Продолжение историй об откатах в оружейной торговле Украины — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  18. Крупные контракты «Укрспецэкспорта». 10 июня 2011
  19. Продолжение историй об откатах в оружейной торговле Украины — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  20. ВВС Польши приобретают на Украине 40 авиационных ракет Р-27Р1. 1 июля 2016
  21. «Турбоатом» подписал контракт о поставке оборудования для АЭС Индии | Российское атомное сообщество // Atomic-energy.ru
  22. «Турбоатом» подписал контракт о поставке оборудования для АЭС Индии | Российское атомное сообщество // Atomic-energy.ru
  23. [4]
  24. Четыре украинских БТР-4М прибыли в Индонезию. 29 сентября 2016
  25. Подробности скандального пакета контрактов на поставку в Ирак украинских вооружений, включая БТР-4Е — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  26. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  27. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  28. «Укрспецэкспорт» подписал контракт с Пакистаном | УНИАН // Unian.net
  29. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  30. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  31. «Укрспецэкспорт» подписал контракт с Пакистаном | УНИАН // Unian.net
  32. В Укрспецэкспорте заявляют, что работают с Ираком «в штатном режиме» // Unian.net
  33. Добкин: Ирак не рассчитался с Украиной за поставленные БТР // Unian.net
  34. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  35. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  36. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  37. Иракский депутат обвинил Украину в поставках ржавых и старых БТР. 28 февраля 2013
  38. Предназначавшиеся для Ирака БТР-4 возвращаются на Украину — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  39. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  40. Скандальные перипетии контракта на поставку БТР-4 в Ирак. 15 декабря 2013
  41. Перспективы украинского бронетранспортеростроения. 31 января 2013
  42. Что такое «Кольчуга» // Коммерсантъ
  43. «Мотор Сич» — обнял и задушил // Военно-промышленный курьер
  44. «Мотор Сич» реализует контракт на поставку в Китай авиадвигателей для учебных самолетов — Мотор-Сич // Motorsich.ru
  45. Крупные контракты «Укрспецэкспорта». 10 июня 2011
  46. Украина заняла четвертое место среди крупнейших экспортеров оружия в мире // Unian.net
  47. Третий Ил-78 с Украины для Китая — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  48. Украинские Ил-78 для Китая: нет контракта без скандала
  49. Украинский завод будет производить суда для экспорта в Китай | РИА Новости Украина // Rian.com.ua
  50. Плакали наши денежки. Итоги работы авиапрома Украины в 2015 году. 19 декабря 2015
  51. Плакали наши денежки. Итоги работы авиапрома Украины в 2015 году. 19 декабря 2015
  52. [5]
  53. Стало известно о заключении КрАЗом контрактов на поставку грузовиков в Африку — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  54. Львовские Т-72 для Нигерии — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  55. Украина поставит Нигерии модернизированные вертолеты Ми-24 — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  56. Основной танк Т-80УД (Объект 478Б «Береза») // Военное обозрение
  57. РОССИЯ И УКРАИНА НА РЫНКАХ ОРУЖИЯ — Деньги — gazeta.zn.ua // Gazeta.zn.ua
  58. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  59. [6]
  60. РОССИЯ И УКРАИНА НА РЫНКАХ ОРУЖИЯ — Деньги — gazeta.zn.ua // Gazeta.zn.ua
  61. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  62. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  63. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  64. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  65. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  66. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  67. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  68. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  69. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  70. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  71. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  72. Парадно-выходной контракт. 10 июня 1997
  73. Танковая война между Россией и Украиной // Коммерсантъ
  74. Крупные контракты «Укрспецэкспорта». 10 июня 2011
  75. [7]
  76. Оборонная промышленность и торговля вооружениями КНР // ЦАСТ, 2013
  77. «Укрспецэкспорт» подписал контракт с Пакистаном | УНИАН // Unian.net
  78. [8]
  79. Украина потеряла перуанский контракт на ремонт транспортных самолетов Ан-32 — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  80. ВВС Польши приобретают на Украине 40 авиационных ракет Р-27Р1. 1 июля 2016
  81. «Мотор Сич» подписал контракт на поставку двигателей в Австрию — портал новостей LB.ua // Economics.lb.ua
  82. [9]
  83. [10]
  84. [11]
  85. [12]
  86. [13]
  87. [14]
  88. Неудача с поставкой украинских БТР-3Е1 в Судан — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  89. Неудача с поставкой украинских БТР-3Е1 в Судан — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  90. Неудача с поставкой украинских БТР-3Е1 в Судан — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  91. Крупные контракты «Укрспецэкспорта». 10 июня 2011
  92. Поставка украинских бронетранспортеров БТР-3Е1 в Таиланд приостановлена — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  93. Как Россия участвовала в международных тендерах вооружений. История вопроса. 29 апреля 2011
  94. Украинские оборонщики настаивают на том, что танковый контракт с Таиландом исполняется — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  95. КВСЗ заключил контракт на поставку в Туркменистан 750 грузовых вагонов. Капитал // Capital.ua
  96. Хорватия заподозрила Украину в поставке поддельных истребителей МиГ-21 — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  97. МиГ-29 с Украины для Чада — bmpd // Bmpd.livejournal.com
  98. Украинский авиапром: стабильная стагнация. 12 января 2011
  99. [15]
  100. «Укрспецэкспорт» продаст Эфиопии 200 танков за более чем 100 млн долл // УНИАН
  101. Основу бронетанкового экспорта по-прежнему составляет советская техника — эксперт // УНИАН
  102. [16]
  103. [17]
  104. [18]
  105. [19]
  106. [20]
  107. [21]
  108. [22]
  109. [23]
  110. [24]
  111. «Укроборонпром» за год подписал контрактов по экспорту оружия на $1,3 миллиарда // УНИАН
Личные инструменты